Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования

2180

Аннотация

Анализируются ключевые проблемы практической психологии образования, формулируются основные положения концепции развития психологической службы образования, которая рассматривается как один из важнейших элементов модернизации всей системы образования. На основе обобщения данных проведенного в 2006–2008 гг. мониторинга деятельности психологической службы образования России, анализа и систематизации исследовательских материалов разработана стратегия развития службы, которая определяет основные направления ее деятельности на период до 2020 г. Механизмом реализации данной стратегии должна стать предлагаемая обобщенная структурно-функциональная модель психологической службы образования. Варианты организации психологической службы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизированные с учетом региональных и иных контекстных особенностей, могут применяться при проектировании адресных версий психологической службы, которые ориентированы на различные контингенты обучающихся: одаренные дети и дети с задержками развития, дети-сироты и девиантные дети, дети с ОВЗ и дети, испытывающие трудности в обучении, и т. д. В статье подробно рассмотрен пример конкретной адресной модели работы с детской одаренностью.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая служба образования, концепция психологической службы, модели психологической службы, стратегия развития психологической службы образования

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080301

Для цитаты: Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 1–15. DOI: 10.17759/psyedu.2016080301

Фрагмент статьи

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.08 № 1662-р (далее – Концепция – 2020), в качестве одной из четырех приоритетных задач в сфере развития человеческого потенциала определена модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития.Служба практической психологии в системе образования Российской Федерации (далее – Служба) является организованной системой связей (сплетение ролей и статусов, посредством которых профессиональное поведение педагога-психолога осуществляется и удерживается в определенных рамках) и норм, которая объединяет значимые ценности (разделяемые идеи и цели системы образования) и процедуры (стандартизованные образцы поведения педагогов-психологов в групповых процессах), удовлетворяющие основным потребностям системы образования. В соответствии с определением социальных институтов, сформулированным С.С. Фроловым, психологическая служба может быть отнесена к социальным институтам системы образования.  По определению В.В. Рубцова, эта служба решает главную задачу психологического обеспечения образования – задачу эффективной защиты детства и социально ответственного введения растущего человека в социальные институты общества.

Литература

  1. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования / Рубцов В.В., Метелькова Е.И. и др.; отв. ред. Е.И. Метелькова. М.: ФПО России, 2008.  80 с.  
  2. Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года  /Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С., Семикин В.В. // Психологическая наука и образование. 2007. № 1. C. 69–82.
  3. Метелькова Е.И. Проблемы создания и развития организационных моделей психологической службы в российской высшей школе // Психология образования: региональный опыт: Сб. материалов III Национальной научно-практической конференции / Под ред. В.В.Рубцова. М.: ФПО России, 2005.  
  4. Метелькова Е.И. Нормативные правовые основы деятельности Службы практической психологии образования // Психология и современное российское образование : Сб. материалов IV Всероссийского съезда психологов образования / Под ред. В.В.Рубцова. М.: ФПО России,  2008.   С. 120–121.
  5. Метелькова Е.И. Приоритетные задачи Службы практической психологии образования как инструмента социального развития // Российский научный журнал. 2010.  № 2. С. 16–18.
  6. Рубцов В.В. Современное психологическое образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] //  Психолог и общество: диалог о взаимодействии: материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008.  С. 23–29.

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Метелькова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, советник ректора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», соучредитель и вице-президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», Москва, Россия, e-mail: metelkova_ei@mail.ru

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4000
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 2180
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 15