Дети с особыми образовательными потребностями в начальной школе

2224

Аннотация

Рассматриваются проблемы, вызванные внедрением в образовательную практику инклюзивного/интегрированного образования, т. е. совместного воспитания и обучения в школе детей с обычными образовательными потребностями и особыми образовательными потребностями (ООП). Среди проблем выделены: слабая психологическая и профессиональная готовность психологов и педагогов к реализации инклюзивной практики; специфика социально-личностного развития всех детей в изменившейся социокультурной среде. Выявлено, что на пороге школьного обучения у части современных детей даже с нормативным развитием наблюдается низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности. Это выражается в незавершенности процесса децентрации, слабости словесной регуляции действий, трудностях в общении, взаимодействии и пр. Все эти особенности учтены при разработке новых ОПОП по трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися».

Общая информация

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, социальная и коммуникативная компетентности, средовые влияния, образовательный процесс, коммуникация, кооперация, совместная деятельность

Рубрика издания: Консультирование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080313

Для цитаты: Гаврилушкина О.П., Егорова М.А. Дети с особыми образовательными потребностями в начальной школе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 141–152. DOI: 10.17759/psyedu.2016080313

Фрагмент статьи

Внедрение  инклюзии в образовательную практику с самого начала осложнилось целым рядом обстоятельств, которые выявили, прежде всего, недостаточную профессиональную и личностную готовность учителей и других специалистов к реализации задач инклюзии. Совместное обучение здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями поставило перед педагогами, психологами и другими специалистами, вовлеченными в образовательный процесс, наряду с задачами, предусмотренными школьной программой,  задачи социально-личностного становления детей и подростков в периоды детства, которые наиболее сензитивны к социальным влияниям.

Литература

  1. Выготский Л.С.  Психология развития как феномен культуры /Под ред. М.Г. Ярошевского.  М.: Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1996. 512 с.
  2. Гаврилушкина О.П.. Социальная компетентность нормально развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья в современной социокультурной среде// Бюллетень УМО. 2012. № 3. С.121–132.
  3. Гаврилушкина О.П., Малова А.А., Панкратова М.В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/jmfp (дата обращения: 08.09.2016).
  4. Гаврилушкина О.П., Егорова М.А., Захарова А.В., Костенкова Ю.А. Подготовка педагога-психолога к профессиональной деятельности по трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 4. C. 12–21. doi: 10.17759/psyedu.2015070402  (дата обращения: 16.10.2016).
  5. Егорова М.А. Системные стратегии психопрофилактики социальной дезадаптации воспитанников детского дома //  Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина.  2015.  Вып. 1–2 (15). С. 41–50.
  6. Заречная А.А. Особенности совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психофизическим развитием // Психологическая наука и образование.  2009. № 5. C. 25–33.
  7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. Минск: ТЕТРАСИСТЕМС, 2000.  432 с.
  8. Обухова Л.Ф. Социокогнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.  2010.  № 5. URL:  http://psyedu.ru/journal/2010/5/Obuhova.phtml  (дата обращения: 23.10.2016).
  9. Перре-Клермо А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М: Педагогика, 1991. 248 с.
  10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)  (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]  //  Электронный фонд правовой и научно-технической документации.  URL:http://docs.cntd.ru/document/499053710.
  11. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».  URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098.
  12. Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1989.  Т. 10.  № 3. С. 7–16.      
  13. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования Магистратура.  Направление подготовки «44.04.02 Психолого-педагогическое образование». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 549 от 12 мая 2016 г. Зарегистрирован в Минюст России 26 мая 2016 г.  № 42288 [Электронный ресурс] // URL:http://минобрнауки.рф/документы/8504.                        
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Минобрнауки России. Зарегистрирован в Минюсте России от 18 июня 2015 г.     № 37714 [Электронный ресурс] //  Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71220598/.                                                          
  15. Фельдштейн Д.И.  Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования.  2010.   № 2(23). С. 12–18 (дата обращения: 15.07.2012).
  16.  Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века
    (Доклад на общем собрании РАО) 18 декабря 2012 года //  Педагогическое эхо. Приложение  к журналу «Сибирский учитель». 2013. № 1(86). Издание НИПКиПРО «Воспитание и дополнительное образование».
  17. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития [Электронный ресурс]  // Культурно-историческая психология.  2006.  № 4. C. 61–74.  URL: https://psyjournals.ru/kip/2006/n4/Tsukerman_full.shtml (дата обращения: 25.12.2014).
  18. DiSalvo C. A., Oswald D.P. Peer-Mediated Interventions to Increase the Social Interaction of Children with Autism [Электронный ресурс] // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2002. Vol. 17. № 4. P. 198-207. URL: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=hxh&AN=8557883&lang=ru&site=ehost-live.\ (дата обращения: 12.07.2013).

Информация об авторах

Гаврилушкина Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета "Психология образования", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: olpega@mail.ru

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3674
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2224
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2