Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте

2989

Аннотация

Представлены результаты экспериментального исследования особенностей развития познавательной активности дошкольников. Проверялась предложенная авторами гипотеза, согласно которой проявление содержательного и динамического компонентов познавательной активности имеет свои особенности на разных возрастных этапах дошкольного детства. В рамках исследования проанализирован диагностический инструментарий, используемый для изучения познавательной активности дошкольников, и определены методики исследования. Выявлены возрастные особенности проявления динамического и содержательного компонентов познавательной активности. Определено, что к концу дошкольного возраста познавательная активность выражается больше в вербальной форме, чем на уровне продуктивных действий. Полученные результаты могут быть использованы в процессе построения образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: развитие дошкольников, познавательная активность, возрастные особенности, психологическая диагностика, диагностика развития познавательной активности

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090203

Для цитаты: Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 25–37. DOI: 10.17759/psyedu.2017090203

Фрагмент статьи

Потребность общества в формировании творческой активной личности ставит перед практикой дошкольного образования новые задачи. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» одно из ключевых требований современного образования сформулировано следующим образом: «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности…».

Литература

  1. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1. С. 13–23.
  2. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения образовательной программы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39949_full.shtml (дата обращения 29. 06.2015).
  3. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возможности оценки развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации». СПб.: Изд-во Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2015. С. 285–290.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 29.05.2015).

Информация об авторах

Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X, e-mail: klopotova@yandex.ru

Самкова Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7674-9048, e-mail: isamkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3007
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 2989
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 20