Удовлетворенность профессиональной подготовкой выпускников образовательных организаций МВД России

179

Аннотация

Сбор и анализ объективной информации относительно успешности службы выпускников ведомственных вузов на начальном этапе их профессионализации позволяют определить перспективные направления системы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительной сферы и скорректировать образовательный процесс в соответствии с потребностями оперативно-служебной деятельности. Целью данной работы являлось изучение удовлетворенности качеством образовательных услуг их потребителями (выпускники) и работодателями (руководители). Метод исследования — анкетный опрос руководителей и выпускников, включающий четыре раздела. В первом разделе оценивалась готовность выпускников к осуществлению профессиональной деятельности. Во втором разделе оценивались общекультурные, деловые и личностные качества выпускников. В третьем и четвертом разделах указывались недостатки и положительные стороны в подготовке специалистов. В статье описываются результаты опроса руководителей и выпускников относительно удовлетворенности качеством образовательной подготовки. Опрос проводился через год после окончания образовательной организации, в нем приняли участие 319 руководителей экспертных, следственных и оперативных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области и 348 выпускников Волгоградской академии МВД России. Среди опрашиваемых и оцениваемых 204 выпускника по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», 53 — «Судебная экспертиза» и 91 — «Правоохранительная деятельность» 2008–2012 годов набора. По результатам исследования высокий уровень профессиональной подготовки выявлен у 59% выпускников-сотрудников оперуполномоченных полиции, 61% — следователей, 60% — экспертов. Средний уровень подготовки наставниками отмечен у 39% окончивших академию по специальностям «Судебная экспертиза», «Правовое обеспечение национальной безопасности» и 40% — «Правоохранительная деятельность». Результаты сравнительного анализа экспертной оценки руководителей и самооценки показали, что выпускники способны достаточно адекватно самостоятельно оценить уровень сформированности у себя необходимых компетенций. Данный вывод подтверждается итогами корреляционного анализа (самый низкий коэффициент корреляции составил 0,55). В заключении с учетом полученных результатов обозначена необходимость в осуществлении системного анализа эффективности образовательной и психологической подготовки, результативности профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России.

Общая информация

Ключевые слова: образовательные организации МВД России, профессиональная подготовка, сотрудники ОВД, качество образовательных услуг, оперативно-служебная деятельность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110411

Для цитаты: Ульянина О.А. Удовлетворенность профессиональной подготовкой выпускников образовательных организаций МВД России [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 133–146. DOI: 10.17759/psyedu.2019110411

Фрагмент статьи

Ежегодно образовательные организации МВД России выпускают молодых специалистов, которые направляются в различные подразделения ОВД. Наличие объективной информации об успешности службы выпускников на начальном этапе их профессиональной деятельности дает возможность своевременно скорректировать образовательный процесс в соответствии с актуальными требованиями, предъявляемыми к профессиональному уровню кадров ОВД.

Литература

  1. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г. Отдельные аспекты компетентностно-ориентированного обучения следователей в образовательных организациях системы МВД России // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 5–6.
  2. Бадаев А.Г., Усачева И.В. Социально-психологическое исследование профессиональной идентичности выпускника образовательного учреждения МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. С. 187–190.
  3. Базулина А.А. Современные подходы к повышению качества высшего образования в системе МВД России // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов внутренних дел Российской Федерации» (Тюмень, 25 февраля 2019 г.). Тюмень: Издательский дом «Сириус», 2019. С. 14–16.
  4. Гаврина Е.Е., Аксенова Г.И., Ковальчук И.А. Эмпирическое исследование репутационных ориентаций курсантов // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 67–76. doi: http: 10.17759/pse
  5. Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Шаповал В.А., Тулупьева Т.В. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта // Экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 120–139. doi: 10.17759/exppsy
  6. Гривенная Е.Н. Курсанты и слушатели образовательной организации МВД России как объекты системы потребительского мониторинга удовлетворенности образовательными услугами // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 4. С. 11–15.
  7. Зайцева Н.В. Особенности адаптации молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений МВД России к профессиональной деятельности // Прикладная психология и педагогика. 2016. Т. 1. № 2. С. 6–12.
  8. Илиджев А.А. Методологические подходы к определению степени уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся в образовательных организациях МВД России // Гуманизация образования. 2018. № 2. С. 8–14.
  9. Исаев Р.А. Инновационные аспекты подготовки к профессиональной деятельности курсантов и слушателей в высших учебных заведениях МВД России // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 2. С. 88–90.
  10. Карнаухов О.П. Повышение качества правового образования сотрудников полиции, впервые принятых на службу в органы внутренних дел России // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 182–193.
  11. Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н. Мотивация к получению высшего образования и ее структура // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 2. С. 43–57. doi:10.17759/psyedu.2016080301
  12. Кустов П.В. Вопросы успешной адаптации выпускников образовательных организаций МВД России к самостоятельной профессиональной деятельности // Материалы X международной научно-практической конференции «European Scientific Conference» (Пенза, 07 июня 2018 г.). В 2 частях. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 164–166.
  13. Медведицкова Л.В. Профессионально-значимые качества следователя: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 56–57.
  14. Михайлова Т.Н., Маланов И.А. К вопросу определения понятия «Общекультурная компетентность курсанта вуза МВД России» // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 3 (25). С. 41–47.
  15. Пугач П.В., Лигута В.Ф. Параметры готовности выпускников вузов МВД России к оперативно-розыскной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 2 (120). С. 130–133.
  16. Ульянина О.А. Состояние и перспективные направления психологической практики в ОВД // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. С. 77–84. doi: http: 10.17759/pse
  17. Федорова Д.А. Анализ личностных качеств сотрудников ОВД и их влияние на профессиональные // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 3. С. 78–79.
  18. Федорова Д.А., Лучникова Л.А. Образ сотрудника полиции в представлении выпускника вуза МВД России // Материалы межведомственной конференции «Прикладные аспекты диагностики и формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативных служебных задач». М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. С. 207–212.
  19. Хаснулина Д.И. Оценка уровня развития личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел (на примере выпускников Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя) // Материалы II международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы». М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. С. 225–228.

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 743
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 179
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0