Физические параметры и комфортность школьной среды в оценках обучающихся и педагогов

959

Аннотация

Рассматривается проблема взаимосвязи физических параметров школьного пространства с состоянием комфорта обучающихся и педагогов в условиях различных типов образовательной среды: «обогащенной», «стандартной» и «обедненной». Гипотеза состояла в том, что оценка комфортности взаимосвязана с физическими параметрами среды (температура, качество воздуха, освещенность, акустика, мебель) и имеет значимые различия в оценках обучающихся и педагогов школ с различным типом образовательной среды. В исследовании приняли участие 416 обучающихся и 73 педагога трех московских образовательных комплексов. Использовались специально разработанные анкеты. В группе обучающихся выявлены значимые различия в оценках комфортности школьного пространства и его отдельных физических параметров в зависимости от типа образовательной среды и установлены значимые взаимосвязи между данными показателями. Состояние комфорта обучающихся определяется типом образовательной среды и ее физическими параметрами. Для педагогов комфортность, показатели которой выше по сравнению с оценками обучающихся, определяется благоприятным психологическим климатом и доброжелательными взаимоотношениями.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная среда, физические параметры среды, «обогащенная» среда, «стандартная» среда, «обедненная» среда

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100108

Для цитаты: Иванова Е.В., Нестерова О.В., Виноградова И.А. Физические параметры и комфортность школьной среды в оценках обучающихся и педагогов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. С. 81–93. DOI: 10.17759/psyedu.2018100108

Фрагмент статьи

В ряде исследований физических параметров школьного пространства была выявлена связь между качеством воздуха, температурой, освещением, акустикой и поведением, мотивацией обучающихся, процессом обучения, мотивацией и сохранением кадров. Еще в 80-х гг. прошлого столетия в исследовании поведения учителей и учеников в зависимости от степени комфорта и функциональности школьного класса учеными К. Вайнштейн и А. Вулфолк было выявлено, что в более комфортном и убранном помещении участники образовательного процесса воспринимаются друг другом как более добрые и более интеллектуальные.

Литература

  1. Виноградова И.А., Иванова Е.В., Нестерова О.В. Система оценки эффектов редизайна пространств образовательных организаций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26650 (дата обращения: 19.08.2017).
  2. Нартова-Бочавер С.К. Физическая школьная среда как предиктор здоровья и благополучия субъектов образовательного процесса (обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49968.shtml (дата обращения: 09.08.2017).
  3. Barrett P., Zhang Y., Davies F., Barrett L. Clever Classrooms [Электронный ресурс]. - URL: http:img.eba.gov.tr›876/23f/892/7d1/9fb/ce4/323/823/ (дата обращения: 03.08.2017).
  4. Blyth A. Modernising Secondary School Buildings in Portugal [Электронный ресурс]. URL: http:oecd.org›Portugal›44247100.pdf (дата обращения: 03.08.2017).
  5. Blyth A. Upgrading School Buildings in Mexico with Social Participation The Better Schools Programme [Электронный ресурс]. URL: http: oecd.org›edu/EDUCATION POLICY…MEXICO_EN.pdf (дата обращения: 03.08.2017).
  6. Enmarker I., Boman E. Noise annoyance responses of middle school pupils and teachers // Journal of Environmental Psychology. 2004. Vol. 24. P. 527–536.
  7. Küller R., Lindsten C. Health and behavior of children in classrooms with and without windows // Journal of Environmental Psychology. 1992. Vol. 12. P. 305– 317.
  8. Lundquist P., Kjellberg A., Holmberg K. Evaluating effects of the classroom environment: development of an instrument for the measurement of self reported mood among school children // Journal of Environmental Psychology. 2002. Vol. 22. P. 289–293.
  9. Weinstein C.S., Woolfolk A.E. The classroom setting as a source of expectations about teachers and pupils // Journal of Environmental Psychology. 1981. Vol. 1. P. 117–129.
  10. Winterbottom M., Wilkins A. Lighting and discomfort in the classroom // Journal of Environmental Psychology. 2009. Vol. 29. P. 63–75.

Информация об авторах

Иванова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией образовательных инфраструктур, Институт системных проектов, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: obrazpress@gmail.com

Нестерова Оксана Валерьевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт системных проектов, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, e-mail: nesterova_ov@mail.ru

Виноградова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт системных проектов, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: vinogradov.ir@yandex.ru

Метрики

Просмотров HTML-версии за весь период: 1360
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 14
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 0

Скачиваний PDF-версии за весь период: 959
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 3
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 1