Формирование и поддержка состояния психологической безопасности учащихся кадетских классов

657

Аннотация

Представлен авторский подход к сопровождению психологической безопасности в образовательном процессе. Поскольку кадетские классы предъявляют повышенные требования к возможностям и ресурсам ребенка, задача сопровождения этих образовательных программ с точки зрения обеспечения психологической безопасности детей особенно актуальна. В исследованиипроверялось предположение о том, что программа сопровождения состояния психологической безопасности, реализующая риск-ресурсный подход и направленная на актуализацию/формирование компонентов психологической безопасности (удовлетворенность, защищенность, референтность, субъективное благополучие ребенка в кадетской образовательной среде, активность), будет эффективной при сопровождении кадетских образовательных программ. Апробация разработанной программы проводилась с учениками третьих кадетских классов (53 человека в экспериментальной группе и 26 человек в контрольной группе). На основе теоретического анализа были определены компоненты и критерии психологической безопасности младшего школьника. Методами опроса (анкетирование), тестирования, проективным методом обследованы дети, родители и учителя в кадетских классах для выявления исходного и итогового уровней психологической безопасности младших школьников. Для статистической обработки использовались кластерный и дискриминантный анализ, хи-квадрат для таблиц сопряженности, критерий знаков G. В статье описаны особенности программы, направленной на формирование и поддержание психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. Определена ее эффективность по всем выбранным критериям с уровнем значимости не более p<0,005. Идеи формирующей программы могут быть использованы в практике психологической работы в школах, а также для дальнейших исследований психологической безопасности детей в образовательных средах школ разного типа и вида.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность в образовании, структура психологической безопасности, младший школьный возраст, кадетские классы, формирующая программа

Рубрика издания: Психологическая безопасность

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080410

Для цитаты: Баева И.А., Шахова Л.И. Формирование и поддержка состояния психологической безопасности учащихся кадетских классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 91–101. DOI: 10.17759/psyedu.2016080410

Полный текст

 Представлен авторский подход к сопровождению психологической безопасности в образовательном процессе. Поскольку кадетские классы предъявляют повышенные требования к возможностям и ресурсам ребенка, задача сопровождения этих образовательных программ с точки зрения обеспечения психологической безопасности детей особенно актуальна.
В исследовании проверялось предположение о том, что программа сопровождения состояния психологической безопасности, реализующая риск-ресурсный подход и направленная на актуализацию/формирование компонентов психологической безопасности (удовлетворенность, защищенность, референтность, субъективное благополучие ребенка в кадетской образовательной среде, активность), будет эффективной при сопровождении кадетских образовательных программ. Апробация разработанной программы проводилась с учениками третьих кадетских классов (53 человека в экспериментальной группе и 26 человек в контрольной группе). На основе теоретического анализа были определены компоненты и критерии психологической безопасности младшего школьника. Методами опроса (анкетирование), тестирования, проективным методом обследованы дети, родители и учителя в кадетских классах для выявления исходного и итогового уровней психологической безопасности младших школьников. Для статистической обработки использовались кластерный и дискриминантный анализ, хи-квадрат для таблиц сопряженности, критерий знаков G. В статье описаны особенности программы, направленной на формирование и поддержание психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. Определена ее эффективность по всем выбранным критериям с уровнем значимости не более p<0,005. Идеи формирующей программы могут быть использованы в практике психологической работы в школах, а также для дальнейших исследований психологической безопасности детей в образовательных средах школ разного типа и вида.
Психологическая безопасность младших школьников не только является актуальной темой психолого-педагогических исследований, но и все больше интересует практиков (учителей, педагогов-психологов). Состояние психологической безопасности позволяет ребенку наилучшим образом развиваться и учиться, быть успешным, получать удовольствие от обучения в школе, удовлетворять важные потребности (безопасность –  базовая потребность человека).
Исследованиями доказано, что повышение состояния психологической безопасности в образовательной среде способствует гармонизации психологического здоровья ее субъектов [2; 4].
Забота о психологическом здоровье школьников становится обязательным для каждого образовательного учреждения и учителя, а психологическая безопасность – критерием оценки качества образования.
Психологическая безопасность в образовании чаще всего исследуется в рамках направления, основанного И.А. Баевой и разрабатываемого коллективом исследователей под ее руководством (Е.Б. Лактионова, Л.А. Гаязова, И.В. Кондакова и др.) [1]. В современных научных работах рассматриваются структура психологической безопасности и тревожность как ведущий ее элемент (Л.М. Костина, 2016) [7], изучаются возможность оценки психологической безопасности образовательной среды, в которой находятся младшие школьники (М.С. Мириманова, Т.А. Леонова, 2014) [8], в том числе самими младшими школьниками (С.В. Дрокова, Е.А. Кургак, 2007) [6]; указывается на необходимость подготовки учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе (М.В. Гордиенко, 2008 , М.В. Мякишева, 2014) [5; 9].
Особенно актуально задача обеспечения психологической безопасности стоит при сопровождении образовательных программ, предъявляющих повышенные требования к возможностям и ресурсам ребенка (гимназические, кадетские, спортивные классы). Проблема нашего исследования определена противоречием между широким распространением образовательных программ для кадетских школ и недостаточностью освещения в научной литературе психологических особенностей учащихся кадетских классов и особой образовательной среды их обучения с точки зрения психологической безопасности, выявление основных угроз психологической безопасности личности учащихся-кадетов. В связи с этим нами была разработана комплексная программа психологического сопровождения психологической безопасности учащихся кадетских классов и проверена ее эффективность.
На базе одной из школ г. Архангельска реализуется межведомственная, междисциплинарная, экспериментальная целевая программа «Соловецкие юнги». В основе проекта – комплексный подход, направленный на решение задач по формированию личности в соответствии с интересами и запросами со стороны семьи, общества,   государства, региональными потребностями в воспитании детей на примере традиций, заложенных старшими поколениями. Предполагается, что реализация данной программы   создаст условия для формирования личности с выраженной гражданской позицией, повышения уровня нравственного развития детей и будет способствовать эффективному профессиональному самоопределению детей в регионально значимых профессиях морской, нефте- и газодобывающей отраслей.
Программа реализуется с первого класса в несколько ступеней. Классы в этой школе имеют статус кадетских. Третьи классы данной школы стали базой для нашего исследования.
В исследовании в комплексе рассматривались условия образовательной среды и ресурсы ребенка, обусловливающие состояние психологической безопасности младшего школьника. Нами был разработан риск-ресурсный подход к сопровождению психологической безопасности младшего школьника [3; 11]. Для управления этим состоянием и создания программы его сопровождения необходимо определить риски и угрозы, которые могут препятствовать позитивному личностному развитию младшего школьника, и противопоставить им внешние и внутренние ресурсы ребенка. Цель программы сопровождения психологической безопасности связана с формированием и/или поддержанием состояния психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. Она может быть достигнута через решение следующих задач: определение детей «группы риска нарушения психологической безопасности»; помощь им в преодолении этих рисков; актуализация внутренних и внешних ресурсов младших школьников; корректировка образовательной среды младших школьников, направленная на имеющиеся риски; создание условий, которые способствуют возникновению и поддержанию у учеников состояния психологической безопасности.
Содержательно программа включает в себя три блока: поисково-диагностический, формирующий и итогово-диагностический.
Цель поисково-диагностического блока связана с выявлением специфических рисков, наиболее актуальных для кадетских классов начальной школы, и нахождением  соответствующих им ресурсов, помогающих справиться с рисками. Определяются исходный уровень психологической безопасности кадетов, выделяются дети с низким уровнем психологической безопасности, работа с которыми становится  одним из направлений программы сопровождения психологической безопасности кадетов.
Формирующий блок предполагает введение преобразований в образовательную среду и создание условий, способствующих состоянию психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов. В программе сопровождения психологической безопасности реализованы следующие принципы: направленность на всех субъектов образовательного процесса, активность, осознанность.
Психологическая безопасность младшего школьника, учащегося кадетских классов – это психическое состояние, заключающееся в переживание ребенком субъективного благополучия, чувства защищенности и удовлетворенности собой и образовательной средой, референтности, а также идентификации с группой и профессией, на которую ориентирована кадетская программа.
Составляющие данного состояния диагностированы для доказательства эффективности разработанной программы. Программа сопровождения психологической безопасности направлена, с одной стороны, на формирование/ актуализацию ее компонентов, а с другой – на формирование ресурсов, которые могут противостоять имеющимся факторам риска нарушения психологической безопасности. На наш взгляд, ключевыми ресурсами для психологической безопасности младших школьников являются: психологическое просвещение родителей и педагогов, повышение их психолого-педагогической компетенции, психологическая поддержка учителей, родителей, учеников, помощь всем субъектам образовательного процесса в разрешении проблемных ситуаций.
Программа сопровождения психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов направлена на всех субъектов.
Работа с учителями: развитие представления у учителей о психологической безопасности учеников и ее ресурсах, о роли педагога в сопровождении этого состояния (позитивная оценка учителем ребенка, профилактика профессионального выгорания у учителей, создание условий для ощущения учеником поддержки со стороны учителя и т. д.). Повышение активности учителя в сопровождении психологической безопасности младших школьников через включение данной темы в исследовательскую работу педагога, написание научных статей. Формы работы: информирование на педагогических советах о психологической безопасности детей в школе, ее компонентах и ресурсах, проведение индивидуальной супервизии и консультаций с учителями, направленных на профилактику профессионального выгорания и помощь в профессиональном развитии.
Работа с родителями: формирование представления о психологической безопасности и способах поддержания этого состояния, повышение психологической компетентности в вопросах воспитания детей и оказания им поддержки. Формы работы: информирование на родительских собраниях, еженедельные групповые встречи родителей с психологом за чашкой чая («Родительское кафе»), индивидуальные психологические консультации, информативные записки в дневники детям.
Работа с детьми: развитие способности к саморегуляции (осознание своих эмоций, релаксационные и активизирующие техники, развитие помехоустойчивости и умения решать конфликтные ситуации). Формирование позитивного образа Я, в том числе как представителя кадетского класса, осознание своих сильных сторон (через получение обратной связи от одноклассников и учителя). Развитие групповой идентичности «Мы-кадеты» и сплоченности класса (игровые упражнения, дискуссии на темы «Какие мы как кадеты?»). Развитие положительного отношения к школе, кадетской программе и ее атрибутам (дискуссии на темы «Что хорошего в нашей школе?», «За что я люблю школу?», коллаж «Наша школа – самая лучшая» и т. д.).
На протяжении всех занятий отдельное внимание уделялось учащимся с низким уровнем психологической безопасности по результатам первичной диагностики: оказание поддержки, включение в совместную деятельность в группе. Постоянный положительный контакт с психологом позволил детям самим обращаться за поддержкой или консультацией к нему. Запрос на индивидуальную психологическую работу с ребенком может поступать от родителей после информирования их о психологической безопасности ученика и индивидуального обсуждения результатов первичной диагностики или в случае, если ребенку требовалась помощь или поддержка в кризисной для семьи ситуации. Формы работы: преимущественно групповая со всем классом или в микрогруппах (тренинги, дискуссии, игры, коллективное рисование коллажи и т. д.), индивидуальная при нахождении в группе (визуализация, дыхательные упражнения и т. д.), индивидуальная  наедине с психологом по запросу. Программа предполагает еженедельные занятия на протяжении пяти месяцев (с января по май).

Итогово-диагностический блок предполагает проведение итоговой констатирующей диагностики, направленной на выявление эффективности программы сопровождения психологической безопасности младшего школьника, учащегося кадетских классов.
На основе теоретического анализа мы определили следующие критерии психологической
безопасности младшего школьника, учащегося кадетских классов и подобрали методики для
диагностики этих компонентов.  Защищенность – представление ребенка о наличии поддержки его субъектами образовательного процесса и наличие опасности в школе (использовалась авторская анкета), а также переживание ребенком  состояния защищенности, безопасности (определялось с помощью добавленных соответствующих шкал в методике «Самооценка состояния»).  Удовлетворенность – наличие высокой самооценки, представление ребенка о высокой его оценке значимыми взрослыми (использовалась модифицированная методика «Лесенка») и о его удовлетворительной позиции в классном коллективе (использованы проективные методики Л.П. Пономаренко «Дерево», «Класс»).  Референтность – переживание ребенком положительного отношения к образовательной (кадетской) среде (использована авторская анкета) и идентификация младшего школьника с кадетами (использованы ответы ребенком на вопрос «Кто я?» и анализ рисунка «Я в школе»).  Субъективное благополучие в кадетской образовательной среде – преобладание позитивных психических состояний у ребенка в школе (удовольствие, счастье, радость) (использована модифицированная методика «Самооценка состояний») и нормальный уровень тревожности (использована Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) в модификации А.М. Прихожан).  Активность – проявление активности в деятельности, успешность в учебной и внеклассной работе, а также отсутствие частого нарушения норм поведения (на основе внешних оценок учителя и родителей, полученных с помощью авторской анкеты).
Проведена диагностика детей, а также анкетирование родителей и учителей. Затем статистическими методами (кластерный анализ) учащиеся были разделены на три группы (кластера), которые при интерпретации содержания кластеров соответствовали уровню психологической безопасности. Далее выявили показатели и результаты методик, которые имели наибольший, статистически достоверный, вклад в распределение детей по уровням психологической безопасности, определили структуру психологической безопасности младшего школьника, учащегося кадетских классов, описанную в нашей статье [10].
Апробация разработанной программы проводилась с учениками третьих классов.
Эмпирическое исследование эффективности программы проходило с использованием экспериментальной и контрольной групп учащихся-кадетов. Число испытуемых: в экспериментальных группах – 53 третьеклассника, в контрольной – 26 третьеклассников.
Экспериментальная и контрольная группы статистически не различаются, что подтверждается равномерным распределением признака психологической безопасности.

Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют, что почти треть младших школьников имеют низкий уровень психологической безопасности. Это обосновывает необходимость реализации программы сопровождения психологической безопасности в кадетских классах.


Для определения эффективности реализуемой программы сопровождения психологической безопасности младших школьников использовался дискриминантный анализ результатов итоговой диагностики. Данный вид анализа позволяет предсказать переменную (в нашем случае – кластеры или уровни психологической безопасности) по тем же параметрам, которые были применены при анализе результатов первичной диагностики при распределении на группы (93,8 % предсказано правильно). Применив критерий знаков G, мы определи, что в контрольной группе нет значимых сдвигов (p>0,05), а в экспериментальной группе значимые положительные сдвиги есть (p=0,05). То есть в экспериментальной группе после реализации программы значимо повысился уровень психологической безопасности, что может свидетельствовать об эффективности нашей программы.
Как показано в табл. 2, в экспериментальной группе стало меньше детей с низким уровнем психологической безопасности и увеличилось число учеников с высоким. При этом в контрольной группе также произошли изменения, однако они не статистически значимы.



Для определения эффективности реализуемой программы также был проведен сравнительный анализ изменений отдельных показателей психологической диагностики с применением статистических критериев. В табл. 3 представлены данные, которые имеют статистически значимые изменения.

После реализации программы произошли значимые изменения в экспериментальной группе как в целом, по распределению кластеров (уровней психологической безопасности), так и по отдельным критериям. После реализации программы учащиеся в экспериментальных классах стали более позитивно смотреть на себя глазами учителя, в том числе как представителя кадетов.
У них повысился уровень безопасности в школе и состояния защищенности, стало выше положительное отношение к юнгам. Ученики больше стали идентифицировать себя с юнгами и со школой. Кроме того, учителя стали более высоко оценивать детей в классах. В то же время в контрольной группе по данным показателям значимых изменений не произошло.
В контрольной группе обнаружились значимые отрицательные сдвиги по двум показателям. У детей усилилось отрицательное отношение к школе, повысилась тревожность.
В экспериментальной группе подобных изменений не наблюдалось, что также может свидетельствовать об эффективности программы.
Таким образом, мы изучили состояние психологической безопасности младших школьников, учащихся начальной классов, обучающихся в кадетских классах, разработали программу диагностики, выделили структуру данного состояния, определили показатели, наиболее сензитивные к воздействию при сопровождении данного состояния в школе.
Полученные результаты доказывают, что наша программа повышает уровень психологической безопасности учащегося-кадета начальной школы и обладает эффективностью в данной образовательной среде.
Идеи нашей программы (риск-ресурсный подход, направленность на всех субъектов образовательного процесса, компонентный состав состояния психологической безопасности школьника и др.) могут быть использованы в практике психологической работы в школах, а также для дальнейших исследований психологической безопасности детей в образовательных средах школ разного типа и вида.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография.СПб.: Союз. 2002. 271 с.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования// Психологическая наука и образование. 2012. №4. C. 11–17.
  3. Баева И.А., Шахова Л.И.Риск-ресурсный подход к сопровождению психологической безопасности младших школьников// Безопасность образовательной среды: создание и внедрение психолого-педагогических технологий сопровождения: Сб. науч. статей/ Под ред. И.А. Баевой, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязовой. М., МГППУ, 2014.  С. 10–13.
  4. Баева И.А., Якиманская И.С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59067.shtml (дата обращения: 19.08.2016).
  5. Гордиенко М.В. Подготовка учителей начальных классов к реализации идей безопасности личности в воспитательном процессе начальной школы// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №82 (2). С.44–53.
  6. Дрокова С.В., Кургак Е.А. Психологическая безопасность школьной среды в переживаниях младших школьников и старшеклассников// Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. 2007.№ 1. С. 87–98.
  7. Костина Л.М. Определение ведущего элемента структуры психологической безопасности личности первоклассников//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 172–173.
  8. Мириманова М.С., Леонова Т.А. Агрессия и социальный интеллект младших школьников в оценке безопасности образовательной среды// Психология обучения. 2014. № 7. С. 67–78.
  9. Мякишева М.В. Подготовка педагогов к воспитанию личности ребенка безопасного типа поведения// Человек и образование. 2014. №1 (38). С.56–60.
  10. Шахова Л.И. Исследование структуры психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 58–63.
  11. Шахова Л.И. Сопровождение психологической безопасности младших школьников и учащихся кадетских классов: риск-ресурсный подход// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 174. С. 159–169.

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Шахова Людмила Ивановна, аспирант кафедры психологии развития и образования института педагогики и психологии, РГПУ имени А.И. Герцена, ассистент кафедры психологии Высшей школы психологии и педагогического образования Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: 79600001472@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2211
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 657
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0