Результаты апробации модуля «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» в рамках основной профессиональной образовательной программы магистратуры*

1113

Аннотация

Статья посвящена описанию результатов апробации модуля «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» в рамках основной профессиональной образовательной программы магистратуры в некоторых вузах России. В ней доказывается необходимость разработки программы данного модуля, обосновывается его теоретическая новизна и практическая значимость, анализируется структура модуля как интегрированного комплекса обязательных учебных дисциплин общенаучного цикла, дисциплин профессионального цикла, практикумов, производственной практики и научно-исследовательской работы. В статье содержатся основные скорректированные образовательные результаты модуля, описана его апробация, включающая в себя два этапа: подготовительный этап и основной этап. Кратко излагаются данные промежуточного и итогового контроля сформированности образовательных результатов модулей, подводятся итоги апробации модуля в вузах-участниках проекта. В заключение статьи делаются выводы о возможности использования данного модуля для реализации целостной модели профессиональной подготовки педагогов для системы дошкольного образования.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0024. от 16 мая 2014 года, проект «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов»).

Ключевые слова: модуль , супервизоры, образовательные результаты, аттестация

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070406

Для цитаты: Стожарова М.Ю., Зайцева И.Г. Результаты апробации модуля «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» в рамках основной профессиональной образовательной программы магистратуры [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 51–59. DOI: 10.17759/psyedu.2015070406

Полный текст

 

Образовательный модуль «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» разрабатывался как часть основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки 050400.68 - Психолого-педагогическое образование (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов.

Разработка программы образовательного модуля «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» вызвана необходимостью в профессиональной практико­ориентированной подготовке воспитателя, который способен по качеству подготовки отвечать современным требованиям образования. В соответствии с требованиями Стандарта педагога и Стандарта дошкольного образования каждый педагогический работник должен уметь организовать образовательный процесса в дошкольной организации, что и определяет целесообразность создания данного модуля.

Модуль представляет интегрированный комплекс обязательных учебных дисциплин общенаучного цикла, дисциплин профессионального цикла, практикумов, производственной практики и научно-исследовательской работы. Общий объем модуля составляет 22 зачетных единицы.

Содержание модуля базируется на идеях системно-деятельностного подхода, на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина; учитывает стратегию социокультурной модернизации образования (А.Г. Асмолов) [1], современные исследования в области организации образовательного процесса в дошкольной организации (К.Ю. Белая, О.Ф. Исса, Н.В. Федина, С.Г. Юркова и др.) [2].

Новизна данного модуля состоит и в обеспечении магистрантов информацией об основных инновационных подходах к организации образовательной работы в дошкольных образовательных организациях (ДОО) [4].

В условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями дошкольного образования в логике деятельностно-рефлексивного подхода к организации познавательной деятельности магистрантов вузами-участниками проекта было организовано и проведено обучение по образовательным программам данного модуля; проведены теоретические и практические занятия, практикумы и практики, а также осуществлено организационное и методическое сопровождение проведения апробации; проведены мониторинг хода апробации, контроль за ходом реализации образовательных программ модулей. При этом на протяжении всего периода апробации проходило активное взаимодействие всех участников проекта (вузов, дошкольных образовательных организаций, органов управления образованием) в форме практико­ориентированных семинаров, круглых столов, аналитических семинаров.

В ходе обсуждения были уточнены функции руководителей практик со стороны университета и со стороны дошкольных организаций; рассмотрена роль супервизоров в практико­ориентированной подготовке магистрантов; обсуждены планы совместной работы и первые итоги апробации. Необходимо отметить, что по модулю «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» особенно велика роль супервизоров в подготовке магистрантов на практике, так как именно работающие в детском саду опытные педагоги-наставники могут наиболее успешно продемонстрировать магистрантам особенности организации образовательного процесса в данной организации, более глубоко и полно охарактеризовать приоритетные направления образовательной работы с конкретным контингентом детей, вооружить магистрантов необходимыми практическими умениями и навыками работы с детьми и коллективом.

Образовательные результаты освоения модуля в ходе реализации и анализа результатов были подвергнуты некоторой корректировке по сравнению с первоначальным вариантом в связи с выделением функции методиста. В настоящее время выделено семь основных образовательных результатов модуля:

ОР-1 - владеет теоретическими подходами к отбору содержания, средств, методов и приемов формирования познавательно-речевой, интеллектуальной и творческой активности детей в дошкольной образовательной организации (ДОО);

ОР-2 - организует развивающую среду для разнообразной познавательно-речевой, художественно-эстетической, физической деятельности детей раннего и дошкольного возраста;

ОР-3 - отбирает содержание, методы и приемы работы, ориентируясь на ФГОС, современные образовательные программы и технологии с учетом особенностей индивидуального развития и условий семейного воспитания ребенка;

ОР-4 - организует безопасную и психологически комфортную образовательную среду образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации, детей со специальными образовательными потребностями;

ОР-5 - анализирует и корректирует содержание работы с детьми по разным направлениям дошкольного образования;

ОР-6 - осуществляет организацию и сопровождение профессионального развития педагогов образовательной организации в зависимости от специфики данной ДОО и контингента детей;

ОР-7 - выстраивает партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста.

Следует отметить, что в данном варианте образовательные результаты модуля характеризуют работу педагога со стороны его компетентности при организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста, а также ориентируют на организацию методической работы в ДОО и организацию взаимодействия со взрослыми - педагогами и родителями. Образовательные результаты всех дисциплин и оценочные средства дисциплин были приведены в соответствие с образовательными результатами модуля.

В целях методического обеспечения процесса апробации второго модуля был разработан комплект диагностических материалов по проведению текущей аттестации и скорректированы диагностические задания для осуществления итоговой аттестации по модулям.

Апробация модуля включала в себя два этапа: подготовительный этап и основной этап.

На подготовительном этапе модуль апробировался в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» (ФГБОУ ВПО УлГПУ имени И.Н.Ульянова) и федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»).

Целевой аудиторией модуля на подготовительном этапе в соответствии с учебным планом образовательной программы модуля являлись восемь человек:

в УлГПУ имени И.Н.Ульянова - студенты 2 курса очного отделения магистратуры направления подготовки 50100.68 - Педагогическое образование, (профиль - Дошкольное образование), в количестве трех человек;

в ЧГПУ - студенты 2 курса очного отделения магистратуры направления подготовки 50100.68 - Педагогическое образование (профиль - Менеджмент в дошкольном образовании), в количестве пяти человек.

Руководители апробации модуля на подготовительном этапе: в УлГПУ имени И.Н.Ульянова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики М.Ю. Стожарова, в ЧГПУ - ответственный проректор М.В. Потапова и ответственная за апробацию модуля И.Е. Емельянова.

Практическая подготовка магистров осуществлялась на основе сетевого взаимодействия вуза с дошкольными образовательными организациями. В УлГПУ стажировочной площадкой был МБОУ «Детский сад № 124», договор от 29.09 2014 № 872. В ЧПГУ практическая подготовка магистров осуществлялась на базе МАДОУ «Детский сад № 18», МБОУ «Начальная образовательная школа № 95». Все стажировочные площадки соответствовали требованиям, предъявляемым к данным организациям.

На подготовительном этапе в процессе апробации модуля проводилась промежуточная и итоговая аттестация магистрантов. Среднее значение уровня освоения образовательных результатов модуля «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» на этапе промежуточной аттестации в УлГПУ составило 72 % (выше среднего).

Среднее значение уровня освоения образовательных результатов модуля «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» на этапе промежуточной аттестации в ЧГПУ составило 74 % (выше среднего).

Среднее значение уровня освоения образовательных результатов модуля «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» на этапе итоговой аттестации в УлГПУ составило 74 % (выше среднего). Среднее значение уровня освоения образовательных результатов модуля «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» на этапе итоговой аттестации в ЧГПУ составило 84 % (высокий).

На основном этапе модуль апробировался в Московском государственном педагогическом университете (МПГУ).

Руководители апробации модуля - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дошкольной педагогики МПГУ Л.М. Волобуева и кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ Т.И. Ерофеева.

Целевой аудиторией являлись студенты 1 курса очной формы обучения магистратуры направления подготовки 050100.68 - Педагогическое образование, 050400.68 «Психолого­педагогическое образование», студенты 2 курса очной формы обучения магистратуры направления подготовки 050400.68 - Психолого-педагогическое образование в количестве 34 человек.

Практическая подготовка магистров на основном этапе апробации осуществлялась в государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы - средней общеобразовательная школе № 2105 (с пятью дошкольными подразделениями).

На основном этапе в процессе апробации модуля также проводилась промежуточная и итоговая аттестация магистрантов. Среднее значение уровня освоения образовательных результатов модуля - 84 % (выше среднего).

В процессе апробации в целом содержание модуля осталось прежним. Незначительные изменения касались отдельных тем в дисциплинах практикумов. При реализации содержания дисциплин практикумов изменения касались прежде всего подбора диагностических методик, которые осваивали студенты в процессе прохождения дисциплин.

Таким образом, можно сделать выводы по основному и промежуточному этапам апробации.

1.   Среднее значение уровня освоения образовательных результатов модуля «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» на этапе промежуточной аттестации на подготовительном и основном этапах апробации во всех вузах (УлГПУ, ЧГПУ, МПГУ) составило 75,3 % (выше среднего).

2.   Среднее значение уровня освоения образовательных результатов модуля «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» на этапе итоговой аттестации на подготовительном и основном этапах апробации во всех вузах (УлГПУ, ЧГПУ, МГППУ) составило 80, 6 % (выше среднего).

3.       Минимальное значение уровня сформированности образовательных результатов в ходе итоговой диагностики по модулю «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» составляет 81,6% (УлГПУ). Максимальное значение уровня сформированности образовательных результатов в ходе итоговой диагностики составляет 84 % (МПГУ).

Процент обучающихся, успешно освоивших программу учебных дисциплин модуля, во всех вузах составил 100 %.

Апробация показала, что в целом процедура итоговой диагностики по модулю была достаточно эффективной, поскольку она изначально включала тесты и практико-ориентированные ситуационные задачи, но в связи с разработкой контрольно-измерительных материалов и уточнением требований к тестам и кейсам целесообразно уже имеющие тесты и задания диагностики привести в соответствие с требованиями к кейсам, предлагаемыми разработчиками программы модернизации педагогического образования. Поскольку в будущем вероятна итоговая аттестация выпускников в виде электронного тестирования, то большее внимание при оценке успехов в обучении магистрантов мы направили на знание нормативных документов (например, Стандарта дошкольного образования), на умение решать практические ситуационные задачи, на умение строить последовательность профессиональных действий при решении педагогических задач. Магистранты отмечают удовлетворенность качеством обучения по образовательным программам данного модуля.

Разработчики вузов-участников проекта определили для каждого модуля проекта набор трудовых действий в соответствии с Профессиональным стандартом, которые должны освоить студенты в процессе обучения по модулю. В соответствии с разработанной моделью освоения трудовых действий, трудовое действие считалось освоенным студентом, если 50% заданий (тестовых заданий и кейсов), направленных на проверку этого трудового действия, выполнено правильно. Трудовое действие считалось освоенным на групповом уровне, если не менее 60% студентов, принимавших участие в тестировании, освоили данное трудовое действие. Модуль считается эффективным, если студентами освоено 50% и более формируемых трудовых действий.

В целом, по проекту 105.056 «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов» студентами вузов-участников освоено 11 трудовых действий из 11 проверяемых в квалификационном испытании трудовых действий.

В модуле «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» проверялась освоенность четырех трудовых действий:

(38)   - Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

(39) - Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;

(40)  - Планирование и реализация образовательной работы в группе детей ранне и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственным образовательными стандартами и основными образовательными программами;

(41)  - Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.

Оценка эффективности освоения трудовых действий проекта 105.056 в целом (программа: магистратура, профиль: Воспитатель), показала, что трудовое действие 39 (участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации) освоено во всех вузах на 82 %; трудовое действие 40 (планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами) освоено во всех вузах на 79%; трудовое действие 41 (организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста) освоено во всех вузах на 47%.

Качественная оценка эффективности усвоения трудовых действий 38, 39, 40, 41 представлена ниже в таблице.

Таблица

Оценка эффективности освоения трудовых действий проекта

Профиль: Воспитатель, программа: магистратура, проект: 105.056.

Модуль «Организация образовательного процесса в дошкольной организации».

id ТД

38

39

40

41

МГПУ

0

80

81

36

УлГПУ

 

100

100

100

ЧГПУ

0

88

60

 

По всем вузам

0

82

79

47

 

В рамках апробации модуля наблюдались некоторые трудности в процессе сетевого взаимодействия:

1.   Невозможность присутствия преподавателей в ДОУ в той мере, как это желательно и как предполагает сетевое взаимодействие.

2.        Недостаточно высокий уровень подготовленности супервизоров.

Предложения по совершенствованию реализации модуля.

1.     Совершенствовать механизм сетевого взаимодействия вуза и образовательных организаций за счет выделения большего количества часов преподавателям вузов на руководство практикой магистрантов.

2.      Организовать более тщательную подготовку супервизоров.

В целом апробация модуля прошла достаточно успешно, содержание, формы и методы работы, предложенные в рабочих программах дисциплин и практики, способствовали освоению образовательных результатов модуля.

Отчеты вузов, апробирующих модуль «Организация образовательного процесса в дошкольной организации», констатируют:

-     направленность содержания образовательных программ модуля на формирование трудовых функций и действий методиста, соответствующих профессиональному стандарту педагога (число компетенций, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога от общего числа компетенций составляет 74%);

-   оптимальное сочетание теоретических и практических дисциплин, практик, входящих в структуру модуля; соответствие содержания и форм обучения компетентностному, практикоориентированному и деятельностно-рефлексивному подходам к обучению; адекватность применяемых оценочных средств образовательным результатам модуля;

-   преимущество практической подготовки педагогов по образовательным программам данного модуля по сравнению с традиционной системой обучения магистрантов: доля профессиональных действий, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога, к которым подготовлен студент в ходе освоения разработанных программ практик от общего числа профессиональных действий, соответствующих требованиям Профессионального стандарта педагога, к которым подготовлен студент, составляет 90 %; доля педагогических практик, реализуемых в сетевом взаимодействии с дошкольными образовательными организациями составляет 100 %. Среди преимуществ новой программы магистранты отметили проведение практических занятий на базе дошкольных организаций.

Разработанные материалы по модулю «Организация образовательного процесса в дошкольной организации» могут быть использованы как для реализации целостной модели профессиональной подготовки педагогов для системы дошкольного образования, включающей совокупность модулей, так в плане автономной реализации модуля в границах программ профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0024. от 16 мая 2014 года, проект «Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого­педагогическое образование” (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного общего образования, и предполагающей углубленную профессионально-ориентированную практику студентов»).

Литература

  1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65–86.
  2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.
  3. Захарова Л.М. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Ульяновск: УлГПУ, 2014. 216 с.

Информация об авторах

Стожарова Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования факультета педагогики и психологии, Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск, Россия, e-mail: stogmarin@mail.ru

Зайцева Ирина Геннадьевна, Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования факультета педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н.Ульянова), Ульяновск, Россия, e-mail: i.zaitseva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1699
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1113
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0