Выбор профессии слепыми школьниками старших классов и их востребованность на рынке труда

980

Аннотация

Представлены результаты исследования по профессиональной ориентации и трудоустройству слепых выпускников школ шести регионов РФ, специализирующихся на обучении детей с нарушением зрения. На основании данных, опубликованных специалистами Всероссийского общества слепых, проведен анализ ситуации, связанной с трудоустройством инвалидов по зрению, Перечислены причины низких показателей трудоустройства молодых инвалидов. Показана зависимость осознанности выбора профессии слепыми в период школьного обучения от специфики организации профориентационной работы для детей с нарушением зрения, а также от уровня зрелости личности и личностных качеств обучающихся. Статья ориентирована на исследователей, занимающихся вопросами обучения детей с нарушением зрения, организаторов профориентационной работы, тифлопедагогов и родителей, имеющих незрячих детей.

Общая информация

Ключевые слова: слепые, трудоустройство инвалидов, профориентация слепых обучающихся, доступность профессии, незрячий специалист, доступная среда, социальная интеграция

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090402

Для цитаты: Комова Н.С., Соколов В.В. Выбор профессии слепыми школьниками старших классов и их востребованность на рынке труда [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 12–20. DOI: 10.17759/psyedu.2017090402

Фрагмент статьи

Профориентационная работа для школ, обучающих детей с глубокими нарушениями зрения, в условиях введения образовательных и профессиональных стандартов является приоритетным направлением в подготовке старшеклассников к самостоятельной жизни, связанной с выбором профессии и самореализацией в ней. Современный рынок труда и дефицит рабочих мест побуждают к поиску высококвалифицированных специалистов с достаточным опытом работы.

Литература

  1. Кондратов А.Г. Тифлопсихология. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  2. Материалы XIV научно-практической конференции «Отношенческие барьеры: общество и инвалиды» [Электронный ресурс] // Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала общероссийской общественной организации инвалидов – всероссийского ордена трудового красного знамени общества слепых «Реакомп». URL: http://www.rehacomp.ru/services/events/events_340.html (дата обращения: 18.11.2013).
  3. Образование для всех – информационный бюллетень № 2 [Электронный ресурс] // Официальный сайт региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». URL: http://www.perspektiva-inva.ry/index.php7id-247(дата обращения: 18.11.2013).
  4. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. 83 c.
  5. Соколов В.В. Психолого-педагогические особенности обучения школьников со зрительной депривацией работе на персональном компьютере // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 2. С. 93–102. doi:10.17759/pse.2015200210.
  6. Соколов В.В., Комова Н.С. Методические рекомендации для РУМЦ по организации обучения в вузе студентов с глубоким нарушением зрения, обучающихся по программам бакалавриата в области математики и прикладной информатики. М.: МГППУ, 2016. 54 с.

Информация об авторах

Комова Наталия Сергеевна, научный сотрудник, ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва, Россия, e-mail: nskomova@gmail.com

Соколов Владимир Вячеславович, заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов факультет информационных технологий, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: vvsokolov168@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1917
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 980
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2