Подготовка бакалавра психолого-педагогического образования к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения

762

Аннотация

В статье рассмотрена проблема подготовки бакалавров по психолого-педагогическому образованию к деятельности в условиях инклюзивного обучения. Показано значение инклюзивного образования для совершенствования отечественной системы образования. Сформулированы ключевые составляющие подготовки педагога-психолога к реализации инклюзивного обучения.

Общая информация

Ключевые слова: подготовка бакалавра, критерии профессиональной подготовки, ключевые составляющие профессиональной подготовки, психолого-педагогическое образование, инклюзивное обучение

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Шилина И.Б., Костенкова Ю.А. Подготовка бакалавра психолого-педагогического образования к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50802 (дата обращения: 24.11.2024)

Полный текст

 

Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает максимальный учет психолого-педагогических особенностей детей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка. В настоящее время активно изменяется отношение общества и государства к детям и подросткам, в том числе и к лицам с отклонениями в развитии, - от агрессии и неприятия до толерантности и взаимодействия.

Меняющаяся образовательная парадигма, растущая интегративность образовательного пространства, его открытость, необходимость реализовывать разнообразные модели и технологии образования довольно существенно трансформируют представления о том, какие профессионально-личностные характеристики современного педагога-психолога следует считать действительно значимыми.

В условиях перехода на уровневую подготовку в системе высшей школы в области образования разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям: «Педагогическое образование»,              «Психолого-педагогическое        образование»  и «Специальное (дефектологическое) образование».

Особо важной становится проблема формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к инклюзивному обучению. Для сопровождения процесса развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии значимой оказывается социально-психологическая среда полифункционального детско-взрослого взаимодействия, построенная на принципах сопричастности, сотрудничества, содействия, обеспечения и поддержки в решении проблем инклюзивного обучения: от нее во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, сохранение психологического здоровья всех субъектов взаимодействия, их полноценное развитие и личностный рост [2].

Федеральные государственные образовательные стандарты                                высшего профессионального образования третьего поколения построены с учетом личностно- компетентностного подхода. Это предполагает отказ от дисциплинарной рецептурности. Доминирующим становится определение требований, которые предъявляются к выпускнику вуза. В данном случае это - готовность бакалавра решать задачи в соответствии с основными видами профессиональной деятельности. В стандарт включены три цикла дисциплин, каждый из которых состоит из базовой, вариативной частей и дисциплин и курсов по выбору студента. Требованиями стандарта устанавливается в качестве обязательных изучение в первом цикле дисциплин «История», «Философия», «Иностранный язык», в третьем цикле - «Безопасность жизнедеятельности». Остальные дисциплины учебного плана самостоятельно определяются вузом и должны быть направлены на формирование у студентов всех обозначенных в стандарте компетенций, а также специальных компетенций, которые разрабатываются в соответствии с профилем основной образовательной программы.

В этих условиях меняется и роль преподавателя, который становится организатором процесса освоения студентами компетенций, их консультантом и наставником.

Рассмотрим ключевые составляюшие подготовки педагога-психолога к инклюзивному обучению детей.

Интенциональная составляющая определяет цель, конкретные задачи подготовки будущего педагога-психолога. Эти основополагающие компоненты формулируются на основе требований к подготовке молодого специалиста, формируются на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и выступают в качестве итоговой характеристики педагога-психолога, готового к инклюзивному обучению в общеобразовательном пространстве.

Содержательно-процессуальная составляющая отражает содержание подготовки педагога-психолога к инклюзивному обучению детей с использованием модульной технологии деятельностного типа.

Результативная составляющая предусматривает отбор критериально­-диагностических материалов, необходимых для мониторинга динамики процесса формирования готовности будущих педагогов-психологов к инклюзивному обучению.

Разработка системы подготовки педагогов-психологов к инклюзивному обучению включает в себя следующие показатели:

мотивационно ориентированный, содержащий мотивацию, стремление к освоению, применению знаний и умений по организации инклюзивного обучения в профессиональной деятельности;

устойчивую, осознанную рефлексивную ориентацию и активную направленность сознания педагога-психолога на освоение, проектирование и практическое осуществление инклюзивного обучения детей;

личностную готовность к применению технологии инклюзивного обучения (эмпатия, толерантность, ответственность);

информационный, включающий в себя: знание истории, концепции, теории и основополагающих принципов инклюзивного обучения детей (нормативные акты); сформированность представлений о психолого-педагогических закономерностях возрастного и личностного развития детей (теоретические знания); знания о формах, технологиях, методах, средствах, способах, условиях эффективного инклюзивного обучения детей (технологические знания); наличие представлений о способах конструирования, корректировки, прогнозирования, оценки эффективности коррекционно-образовательного процесса и инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении (конструктивно-проектировочные знания);

операциональный, включающий в себя: овладение навыками целеполагания, отбора оптимальных средств организации и оценки коррекционно-педагогической работы с детьми в условиях инклюзивного обучения (стратегические умения); умения проектировать и реализовывать учебно-воспитательный процесс для совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормальным развитием (проектировочные умения); овладение навыками реализации различных способов психолого-педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса инклюзивного обучения детей (коммуникационные умения); умения создавать развивающую среду в инклюзивном образовательном пространстве и использовать ресурсы и возможности образовательного учреждения для развития детей (конструктивные умения).

Разрабатывая специальные компетенции к данному профилю, мы старались учесть то обстоятельство, что следует не только подготовить будущего бакалавра к выполнению разнообразных и вариативных видов профессиональной деятельности, но и сформировать у него способность к их реализации в различных психолого-педагогических и организационных условиях.

Одна из актуальных проблем современной отечественной педагогики - соотношение дифференцированного и инклюзивного обучения. Мы полностью разделяем точку зрения ряда исследователей, в частности Л.И.Плаксиной, о том, что инклюзивное образование является средством интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся детей. Для успешности этого процесса ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое будет обязательно дифференцированным, будет зависеть от степени выраженности и структуры дефекта и при этом иметь различное организационно-содержательное наполнение в зависимости от условий, в которых осуществляется [2].

Неотъемлемой частью подготовки бакалавра по рассматриваемому профилю, с нашей точки зрения, должно стать формирование готовности к проведению коррекционно­развивающего учебно-воспитательного процесса на основе личностно ориентированного подхода с применением научных знаний и практических умений в области специальных методик обучения детей. Введение этой составляющей в профессиональную подготовку будущего специалиста продиктовано необходимостью не только предметно расширить и сделать более фундаментальной эту подготовку, но и обеспечить ему в будущем конкурентноспособность на рынке труда.

Еще одним критерием профессиональной компетентности бакалавра должна стать подготовка к осуществлению взаимодействия со специалистами, участвующими в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Планируемые дисциплины и курсы по выбору позволят будущему специалисту более углубленно изучить то направление, которое в дальнейшем может стать приоритетным в его профессиональной деятельности.

Отработка и закрепление формируемых общекультурных, профессиональных и специальных компетенций осуществляется во время производственной практики.

Определение степени сформированности компетенций студента предполагает переход от оценки его знаний к оценке его готовности и способности осуществлять деятельность. В этой связи актуальными становятся формы оценивания, основанные на демонстрации студентом освоенных компетенций - проекты, профессиональное портфолио, наблюдения за деятельностью студента во время практики и др.

Таким образом, инклюзивное обучение является гуманной и эффективной формой реорганизации образовательной системы в направлении реализации прав детей на получение качественного образования, соответствующего их познавательным возможностям. В соответствии с современными тенденциями в системе образования формирование готовности будущих педагогов-психологов к инклюзивному обучению детей является одной из приоритетных задач профессиональной подготовки по направлению «Психолого-педагогическое образование».

Литература

  1. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».  М., 2010.
  2. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. 

Информация об авторах

Шилина Ирина Борисовна, доктор исторических наук, декан факультета социальной коммуникации, заведующая кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью, профессор кафедры, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6226-0436, e-mail: ShilinaIB@mgppu.ru

Костенкова Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, Заведующая кафедрой специального (дефектологического) образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: julikos@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1872
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 762
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1