Развитие самоконтроля познавательной деятельности в дошкольном возрасте

1736

Аннотация

Рассматривается проблема становления самоконтроля в контексте метакогнитивного развития детей. Гипотеза проведенного автором исследования состояла в том, что в дошкольном возрасте начинает формироваться структура самоконтроля познавательной деятельности, включающая в себя предвосхищающий, процессуальный и итоговый самоконтроль. Целью исследования было выявление динамики самоконтроля познавательной деятельности в дошкольном возрасте. Использовалась экспериментальная методика, в которой детям предлагалось определить задачи и план познавательной деятельности, реализовать его и оценить результаты. В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте от 4 до 7лет.

Общая информация

Ключевые слова: метапознание, структура самоконтроля, самоконтроль, дошкольное детство, структурно-диалектический подход

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060407

Для цитаты: Чернокова Т.Е. Развитие самоконтроля познавательной деятельности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 71–80. DOI: 10.17759/psyedu.2014060407

Фрагмент статьи

В познавательной деятельности процессы саморегуляции называются метакогнициями.В структуре метапознания мы выделяем два компонента: метакогнитивные знания и метакогнитивные процессы (гностическое целеполагание; моделирование условий осуществления познавательной деятельности; программирование познавательных действий;самоконтроль процесса и результатов познания)[13]. Самоконтроль сопровождает всю познавательную деятельность от постановки целей до подведения итогов: ориентируясь на задачи и программу действий, определенные на этапе планирования, субъект сопоставляет результаты выполненных действий с ожидаемыми, оценивает ихи вносит коррективы по мере необходимости. В познавательной деятельности самоконтрольимеет специфику: цель и задачи познания не могут быть представлены как предметные образы, часто вообще не прогнозируемы, гипотезы могут не подтверждаться, апрограммы модифицироваться в процессе познания, что осложняет самоконтроль [15].

Литература

  1. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых// Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 2. С. 50–58.
  2. Веракса А.Н. Развитие символизации в детском возрасте и диалектическое мышление // Филология и культура. PhilologyandCulture. 2013. № 3. С. 298–302.
  3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. 2010. №2. С. 46–53.
  4. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. Т. 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 26.08.2013).
  5. Гударёва О.В., Смирнова Е.О. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей // Психологическая наука и образование. 2002. №3. С. 24–34.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
  7. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1989. 192 с.
  8. Обухова Л.Ф., Каданкова Н.Н. Феномен 5 лет // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. С. 21–36.
  9. Особенности психологического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. 136с.
  10. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985. 200 с.
  11. Смирнова Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. №2. С.76–86.
  12. Чернокова Т.Е. Диалектические структуры в метапознании // Филология и культура. PhilologyandCulture. 2013. № 3. С. 322–328.
  13. ЧерноковаТ.Е.Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Поморского ун-та. 2011. № 3. С. 153–158.
  14. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2012. № 4. С. 62–67.
  15. Чернокова Т.Е. Типы самоконтроля в познавательной деятельности // ScienceTime. 2014. №7 (7). С. 413–418.
  16. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представления о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. PhilologyandCulture. 2013. № 3. С. 329–332.
  17. Basilio M., Whitebread D.The emergence and early development of self-regulation in young children// Journal of Curriculum and Teacher Education.2012. Vol. 16(1).P. 15–34.
  18. Carlson S.M., Moses L.J. Individual differences in inhibitory control and children's theory of mind // Child Development. 2001. Vol. 72 (4). P.1032–1053.
  19. Veraksa N. at al. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results / Veraksa N., Belolutskaya A., Vorobyeva I., Krasheninnikov E., Rachkova E., Shiyan I., Shiyan O.// Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6 (2). P. 65–77.

Информация об авторах

Чернокова Татьяна Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУ ВО «САФУ»), филиал в г. Северодвинске, гуманитарный институт, Северодвинск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6033-027X, e-mail: tattyana-chernokova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2635
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1736
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 9