Конкурентоспособность специалиста: ожидания и стратегии будущих менеджеров

438

Аннотация

В статье анализируется проблема конкурентоспособности выпускников вуза на примере студентов факультета менеджмента. Внимание уделяется расхождению взглядов на конкурентоспособность специалиста у работодателей и выпускников, характеристике ключевых компетенций, необходимых для получения и сохранения работы. В результате опроса студентов выпускного курса о собственной конкурентоспособности, своих ожиданиях и амбициях по поводу перспективного трудоустройства выявлено отношение респондентов к возможностям рынка труда и их оценка карьерных возможностей. Проанализированы и описаны стратегии, которые будущие выпускники используют для повышения своей востребованности как специалистов. Полученные результаты могут быть использованы для разработки и включения в преподавание профессиональных дисциплин компонентов навыков, способствующих развитию конкурентоспособной личности.

Общая информация

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок труда, выпускник вуза, карьерная стратегия, востребованность, профессиональные навыки, мягкие навыки

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100406

Для цитаты: Емельянова Н.А., Воронина Е.А. Конкурентоспособность специалиста: ожидания и стратегии будущих менеджеров [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 4. С. 53–64. DOI: 10.17759/psyedu.2018100406

Литература

  1. Авраамова, Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 37–46.
  2. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: Автореферат дисс. … канд. экон. наук. М., 2007. 24 с.
  3. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15869 (дата обращения: 25.05.2017).
  4. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социологические исследования. 2012. № 8. C. 103–111.
  5. Касымова Ю.Н. Конкурентоспособность специалиста: некоторые современные подходы экономической науки. [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17989685 (дата обращения: 25.05.2017).
  6. Корнейченко Н.В. Формирование конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в процессе обучения в колледже: Автореферат дисс. ... канд. педагогических наук. Астрахань, 2008. 24 с.
  7. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.
  8. Михайлова Ю.Н. Развитие адаптационного потенциала личности студента как фактор оптимизации образовательного пространства вуза // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 19–25.
  9. Собкин В.С., Ткаченко О.В., Федюнина А.В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 304–319.
  10. Andrews J., Higson H. Graduate Employability, ‘Soft Skills’ Versus ‘Hard’. Business Knowledge: A European Study // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33(4). P. 411-422.
  11. Dorozynski T., Swierkocki J., Ubraniak W. Employers’ Expectations Vis-à-vis Graduates Of Faculties of Economics. Results Of A Direct Study // Comparative Economic Research. 2016. Vol. 19(2). P. 93-109.
  12. Gewertz C. Soft skills in big demand: Interest in teaching students habits of mind for success in life is on the rise // Education Week. 2002. Vol. 26(40). P. 25-27.
  13. James R. F., James M. L. Teaching career and technical skills in a “mini” business world // Business Education Forum. 2004. Vol. 59(2). P. 39-41.
  14. John J. Study on the nature of impact of soft skills training programme on the soft skills development of management students // Pacific Business Review (October/December). 2010. P.19-27.
  15. Klaus P. Communication breakdown // California Job Journal. 2010. Vol. 28. P.1-9.
  16. Online Collins Dictionary. [Электронный ресурс] // URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/soft-skills (дата обращения: 05.10.17).
  17. Online Dictionary. [Электронный ресурс] // URL: http://dictionary.reference.com/browse/skills (дата обращения: 05.10.17).
  18. Parsons T. L. Definition: Soft skills. [Электронный ресурс] // SearchCIO. URL: http://searchcio.techtarget.com/definition/soft-skills (дата обращения: 05.10.17).
  19. Redford K. How to measure the impact of soft skills training [Электронный ресурс] // URL: http://www.personneltoday.com/articles/2007/07/17/41446/how-to-measure-the-impactof-soft-skills-training.html (дата обращения: 05.10.2017).
  20. Robles M.M. Executive Perceptions of the Top 10 Soft Skills Needed In Today's Workplace // Business Communication Quarterly. 2012. Vol. 75(4). P.453-465.
  21. Tomlinson M. Graduate Employability and Student Attitudes and Orientations to the Labour Market // Journal of Education and Work. 2007. Vol. 20 (4). P. 285-304.
  22. Thurow L. Head to Head: The Coming Economic Battle among Japan, Europe, and America. New York: William Morrow & Co, 1992. 336 c.
  23. Wellington J. K. The “soft skills” of success: Be it high tech, low tech, or no tech. [Электронный ресурс] // Address by James K. Wellington, delivered to the Arizona Career & Technical Education Conference, on July 19, 2005. URL: https://www.vsotd.com/issue/2005-20/soft-skills-success (дата обращения: 05.10.17).
  24. Williams A-M.C. Soft Skills Perceived by Students and Employers as Relevant Employability Skills: Doctoral dissertation. 2015. 361 P.

Информация об авторах

Емельянова Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент департамента прикладной лингвистики и иностранных языков, факультета гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, e-mail: nemelyanova@hse.ru

Воронина Елена Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент департамента прикладной лингвистики и иностранных языков Факультета гуманитарных наук, ациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия, e-mail: evoronina@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1362
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 438
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2