Психолого-педагогические исследования
2011. Том 3. № 2
ISSN: 2587-6139 (online)
Страны БРИКС инвестируют в образование: ответ на глобальные вызовы и социальные изменения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: образовательная политика, благополучие, человеческий капитал, экономический рост, ESRC, страны БРИКС
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шведовская А.А. Страны БРИКС инвестируют в образование: ответ на глобальные вызовы и социальные изменения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n2/41681 (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Идея взаимодействия образовательной, экономической, научной и социальной сфер становится в последнее время достаточно популярной в различных странах [3; 6], поскольку без интеграции образования, науки и реального экономического сектора невозможно эффективное развитие государства [2]. С точки зрения изучения взаимосвязей экономического роста, образовательной политики и социально-экономического и личностного благополучия детей и молодежи интересен и поучителен опыт развивающихся экономик, например стран БРИКС.
В марте 2010 г. стартовал международный проект «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки», осуществляемый при поддержке Cовета по экономическим и социальным исследованиям (Economic and Social Research Council; ESRC). В проекте участвуют Университет г. Бата (Великобритания), Университет г. Кейптауна (ЮАР), Католический университет г. Сан-Паулу (Бразилия), Московский городской психолого-педагогический университет (Россия).
Основополагающим понятием проекта стало понятие «благополучие (well-being)». ЮНИСЕФ констатирует, что обеспечение благополучия является задачей, универсальной для всех стран, но конкретные социальные, экономические и культурные контексты вносят в этот процесс свою специфику. В частности, необходимо учитывать личностный потенциал детей, их способности и умения, которые, в свою очередь, обеспечиваются поддержкой со стороны семьи, местного сообщества, государства. Таким образом, благополучие не является некоей постоянной, напротив, в каждом конкретном случае оно определяется взаимодействием ряда компонентов [4].
ЮНИСЕФ предлагает измерять благополучие детей по шести параметрам, соответствующим шести основным сферам жизни: материальное благополучие; здоровье и безопасность; образование; межличностные отношения; субъективное благополучие; поведение и стиль жизни. Эти параметры включают в себя восемнадцать компонентов и сорок индикаторов.
Материальное благополучие:
бедность – число детей, живущих в семьях с доходом менее 50 % от среднего;
депривация – низкий достаток в семье; депривация образовательных потребностей; культурная депривация;
безработица – процент семей с детьми, не имеющих в своем составе работающего взрослого.
Здоровье и безопасность:
здоровье новорожденных – смертность среди новорожденных; маловесные (недоношенные) новорожденные;
иммунизация (охват прививками) – корь; DPT3 (дифтерия, коклюш, столбняк); Pol3 (полиомиелит);
смертность – число детских смертей (от несчастных случаев и от других причин).
Образование:
образовательные достижения – грамотность; владение арифметическими действиями; владение элементарными естественнонаучными понятиями;
посещаемость образовательных учреждений – число учащихся в возрасте от 15 до 19 лет на очных и очно-заочных формах обучения;
планы, связанные с работой и образованием – число молодых людей, не учащихся и не работающих; число молодых людей, планирующих стать неквалифицированными или низкоквалифицированными работниками.
Межличностные отношения:
структура семьи – число детей, живущих в монородительских семьях; число детей, живущих в семьях с отчимами или мачехами;
семейные отношения – существование традиции совместного приема пищи; существование такой формы времяпрепровождения, как беседа с родителями;
отношения со сверстниками – насколько дети считают сверстников добрыми и готовыми помочь.
Субъективное благополучие:
здоровье – самооценка самочувствия;
личностное благополучие – число детей (молодых людей) с высоким уровнем удовлетворенности жизнью; число детей (молодых людей), воспринимающих себя как аутсайдеров; число детей (молодых людей), чувствующих себя неловко, «не на своем месте»; число детей (молодых людей), чувствующих себя одинокими;
образовательное благополучие – число детей (молодых людей), положительно относящихся к школе.
Поведение и стиль жизни:
рискованное поведение – курение табака; прием алкоголя; курение марихуаны; частота подростковых беременностей; частота сексуальных дебютов в возрасте до 15 лет; использование презервативов;
опыт переживания насилия – физическое насилие; травля;
поведение, связанное с заботой о здоровье, – ежедневное потребление фруктов; ежедневные завтраки в школе; физическая активность; лишний вес.
Изучение структуры взаимосвязей личностного благополучия, образования, экономики и безопасности детей и молодежи в зависимости от социально-экономического контекста, а также обусловленности этих взаимосвязей культурными традициями стало основной темой проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки».
В течение всего исследовательского периода национальные координаторы проекта регулярно проводят экспертные симпозиумы с участием представителей академического сообщества, общественных деятелей и практиков в сфере образования, экономики, психологии и обеспечения безопасности.
Экспертные симпозиумы по обсуждению проблем проекта основываются на следующих принципах:
-
предметность – заслушиваются аналитические узко дисциплинарные доклады специалистов (экономика, образование, благополучие);
-
дискуссионность – аналитические доклады сопровождаются обязательными комментариями приглашенных специалистов;
-
экспертность – членами экспертной группы осуществляется сравнительный анализ национальной ситуации в стране-участнице.
В работе первого экспертного симпозиума «Rising Power», который проводился с 17 по 19 мая 2010 г. на базе крупнейшего университета г. Сан-Паулу (Бразилия) – Католического университета, приняли участие более 20 руководителей образовательных учреждений округа Сан-Паулу, политические деятели и представители академического сообщества. Основной темой обсуждения стало соотношение между расходами правительства на базовое образование и расходами на процесс накопления человеческого капитала. Дело в том, что «перекрывающая» («overlapping-generations») модель инвестиций в образование, когда налоги старшего поколения тратятся на финансирование базового образования подрастающего поколения, не гарантирует стабильного экономического роста, если это финансирование не подкреплено дальнейшими инвестициями в высшее образование. Поэтому в некоторых странах государственные расходы на базовое образование оказывают незначительное влияние на рост экономики [11].
С 6 по 9 декабря 2010 г. на базе Московского городского психолого-педагогического университета прошел симпозиум «Инвестиции в образование – вклад в будущее». На нем выступили руководители и представители Департамента образования Москвы, Общественной палаты РФ, Департамента стратегического развития Министерства образования и науки РФ, Управления по социальной, психологической и воспитательной работе ФСИН РФ, Института социологии образования РАО, Института образовательной политики «Эврика», директора школ и учебных центров Москвы.
Следующий симпозиум – «Глобальные вызовы и социальные изменения» («Global Challenges and Social Change Initiative»), организованный Университетом г. Кейптауна (ЮАР), проходил с 7 по 9 марта 2011 г. в Кейптауне в конференц-центре «Бельмонт Сквер». В отличие от первых двух симпозиумов его работа еще не освещалась на страницах журнала, поэтому представим ее подробнее.
За три дня симпозиум посетило более ста специалистов-дискутантов, перед которыми выступили 19 докладчиков. Темой симпозиума стали коренные изменения в современном южноафриканском обществе и последовавшие за ними изменения в экономической, образовательной и социальной сферах.
Основные направления развития крупнейшего университета в ЮАР в условиях пост-апартеида обозначил заместитель вице-канцлера Университета г. Кейптауна профессор Краин Содиен (Crain Soudien). Он остановился на трудностях и достижениях Университета с более чем столетней историей и выразил надежду, что результаты исследовательского проекта помогут выработать рекомендации для модернизации образовательной политики государства в целом. Профессор К. Содиен указал на необходимость направить итоговый доклад проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» в профильные департаменты ЮАР для ознакомления.
Совместный доклад директора Центра социокультурных и деятельностных исследований Университета г. Бата (Великобритания), профессора Гарри Дэниелса (Harry Daniels) и специалиста в сфере экономики и образовательной политики профессора Хью Лаудера (Hugh Lauder) был посвящен миссии и задачам проекта и определению круга вопросов, которые следует изучить на примере стран с развивающейся экономикой. Доклад вызвал живой интерес собравшихся и породил ряд дискуссий – о необходимости участия академического сообщества в построении образовательной политики страны, о теоретических и практических основаниях для модернизации образования. Доклад дополнили выступления экспертов проекта – профессора Анджелы Лесса (Angela Lessa) и кандидата психологических наук Анны Шведовской, обозначивших основные тенденции в экономике, на рынке труда и в изменении уровня благополучия и образования в Бразилии и России.
Важным фактором реализации образовательной политики страны является ресурсное обеспечение образовательного сектора. По сведениям генерального управляющего в сфере образования Пенни Винджевольд (PennyVinjevold), из заложенных в бюджет ЮАР на 2011/2012 гг. средств на здравоохранение выделено 36,4 %, на образование – 36,2 % , 11,2 % – на транспорт, 7,6 % – на культуру, спорт, туризм, 3,6 % – на социальное развитие. При этом финансирование образования в основном означает вложения в развитие материально-технической базы образовательных учреждений – они идут на ремонт школ, покупку книг и прочие нужды, но не на повышение квалификации учителей или повышение уровня их заработной платы.
По мнению профессора экономики и главы Национального исследовательского фонда университета Стелленбош (Stellenbosch) Сервааса ван дер Берга (Servaas Van der Berg), качество образования и качество услуг на рынке труда взаимосвязаны. Карьерный рост находится в определенной зависимости от образовательной траектории. Качество подготовки в школах и университетах влияет на продуктивность последующей профессиональной деятельности и уровень зарплаты на рабочих местах. Окончание малопрестижного образовательного учреждения не позволяет претендовать на получение высококвалифицированной и хорошо оплачиваемой работы. Профессор отметил, что в ЮАР закончить непрестижную школу и получить при этом хорошую работу можно только при большом везении. Таким образом, круг «слабого» уровня образования и низкого уровня жизни замыкается.
В ЮАР очень остры проблемы целевого финансирования школ и качества подготовки учитилей. По словам директора Института детства Университета г. Кейптауна профессора Ширли Пенделбари (ShirleyPendelbury) и старшего научного сотрудника Института Детства доктора Катарины Холл (Katharine Hall), общий образовательный уровень учителей в ЮАР довольно низок. Не имея специального образования и не владея образовательными технологиями, учителя, особенно начальных классов, не способны обеспечить на должном уровне процесс обучения. Одно из решений данной проблемы профессор Ш.Пенделбари видит в том, чтобы сделать главным медиатором между получаемым знанием и учащимся – не учителя, а учебно-методическое пособие.
Говоря о приоритетных направлениях вложения денег в образование, профессор психологии Университета г. Кейптауна Энди Дауэс (Andy Dawes) указал на необходимость инвестирования в раннее детство [7]. При этом он отметил также, что следует учитывать и исследовать отсроченный образовательный эффект. С этой целью в ЮАР реализуется Национальный интегративный план развития образования и проводится мониторинг результатов Национального образовательного теста.
Проблему производства знаний в условиях развивающихся экономик проанализировал профессор Нико Клоете (Nico Cloete), директор Центра реформирования высшего образования. В инновационном «обществе знаний» (knowledge society) университеты играют роль «учреждений по производству знаний» (knowledge institutions) – на их базе производятся, аккумулируются, транслируются и используются новые знания. Центр, возглавляемый профессором Н.Клоете, регулярно проводит оценку состояния высшего образования в ЮАР и других странах Африки [9].
Профессор Н.Клоете привел список лучших вузов Африки, составленный Центром реформирования высшего образования:
-
Ботсвана – Университет Ботсваны (University of Botswana);
-
Гана – Университет Ганы (University of Ghana);
-
Кения – Университет Найроби (University of Nairobi);
-
Мавритания – Мавританский Университет (University of Mauritius);
-
Мозамбик – Университет Эдуардо Мондлейн (Eduardo Mondlane);
-
ЮАР – Университет Нельсона Манделы (Nelson Mandela Metropolitan University);
-
Танзания – Университет Дар эс Салама (University of Dar es Salaam);
-
Уганда – Университет Макерере (Makerere University).
Профессор Н.Клоете выделил три этапа развития высшего образования в контексте экономического развития:
первый этап – развитие, основанное на определенных факторах (factor-driven);
второй этап – развитие, основанное на эффективности (efficiency-driven);
третий этап – развитие, основанное на инновациях (innovations-driven).
По мнению профессора Н.Клоете, все страны – участницы проекта находятся на втором этапе.
ЮАР – страна одиннадцати официальных языков. Это обусловливает дополнительные сложности образовательного процесса. Как отметила доктор Мастин Принслу (Mastin Prinsloo), сотрудник педагогического факультета Университета г. Кейптауна, учеников и учителей часто разделяют языковой барьер и низкая лингвистическая компетентность учителя, его неспособность объяснить материал понятным ученику образом.
Во всех девяти регионах ЮАР имеет место значительная миграция населения между городами и сельской местностью, что способствует возникновению культурных, языковых и прочих препятствий на пути получения образования и сказывается на экономическом благосостоянии семей. По результатам анализа, проведенного директором Института исследований бедности сельских районов профессором Андре Ду Туа (Andries Du Toit) и исследователем Дэвидом Невисом (David Neves), дети и молодежь из среды мигрантов оказываются особенно уязвимыми в этом отношении.
К тому же в ЮАР до сих пор не искоренены такие последствия расовой дискриминации, как раздельные школы и университеты для белых, черных и цветных с различным уровнем качества и направленности образовательных услуг. По мнению профессора Нан Йелд (Nan Yeld), декана факультета развития высшего образования Университета г. Кейптауна, неравенство провоцирует проблемы в получении базового, а в дальнейшем и высшего, образования.
Одна из ключевых проблем в обеспечении благополучия детей и молодежи ЮАР – рост насилия в обществе. Декан факультета психологии Университета г. Кейптауна профессор Дон Фостер (Don Foster) отметил, что в настоящее время в южноафриканском обществе происходит «интоксикация насилием». Особенностью формирования идентичности молодежи в ЮАР является то, что трансляция образа маскулинности происходит через гангстерскую идеологию. Самый яркий, успешный, финансово благополучный образ молодого мужчины – это образ гангстера. Соответственно, нарушение социальных норм становится для современных подростков и юношей в ЮАР нормой, а это, в свою очередь, ухудшает криминальную обстановку в стране [8]. К тому же, молодые люди исключаются из социально значимых видов деятельности: хорошее образование дорого и недоступно, и, соответственно, нет достойной работы. Молодежь оказывается в ситуации депривации.
Профессор Д.Фостер подчеркнул, что общество обязано предоставлять молодежи возможность что-то делать, чем-то себя занять – должны быть доступны спорт, работа, учеба, организован досуг. Иначе в ЮАР возможен феномен потерянных поколений (missing millions; буквально – «потерянные миллионы»).
В рамках симпозиума состоялась также презентация новой книги руководителя проекта профессора Г.Дэниелса «Выготский и обучение детей с особыми потребностями», в которой собраны современные практики инклюзивного образования и воспитания [1].
Работа симпозиума в ЮАР завершилась двухдневным марафоном рабочих встреч экспертной группы, на которых были определены мероприятия по распространению полученного в ходе проекта опыта: подготовка отчетов в Департаменты образования стран-участниц; презентация и последующее обсуждение результатов проекта с группами приглашенных ученых и политиков в каждой из стран; организация Научного Фестиваля (ESRC Festival of Science); проведение воркшопов для аспирантов и молодых исследователей.
Таким образом, ответом на глобальные вызовы и социальные изменения становится объединение усилий академического сообщества и представителей государства и бизнеса в решении вопросов образовательной политики и обеспечения благополучия детей и молодежи в системе образования и воспитания.
Литература
- Дэниелс Г. Выготский и обучение детей с особыми потребностями, Continuum, 2011.
- Реморенко И.М. Стратегическое развитие высшего образования в России (стенограмма) //Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». М., 2011.
- Blanden J., Hansen K., Machin S. The GDP Cost of the Lost Earning Potential of Adults Who Grew up in Poverty. Joseph Rowntree Foundation report, 2008.
- Bradshaw J., Hoelscher P., Richardson D. Comparing Child Well-Being in OECD Countries: Concepts and Methods. UNICEF, 2006.
- Brown P., Green A., Lauder H. High Skills: Globalisation, Competitiveness and Skill Formation. Oxford, 2001.
- Cheng H.F., Gutierrez M., Mahajan A., Shachmurove Y., Shahrokhi M. A Future Global Economy to Be Built by BRICs // Global Finance Journal. 2007. Vol. 18. Iss. 2.
- Donald D., Dawes A., Louw J. (Eds.) Addressing Childhood Adversity. Cape Town, 2000.
- Foster D., Freeman M., Pillay Y. (Eds.) Mental Health Policy Issues for South Africa. Cape Town, 1997.
- Higher Education and Economic Development: A Review of the Literature. Pundy Pillay, 2011.
- McCowan T. The Growth of Private Higher Education in Brazil: Implications for Equity and Quality // Journal of Education Policy. 2004. Vol. 19. № 4.
- Teles V.K., Andrade J. Public Investment in Basic Education and Economic // Growth Journal of Economic Studies. 2008. V. 35.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2752
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 709
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1