Психолого-педагогические исследования
2012. Том 4. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Исследование эмоционально-аффективной сферы личности подростков*
Аннотация
Общая информация
* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-36-01034.
Ключевые слова: подростковый возраст, личность в подростковом возрасте, критерии и инструментарий оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростка
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Леонова О.И. Исследование эмоционально-аффективной сферы личности подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55569 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Значительные социокультурные изменения, происшедшие в нашей стране в последние десятилетия, повлияли на характер социальной ситуации развития детей разных возрастов, и подростковый возраст не является здесь исключением - ученики подросткового возраста находятся в эпицентре внимания современных педагогов и психологов.
Модернизация системы общего образования, основанная на внедрении Федерального образовательного стандарта, предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в развитии личности учащихся. Актуальной задачей национальной системы образования является забота о психологическом здоровье учащихся. В частности, стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №413 от 17.05.2012 г.) среди пятнадцати личностных результатов освоения основной образовательной программы определяет следующий:
«бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь».
Термин «психологическое здоровье личности», введенный в научный лексикон И.В. Дубровиной для конкретизации основной цели психологической службы образования - «максимальное содействие психическому и личностному развитию детей и школьников» - предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов, его отношению к людям и окружающему миру.
Глубокий анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологического здоровья выполнен В.Э. Пахальяном [7], который определяет психологическое здоровье как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), позволяющее человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе. В.В. Зацепин и В.Э. Пахальян показали, что психологическое здоровье ребенка во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и ее ближайшим взрослым окружением. Причем эти взаимоотношения становятся источником отношения самих школьников к своему здоровью.
И.А. Баева [1] полагает, что психологическое здоровье человека зависит от возможности человека адаптироваться к особенностям своего поведения, к содержанию собственной психики, через осознание своего отношения к самому себе человек способен к самооценке своих поступков, мыслей, чувств.
Проблема психологического здоровья приобретает особую актуальность для человека, проживающего в мегаполисе, поскольку здесь возникает значительно большее количество негативных состояний: страхов, депрессий, агрессии. Авторы [1] перечисляют условия сохранения (восстановления) психологического здоровья ребенка:
• создание психологически безопасного пространства жизнедеятельности ребенка, в том числе образовательного, на основе здоровьесберегающих технологий;
• осуществление эффективного психологического сопровождения жизнедеятельности ребенка и его референтного окружения, оказание оперативной квалифицированной психологической помощи в случаях нарушения безопасности жизнедеятельности;
• снижение уровня всех форм насилия, прежде всего психологического, во взаимодействии всех участников образовательной среды.
Анализ работ, посвященных проблеме психологического здоровья школьников [1; 3; 7; 10], позволяет полагать, что основу психологического здоровья подростков составляет благополучие эмоционально-аффективной сферы личности.
Мы поставили перед собой задачу выделить критерии оценки психологического здоровья школьников.
Теоретическое обобщение работ, рассматривающих особенности взаимодействия учащихся с учетом особенностей образовательных сред [1; 2; 4; 6; 9] позволило нам выделить два
значимых параметра эмоционально-аффективной сферы личности подростков: влияние среды на личность и отношение личности к среде. При этом условия среды оказывают влияние на личность и могут приводить к отклонениям в ее развитии при соединении (и усилении) отдельных отрицательных воздействий среды. В то же время, адаптируясь к средовым условиям, личность сама влияет на среду, - формируется субъектное отношение к среде. Указанные параметры характеризуют эмоционально-аффективную сферу личности подростков и, согласно И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.Э. Пахальяну [3; 7; 8; 9], характеризуют психологическое здоровье подростков.
личности подростка
Реализуя принятую нами теоретическую схему, мы уточняем, что при исследовании эмоционально-аффективной сферы личности подростков необходимо изучить два значимых параметра: «влияние среды на личность» и «отношение личности к среде». Как минимум, эти параметры позволяют оценить включение подростка в образовательный процесс.
В свою очередь, выделенные параметры эмоционально-аффективной сферы личности подростков включают такие показатели, как самоотношение, тревожность, страхи и степень фрустрации, составляющие эмоционально-личностное благополучие подростков (первый параметр) и особенности эмоционального отношения к учению, а также уровень личностной адаптации (второй параметр) [5].
Таким образом, теоретическая схема (рис. 1) представляет критерии оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростков, которые в свою очередь могут быть рассмотрены как критерии оценки их психологического здоровья.
В ходе исследования мы осуществили подбор диагностического инструментария и апробировали выделенные критерии оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростков. С этой целью мы использовали целый ряд методических приемов, которые доказали свою валидность (табл. 1). Базу исследования составили два средних общеобразовательных учреждения города Москвы (условное название - школа I и школа II).
Т а б л и ц а 1
Характеристика методического комплекса
№п/п |
Изучаемый параметр |
Методика |
1 |
Особенности самоотношения и самооценки личностных особенностей и форм поведения |
Личностный опросник «Я-концепция» Е. Пирс и Д. Харрис, модифицированный А.М. Прихожан |
2 |
Характер и уровень тревожности, страхов, фрустраций, связанных с включением подростка в жизнь школы |
Опросник Б. Филлипса |
3 |
Эмоциональное отношение к учению |
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д. Спилбергера (State - Trait Personality Inventory), модифицированная А.Д. Андреевой и А.М. Прихожан |
4 |
Личностная адаптация (поведенческий аспект) |
«Карта наблюдения» Д. Стотта, модифицированная А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых |
Для проверки значимости различий между исследуемыми показателями использовались:
• критерий Колмогорова-Смирнова Z для двух выборок;
• U-критерий Манна-Уитни;
• H-критерий Краскела-Уоллеса.
Данные эмпирического исследования и результаты их анализа позволяют сделать заключение о том, что подростки школы I и школы II статистически достоверно различаются по всем показателям параметров эмоционально-аффективной сферы личности (рис. 2).
Рис. 2. Данные о различии параметров эмоционально-аффективной сферы личности подростков в школе I и школе II
В школе I выявлен более высокий процент учеников со следующими особенностями:
• с низким уровнем самоотношения (Z=2,499; p=0,001) (табл. 2);
• низким уровнем компонентов самооценки подростков - поведения, интеллекта, ситуации в школе, внешности, эмоционального благополучия, общения (Z=2,499; p=0,001; рис. 3);
• повышенными показателями тревожности в школе, фрустрации потребности достижения успеха, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, страха не соответствовать требованиям окружающих, низкой физиологической сопротивляемости стрессу, страхов в отношениях с учителями (Z=3,654; р=0,001; табл. 3).
Т а б л и ц а 2
Различие между школой I и школой II по показателю «самоотношение» (%)
Уровень самоотношения |
Школа I |
Школа II |
Очень высокий |
18,56 |
24,10 |
Высокий, соответствующий социальному нормативу |
28,14 |
50,00 |
Средний |
28,14 |
16,27 |
Низкий, неблагоприятный |
24,55 |
9,64 |
Предельно низкий |
0,60 |
0 |
Рис. 3. Различие между школой I и школой II по уровню самооценки подростков
Эмоционально-личностное благополучие. Тревожность, страхи, фрустрации подростков в школе I и школе II (%)
Показатели |
Школа I |
Школа II |
||||
Оптим. |
Повыше н. |
Высок. |
Оптим. |
Повыше н. |
Высок. |
|
Общая тревожность в школе |
72,46 |
20,36 |
7,19 |
90,96 |
7,23 |
1,81 |
Переживание социального стресса |
70,06 |
23,95 |
5,99 |
75,30 |
24,10 |
0,60 |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
64,67 |
23,95 |
11,38 |
83,13 |
12,64 |
4,22 |
Страх самовыражения |
61,68 |
17,37 |
20,96 |
86,75 |
9,64 |
3.61 |
Страх ситуации проверки знаний |
56,29 |
20,96 |
22,75 |
86,75 |
9,04 |
4.22 |
Страх не соответствовать требованиям окружающих |
56,89 |
20,96 |
22,16 |
87,35 |
11,45 |
1,20 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
76,65 |
11,38 |
11,98 |
92,17 |
6,02 |
1,81 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
65,27 |
26,95 |
7,78 |
86,14 |
12,65 |
1,20 |
Эмоциональное напряжение |
71,86 |
11,98 |
16,17 |
87,95 |
9,64 |
2,41 |
Существуют достоверные различия по параметру «отношение личности к среде».
В частности, в школе I статистически достоверно выше процент учеников со следующими особенностями:
• отрицательным эмоциональным отношением к учению (Z=2,391; p=0,001; рис. 4);
• низкой мотивацией достижения, низкой познавательной активностью, высоким уровнем тревожности и гнева (Z=2,391; p=0,001; рис. 5).
Рис. 4. Отношение личности к среде. Эмоциональное отношение к учению по методике Спилбергера-Прихожан (%)
Школы достоверно различаются по следующим показателям, свидетельствующим о личностной дезадаптации подростков: недостаток доверия, тревожность по отношению к взрослым, враждебность по отношению к взрослым и детям, асоциальность. Повышенный и высокий уровни личностной дезадаптации выявлены у 21% и 12% подростков школы I и у 13% и 3,5% подростков школы II (Z=3,161; р=0,001; табл. 4).
Т а б л и ц а 4 Отношение личности к среде.
Параметры личностной дезадаптации (поведенческий аспект; %)
Показатели |
Школа I |
Школа II |
||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Недостаток доверия |
32,34 |
61,08 |
6,59 |
71,08 |
28,31 |
0,06 |
Уход в себя |
86,83 |
11,98 |
1,20 |
95,18 |
4,82 |
0 |
Тревожность по отношению к взрослым |
79,61 |
16,45 |
12,93 |
86,19 |
10,24 |
0,06 |
Враждебность к взрослым |
56,97 |
15,76 |
28,47 |
76,51 |
15,66 |
7,83 |
Тревожность по отношению к детям |
44,77 |
38,68 |
16,55 |
72,29 |
20,54 |
7,17 |
Асоциальность |
82,42 |
12,73 |
4,85 |
96,39 |
3,01 |
0,06 |
Враждебность к детям |
56,29 |
15,57 |
28,14 |
76,51 |
15,66 |
7,83 |
Процент в среднем по дезадаптации |
|
21,33 |
12,10 |
|
13,34 |
3,52 |
Примечание.1- низкий уровень, 2 - повышенный уровень, 3 - высокий уровень
Таким образом, нами была проведена апробация диагностического инструментария оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростков. По результатам исследования выявлено, что апробируемый диагностический блок представляет собой корректный инструментарий оценки эмоционально-аффективной сферы личности подростков, он может существенно обогатить методический арсенал школьных психологов.
Выявленные различия между школами показали определенное преимущество образовательной среды школы II в отношении к психологическому здоровью учащихся - их эмоционально-личностному благополучию, отношению к себе и к окружающим. Предварительные эмпирические данные позволяют выявить в школе I опасность развития негативных последствий, состоящих в изменениях личности и поведения учеников.
Установлено [1], что профилактика и элиминация отрицательных эффектов воздействия среды на личность подростков включают в себя два главных аспекта: опору на развивающее обучение и психологическую защищенность, что составляет основу концепции психологической безопасности образовательной среды.
Полученные результаты показывают, что школе принадлежит большая роль в формировании психологического здоровья подрастающего поколения. Поэтому важной задачей последующих исследований должен стать анализ влияния образовательной среды на параметры личности подростков.
Литература
- Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие/ Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.
- Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий// Психологическая наука и образование. 1997. №2.
- Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников // Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
- Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Образовательная среда – феноменология и практика безопасности// Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Часть II/ Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
- Леонова О.И. Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. №1.
- Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. №1.
- Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. М., 2006.
- Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007.
- Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса// Психологическая наука и образование. 1997. № 1.
- Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. …д-ра психол. наук. М., 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3454
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 4272
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 11