Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 1
ISSN: 2587-6139 (online)
Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая защищенность, психологическая безопасность личности, трудная жизненная ситуация, личностные ресурсы, неблагоприятные воздействия социальной среды
Рубрика издания: Психологическая безопасность
Тип материала: научная статья
Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности
Для цитаты: Баева И.А., Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59061 (дата обращения: 14.12.2024)
Полный текст
Проблема защищенности личности от воздействия множества неблагоприятных факторов в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире является одной из наиболее острых на сегодняшний день. Ее осознание – как в нашей стране, так и за рубежом – является результатом расхождения гуманистических идей и социальной реальности, в которой присутствуют такие явления, как наркомания, жестокое обращение с детьми, войны, межнациональные конфликты, терроризм. За последние десятилетия тенденция к глобализации и изменению процессов коммуникации привели к тому, что даже некогда экстремальные события перестали быть чем-то далеким, а стали частью повседневной жизни современного человека.
Проблема психологической защищенности человека от неблагоприятных условий социальной среды рассматривается в русле концепции психологической безопасности [1; 2].В рамках данной концепции накоплен обширный материал, касающийся механизмов функционирования психики человека в угрожающих его здоровью обстоятельствах, при этом основное внимание исследователей направлено на то, какие личностные особенности могут обеспечить оптимальное противостояние жизненным трудностям. Другими словами, речь идет о том, какие личностные особенности являются ресурсами, обеспечивающими психологическое благополучие человека в разных жизненных обстоятельствах.
Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Она выражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации. Изучены личностные ресурсы пожилых людей, защищающие их от проявления насилия в ближайшем социальном окружении [3]; личностные ресурсы подростков, проживающих на территориях с особыми условиями [6]; личностные ресурсы подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде [5]; личностные ресурсы взрослых, переживших насилие в детстве [4].
В данной статье мы рассмотрим личностные ресурсы психологической защищенности студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды (эмпирическое исследование данной проблемы выполнено под нашим руководством Н.В. Юдиным [9]).
При изучении проблемы психологической защищенности в различных ее аспектах ключевым моментом является успешность преодоления, что позволяет рассматривать психологическую защищенность как результат успешного преодоления неблагоприятных воздействий на человека, возникающий в процессе взаимодействия личностных свойств человека и неблагоприятных факторов социальной среды.
Концепции, отражающие идею защищенности, можно разделить на две основные группы:
- концепции, преимущественно акцентирующие внимание на процессуальной стороне защищенности и более тесно связанные с ее ситуационной составляющей;
- концепции, основной задачей которых является поиск и изучение способности человека к успешному преодолению трудностей как устойчивой характеристики личности.
Психологическая защищенность является результатом, прежде всего, сознательных когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий человека по преодолению неблагоприятных факторов и эмоциональной регуляции. Процесс совладания включает в себя субъективную оценку состояния неблагоприятных факторов среды и оценку возможных путей их преодоления. Защищенность может быть понята как оценка индивидом среды как безопасной на основе имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Защищенность как личностное свойство рассматривается рядом авторов, основывающихся главным образом на идеях экзистенциальной психологии и психологии стресса. Так, одним из наиболее разработанных понятий, указывающих на личностные корреляты защищенности, является понятие «жизнестойкость» («hardiness»). В этом понятии в наибольшей степени отражена идея защищенности как личностного свойства. Широкий диапазон исследований подтверждает связь жизнестойкости с успешным преодолением трудностей. Однако в последние годы отмечается потеря интереса исследователей к поиску универсальных ресурсов, они делают акцент на процессуальном аспекте преодоления трудностей и подчеркивают роль социального и возрастного контекстов, в которых даже наиболее важные для преодоления трудностей свойства личности не всегда демонстрируют защитную роль.
Современные тенденции в изучении ресурсов и многообразие точек зрения на их состав и структуру проявляются в изучении широкой сети ресурсов психологической защищенности (в противовес поиску одного универсального ресурса), а также в учете условий, в которых происходит процесс преодоления неблагоприятных условий среды.
В концепции психологической безопасности (И.А.Баева) подчеркивается тесная связь защищенности с характеристиками среды [2]. Психологическая защищенность является в этом случае отражением психологической безопасности и проявляется в виде переживания личностью своей защищенности в конкретной жизненной ситуации. Говоря о неблагоприятных условиях, с которыми сталкивается личность и на фоне которых развивается состояние незащищенности, мы, прежде всего, выделяем психологическое насилие в межличностных взаимодействиях.
Итак, отечественные авторы чаще всего понимают защищенность как состояние, в котором человек защищен от неблагоприятных воздействий извне и способен реализовать свои цели и потребности на фоне трудной ситуации. Это состояние также можно рассматривать как результат взаимодействия неблагоприятных внешних факторов и определенных личностных свойств человека, который проявляется в субъективной оценке и переживании успешности.
Мы рассматриваем психологическую защищенность как результат успешного преодоления человеком трудной ситуации и выделяем его основные признаки.
Прежде всего, это – переживание личностью своей защищенности от психологического насилия, которое является отражением общей оценки индивидом трудной ситуации. Следует также выделять оценку защищенности от психологического насилия как признак безопасности личности в контексте образовательной среды.
Далее – переживание индивидом удовлетворенности характером отношений со средой как отражение возможности удовлетворения индивидом наиболее важных для него потребностей, вне зависимости от характера сложившейся ситуации. Важно также, чтобы переживание защищенности от насилия и удовлетворенности отношениями со средой опиралось на реалистичную оценку собственных возможностей, в противном случае можно говорить о «псевдозащищенности», не подкрепленной реальными ресурсами.
В связи с этим еще одним признаком психологической защищенности, с нашей точки зрения, является оценка индивидом собственных способностей по преодолению трудностей.
Сегодня фокус в исследованиях переходит от исследования сопротивляемости в экстремальных ситуациях и при травме к изучению сопротивляемости в условиях, которые можно назвать нормальными. В ряде зарубежных исследований отмечается, что негативное воздействие ежедневных, бытовых проблем, или, иначе, повседневных неприятностей (dailyhassles), традиционно не рассматриваемых в качестве угроз, непропорционально велико и, соответственно, требует активизации ресурсов сопротивляемости [10 и др.]. Отмечается, что накопление повседневных трудностей имеет более выраженную связь, например, с заболеваемостью, нежели значительные жизненные события, демонстрирующие устойчивую, но весьма умеренную по силе связь с показателями психического здоровья.
Анализируя подходы к пониманию трудностей в контексте возрастного развития, можно заключить, что трудная жизненная ситуация может быть понята как система событий, определяющаяся вовлеченными в нее людьми, местом действия и сущностью деятельности, которые ставят под угрозу удовлетворение базовых потребностей и целей человека, а также затрудняют выполнение возрастных задач развития. Трудные ситуации подразделяются по степени воздействия: от повседневных трудностей до экстремальных ситуаций, причем актуальным направлением исследований трудных жизненных ситуаций является изучение влияния повседневных трудностей на различные сферы жизнедеятельности человека, а также проблема защищенности групп, традиционно не относящихся к «группам риска». Одной из современных тенденций является также рассмотрение процессов преодоления в социальном и возрастном контексте, что связано с вариативностью доступных социальных ресурсов, уровнем сформированности личностных качеств, характером жизненных трудностей в различных условиях.
В юношеском возрасте неблагоприятные воздействия среды проявляются, прежде всего, в виде трудных ситуаций в сфере межличностного общения [7; 8 и др.], куда входят конфликты с родителями, друзьями и преподавателями, одиночество, непонимание со стороны окружающих, а также различные виды психологического насилия: игнорирование, унижение, угрозы, принуждение и недоброжелательное отношение. Студенты вузов, помимо этого, подвержены воздействию неблагоприятных факторов, связанных с процессом обучения, таких как отдаленность места жительства от места учебы, сложности с трудоустройством после учебы, проблемы несовместимости с другими студентами, адаптационные трудности, авторитарность позиции преподавателя, большой объем информации и дефицит времени. Большинство этих трудностей носит характер повседневных неприятностей, с которыми в последнее десятилетие связывают наиболее выраженный негативный эффект на здоровье и психическое развитие. Мы полагаем, что эти ситуации активизируют наличествующие личностные ресурсы психологической защищенности студентов, а их эффективное использование способствует психологической безопасности личности.
Под личностными ресурсами психологической защищенности понимаются относительно стабильные характеристики личности, способствующие успешному преодолению трудной ситуации и связанные с психологической защищенностью. Конкретизация понятия «ресурсы» посредством выделения среди них защитных и развивающих факторов представляется важной при изучении защищенности в возрастном аспекте и при изучении развития в условиях, различных по уровню трудности, однако при этом необходимо учитывать как возрастную, так и ситуативную вариативность использования ресурсов.
Под трудной жизненной ситуацией в возрастном контексте можно понимать систему событий, которые ставят под угрозу удовлетворение базовых потребностей и целей человека, а также затрудняют выполнение возрастных задач развития. Трудные ситуации в студенческом возрасте представлены, прежде всего, повседневными проблемами в межличностной сфере, что связано с основными задачами развития в юношеском возрасте, разрешение которых требует установления удовлетворяющих контактов с близким человеком, друзьями, а также в профессиональной сфере.
Проведенный анализ позволяет заключить, что в студенческой группе, для которой характерны и наиболее значимы трудные ситуации в сфере межличностного общения с взрослыми и сверстниками, затрудняющие достижение возрастных задач развития, такими ресурсами являются следующие характеристики:
- жизнестойкость – как интегративное личностное свойство личности и
признанный коррелят успешного преодоления трудных ситуаций; - когнитивный блок – самооценка и локус контроля, показавшие свою роль ресурса преодоления трудных жизненных ситуаций во многих исследованиях, а также осмысленность жизни в целом и жизненных целей в частности, что может быть рассмотрено как механизм самоопределения – одной из важнейших задач возрастного развития в юности;
- эмоциональный блок – компоненты доминирующего состояния, важные в юношеском возрасте как в учебной деятельности, так и в ситуациях межличностного общения;
- поведенческий блок – копинг-стратегии как один из важных элементов преодоления, проявляющийся в реальном поведении индивида и, в особенности, в стратегии планирования решения проблем как признанной основе эффективного совладания.
Обеспечение психологической безопасности личности в социальной среде тесно связано с защищенностью, ресурсы которой определяются контекстом ситуации, переживаемой человеком. В данной статье мы сфокусировали внимание на личностных ресурсах человека на определенном этапе возрастного развития. В отношении студенческого возраста значимыми ресурсами, способствующими сопротивляемости негативным воздействиям, являются условия и возможности образовательной среды вуза. Таким образом, перспектива исследования связана с поиском социальных ресурсов, играющих важную роль в поддержании психологической защищенности. Это позволило бы разработать социальные меры по поддержке психологической безопасности студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, и в соединении с психологической поддержкой способствовало бы укреплению сопротивляемости человека негативным вызовам социальной среды, обеспечивая психологическую безопасность человека как субъекта социальных отношений.
Литература
- Баева И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды. М., 2008.
- Баева И.А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПб., 2007.
- Гаязова Л.А. Личностные особенности пожилого человека, обеспечивающие его защищенность от психологического насилия в ближайшем социальном окружении: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2007.
- Кондакова И.В. Личностные ресурсы психологической защищенности взрослых.переживших насилие в детстве: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012.
- Лаптева В.Ю. Психологические особенности подростков с разным уровнем защищенности от психологического насилия в образовательной среде: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010.
- Пичугова В.А. Психологическое сопровождение адаптации подростков, проживающих на территориях с особыми условиями: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010.
- Полякова О.Б. Особенности стрессоустойчивости будущего педагога // Мир психологии. 2008. № 4.
- Стрельцова И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
- Юдин Н.В. Психологическая защищенность студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009.
- Davey M., Eaker D.G., Walters L.H. Resilience processes in adolescents: personality profiles, self-worth, and coping // Journal of Adolescent Research. 2003. Vol.18. № 4.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3207
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 2589
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1