Мотив самоактуализации в сексуальном поведении девушек-подростков

1333

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи процесса самоактуализации у подростков и особенностей их половой жизни. В исследовании приняли участие 148 девушек в возрасте от 15 до 17 лет. Из них группу сексуально активных подростков составили 88 девушек, а группу подростков, не живущих половой жизнью, но имеющих партнера, – 60 девушек. Было определено, что мотив самоактуализации у девушек, живущих половой жизнью, и у девушек, не живущих половой жизнью, проявляется по-разному. У сексуально активных девушек он выражен в том, что они разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности, больше ценят свои достоинства, однако более зависимы от мнения большинства. У девушек, не живущих половой жизнью, самоактуализация выражается в большей независимости взглядов и убеждений, гибкости и естественности поведения. Подробно проанализировано влияние конкретных характеристик самоактуализирующейся личности на особенности сексуального поведения девушек. Выделенные факторы позволяют наметить основные направления профилактической и коррекционной работы.

Общая информация

Ключевые слова: самоактуализация, мотивация, поведение, сексуальность, подростки

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Валова Ю.А. Мотив самоактуализации в сексуальном поведении девушек-подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57123 (дата обращения: 03.12.2023)

Фрагмент статьи

Длительное время изучение проблематики сексуального поведения подростков было табуировано в психолого-педагогических и социологических исследованиях, однако социальная острота данной темы вновь стимулировала обращение к ней психологов, медиков, социологов, педагогов. Несмотря на явный интерес по-прежнему остро ощущается недостаток именно конкретных эмпирических данных, характеризующих особенности сексуального поведения подростков. Начало половой жизни является, безусловно, способом приобретения нового эмоционально насыщенного опыта, в результате которого формируются навыки принципиально иных взаимоотношений с противоположным полом, подростки осваивают новые для себя нормы и ценности, пытаясь наиболее полно проявить себя. Поэтому раннее начало половой жизни можно рассматривать как одну из форм самоактуализации.

Литература

  1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2001.
  2. Гуркин Ю.А. Гинекология подростков (руководство для врачей). СПб.,1998.
  3. Ивченкова Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. 2001. № 3.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  7. Психология личности: Словарь-справочник/Под ред. П.П. Горностай,  Т.М. Титаренко. Киев, 2001.
  8. Роджерс  К. Клиенто-центрированная терапия. Киев, 1997.

Информация об авторах

Валова Юлиана Алексеевна, кандидат психологических наук, Психолог, ООО «Мастерская позитивного развития «Эврика», Санкт-Петербург, Россия, e-mail: yulspb@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1895
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1333
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0