Особенности интенциональности подростков, обучающихся по профильной и базовой образовательным программам

1009

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования интенциональности подростков, обучающихся в профильных классах и классах с базовой программой обучения. Интенциональность личности рассматривается в двух аспектах: временном (темпоральном) и содержательном. Временной аспект интенциональности личности изучался при помощи определения типа временной перспективы (опросник Ф. Зимбардо), содержательный – направленности личности (направленность на себя, на взаимодействие или на задачу, определяемая при помощи ориентационного опросника Б. Басса). Обозначены особенности, свойственные двум аспектам интенциональности личности школьников – подростков, обучающихся в классах с профильной и базовой программой. Выявлены различия: во временном компоненте интенциональности личности по типам ориентации «Позитивное прошлое» и «Будущее»; в содержательном компоненте – по типам «Ориентация на взаимодействие» и «Ориентация на задачу». Выдвинутая гипотеза о наличии значимых различий в характеристиках временного и содержательного компонентов интенциональности личности подростков подтверждена, дана интерпретация полученных результатов. Рассмотрены перспективы развития данного исследования.

Общая информация

Ключевые слова: интенциональность, направленность , временная перспектива, подростки, профильное обучение

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070304

Для цитаты: Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности подростков, обучающихся по профильной и базовой образовательным программам [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 30–39. DOI: 10.17759/psyedu.2015070304

Полный текст

 

Современная система образования на уровне средней и старшей школы обладает высокой вариативностью. Это обусловлено, в первую очередь, возможностью выбора обучающимися профильного направления образования. Речь идет о специализированных классах со специфической образовательной программой, включающей в себя измененное количество часов в неделю, отведенных на те или иные предметы или группы предметов. Так, в школах Москвы существуют профильные классы (химико-биологические, физико-математические, филологические и др.), а также классы «универсального» профиля, где преподавание ведется по традиционным, сбалансированным с точки зрения предметных часов, программам. Вариативность образования неизбежно влечет за собой вариативность взросления уже на этапе раннего юношеского возраста. Представленная работа посвящена изучению особенностей подростков, обучающихся в профильных и в универсальных классах.

Ключевым понятием в данном исследовании выступает «интенциональность личности». В широком смысле слова «интенциональность» - это свойство личности быть направленной на что-либо, иметь стремление к чему-то и т. п. Как пишет Р. Мэй, «именно в интенциональности и воле человек ощущает свою индивидуальность, “я - это я” в утверждении “я могу”» [7, c. 264]. В этом плане понятие «интенциональность» близко таким понятиям, как «воля» и «мотивация». Именно поэтому в рамках данного эмпирического исследования внимание уделено двум ее аспектам: временному и содержательному.

Временной аспект интенциональности личности изучался при помощи анализа временной перспективы. В основу анализа легли работы Ф. Зимбардо. В них временная перспектива определяется как «зачастую неосознанное отношение личности ко времени и это процесс, при помощи которого длительный поток существования объединяется во временные категории, что помогает упорядочить нашу жизнь, структурировать ее и придать ей смысл», «она (временная перспектива) отражает установки, убеждения и ценности, связанные со временем» [4, с. 58]. Ф. Зимбардо и его коллегами были выделены пять типов временной установки: негативное прошлое, позитивное прошлое, гедонистическое настоящее, фаталистическое настоящее и будущее.

Содержательный аспект интенциональности личности изучался в логике школы Л.И. Божович [1; 2; 8-12; 15; 17], где направленность личности определялась как возникающая в процессе жизни устойчиво доминирующая система мотивов, в которой ведущие мотивы структурируют мотивационную сферу человека. В своих трудах [1-4 и др.] Л.И. Божович рассматривала это понятие в тесной связи с мотивацией. Описывая развитие мотивационной сферы личности в онтогенезе, она указывает, что суть этого процесса заключается в изменении содержания доминирующих мотивов, а также «последовательным возрастанием роли опосредованных потребностей и степени их иерархизации» [4, c. 167]. Так, в работах М.С. Неймарк направленность личности рассматривалась как результат устойчивого доминирования преобладающих мотивов поведения [8]. К основным видам направленности личности были отнесены индивидуалистическая и коллективистическая, а также деловая.

В то же время в США проводились исследования типов ориентации личности, и эти подходы оказались содержательно очень близки. Б. Басс и его коллеги [16 и др.] выделяли три типа ориентации личности - ориентация на себя, ориентация на взаимодействие и ориентация на задачу. Здесь речь идет о социальном поведении индивида в контексте особенностей отношения к себе, взаимодействию с другими, а также задаче. Именно этой содержательной близостью во многом обусловлен выбор методического обеспечения для изучения одного из аспектов интенциональности в данном исследовании.

Нами была выдвинута гипотеза о наличии значимых различий в характеристиках временного и содержательного компонентов интенциональности личности подростков, обучающихся в профильных классах и в классах с базовой образовательной программой.

Описание эмпирического исследования

В ранее опубликованном исследовании [14] внимание было уделено подросткам с разным статусом. Данная работа посвящена сравнению особенностей интенциональности личности подростков, обучающихся по разным образовательным программам. Профильное образование предполагает увеличение количества занятий в неделю по определенным предметам, в зависимости от профиля, за счет уменьшения количества занятий по другим предметам. Так, например, подростки, обучающиеся по программе физико-математического профиля, имеют увеличенное количество занятий по физике, алгебре, геометрии и информатике, но при этом лишь один урок русского языка в неделю. Подростки, обучающиеся по базовой образовательной программе (в непрофильных классах), имеют сбалансированный режим занятий в неделю по всем предметам.

В качестве методического обеспечения данного исследования выступили: для изучения временного компонента интенциональности личности - опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) [13], для изучения содержательного компонента интенциональности личности - русскоязычная версия предложенного Б. Бассом опросника [5]. Сочетание этих методик, использованное ранее в других работах, позволяет с разных сторон взглянуть на особенности интенциональности личности и дать им развернутую характеристику.

Испытуемыми в данном исследовании выступили учащиеся двух московских школ в количестве 225 человек (108 юношей и 117 девушек). Испытуемые на момент проведения исследования обучались в IX-XI классах. Из 225 человек 76 испытуемых обучаются по базовой образовательной программе, остальные 149 - по профильным программам.

Результаты и их обсуждение

В первую очередь следует отметить, что для выборки в целом со стороны временного компонента интенциональности личности характерны относительно высокие средние показатели по шкале «Гедонистическое настоящее» и относительно низкие - по шкале «Фаталистическое настоящее». Что касается содержательного аспекта интенциональности личности - здесь испытуемые чаще отдают предпочтение направленности «На себя».

Полученные результаты согласуются с результатами, полученными нами ранее, и обусловлены, по-видимому, возрастными особенностями, свойственными данной группе испытуемых. «Гедонистическое настоящее» - тип временной установки, связанный с получением удовлетворения «здесь и сейчас», и вполне логично, что этот тип оказывается в достаточной мере выраженным в группе подростков. Низкое среднее значение по шкале «Фаталистическое настоящее», согласно Ф. Зимбардо, говорит о слабо выраженном чувстве предопределенности в жизни испытуемых и в целом является скорее позитивной характеристикой. Предпочитаемый подростками тип ориентации «На себя» говорит о наличии в их поведении тенденции стремиться к вознаграждению вне зависимости от успешности деятельности или вклада в групповую работу, что также согласуется с характеристиками, свойственными типу временной установки «Гедонистическое настоящее».

Перейдем теперь к описанию и обсуждению результатов, полученных при сравнении групп испытуемых. Статистическая обработка данных при помощи критерия U Манна- Уитни показала наличие значимых различий в показателях шкал: «Позитивное прошлое» и «Будущее» - во временном компоненте интенциональности личности (р<0,01); ориентация «На взаимодействие» (p<0,05) и «На задачу» (p<0,01) - в содержательном аспекте интенциональности личности. Средние значения шкал по группам испытуемых представлены на рис. 1 и 2.


Рис. 1. Временной компонент интенциональности личности подростков, обучающихся по базовым и профильным образовательным программам


Рис. 2. Содержательный компонент интенциональности личности подростков, обучающихся по базовым и профильным образовательным программам

 

Подростки, обучающиеся по профильным программам. Для данной группы испытуемых характерны следующие особенности: сравнительно высокие показатели по типам временной установки «Позитивное прошлое» и «Будущее» со стороны временного аспекта интенциональности личности, а также сравнительно низкие показатели типа ориентации «На взаимодействие» и сравнительно высокие - «На задачу». Заметим также, что на уровне p=0,56 существует тенденция к значимости различий по шкале «Фаталистическое настоящее».

Показатель шкалы «Позитивное прошлое» характеризует данную группу испытуемых следующим образом: с одной стороны, прошлое является для них скорее источником позитивных воспоминаний и положительного опыта, что сказывается на их текущей деятельности; с другой стороны, такой показатель не является слишком высоким, и, следовательно, они не являются «зацикленными» на прошлом и прошлых достижениях. Последнее утверждение также подтверждается сравнительно высокими показателями по шкале «Будущее». Такой тип временной установки позволяет в большей степени ориентироваться на поощрения, которые будут получены в будущем, и работать на отсроченный результат. С учетом специфики образовательного процесса такой тип установки позволяет успешно усваивать не только прикладные, но и академические знания. Более того, нацеленность на отсроченный результат позитивно сказывается на способностях индивида к целеполаганию и поэтапному достижению целей.

Тенденция к существованию значимо низких показателей по шкале «Фаталистическое настоящее» показывает, что среди испытуемых есть тенденция воспринимать себя как субъекта и предопределенности отводить лишь малую долю. Иными словами, позиция «будет, как будет, и ничего не изменить» является скорее непопулярной среди подростков, обучающихся по программам профильного образования. Этот факт весьма любопытен с учетом того, что эти подростки, поступив в классы с профильной программой, заранее «предопределили» если не университет, то хотя бы общий вектор продолжения своего образования. Казалось бы, в таких условиях установка на фаталистическое настоящее должна иметь более высокий показатель. Однако этого не происходит именно в силу сделанного подростками из данной группы осознанного выбора в пользу своего будущего (в том числе и профессионального).

Что касается содержательной стороны интенциональности личности подростков из профильных классов, заметим, что характерная для них особенность - ориентированность «На задачу» - согласуется с типом временной установки «Будущее». Здесь речь идет о целеполагании и последующем достижении цели, а также о стремлении к деловому сотрудничеству и достижению общей цели, если речь идет о групповой работе. При этом низкие показатели типа ориентации «На взаимодействие» означают не отсутствие желания вступать в контакт с одноклассниками, а стремление в учебной или неформальной обстановке проявить себя или решить поставленную задачу.

Такой набор характеристик обеспечивает подросткам из профильных классов высокую эффективность в освоении образовательной программы, что в перспективе позитивно сказывается на их последующем обучении, в том числе в высших учебных заведениях.

Подростки, обучающиеся по базовой образовательной программе. Для данной группы испытуемых характерны следующие особенности: сравнительно низкие показатели по типам временной установки «Позитивное прошлое» и «Будущее» со стороны временного аспекта интенциональности личности, а также сравнительно высокие показатели типа ориентации «На взаимодействие» и сравнительно низкие - «На задачу». Их показатель временной ориентации «Фаталистическое настоящее» на уровне тенденции выше, чем у подростков из профильных классов.

Здесь следует отметить, что относительно низкие показатели по шкале «Позитивное прошлое», по-видимому, могут быть вызваны несколько большим числом неудач, в том числе и академических, однако, как видно из значений показателя «Негативное прошлое», это вовсе не означает, что учащиеся классов с базовой программой ориентированы на негативные воспоминания. Иначе дело обстоит с типом установки «Будущее»: здесь испытуемые из данной группы демонстрируют существенно более низкие значения соответствующего показателя. Это означает, что они в меньшей степени ориентированы на события возможного будущего и в большей степени на события настоящего или прошлого. С другой стороны, они меньше заинтересованы в деятельности, результат (и вознаграждение) которой являются отсроченными во времени. Такие особенности поведения снижают их академический потенциал, в том числе и за счет целеполагания и структурирования собственной деятельности.

Обнаруженная нами тенденция к значимо более высокому показателю по шкале «Фаталистическое настоящее» характеризует данную группу испытуемых скорее негативно. Заметим, что у подростков, обучающихся по базовым программам, есть возможность при соблюдении ряда условий перейти в класс с профильной программой. Однако часть из них не соответствовала требованиям, предъявляемым к поступающим в профильные классы, на момент их формирования. Весьма вероятно, что этот факт отразился на показателе временной установки «Фаталистическое настоящее». С точки зрения обучения ориентация на фаталистическое настоящее может негативно сказаться на успеваемости и мотивации к достижению, поскольку подросток может занять объектную позицию: «если все предопределено - нет смысла прилагать усилия».

Что касается содержательной стороны, здесь значимо более высокий показатель типа ориентации «На взаимодействие» является своего рода «спасательным кругом» для подростков, обучающихся по базовым программам. Менее успешные академически за счет, в том числе, низких показателей по шкалам «Будущее» и ориентации «На задачу», они вынуждены не только искать у одноклассников психологическую поддержку, но и рассматривают последних как возможный источник помощи при решении общих задач. В исключительных случаях это может привести к тому, что подростки фиксируются на самом процессе взаимодействия, а не на деятельности и ее результате, что ставит под сомнение возможность качественного и своевременного выполнения ими поставленных задач.

Выводы

Выдвинутая гипотеза о наличии значимых различий в характеристиках интенциональности личности подростков подтвердилась. Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил сформулировать следующие выводы:

1. Существуют значимые различия в характеристиках временного и содержательного аспекта интенциональности личности подростков, обучающихся по профильным и базовым образовательным программам.

2. Для подростков, обучающихся по профильным образовательным программам, характерны сравнительно высокие показатели по типам временной установки «Позитивное прошлое» и «Будущее», а также низкие показатели по типу ориентации «На взаимодействие» и высокие - «На задачу».

3.  Для подростков, обучающихся по базовым образовательным программам, характерны сравнительно низкие показатели по типам временной установки «Позитивное прошлое» и «Будущее», а также высокие показатели по типу ориентации «На взаимодействие» и низкие - «На задачу».

4.  У подростков, обучающихся в классах с базовой программой, на уровне тенденции отмечаются сравнительно высокие показатели по шкале временной установки «Фаталистическое настоящее».

5. Есть основания предполагать, что существует связь между особенностями интенциональности личности подростка и его академической успешностью.

Дополнительные исследования, направленные на изучение потенциальной связи между особенностями интенциональности личности подростков и их академической успешностью, и сформулированные на их основе рекомендации для педагогов в сочетании с комплексной психолого-педагогической поддержкой способны повысить качество образования не только у подростков, обучающихся в профильных классах, но и у подростков, обучающихся по базовым образовательным программам.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 c.
  2. Божович Л.И. Личность и учение подростка //Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 5–10.
  3. Божович Л.И. О многоплановости личности // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 112–113.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 1995. 352 с.
  5. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: Аспект-пресс, 2001. 383 с.
  6. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
  7. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. 384 с.
  8. Неймарк М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 147–248.
  9. Неймарк М.С. Опыт экспериментального исследования направленности личности подростка // Вопросы психологии. 1963. № 1. С. 3–12.
  10. Неймарк М.С. Психологическое изучение направленности личности подростка: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1972. 372 с.
  11. Неймарк М.С., Толстых Н.Н. Направленность личности: взгляд из 2012 года // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. Вып. 1. Январь, 2013. С. 5–13.
  12. Неймарк М.С., Чудновский В.Э. Сопоставление различных экспериментальных методик по выявлению направленности личности // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 249–258.
  13. Сырцова А. и др. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. C. 19–31.
  14. Толстых Н.Н., Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков  // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 90–104.
  15. Чудновский В.Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников // Вопросы психологии. 1968. № 1. С. 67–74.
  16. Bass B.M. Social behavior and the orientation inventory: a review // Psychological Bulletin. Vol. 68. № 4. 1967. P. 260–292.
  17. Neimark M. Personality Orientation. New Jersey: Educational Technology Publication Inc., Englewood, 1976. 302 p.

Информация об авторах

Кондратьев Михаил Дмитриевич, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ИОН, РАНХиГС, Москва, Россия, e-mail: mdkondr@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1770
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1009
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7