Творчество и инклюзивная культура образовательной организации

979

Аннотация

Статья посвящена изучению значения интереса к результатам творческой деятельности людей с инвалидностью как фактора формирования направленности на творческое взаимодействие с ними и социокультурной общности с ними. Гипотезой исследования является предположение, что направленность на активное участие в творческой деятельности людей с инвалидностью более выражено при наличии интереса к результатам их творческой деятельности. В исследовании, проведенном через Интернет, участвовали 40 русскоязычных респондентов, пользователей социальных сетей, посвященных творчеству людей с инвалидностью (75 % респондентов – женщины, 25 % респондентов – мужчины; возраст от 20 до 55 лет). Почти все респонденты декларировали позитивное отношение к творчеству людей с инвалидностью, однако лишь около половины из них (47,5 %) заявили о явном интересе к творческим мероприятиям с их участием. При сравнении этой группы респондентов, проявивших интерес, с другими группами респондентов обнаружена значимо более выраженная направленность на взаимодействие с людьми с инвалидностью, чем у группы респондентов, не заявивших о таком интересе, и у тех, кто оценивает творческую деятельность лишь как полезную и значимую для людей с инвалидностью (p<0,02). Полученные результаты важны для создания инклюзивной культуры в образовательных организациях.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзия, творческая деятельность, интерес к творчеству, люди с инвалидностью, нормативная антропология, интернет-опрос

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080103

Для цитаты: Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 24–34. DOI: 10.17759/psyedu.2016080103

Фрагмент статьи

В современной литературе, посвященной образовательной инклюзии, вопросу создания инклюзивной культуры отводится одно из важнейших мест [1; 2]. Согласно социальной модели инвалидности на пути инклюзии людей с нарушениями встает множество препятствий, обусловленных и институционально социально закрепленными нормами и обычаями, и дискурсивно принятыми в культуре сообщества представлениями и способами суждений о людях с особенностями, и хабитуально сформированным культурой привычным образом мысли людей [10].

Литература

  1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики //Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5–16.
  2. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии. Практическое пособие / Под ред. М. Вогана; пер. с англ. И. Аникеев; науч. ред. Н. Борисова; общая ред. М. Перфильева. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
  3. Попова Н.Т. Культурологический подход к инклюзии в практике образования // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: Коллективная монография / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. С. 38–51.
  4. Рыжов В.В. О реформации сознания: нравственно-экологическое мышление новая парадигма сознания [Электронный ресурс] //Философско-религиозные тетради. 2012. № 6. Пути Реформации. URL: http://www.intelros.ru/readroom/filosofsko-religioznye-tetradi/tetrad6/19291-o-reformacii-soznaniya-nravstvenno-ekologicheskoe-myshlenie-novaya-paradigma-soznaniya.html (дата обращения: 8.05.2015).
  5. Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? //Обсерватория культуры. 2014. № 4. C. 9–16.
  6. Glaveanu V.P. Paradigms in the study of creativity: introducing the perspective of cultural psychology // New Ideas in Psychology. 2010. Vol. 28. P. 7993. doi:10.1016/j.newideapsych.2009.07.007.
  7. Janson U. Interaction and Quality in Inclusive Preschool Social Play between Blind and Sighted Children. Interaction and Quality. Report of the CIDREE Collaborative Project on Early Childhood Education, Dundee: Scottish Consultative Council on the Curriculum, CCC, 1997. P. 30–42.
  8. Meininger H.P. Authenticity in community // Journal of Religion, Disability and Health. 2001. Vol.5. № 2. P. 13–28. doi: 10.1300/J095v05n02_02.
  9. Paliocosta P., Blandford S. Inclusion in school: a policy, ideology or lived experience? Similar findings in diverse school cultures //Support for Learning. 2010. Vol. 25. № 4. P. 179–186.
  10. Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda // International Studies in Sociology of Education. 2008. Vol. 18. № 2. P. 99–116. doi: 10.1080/09620210802351342

Информация об авторах

Шеманов Алексей Юрьевич, доктор философских наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, ведущий научный сотрудник научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3925-3534, e-mail: shemanovayu@mgppu.ru

Макаева Диана Эфендиевна, магистрант кафедры специального (дефектологического) образования, факультета клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: artemis4@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2634
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 979
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1