О готовности юношества северного региона России к профессиональному выбору

695

Аннотация

Тема профессионального самоопределения как необходимого условия успешности и конкурентоспособности в современных социально-экономических реалиях продолжает оставаться актуальной в психологическом исследовании. В статье анализируется практика организации работы с учащимися различных учебных заведений г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ориентированной на решение проблемы профессионального выбора. На основе анализа научных публикаций ведущих специалистов в области профориентации и профессионального консультирования выделяются факторы, определяющие содержание базовых единиц анализа проблематики профессионального самоопределения. Осуществляется анализ эмпирических результатов исследования уровня готовности молодых людей, проживающих в северном регионе, к реализации своего профессионального выбора. Отмечается, что профессиональной ориентацией занимаются многие структуры и организации, осуществляющие ряд соответствующих мероприятий, но эффективность этой работы, как показывает практика, по-прежнему остается невысокой. Анализируются причины такого положения, обосновывается необходимость построения новой модели профориентационной работы.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, критерии профессионального выбора, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная идентификация

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080108

Для цитаты: Гузич М.Э., Хохлова Н.И. О готовности юношества северного региона России к профессиональному выбору [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 86–95. DOI: 10.17759/psyedu.2016080108

Фрагмент статьи

Выявленные противоречия подтверждают актуальность разработки системы целенаправленного формирования профессиональных ориентаций молодежи, адекватных структуре рынка труда. Способствовать своевременному и осознанному выбору профессии и учебного заведения, последующему трудоустройству и социально-профессиональной адаптации, научить выстраивать профессиональную карьеру с учетом общих социально-экономических условий и потребностей рынка труда – вот стратегические цели системы профессиональной ориентации. В ходе этой работы необходимо сформировать у молодого человека умения и навыки самообучения, чтобы он мог быстро адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, сформировать личностные качества и развить способности, которые обеспечили бы ему заинтересованность в непрерывном образовании и совершенствовании, возможность самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и осознанно выстраивать вектор своего карьерного роста.

Литература

  1. Азбель А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию // Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. С. 338
  2. Володина Ю.А. Компетентный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 80–85.
  3.  Гузич М.Э., Богдан Е.С. Мониторинг качества психологического сопровождения профессионального самоопределения в учебных заведениях города Сургута // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С.105–109.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
  6. Концепции развития системы профессиональной ориентации молодежи Ханты-Мансийского автономного округа–Югры [Электронный ресурс] // URL:http://www.doinhmao.ru/netcat_files/657/708/h_f8004bb74864794d0f862644bd219cfb (дата обращения: 21.01.2015).
  7. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 496 с.

Информация об авторах

Гузич Майя Эдуардовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития института гуманитарного образования и спорта, ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», Сургут, Россия, e-mail: gyzich@mail.ru

Хохлова Наталия Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития института гуманитарного образования и спорта, Сургутский государственный университет (БУ ВО «СурГУ»), Сургут, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8266-9629, e-mail: hohlova-ni@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1842
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 695
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2