Феномен волонтерства представляет собой форму социальной активности, которая выражается в добровольной общественно полезной деятельности. Критериями волонтерства, позволяющими отделить данный общественный феномен от других видов просоциального поведения, являются:
■ добровольность;
■ собственная инициатива;
■ деятельность, которая выражается в труде;
■ общественно полезный характер труда;
■ отсутствие у субъекта, занимающегося волонтерством, ожиданий финансового вознаграждения;
■ деятельность, которая осуществляется в свободное время;
■ деятельность, которая непосредственно не связана с защитой индивидом собственных интересов и решением личных проблем [Гулевич, 2013; Mannino, 2011; Reed, 2000; Wilhelm, 2010].
Наряду с перечисленными критериями, феномен волонтерства необходимо рассматривать сквозь призму факторов психологического характера, совокупность которых может оказывать определенное влияние на готовность людей к участию в волонтерской деятельности [Корнеева, 2015; Wilhelm, 2010].
Насущной проблемой современного российского общества, развитие которого в текущем периоде демонстрирует острую потребность в волонтерской поддержке, является необходимость изучения и применения успешного опыта организации волонтерства за рубежом, в связи с чем особую актуальность приобретают исследования факторов участия населения в волонтерской деятельности. Такие знания могли бы принести пользу в рекрутерстве, выборе, расстановке, обучении, мотивации и удержании добровольческого персонала. В связи с этим непосредственный интерес представляют результаты исследований, характеризующие волонтера не только с учетом социально-демографических параметров, но и на основе факторов психологического характера - его личности, ценностей и установок.
К наиболее примечательным эмпирическим работам российских ученых следует отнести ту часть исследований феномена волонтерства, которая сконцентрирована преимущественно в социологии и педагогике. В этой связи следует отметить публикации Е.В. Великановой, Л.А. Кудринской, Е.А. Серовой, М.В. Певной, Н.В. Тарасовой и др. Психологическим аспектам волонтерства посвящены исследования таких отечественных авторов, как Л.В. Абдалина, Н.Г. Абрамян, Т.О. Арчакова, А.А. Власова, М.С. Горбулева, М.В. Григорович, Н.А. Деревянкина, М.С. Евдокимова, О.М. Кирилюк, Т.Г. Киселева, Е.Л. Корнеева, У.П. Косова, У.П. Кретова, А.Б. Купрейченко, А.А. Павлова, А.В. Соколов, Л. В. Шарахина и др. Отметим, что в публикациях указанных авторов основное внимание уделяется преимущественно мотивационной составляющей волонтерства, в то время как прочие психологические характеристики личности исследуются недостаточно.
В многочисленных зарубежных работах на тему предикторов и детерминант волонтерства значительная часть более ранних исследований сфокусирована в основном на выявлении демографических параметров, присущих волонтерам. В настоящее же время основной интерес мирового научного сообщества концентрируется в большей степени на причинных факторах участия в добровольческой деятельности, т. е. на получении знаний на основе поиска переменных или категорий переменных, указывающих на причинноследственную связь с волонтерством.
Зарубежные исследования детерминант волонтерства распространяются на совокупность характеристик, именуемую на Западе «человеческими ресурсами» - термин, используемый для описания личностных «активов» (социальная прослойка, пол и т. д.), которые способствуют вступлению индивидуума в волонтерство или обуславливают его интерес к волонтерской работе [Taniguchi, 2006; Webb, 2008; Wymer, 2011]. В продолжение темы «человеческих ресурсов» как фактора, детерминирующего участие индивидуума в волонтерской деятельности, проблемы, связанные с измерением, сравнением и объяснением волонтерства в разных странах, достаточно подробно описаны в публикациях американских социологов М. Мьюсика и Д. Уилсона [26; 31, p. 343-369].
Наряду с этим ряд теорий был разработан с целью объяснить межстрановые различия в этом вопросе. Так, например, «теория демократизации» предполагает, что волонтерство, как правило, процветает в демократических странах. Данная теория направлена на то, чтобы объяснить, почему уровень развития волонтерства в постсоветских странах, где демократизация слабо развита, является самым низким в Европе [Voicu, 2009].
«Теория государства всеобщего благоденствия» предполагает, что государственные затраты на общественное благо проистекают «из частных пожертвований времени или денег» [8, p. 912].
«Теория социального происхождения» утверждает, что уровень развития волонтерства зависит от отличий режимов, начиная от «либеральной» модели (которая опирается на частные инициативы и некоммерческие организации) до «традиционной» модели, где формы помощи выживающим ограничены и некоммерческий сектор крайне мал. Согласно данной теории, в «государственных» (Корея, Япония) и «традиционных» (Китай, Индия) странах наблюдается наиболее высокий уровень отказа от благотворительности и волонтерства, чем в других типах общества, а именно - в «либеральных» (США, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Канада), «социал- демократических» (Финляндия) и «корпоративных» (Бельгия, Нидерланды, Израиль) [17, p. 283-294].
Эти данные в совокупности с результатами исследования, позволяющими вести поиск волонтеров среди категорий населения, оптимально соответствующих требованиям вовлечения в волонтерство по своим демографическим и социальным характеристикам, имеют немаловажное значение в сужении сферы поиска потенциальных волонтеров [Choi, 2003; Reed, 2000]. Однако наука и некоммерческие организации нуждаются также в информации о том, какие психологические факторы влияют на участие в добровольческой деятельности.
Необходимо отметить, что результаты ряда зарубежных исследований указывают на несомненное существование определенных личностных характеристик, обуславливающих готовность человека к волонтерству. Влияние личностных особенностей используется в попытках объяснить, кто становится волонтером, как интенсивно и как долго такие люди готовы заниматься волонтерской деятельностью [13, p. 1353-1364].
С одной стороны, личностные характеристики определяют предпочтения конкретных результатов в конкретной ситуации, связанной с выбором индивида. Этот психологический аспект предполагает, что люди отталкиваются в своем просоциальном поведении от своих личных предпочтений и ценностей, обуславливающих уровень и характер личной ответственности за свои поступки. С другой стороны, характеристики личности определяют, какие ситуации являются наиболее привлекательными для людей, поскольку людям свойственно выбирать ситуации, соответствующие их личности. Данная линия исследований продолжает оставаться плодотворной и перспективной, рассматривая влияние характеристик личности на ее просоциальное поведение.
В частности, зарубежными исследователями подчеркивается, что волонтеры - это, как правило, общительные, умные и творческие люди. В качестве признаков, наиболее часто указываемых во взаимосвязи с волонтерской деятельностью, авторы исследований выделяют экстраверсию и уступчивость [12, p. 369-381; 23, p. 1719].
При этом пока не вполне ясным остается обстоятельство, почему экстраверты более склонны к волонтерству. В этой связи высказываются предположения, что, скорее всего, они принадлежат к общественным объединениям, а также другим видам вторичных групп, и по этой причине чаще привлекаются к волонтерской работе [22, p. 1474].
Опираясь на исследования личности, можно также предположить, что общительные и экстравертные люди в большей степени в состоянии справиться с большим количеством неудобных социальных ситуаций, в которые волонтеры часто попадают, тогда как люди, страдающие от социальной фобии или хронической (но не клинически серьезной) социальной тревожности, будут менее склонны к волонтерству [Handy, 2010].
Теория привязанности, в свою очередь, указывает на то, что только когда люди чувствуют себя достаточно безопасно, они готовы вкладывать свои время и энергию в то, что связано с чужими нуждами и страданиями. Согласно данной теории, позиция человека в сфере избегания привязанности указывает на степень, с которой он не доверяет добрым намерениям постороннего лица и стремится сохранить независимость и самостоятельность. Люди, избегающие привязанностей, вряд ли вольются в ряды волонтеров, что было подтверждено выводами голландских авторов [12, p. 64-74].
Теория о том, каким образом черты личности связаны с волонтерством, включает также сведения о том, что индивидуумы с более «устойчивой» личностью (высокая эмоциональная регуляция, социально квалифицированные и с тенденцией к положительной эмоциональности) демонстрируют более высокую склонность к волонтерству [4, p. 145-162].
Логично предположить, что сопереживающий человек (тот, кто умеет поставить себя на место других людей) имеет больше шансов стать волонтером. Так, на основе обработки данных масштабной социальной выборки, было обнаружено, что эмпатийное переживание положительно связано с волонтерством [Einolf, 2008].
Однако в более позднем исследовании с использованием тех же данных указывается, что эмпатия оказывает лишь косвенное влияние на волонтерство, поскольку эмпатия «работает», только если она инициирует (пробуждает) чувство долга. Это интересный показатель того, что одних только эмоций недостаточно для мотивации волонтерства [30, p. 17].
Некоторыми зарубежными авторами волонтерство рассматривается как способ справиться с проблемами идентичности. Однако теория идентичности, скорее, объясняет саму приверженность человека волонтерству, нежели тот факт, почему люди вступают в круги волонтеров. В частности, в ходе обследования группы финских волонтеров было выявлено пять разных ролей идентичности: 1) влиятельный - борьба с несправедливостью и желание сделать мир лучше, активист, нонконформист, серьезный, движимый ценностями; 2) помощник - благожелательный, сострадательный, приносящий уют, понимающий; 3) движимый верой - несущий «в массы» свидетельство, миссию, выражение религиозности; 4) сообщество - ценность общности, лояльность, солидарность, генеративность; 5) успех - занимающий ответственные посты, лидерство, являющийся добропорядочным гражданином, отдающий долг обществу, берущий на себя ответственность, использующий таланты [Gronlund, 2008]. Результаты еще одного направления исследований фиксируют тот факт, что стремление выразить или усилить чувство личностной идентичности обуславливает склонность индивидуумов к волонтерской деятельности в случаях, когда эта деятельность близка им по сути [20, p. 889-907].
Для объяснения феномена волонтерства многими психологами используются мотивационные теории [Anderson, 1978; Aydinli, 2015; Clary, 1999; Handy, 2010; Lang, 1984]. Среди этой категории направлений исследования наиболее популярной является функциональная теория, исследующая причины, цели, потребности, планы волонтерства. В рамках данной теории волонтерства рассмотрению подлежит ограниченный набор мотивов, которые волонтерская деятельность помогает удовлетворить [Clary, 1999; Houle, 2005; Mannino, 2011].
Необходимо также отметить, что наряду с указанными направлениями и в отличие от авторов, настаивающих на значимой роли индивидуальных особенностей личности в выборе волонтерской стези, некоторые исследователи придерживаются позиции, в соответствии с которой психологические характеристики, в том числе мотивы, ценности и убеждения, не оказывают существенного влияния на готовность людей к волонтерству [6; 25; 31, p. 218-219]. Такая противоречивость точек зрения обуславливает необходимость более глубокого исследования роли, которая отводится индивидуальным психологическим чертам личности в принятии решения стать волонтером.
В целом, всю совокупность теоретических подходов к исследованию детерминант волонтерства можно условно разделить на три основные группы. Во-первых, это теории, которые сосредоточены на объяснении двух основных вопросов: кто такие волонтеры и почему люди вступают в ряды волонтеров. Во-вторых, это процессно-ориентированные или повествовательные теории, которые направлены на концептуализацию сложного характера волонтерства, объяснение того, как оно разворачивается в виде процесса с течением времени и во взаимодействии с окружающей средой. В-третьих, это теории, направленные на расширение уже накопленных знаний в указанной сфере, рассматривающие феномен волонтерства сквозь новые концептуальные призмы и ставящие под сомнение уже устоявшиеся доминирующие предположения.
Что касается дальнейших направлений работы в рассматриваемой сфере, то на уровне, характеризующем особенности личности, перспективными являются исследования феномена волонтерства, связанные, во-первых, с дальнейшим уточнением мотивов, лежащих в основе волонтерства и, во-вторых, с оценкой издержек и выгод в контексте различных объемов индивидуальных и социальных ресурсов. Третьим многообещающим направлением, в особенности для российской психологической науки, должно стать всестороннее исследование психологических характеристик личности волонтера.
Таким образом, наряду с демографическими и социальными факторами участия в волонтерской деятельности, исследованию которых посвящена преимущественная доля эмпирических работ зарубежных и отечественных авторов, необходимы дополнительные исследования, которые могли бы расширить уже имеющиеся знания в области формирования комплексного психологического портрета индивидуума, предрасположенного к эффективной волонтерской деятельности. В частности, речь идет о совокупности психологических составляющих - индивидуальных особенностей личности, с помощью исследования которых становится возможным формирование максимально достоверного представления о собирательной личности современного волонтера.
Благодарности
Автор благодарит В.В. Рубцова за руководство, поддержку и помощь в ходе исследовательской работы.