Психологическое просвещение в контексте содержания ФГОС и стандартов профессиональной деятельности

2213

Аннотация

Представлены материалы, позволяющие обозначить основные проблемы подготовки психологов к работе по психологическому просвещению в контексте требований ФГОС и утверждённых стандартов профессиональной деятельности. Показана связь ряда вопросов методологии практической психологии и тех задач, которые решает специалист в этой области при реализации работы по психологическому просвещению. Проведён детальный анализ основного содержания существующих и действующих ФГОС, тех его аспектов, которые определяют перечень и характер видов работ специалиста, а также уже утверждённых стандартов профессиональной деятельности попрактикоориентированным психологическим специальностям в отношении трудовой функции, отражающей те стороны его труда, которые касаются психологического просвещения. Выделены основные вопросы, касающиеся совершенствования ФГОС и стандартов профессиональной деятельности. Предлагаются способы их решения, применение которых поможет в работе над новыми ФГОС и совершенствовании стандартов профессиональной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое просвещение, методология практической психологии, профессиональная готовность к работе по психологическому просвещению, ФГОС, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090114

Для цитаты: Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в контексте содержания ФГОС и стандартов профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 135–147. DOI: 10.17759/psyedu.2017090114

Полный текст

 

Изучение вопросов о видах профессиональной деятельности практического психолога, их содержания и т.п. рано или поздно приводит к тому, что мы сталкиваемся с общими (системными) трудностями исследования проблем практической психологии. Особенно явно это обнаруживается после того, как были разработаны и утверждены стандарты профессиональной деятельности по практико-ориентированным психологическим специальностям (ПС). Даже самое общее сравнение их содержания с текстами ФГОС и публикаций, которые посвящены теме подготовки практических психологов, показывает разницу подходов и отличия в способах реализации поставленных перед разработчиками стандартов задач. Очевидно, что это один из результатов той методологической неразберихи, которая отражает состояние современной отечественной практической психологии последних десятилетий. Не будем в очередной раз останавливаться на этом факте, т.к. об этом уже писали многие учёные и практики. Но обозначим ту позицию, которая будет лежать в основании дальнейшего анализа собственно проблем видов работы практического психолога.

В методологическом плане практическая психология будет рассматриваться здесь и далее как особая форма прикладной деятельности психолога, определяемая специфическими требованиями той сферы (деятельности), в которой он работает. Она направлена на решение той практической задачи, которая сформулирована заказчиком и имеет психологическое содержание. Предметом практической психологии (деятельности практического психолога) являются те феномены внутреннего мира людей, которые возникают, развиваются и проявляются особым образом в каждой сфере её приложения, в деятельностях, предъявляющих к личности определённые и всегда уникальные требования, отражающие сущность данной сферы (деятельности). Их специфика задается характерными именно для данной сферы признаками, её требованиями к человеку/группе (субъекту/ам развития, деятельности) и проявляется в содержании тех задач, которые ставятся заказчиком психологических услуг перед практическим психологом. В этом смысле, именно в практической психологии профессиональное знание (профподготовка) реализуется в умении работать с реальными объектами [2].

Обобщая можно сказать, что практическая психология - это особый вид прикладной деятельности психолога, направленный на решение конкретной профессиональной задачи, которая предполагает непосредственное применение психологических знаний в соответствие с требованиями той или иной сферы деятельности. Это предполагает непосредственное взаимодействие специалиста с обратившимся за помощью человеком (клиентом) или группой, направленное на оказание психологической помощи в требуемой конкретными обстоятельствами форме. При этом ещё раз важно подчеркнуть, что специфика практической психологии проявляется в соотнесении в каждом конкретном случае цели и предмета профессиональной деятельности с требованиями той сферы, которую он обслуживает, тех, чей запрос он выполняет. С одной стороны, это всегда определённое ограничение профессиональных возможностей, а с другой - направление профессиональной деятельности в сторону конкретных запросов практики, её реальных потребностей.

Описанная выше позиция - основа построения методологии такого вида работы практического психолога как психологическое просвещение. Понять и выделить его сущность возможно на основе специфики выделения предметного поля самой практической психологии, её особого содержания. «Превращение» психологического знания в содержание задач, которые ставит конкретная практика, использование всего ресурса объективных, научных данных в содержании каждого вида работы практического психолога - вот то, что принципиально отличает описанную позицию. В своё время это отметила И.В. Дубровина, которая, выделяя специфику работы практического психолога в образовании, обращала, например, внимание на то, что использование здесь диагностики существенно отличается по целям и содержанию от её использования в научной работе: она изначально подчинена задачам, которые ставит практика, определяется характером развития и необходимостью того или иного влияния специалиста на внутренний мир развивающейся личности. Именно выделенная специфичность предметного поля практической психологии позволяет ей утверждать, что в психологической службе образования речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о развитии или коррекции. Поэтому, рассматривая диагностику и развитие (коррекцию) в неразрывном единстве, она применяет термины «диагностико­коррекционная», «диагностико-воспитательная» работа» [5, с. 82].

Логично продолжить эту линию анализа и при рассмотрении сущности психологического просвещения. Оно не может быть организовано также как в медицине или педагогической деятельности, т.к. задано совершенно иными целями, другим предметом деятельности. Поэтому «перенос» наработанного из иных сфер профессиональной деятельности в сферу собственно психологического просвещения, может расцениваться, по крайней мере, как методологически некорректное действие. В контексте инновационных изменений в современной практике образования, здесь важно учесть следующее:

«В качестве принципиального основания («идеи») инновационного развития современного образования можно говорить об образовании как социально-культурном и здоровьесберегающем ресурсе, обеспечивающем защиту детства, сохранение и развитие генофонда нации. Это не означает, что главная задача образования — высокое качество образования — отменяется или подменяется. Она сохраняется в качестве приоритетной, но приобретает новый статус и требует поиска новых форм взаимодействия образования, государства и общества» [6, с.5]

Современные отечественные исследователи этой проблемы отмечают, что отсутствие элементарной психологической грамотности является одной из главных причин возникновения и развития множества проблем, трудностей, конфликтов, стрессов, болезненных состояний, кризисов и даже катастроф в жизни и деятельности, как отдельных людей, так и жизнедеятельности общества в целом [7; 8, с. 85-86 и др.] В таком контексте, очевидно, что психологическое просвещение - одно из важнейших условий психологического благополучия личности. Именно оно обеспечивает «психологическую грамотность», «психологическую культуру» человека [1, с. 33-64], что даёт последнему возможность более или менее ясно представлять свой внутренний мир, специфику психологических отношений между людьми, освоить первичные навыки саморегуляции, умения применять всё это в своей жизни. Без таких ресурсов личности будет гораздо труднее справляться с теми трудностями, которые по тем или иным причинам возникают в процесс её развития. Практическому же психологу «психологическая грамотность», «психологическая культура» людей, нуждающихся в его помощи, позволяет эффективно и без особых трудностей предотвращать нежелательные тенденции в их развитии, оказывать эффективную психологическую помощь. Все вышеизложенное позволяет сформулировать очень важный вывод: психологическая грамотность является одним из структурных элементов психологической культуры личности, которая, в свою очередь, составляет ядро, стержень психологического здоровья личности. Последнее и есть цель Службы практической психологии в образовании [1; 4; 5].

Важно ещё раз отметить такой аспект как «контекстуальность» практической психологии (зависимость от места приложения) и, как следствие -работы практического психолога: её подчинённости задачам той сферы, к которой прикладывается всё имеющееся психологическое знание, что определяет место и роль каждого вида профессиональной деятельности. В частности, как уже отмечалось ранее [3; 4], в сфере образования системообразующим её элементом становится психопрофилактика. Это, в свою очередь, предполагает определенное понимание связи и характера отношений между основными видами работы практического психолога образования, где они выступают как структурные элементы и средства в целом системы психологической помощи, но, в то же время, и как соподчинённые звенья системы, что изменяет их направленность. В таком контексте понятно, что психологическое просвещение решает особого рода задачи, связанные с развитием психологического здоровья личности, обеспечением для неё благоприятной психологической среды, её поддержки, её психологической безопасности, защиты от неблагоприятных факторов в контексте системообразующей деятельности практического психолога - психологической профилактики. Соответственно, недостатки в этого рода работе, сказываются на эффективности как всей Службы практической психологии, так и на других видах работы специалиста.

Всё вышеизложенное позволяет нам перейти к обсуждению того, аспекта, который касается как подготовки психологов, так и требований, предъявляемых стандартами профессиональной деятельности к практико-ориентированным психологическим специальностям.

Сегодня в России профессиональная подготовка и деятельность специалистов регулируются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и профессиональными стандартами (ПС).

ФГОС определяют содержание подготовки специалиста и дают возможность определить те ресурсы его образования, которые должны обеспечить его готовность к профессиональной деятельности, к тому или иному виду работы. Кратко охарактеризуем то, что может обеспечить готовность практического психолога к работе по психологическому просвещению и отражено во ФГОС разных квалификаций. При этом напомним об отмеченной в самом начале нашего обсуждения разнице подходов и способов реализации поставленных перед разработчиками стандартов задач, как одном из результатов той методологической неразберихи, которая отражает состояние современной отечественной практической психологии.

Начнём с ФГОС по направлению подготовки 030300 Психология. Если обратиться к квалификации «Бакалавр», то здесь «психологическое просвещение» не выделено как вид профессиональной деятельности (см. п. 4.3), но в пункте 4.4 в числе задач, к решению которых готовят специалиста, выделяются:

«распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации»;

«пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества».

А в Разделе 5, в котором выделяются компетенции специалиста, мы читаем, что он должен обладать: «... способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12)».

Во ФГОС для уровня «Магистр» в Разделе 4 (подраздел 4.3.), где выделяются виды профессиональной деятельности, «психологического просвещения» (или чего-нибудь подобного) нет. Надежду на то, что его можно включить сюда даёт следующий текст:

«Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей»

Формулировка достаточно странная, т.к. она фактически нивелирует содержание этого пункта (выделение видов профессиональной деятельности). Либо выделенные виды - «неконкретные».

Нет чего-нибудь подобного и в пункте 4.4, т.е. в числе задач, к решению которых готовят специалиста. Но в Разделе 5, в котором выделяются компетенции специалиста, мы читаем, что он должен обладать способностью к: «. просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32) .» С точки зрения профессиональной психологической терминологии здесь (как и далее) корректнее было бы уйти от понятия «способность» и сформулировать по-иному: например, «. быть профессионально готовым к...».

Перейдём к ФГОС по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование». Здесь «Психологическое просвещение» как вид профессиональной деятельности, как и в предыдущем случае, не выделяется (см. п. 4.3). Слабую, но всё же надежду на то, что такая работа предполагается в функционале специалиста, даёт то, что в пункте в Разделе 4 в пункте 4.4 в числе задач, к решению которых готовят специалиста, выделяется «. повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса». В Разделе 5, в котором выделяются компетенции специалиста, мы читаем, что он должен быть: «. способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5)»

На уровне квалификации «Магистр» «Психологическое просвещение» как вид профессиональной деятельности тоже не выделяется. Но в Разделе 4 в пункте 4.4 в числе задач педагогической деятельности, к решению которых готовят специалиста, выделяется: «... организация и проведение работы, направленной на повышение педагогической и нормативно-правовой компетентности педагогических работников и родителей обучающихся».

В Разделе 5, в котором выделяются компетенции специалиста, мы читаем, что он должен обладать: «... способностью применять психолого-педагогические и нормативно­правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8)»

Далее обратимся к ФГОС по направлению подготовки 050407 Педагогика и психология девиантного поведения. Здесь в подразделе 4.3., где выделяются виды профессиональной деятельности, «психологического просвещения» (или чего-нибудь подобного) нет. Как и в случае с направлением подготовки 030300 Психология остаётся надеяться на то, что его можно включить благодаря наличию такого текста:

«Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями»

Но далее мы всё же находим здесь то, что даёт возможность судить о признании авторами текста наличия такой разновидности работы специалиста этого направления, как «психологическое просвещение». В частности, в пункте 4.4., где сформулированы профессиональные задачи специалиста, мы читаем: «. организация и проведение работы, направленной на повышение психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в работе с лицами, склонными к девиантному поведению». А в Разделе 5, в котором выделяются компетенции специалиста, мы читаем, что он должен обладать: «. способностью к осуществлению работы, направленной на повышение психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в работе с лицами, склонными к девиантному поведению (ПК-44)»

Более всего приближен (насыщен профессиональным содержанием) к содержанию обсуждаемой темы ФГОС по направлению подготовки 030401 Клиническая психология. Здесь, в отличие от всех ранее обсуждаемых ФГОС, в Разделе 4 (подраздел 4.2.), где выделяются объекты профессиональной деятельности, написано следующее: «. распространение информации и формирование знаний о психологических факторах психического и физического здоровья и здоровом образе жизни». А далее в подразделе 4.3., где выделяются виды профессиональной деятельности, указана такая разновидность как «психолого-просветительская». Очень важно, что развернутое содержание этого вида работы даётся в подразделе 4.4., где в скобках уже расширяется первое понятие: «психолого­просветительская деятельность (распространение психологических знаний, принципов, методов и стандартов). Далее же очень подробно расшифровывается ее содержание:

«. - стимулирование интереса к психологическим знаниям и практике;

- распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья;

- формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром;

-  подготовка и презентация программ здоровья для общественных и государственных организаций (программы профилактики курения, программы для родителей, просветительские программы о психологических услугах в области здоровья);

-  подготовка и презентация программ раннего психологического вмешательства для групп риска (профилактика наркозависимости, синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), школьного насилия);

-    подготовка, презентация, координация и оценка обучающих психологических программ, семинаров и мастер -классов для различных групп (для персонала в образовательных и юридических системах, в коммерческих организациях, для медицинских работников);

-    распространение психологических знаний и повышение их ценности в массовом сознании с помощью средств массовой информации (СМИ) (интервью и статьи в прессе, выступления по радио и телевидению);

- создание, пропаганда и активное содействие соблюдению профессиональных стандартов для организаций и частных практиков, работающих в области психологических услуг»

Во ФГОС по направлению подготовки 030301 Психология служебной деятельности, мы опять видим то, что уже обсуждалось по направлению подготовки 030300 Психология: в Разделе 4 (подраздел 4.3.), где выделяются виды профессиональной деятельности, «психологического просвещения» (или чего-нибудь подобного) нет. Но надежду на то, что его можно включить сюда даёт уже выделенный выше текст о том, что конкретные виды профессиональной деятельности определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями. В подразделе 4.4., где сформулированы профессиональные задачи специалиста, тоже нет понятия «психологическое просвещение», но есть такие задачи, решение которой скрыто предполагает именно этот вид деятельности:

-  «формирование установок в отношении здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления профессиональных и жизненных трудностей»;

-  «распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, служебной и организационной деятельности, коммуникации»

В подразделе 5., где определены компетенции, которыми должен обладать выпускник, отмечается, что в педагогической деятельности он должен обладать «... способностью осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и иных лиц (ПК-26)»

Итак, всё вышеописанное показывает, что разработчики ФГОС, очень по-разному оценивают значение психологического просвещения как вида профессиональной деятельности психолога: от выделения его вида профессиональной деятельности и подробного описания содержание тех задач, которые решаются в данном виде работы до почти полного игнорирования его в содержании образовательного стандарта. Это достаточно странно, т.к. этот вид работы указан в тех документах, которые были созданы еще в годы становления психологической службы, практической психологии. В учебниках, по которым готовятся специалисты практикоориентированных сфер психологии, есть целые разделы, посвящённые данному виду работы.

Опираясь на проведённый выше анализ, можно говорить о том, что существует необходимость пересмотра и переработки содержания всех ФГОС по указанным выше специальностям. Хочется надеяться на то, что те, кто будет организовывать такую работу, создадут некую унифицированную модель/схему, в которой будет чётко определено содержание и виды работы специалистов в сфере практикоориентированных психологических специальностей. Это позволит избежать «выпадения» тех или иных видов профессиональной деятельности из конкретных ФГОС, так же, как и раскрывать подробное содержание тех профессиональных задач, которые решаются в данном виде работы. Такую необходимость диктует и содержание утверждённых и вступающих в силу профессиональных стандартов (ПС).

Обратимся к содержанию утверждённых профессиональных стандартов по практикоориентированным специальностям в области психологии.

Начнём с ПС «Педагог-психолог», т.к. ранее мы уже отмечали, что именно в области образования практическая психология представлена наиболее ярко и полно. Здесь «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» входит в перечень трудовых функций. Такого рода работа включена в содержание нескольких трудовых функций, раскрываемых в разделе III ПС «Педагог-психолог» следующим образом:

-  в подразделе 3.1.1., где описывается трудовая функция «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ», в числе необходимых умений указывается «Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого­педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся»

в подразделе 3.1.2., где описывается трудовая функция «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций», в числе необходимых умений указывается «Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации»

-   в подразделе 3.1.2., где описывается собственно трудовая функция «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса» ее содержание раскрывается в представленной ниже таблице (см Табл. 1)

Таблица 1

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

Трудовые действия

Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста

Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности

Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)

Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации

Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка

Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи

Ведение профессиональной документации (планы работы,

 

протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

Необходимые умения

Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся

Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся

Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры

Владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций

Необходимые знания

Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся

Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся

Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей

Трудовое            законодательство           Российской           Федерации,

законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка

Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Далее рассмотрим ПС деятельности специалиста «Психолог в социальной сфере». Здесь мы тоже видим, что психологическое просвещение входит в перечень трудовых функций и обозначено как «Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы». Так же, как и в предыдущем стандарте профессиональной деятельности, такого рода работа включена в содержание нескольких трудовых функций, и сформулирована в разделе III в разных из них следующим образом:

-   работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов;

-   вести психологическую просветительскую деятельность среди населения;

-   проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов

- привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи».

Как отдельная трудовая функция психологическое просвещение представлено и раскрыто по содержанию в разделе 3.1.7. «Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы» (см Табл. 2)

Таблица 2.

Психологическое просвещение населения, работников органов и организаций социальной сферы

Трудовые действия

Разработка плана психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы

Доведение до сведения государственных и муниципальных органов, организаций социальной сферы информации о перечне психологических услуг и возможности их получения

Разработка рекомендаций для работников органов и организаций социальной сферы по психологическому просвещению с учетом конкретных задач, решаемых ими

Организация          волонтерских          проектов          и           программ,

ориентированных на повышение мотивации в получении психологической помощи

Подготовка для СМИ информации о психологических услугах в социальной сфере (ролики, передачи на теле- и радиоканалах и т. д.)

Проведение групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг

Привлечение к психологическому просвещению граждан, успешно завершивших программы психологической помощи

Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях формирования рекомендаций для ее совершенствования

Учет проведенных работ

Необходимые умения

Анализировать обращения и запросы населения, органов и организаций социальной сферы для корректировки программ психологического просвещения

Разрабатывать и согласовывать регламенты с органами и организациями социальной сферы

Использовать результаты мониторинга психологической безопасности и комфортности среды при разработке плана психологического просвещения и проведения информационных консультаций

Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностям оказания психологических услуг

Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)

Грамотно, доступно любым слоям населения излагать информацию о психологических услугах

Создавать наглядные материалы для                         психологического

просвещения

Преодолевать коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в проведении психологического просвещения

Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека

 

Владеть современными технологиями работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами

Вести документацию и служебную переписку

Необходимые знания

Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы

Социальная психология, психология малых групп

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды

Современные направления молодежных движений

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Психология кризисных состояний, рискология

Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты

Документоведение

 

Как видно из представленных в таблицах текстов, здесь, к сожалению, нет единства, как в формулировке самой функции, так и описания её содержания. С одной стороны, его и не должно быть в принципе, т.к. содержание всегда будет связано со спецификой сферы, в которой реализуется данный вид работы практического психолога. Однако, сравнивая эти два стандарта профессиональной деятельности по критерию соответствия её предметному содержанию, трудно не заметить, что в ПС «Педагог-психолог» содержание трудовых действий не только точно конкретизировано, но и отражает специфику предметного поля практической психологии. В то время, как в ПС деятельности специалиста «Психолог в социальной сфере» содержание трудовых действий слабо связано со спецификой предметного поля практической психологии и скорее отражает организационные аспекты этой деятельности, чем сугубо профессиональные, собственно психологические. То же можно сказать и о содержании раздела «Необходимые знания».

Завершая наше обсуждение отметим, что важно при этом учитывать следующее:

«При реорганизации психологического образования в системе педагогических университетов в его состав необходимо добавить новые компоненты, связанные с задачами психологического просвещения населения и повышения психологической компетентности всех тех, кто реально включен в формирование образовательной среды. Речь идет о модернизации и разработке инновационных программ психологического просвещения всех заинтересованных участников (stakeholders) образовательного процесса: руководителей органов государственного и муниципального управления, педагогов, родителей и учащихся» [6, с.12]

Итак, мы можем констатировать следующее:

-   преодоление трудностей, связанных с развитием в России практической психологии, в частности - с реализацией задач по психологическому просвещению, во многом будет зависеть от решения ключевых вопросов методологии данной области психологии и, как следствие - методологии подготовки специалистов для данной области (впрочем, как и по другим видам работы практического психолога.);

- в контексте требований стандартов профессиональной деятельности очевидно, что требуется пересмотр в целом ФГОС по практико-ориентированным психологическим специальностям. В новых образовательных стандартах психологическое просвещение как вид профессиональной деятельности психолога должно быть представлено по всем направлениям и включать содержание тех профессиональных задач, которые решаются в данном виде работы в соответствии со спецификой предметного поля практической психологии;

-    концепция профессиональных стандартов (ПС) и их нормативные основания позволяют постоянно их совершенствовать. В этом плане очевидно, что они уже нуждаются в переработке, Тем, кто будет это делать по практико-ориентированным специальностям в области психологии, потребуется изначально привести в соответствие содержание трудовых действий, необходимых навыков и знаний со спецификой предметного поля практической психологии;

приведение ФГОС и ПС в соответствие со спецификой предметного поля практической психологии позволит специалистам на местах профессионально грамотно и, как следствие, эффективно выбирать/создавать и применять способы и формы психологического просвещения, отвечающие требованиям тех задач, которые они решают в той или иной сфере человеческой деятельности, в тех или иных учреждениях. Важно подчеркнуть, что речь идёт о задачах, которые не выходят за пределы предметного поля практической психологии и, в то же время, соответствуют требованиям, предъявляемым заказчиками такой работы.

Литература

  1. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. Москва: МПСУ, 2014.
  2. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии //Психологический журнал.1980. T.1. № 2.
  3. Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в работе практического психолога: трудности и ресурсы эффективности // Психология и школа. 2012. № 3. С. 54–72
  4. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: методология и организация. М.: ПерСэ, 2003; Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2015.
  5. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера. 2000. С. 58–596.
  6. Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда // Вестник практической психологии образования. 2012. №3. С. 3–13
  7. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. С-Петербург.: Издательство «Союз», 2002. 156 р.
  8. Шкадов В.М. Психологическое знание как фактор профилактики профессионального выгорания специалистов социономных профессий. Материалы V Съезда РПО. Том 2. М. 2012. С. 85–86

Информация об авторах

Забродин Юрий Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор, советник при ректорате, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8899-5572, e-mail: zabrodin_yuri@mail.ru

Пахальян Виктор Эдуардович, кандидат психологических наук, профессор, ведущий психолог, Московская служба психологической помощи населению (ГБУ МСППН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4654-0152, e-mail: vicp2007@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2860
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 2213
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3