Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 4. С. 118–124
doi:10.17759/psyedu.2017090412
ISSN: 2587-6139 (online)
Духовное пространство современного образования: проблемы, теория, практика. Межрегиональная конференция памяти А.Д. Червякова
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: современное образование, культурно-нравственное просвещение, духовная традиция регионов
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: материалы конференции
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090412
Для цитаты: Серова О.Е., Гусева Е.П. Духовное пространство современного образования: проблемы, теория, практика. Межрегиональная конференция памяти А.Д. Червякова [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 118–124. DOI: 10.17759/psyedu.2017090412
Полный текст
«Духовное пространство современного образования», посвященная памяти Алексея Дмитриевича Червякова.
Алексей Дмитриевич Червяков (1947–2007) – ученый-просветитель, культуролог, историк психологии, подвижник православной культуры, отечественной науки и образования, ведущий научный сотрудник Психологического института, безвременно ушедший из жизни 10 лет назад – 3 апреля 2007 г.
Всех, кому посчастливилось общаться с этим замечательным человеком, он восхищал своей высокой духовностью – качеством, все реже и реже встречающимся в наше время. Его отличало проникновенное чувство любви к России и к ее народу, глубочайшее чувство ответственности за судьбу отечественной науки, культуры и образования. Высокий профессионализм, разносторонность, энциклопедические знания, творческое горение научной мысли, а также неизменная внимательность и доброжелательность к людям, независимо от их возраста и положения, – все эти качества личности А.Д. Червякова производили неизгладимое впечатление на его коллег и последователей.
Алексей Дмитриевич был убежден, что возрождение духовно-нравственных традиций отечественной педагогической и психологической науки неразрывно связано с Православием как источником неисчислимых духовных богатств российской культуры. Этих позиций он твердо придерживался во всей своей деятельности в науке и образовании. Важнейшей задачей, направленной на преодоление разрушения государственности, он считал разработку реального, конкретно-исторического, духовно-нравственного содержания отечественного образования, формирующего уклад жизни общества.
Государственный подход Алексея Дмитриевича к делу образования в полной мере проявился в его утверждении, что обучение школьников может и должно быть не только развивающим, но и воспитывающим. Он писал, что познание мира ребенком, его интеллектуальное развитие обязательно должно корректироваться духовным и нравственным содержанием жизни общества, и указывал путь достижения этой цели. В школе необходимы, полагал он, интегрирующие курсы, связывающие образование с реальным миром Божиим. Таким интегрирующим курсом и являются учебные дисциплины родиноведческого цикла.
Национально-региональное содержание образования должно носить комплексный характер, при котором изучаются не только история края, но и весь блок родиноведческих (по своему основному смыслу) дисциплин – язык, история, словесность, география, основы государства и права, основы предпринимательской деятельности, ботаника, биология, история художественной культуры, изобразительное искусство, музыкальная культура, художественный труд, считал ученый.
Алексей Дмитриевич умел видеть далеко вперед, выстраивать перспективы развития науки и образования. Историческое наследие прошлого никогда не было для него отжившим, сданным в архив мертвым грузом, не востребованным в изменившихся условиях современности. Напротив, историко-культурные и духовно-нравственные традиции жизни русского общества, сложившиеся еще с древних веков, рассматривались им как неотъемлемая часть единого процесса развития отечественной науки и культуры. Ему было присуще целостное видение, проистекавшее из его православного мировоззрения. Науку он рассматривал не как способ самоосуществления, достижения собственных результатов, а как «свидетельствование творения мира Божия».
Путь к восстановлению, укреплению и развитию того традиционного духовно-нравственного уклада жизни, вне которого существовать государство не может, А.Д. Червяков видел в осознании социального значения учительства, места и роли в жизни общества Церкви, священника, врача, учителя через возрождение подлинных традиций российской социальной педагогики.
За годы работы по сохранению отечественного культурного наследия и книжных сокровищ у Алексея Дмитриевича сложилось твердое убеждение в том, что отечественная культура формировалась именно как книжная культура, и что книжная традиция способствует приобщению к духовно-нравственным и историко-культурным ценностям. Рассматривая развитие отечественной культуры как книжной культуры, Алексей Дмитриевич особое внимание уделял книге как «ансамблю», объединяющему различные области культуры (история, филология, наука, искусство, ремесленное производство, техника и др.) в контексте их исторического развития. Им была обоснована и разработана уникальная модель учебного плана, включающая в себя интереснейшие авторские программы предметов профессионального цикла: «Введение в книговедение»; «История книги»; «Каллиграфия»; «Палеография»; «Искусство книги»; «Введение в библиографию».
С этих же позиций он вел разработку содержания гуманитарных курсов для средних общеобразовательных школ, специальных учебных заведений и учреждений дополнительного образования.
В этом направлении под научным руководством А.Д. Червякова началась работа коллективов единомышленников – ученых и педагогов Москвы, Санкт-Петербурга, Тольятти в Костромской и Ярославской областях, в Белоруссии. В Москве был создан уникальный научно-образовательный комплекс – Московская городская Учительская семинария, взявший на себя решение целого ряда государственных и региональных задач в области образования, в Тольятти – первая в России кафедра «Православная педагогика» (впоследствии «Православная словесность» филологического факультета Тольяттинского государственного университета), ставившая задачу возрождения духовно-нравственных традиций отечественного образования.
Им был разработан и предложен ряд содержательных преобразований, при которых система дополнительного образования и сама школа составили бы единый образовательный комплекс. Такая четко продуманная во всех деталях система призвана способствовать укреплению социальной среды в конкретном регионе. При взаимопроникновении базового и дополнительного образования появляется возможность целенаправленно формировать уклад жизни детей за границами школы, создать действительную альтернативу анархизму улицы, разрушающему личность и здоровье детей.
За работу по реализации Программы «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» А.Д. Червяков был удостоен звания лауреата Премии Президента РФ в области образования (1998).
Многие просветительские начинания А.Д. Червякова успешно развиваются сегодня его учениками и соратниками в школах и вузах Ярославской области. Деятели науки и образования, а также православная общественность Ярославского края питают глубокое чувство благодарности к А.Д. Червякову, который оказывал им неоценимую консультативно-методологическую помощь. В течение нескольких лет, начиная с 2000 г., он активно сотрудничал с Ярославской епархией: был инициатором Свято-Игнатиевских образовательных чтений, проводимых в православной гимназии Ярославля, Романовских образовательных чтений, участником II Всероссийских Иринарховских чтений. С его участием было проведено 19 конференций, семинаров и образовательных чтений, издано 17 научно-методических сборников и авторских учебных программ, опубликовано 47 статей попроблемам содержания образования, воспитания и обучения школьников. Считая, что именно православные святыни столетиями наполняли и должны наполнять и сегодня духовным и нравственным содержанием отечественное образование, А.Д. Червяков был инициатором изучения святынь Ярославского края в качестве важнейшего фактора духовного воспитания подрастающего поколения.
Конференция «Духовное пространство современного образования» была задумана и осуществлена не только как знак уважения к памяти друга и учителя, но и как продолжение того важного разговора о судьбах отечественной культуры, науки и образования, который был начат многими из ее нынешних участников с Алексеем Дмитриевичем.
В подготовке программы мероприятий конференции, в работе по формированию ее целей и задач по приглашению епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина (Н.И. Лихоманова), заведующего кафедрой теологии ЯГПУ, приняли участие ведущие научные сотрудники Психологического института Е.П. Гусева и О.Е. Серова – коллеги и единомышленники А.Д. Червякова. На пленарном заседании они также выступили с аналитическими докладами «Православное воспитание в современном образовательном пространстве: об историко-культурном наследии Алексея Дмитриевича Червякова» (Е.П. Гусева) и «Психология человека в духовном измерении: о последней научной теме Алексея Дмитриевича Червякова» (О.Е. Серова).
Соучредителями конференции «Духовное пространство современного образования» выступили ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», ФБГНУ «Психологический институт Российской академии образования», Центр профилактики зависимого поведения ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения Москвы».
При открытии конференции был оглашен приветственный адрес действительного члена РАО, директора Психологического института и ректора Московского государственного психолого-педагогического университета Виталия Владимировича Рубцова, в котором от лица московских коллег он поздравил собравшихся с проведением значимого межрегионального форума и отметил, что педагогическая, организационная и научно-методологическая работа А.Д. Червякова способствовала повышению уровня духовной культуры российского общества.
О непреходящем статусе методологии создания духовного пространства современного образования – стержневой культурно-просветительской проблемы конференции – и сложных аспектах ее практического воплощения в своем приветственном слове говорили духовный вдохновитель и председатель конференции владыка Вениамин (Н.И. Лихоманов), зав. кафедрой теологии ЯГПУ, а также ректор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского д. п. н. М.В. Груздев и проректор ЯПГУ по научной работе к. п. н. А.М. Ходырев.
На пленарном заседании прозвучали доклады: зав. кафедрой теологии ЯГПУ владыки Вениамина (Н.И. Лихоманова); к. псх. н. ведущего научного сотрудника ПИ РАО Е.П. Гусевой; к. псх. н. ведущего научного сотрудника ПИ РАО О.Е. Серовой; д. физ.-матем. н. заместителя декана миссионерского факультета ПСТГУ профессора А.Б. Ефимова; д. п. н. зав. кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин ЯГПУ профессора С.Г. Макеевой; д. п. н. профессора кафедры отечественной истории ЯГПУ Л.Г. Архиповой; д. филол. н. профессора кафедры русской литературы ЯГПУ Г.Ю. Филипповского; д. культурологии профессора кафедры журналистики и издательского дела ЯГПУ Т.В. Юрьевой; учителя ОПК Леснополянской начальной школы им. К.Д. Ушинского Л.Н. Сусловой; магистрантов педагогического факультета ЯГПУ. В содержании докладов был представлен широкий спектр общеметодологических вопросов:
§ нравственные уроки творческого наследия русских подвижников, ученых и педагогов;
§ значение православной культуры в историческом образовательно-исследовательском контексте;
§ практика изучения древнерусской литературы как фактор духовного становления студенческой молодежи;
§ изучение в школе и вузе языка иконы как основа духовно-нравственного воспитания человека;
§ духовно-нравственные критерии развития личности школьника в условиях современного образования;
§ духовные основы психологической проблематики;
§ этические и нравственные эталоны в работе педагога и практикующего психолога.
Участие магистрантов и представленные результаты теоретико-практической работы молодых ученых университета, выполненной в контексте тематики конференции, засвидетельствовали жизненность и значимость выдвинутых к рассмотрению на ней вопросов.
В ходе заседания было подчеркнуто, что значение подвижнической деятельности А.Д. Червякова на поприще православного просвещения сегодня особенно отчетливо осознается на фоне нарастания определенных негативных тенденций в современной молодежной среде.
Дискуссия по вопросу «Молодежные субкультуры: традиции и девиации, духовно-нравственные и психолого-педагогические проблемы» развернулась на круглом столе, который провела к. псх. н. медицинский психолог Центра профилактики зависимого поведения МНПЦ наркологии ДЗМ С.В. Сафонцева, принявшая участие в конференции по приглашению сотрудников Психологического института.
Наиболее активное обсуждение состоялось по следующим вопросам:
§ субкультура как инструмент социализации и нравственного становления подростков;
§ асоциальные практики в субкультурном пространстве;
§ нравственно-психологические деструкции как следствие агрессивных субкультурных объединений;
§ пути построения диалога поколений в современном образовательном пространстве;
§ семья как важнейший ресурс противостояния асоциальным влияниям молодежных субкультур;
§ духовные и нравственные традиции Ярославского края как средство противодействия влиянию деструктивных молодежных субкультур.
Заключительный вывод ведущей круглого стола С.В. Сафонцевой о том, что необходимо пересмотреть взгляд на молодежные субкультуры как на явление по преимуществу делинквентное и признать ее как среду, представляющую подростку определенные возможности для нравственного выбора, налаживать межгенерационный диалог, основанный на отказе от прямолинейного мышления, часто свойственного «православным активистам», изучать вопрос «личностных смыслов», которыми подростки наделяют субкультуру, был поддержан всеми участниками обсуждения.
Одним из ярких событий конференции стала презентация уникального издания «Все мы – Христовы. Священнослужители и миряне земли Ярославской, пострадавшие в годыгонений за веру православную. 1918–1953». Работавшие над составлением книги епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов), монах Игнатий (Волков), Н.В. Жесткова, И.Г. Менькова опирались на документальные материалы Центрального и Ярославского архивов ФСБ России, архива УВД по Ярославской области, Государственного архива Ярославской области, архива Ярославской епархии. Как напомнил собравшимся владыка Вениамин, идейным вдохновителем издания несколько лет назад был А.Д. Червяков. Сегодня эта книга расценивается священниками и педагогами ярославских школ и вузов как источник подлинных знаний о православной культуре и жизни православных людей, как одно из немногих учебно-методических пособий, обладающих реальным нравственным и педагогическим потенциалом воспитания чувства любви к родной земле и вере наших предков.
Неотъемлемой частью конференции стала большая культурно-просветительская программа, в ходе которой гости из других городов смогли прикоснуться к великим духовным святыням Ярославского края.
Учитывая выраженную потребность со стороны российского общества в разрешении проблемы определения современных форм духовно-нравственного воспитания и образования, базирующихся на традиции отечественной православной культуры, профессор Т.В. Юрьева предложила придать систематический характер конференциям памяти А.Д. Червякова и сделать их проведение ежегодным.
Конференция выявила высокий уровень запроса педагогического состава региональных вузов на общеметодологическое оснащение работы в контексте духовно-нравственного воспитания и образования, на сотрудничество с учеными-психологами и специалистами в области практикоориентированной психологии и психотерапии в целях создания обучающих программ для детей и молодежи, программ для переподготовки школьных учителей и университетских преподавателей.
Благодарности
Авторы благодарят всех ярославских коллег и лично епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина (Н.И. Лихоманова) и ректора Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского д. п. н. М.В. Груздева за сохранение памяти о современном подвижнике отечественной культуры и науки А.Д. Червякове.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2657
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 350
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0