Ретроспектива или взгляд в будущее: возможность развития общей умственной одаренности старших дошкольников

819

Аннотация

В статье дан краткий анализ современного состояния работы с одаренными детьми в нашей стране и за рубежом. Отмечается, что исследования одаренности дошкольников мало представлены в науке, а практики изучения и создания условий для развития одаренности в дошкольном возрасте на сегодняшний день практически отсутствуют. В этом контексте в качестве возможного решения данной проблемы представляется целесообразным вернуться к прошлым исследованиям одаренности дошкольников, в частности, рассмотреть исследования, выполненные в нашей стране под руководством О.М. Дьяченко и Л.А. Венгера. Проведенные более 20 лет назад, направленные на выявление структуры общей умственной одаренности дошкольников и построение развивающей работы с этой категорией детей, они актуальны и сейчас. В качестве одного из направлений развития и формирования умственной одаренности дошкольников рассматривается развитие познавательной активности (И.А. Бурлакова) как ядра общей умственной одаренности. Представлены результаты исследования Е.Е. Клопотовой и Н.С. Денисенковой, раскрывающие структуру познавательной активности детей дошкольного возраста и возможности ее развития. Разработанная модель общей умственной одаренности дошкольников и выполненные исследования в рамках подхода Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко подтверждают возможность раннего выявления одаренности и обеспечения ее развития с учетом специфики возраста. Центральным звеном такой образовательной работы является, наряду с развитием общих умственных и творческих способностей, создание условий для развития познавательной активности. Сделаны выводы о том, что необходимо продолжать исследования дошкольной одаренности и ее развития в возрасте до 7 лет на основе теории амплификации.

Общая информация

Ключевые слова: детская одаренность, развитие одаренности, познавательная активность, дошкольный возраст, выявление одаренности, структура детской одаренности

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110103

Для цитаты: Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Ретроспектива или взгляд в будущее: возможность развития общей умственной одаренности старших дошкольников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 27–41. DOI: 10.17759/psyedu.2019110103

Фрагмент статьи

В современном мире практически в каждой развитой стране Европы, Азии и в США работа с одаренными детьми выделяется как одна из приоритетных государственных задач. Мировые тенденции таковы, что на сегодняшний день одаренные дети рассматриваются в качестве стратегического ресурса развития общества.

Литература

  1. Белова Е.С. Выявление одаренных детей на этапе дошкольного возраста //Проблемы современной науки и образования. 2016. № 25 (67). С. 75–78.
  2. Белова Е.С. Одаренность дошкольников: проблемы выявления и развития // Одаренность: методы выявления и пути развития: Сборник статей, докладов и материалов Всероссийской конференции / ответственные редакторы Д.Б. Богоявленская, В.К. Балтян. 2018. С. 63–67.
  3. Богоявленская Д.Б., Петухова И.Л. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.Е. Тихомирова. М., 1979. С. 155–161.
  4. Болтрукевич Е.В. Диагностический инструментарий для изучения одаренности дошкольника // Психолого–педагогический взгляд на профессионально–ориентированное образование: сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 37–39.
  5. Бурлакова И.А. Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников: дисс. … канд. психол. наук. М., 1995. 127 с.
  6. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста // Справочник педагога–психолога. Детский сад. 2011. № 1. С. 13 –23.
  7. Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. М.,1996. 271 с.
  8. Денисенкова Н.С. Социально–психологические аспекты адаптации умственно одаренных детей к школе // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 5. С. 33 – 36.
  9. Ермаков С.С. Зарубежные образовательные программы для одаренных учащихся [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 72–83. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2014/n2/70109.shtml (дата обращения: 16.02.2019)
  10. Ермаков С.С. Образование одаренных детей: государственная политика стран Азии // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 74–79.
  11. Калашникова Е.А. Некоторые особенности выявления признаков одаренности у дошкольника в процессе исследования ее главных составляющих // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2018. № 7. С. 21–22.
  12. Калинина Л.Ю., Максименко Д.А. Особенности ранней детской одаренности в условиях современной образовательной среды // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2018 г.). СПб.: Свое издательство, 2018. С. 1–4.
  13. Клопотова Е.Е. Влияние образовательной ситуации детского сада на познавательную активность дошкольников: дисс. … канд. психол. наук. М., 2005. 133 с.
  14. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возможности оценки развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации. Сборник научных статей по материалам международной научно–практической конференции / научный редактор А.Г. Гогоберидзе. Российский государственных педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства, 2015. С. 285–290.
  15. Клопотова Е.Е., Самкова И.А. Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого–педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 2. С. 25–37. doi:10.17759/psyedu.2017090203.
  16. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. Изд–во: Московский психолого–социальный университет (МПСУ), 2008. 480 с.
  17. Марголис А.А., Рубцов В.В. Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 5–14.
  18. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5–17.
  19. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально–психологический аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 26–44. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76175.shtml (дата обращения: 16.02.2019)
  20. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. 140 с.
  21. Попова Л.В. Образование одаренных детей и молодежи: государственная политика европейских стран // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 56–62.
  22. Программы обучения и поддержки одаренных детей и молодежи (Перевод доклада) // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 19–31.
  23. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Дьяченко О.М. и Булычевой А.И. М.: МО и ПК, 1996. 104 с.
  24. Рубцов В.В., Юркевич В.С. Теория и практика работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 9–15.
  25. Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.И. Савенков. 2–е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 440 с.
  26. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 536 с.
  27. Фримен Дж. Обучение одаренных детей в Западной Европе // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 63–73.
  28. Шемарыкина И.А. Развитие одаренности дошкольника в процессе театрализованной деятельности // Наука и образование: новое время. 2016. № 2 (13). С. 696–698.
  29. Щебланова Е.И. Одаренность дошкольника: проявления и проблемы в развитии // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 24 (66). С. 59–63
  30. Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально–творческий потенциал общества // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 74–86.
  31. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99–108.

Информация об авторах

Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-7518, e-mail: iaburlakova@mail.ru

Клопотова Екатерина Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1975-318X, e-mail: klopotova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1360
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 819
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1