Введение
Постмодернистский характер современного общества, выражающийся в движении к разнообразию, возрастанию непредсказуемости будущего мира, информационной перенасыщенности, предъявляет новые вызовы человечеству (З. Бауман, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин). Риски современности отражаются на разных сферах жизнедеятельности, в том числе на здоровье и психологическом благополучии человека: остро стоит проблема низкого уровня состояния здоровья, отмечается тенденция к росту хронических заболеваний, распространенности болезней психогенного характера. Растет число людей, в том числе несовершеннолетних, субъективное состояние которых можно охарактеризовать как пограничное норме или с вторичными проявлениями - депрессия, агрессия, зависимое поведение и др. Несмотря на снижение в последние годы некоторых показателей по острым проблемам в сфере здоровья и психологического благополучия (например, детского алкоголизма и наркомании), многие негативные тенденции остаются актуальными [Асмолов, 2016; В центре внимания; Концепт душевного здоровья, 2014; Христианская психология в, 2017].
Как отмечают исследователи гуманитарных аспектов здоровья (Л.М. Митина, Е.П. Белинская, И.Н. Гурвич), в профилактике указанных явлений образовательный процесс становится приоритетным, а учитель - ключевой фигурой, призванной воспитывать культуру здоровья подрастающего поколения, развивать личность, способную преодолевать социальные противоречия, что отражено в статье 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Белинская, 2017; Гурвич, 1999; Коржова, 2017; Митина, 2018].
Необходимость научного анализа и всестороннего осмысления вопроса здоровья не только обучающихся, но и педагогов очевидна.
Учитывая закон синергийного взаимодействия, развитие нового качества (здоровой, гармонично развивающейся личности ребенка) возможно лишь в случае изменений всех элементов системы (субъектов образования) [Зюкин, 2018]. Диалог взрослого и ребенка в художественном произведении Астрид Линдгрен иллюстрирует этот тезис: «Малыш, а ты ведь хочешь стать воспитанным человеком? - Нет, папа, я хочу стать таким, как ты».
Кроме того, результаты многочисленных научных исследований подтверждают взаимосвязь между ценностным отношением к собственному здоровью учителя и представленностью вопросов здоровья в его воспитательной деятельности [Митина, 2018; Печеркина, 2011; Психологические средства преодоления, 2015].
Наконец, в связи с модернизацией системы образования возникают новые требования к личностной сфере профессиональной компетентности учителя, в том числе культуре здорового образа жизни.
В этой связи «здоровье учителя становится стратегической задачей современного образования» (Л.М. Митина). Считаем, что в системе повышения квалификации важно создать условия для совершенствования представлений педагогов о целостной картине здоровья, включающей изучение собственных паттернов поведения как детерминант не только личного здоровья, но и здоровья и благополучия ученика [Митина, 2018; Психологические средства преодоления, 2015; Торкаченко, 2020].
Поведенческие паттерны в отношении различных аспектов здоровья относятся к факторам, негативно или позитивно влияющим на здоровье человека, а также к индикаторам психологического здоровья и благополучия личности в целом (В.А. Ананьев, Е.П. Белинская, И.Н. Гурвич, Г.С. Никифоров, Л.А. Цветкова). Среди них: пищевое поведение, сон, физическая активность, режим труда и отдыха, употребление психоактивных веществ [Ананьев, 2006; Белинская, 2017; Гурвич, 1999; Ивлев, 2017]. Исследователи межнационального проекта ВОЗ
«Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (далее - HBSC) выделяют два вида поведения:
• способствующее здоровью (физическая активность высокой интенсивности не менее двух часов в неделю, ежедневное употребление овощей, ежедневный завтрак с семьей и др.);
• сопряженное с риском для здоровья (употребление алкоголя, курение табака, малоподвижный образ жизни и др.) [В центре внимания].
Учитывая возложенную государством на педагога ответственность по формированию ценностного отношения к здоровью, синергичность образовательного процесса, этические аспекты профессии, мы предполагаем, что в сфере учительства менее распространены рискованные формы поведения в отношении к различным аспектам здоровья, чем среди старшеклассников.
Методы
Далее мы представим данные эмпирического исследования, организованного в рамках проекта по гранту РФФИ № 17-29-02438/17 «Психологические, социальные и средовые ресурсы здоровья учащихся разных ступеней образования в современной России».
В исследовании принимали участие 84 педагога Камчатского края, проходившие курсы повышения квалификации в КГАУ ДПО «Камчатский ИРО». В эту группу вошли женщины в возрасте от 22 до 70 лет, с различным стажем работы и должностью, разного уровня образования; прибывшие из населенных пунктов Камчатского края (город, село). Вторую группу респондентов составили 570 старшеклассников (9-11 классы) общеобразовательных школ Камчатского края. Сбор данных осуществлялся в 2019-2020 гг. (до распространения COVID-19 и перевода образовательных организаций на дистанционное обучение).
Теоретической рамкой для эмпирического исследования предложена ресурсная модель здоровья (Л.А. Цветкова), основанная на холистической трактовке феномена здоровья. Методический комплекс включает различные домены: субъективные и объективные показатели физического и психического здоровья, субъективное благополучие, внутриличностные, социальные и средовые ресурсы здоровья, поведенческие паттерны в сфере здоровья, готовность к обращению за помощью [Коржова, 2017; Цветкова, 2019; Цветкова, 2019а].
Целью данной статьи является сравнительный анализ поведенческих паттернов в отношении различных аспектов здоровья обучающихся и педагогов. Опросники исследования поведенческих паттернов включают в себя следующие индикаторы:
• самооценка экранного времени - вопросы о количестве времени, проведенного за экраном телевизора, компьютера, смартфона в сутки (адаптированы из межнационального исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC)) [В центре внимания; Цветкова, 2019; Цветкова, 2019а];
• употребление психоактивных веществ - вопросы о частоте употребления или проб табака, алкоголя, наркотиков (адаптированы из Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и другим наркотикам (ESPAD)) [В центре внимания; Цветкова, 2019; Цветкова, 2019а];
• самооценка достаточности сна - вопросы о субъективном ощущении достаточности сна (адаптированы из шкалы аттитьюдов И.Н. Гурвича) [Гурвич, 1999; Цветкова, 2019; Цветкова, 2019а];
• пищевое поведение на работе - вопросы о регулярном горячем питании, употреблении вредных и полезных продуктов (адаптированы из шкалы аттитьюдов И.Н. Гурвича) [Гурвич, 1999; Цветкова, 2019; Цветкова, 2019а];
• физическая активность - вопросы о частоте физической активности (адаптированы из межнационального исследования «Поведение детей в отношении здоровья» (HBSC)) [В центре внимания; Цветкова, 2019; Цветкова, 2019а].
Результаты структурированы в соответствии с исследовательским вопросом: существуют ли значимые различия относительно здоровьесберегающих и сопряженных с риском паттернов поведения в сфере здоровья в группе педагогов и обучающихся 9-11 классов? Анализ результатов исследования проводился с помощью статистической программы Microsoft XL. Значимые отличия между данными двух групп оценивались с помощью углового преобразования Фишера.
Результаты и обсуждение
Экранное время
Педагогам и подросткам предлагалось ответить на вопросы о том, сколько времени в среднем они проводят за экраном телевизора, компьютера и других гаджетов в обычный будний день. Данные отражены в табл. 1, 2.
Таблица 1
|
Количество времени в сутках, проведенного за экраном компьютера и др. гаджетов |
Обучающиеся, % |
Педагоги, % |
ф* |
|
не провожу |
3% |
0% |
- |
|
30 минут |
4,6% |
3,6% |
- |
|
около 1 часа |
6,5% |
9,5% |
- |
|
около 2 часов |
13,9% |
21,4% |
1,694155* |
|
3 часа и более |
72% |
65,5% |
- |
Таблица 2
|
Количество времени в сутках, проведенного за экраном телевизора |
Обучающиеся, % |
Педагоги, % |
ф* |
|
не провожу |
49% |
24% |
4,509193** |
|
30 мин. |
23% |
12% |
2,507009** |
|
около 1 часа |
14% |
27% |
2,789368** |
|
около 2 часов |
8% |
27% |
4,440742** |
|
3 часа и более |
6% |
10% |
- |
Анализ полученных данных:
Дневная норма за экраном компьютера у 14% обучающихся и 21% педагогов составляет около 2 часов, что соответствует рекомендации ВОЗ. Более 70% старшеклассников и 65% педагогов проводят за экраном компьютера выше дневной нормы (3 часа и более). В том числе 30% обучающихся и 35% педагогов сообщили, что более 5 часов в день тратят на работу и развлечения за экраном.
Половина опрошенных старшеклассников сообщили, что не смотрят телевизор, тогда как среди учителей таких ответов в два раза меньше. Прослеживаются значимые отличия между данными в группе педагогов и старшеклассников.
Выводы:
• педагоги и старшеклассники проводят примерно одинаковое количество времени за экраном компьютера;
• зафиксированы высокие показатели в обеих группах по превышению дневной нормы экранного времени за компьютером;
• педагоги более склонны придерживаться нормы экранного времени за компьютером (2 часа в день), чем старшеклассники;
• наряду с высокими показателями экранного времени за компьютером количество затраченного времени на просмотр телевизора у учителей выше, чем у старшеклассников.
В исследовании «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. прослеживается связь между временем, проведенным перед экраном компьютера, телевизора и других технических устройств, и широким спектром негативных физических, психологических и социально-эмоциональных последствий [Печеркина, 2011, с. 30].
Педагогам и подросткам общеобразовательных школ Камчатского края предлагалось ответить на вопросы о частоте физической активности умеренной интенсивности (30 минут или более в день до учащенного дыхания). Данные отражены в табл. 3.
Таблица 3
|
Частота занятий физической активностью |
Обучающиеся, % |
Педагоги, % |
ф* |
|
0 дней |
15% |
35% |
3,683132** |
|
1-2 раза |
24% |
26% |
- |
|
3-6 раз |
49% |
29% |
3,5378580** |
|
ежедневно |
12% |
10% |
- |
Анализ полученных данных и выводы:
• частота занятий физической активностью у старшеклассников в целом значительно выше, чем у педагогов;
• физически не активной остается третья часть учителей, что значительно выше, чем в группе старшеклассников.
Стоит отметить, лишь 12% опрошенных детей и 11% педагогов ежедневно выполняют рекомендации в отношении физической активности. Напомним, молодые люди в возрасте 5-17 лет должны быть физически активны (умеренная интенсивность) как минимум 60 минут в день, для взрослых эта рекомендация составляет 30-40 минут в день [В центре внимания].
Самооценка достаточности сна
Таблица 4
|
За последний месяц как часто Вы чувствовали, что высыпались? |
Обучающиеся, % |
Педагоги, % |
ф* |
|
ежедневно |
14% |
11% |
- |
|
4-5 дней в неделю |
14% |
15% |
- |
|
2-3 дня в неделю |
31% |
38% |
- |
|
1 день в неделю или реже |
41% |
36% |
- |
Анализ полученных данных и выводы:
Более 1/3 респондентов в обеих группах сообщают о ежедневной субъективной недостаточности сна. Значимые отличия между данными обеих групп не обнаружены.
Важно отметить, что, по данным исследования HBSC, влияние качества и продолжительности сна зависит от времени, проведенного перед экраном, что, в свою очередь, коррелирует с ожирением у детей и подростков [В центре внимания; Печеркина, 2011].
Педагоги и старшеклассники нескольких общеобразовательных школ Камчатского края ответили на вопросы о пищевых привычках в школе. Данные отражены в табл. 5.
Таблица 5
|
Явление |
Как часто Вы питаетесь горячими обедами в школе? |
Как часто Вы питаетесь принесенной едой из дома? |
||||
|
Частота |
Обучающ иеся, % |
Педагоги, % |
ф* |
Обучающ иеся,% |
Педагоги, % |
ф* |
|
постоянно |
18% |
40% |
4,35** |
6% |
25% |
4,716** |
|
несколько раз в неделю |
7% |
14% |
2,04* |
6% |
10% |
- |
|
редко |
75% |
46% |
5,50** |
88% |
65% |
4,77** |
|
|
Как часто Вы покупаете еду в соседних магазинах? |
Как часто Вы покупаете в буфете (булочки, шоколад)? |
||||
|
Обучающ иеся,% |
Педагоги, % |
ф* |
Обучающ иеся,% |
Педагоги, % |
ф* |
|
|
постоянно |
14% |
8% |
1,65* |
14% |
5% |
2,70* |
|
несколько раз в неделю |
16% |
8% |
2,13* |
14% |
7% |
1,97* |
|
редко |
70% |
84% |
2,89** |
72% |
88% |
3,48** |
|
|
Как часто Вы ничего не едите в школе? |
Как часто Вы пьете чистую питьевую воду в школе? |
||||
|
Обучающ иеся, % |
Педагоги, % |
ф* |
Обучающ иеся,% |
Педагоги, % |
ф* |
|
|
постоянно |
22% |
5% |
4,10** |
49% |
63% |
2,41** |
|
несколько раз в неделю |
18% |
10% |
1,98* |
18% |
18% |
- |
|
редко |
60% |
85% |
4,90** |
33% |
19% |
2,75** |
|
|
Как часто Вы пьете газированные напитки в школе? |
|||||
|
Обучающиеся, % |
Педагоги, % |
ф* |
||||
|
постоянно |
13% |
4% |
2,86** |
|||
|
несколько раз в неделю |
12% |
6% |
- |
|||
|
редко |
75% |
90% |
3,45** |
|||
Анализ полученных данных и выводы:
В целом педагоги склонны к более здоровым привычкам в пищевом поведении в школе, чем старшеклассники:
• педагоги чаще, чем дети, систематически питаются горячими обедами;
• учителя предпочитают приносить питание из дома и больше пьют чистой питьевой воды;
• учителя значительно меньше, чем старшеклассники, употребляют газированные напитки, покупают сладости в буфете или «перекус» в соседних магазинах;
• у старшеклассников значительно чаще нарушен режим питания (вообще не едят в школе) в отличие от учителей.
Употребление психоактивных веществ
Педагогам и старшеклассникам предлагалось ответить на вопросы о том, сколько раз, если такое было, они курили сигареты, выпивали алкогольные напитки. Данные о количестве раз в течение месяца отражают текущее потребление психоактивных веществ (далее - ПАВ) и отражены в табл. 6.
Таблица 6
|
Явление |
Сколько раз (если такое было) Вы курили сигареты за последний месяц? |
||
|
частота |
обучающиеся |
педагоги |
ф* |
|
0 раз |
73% |
69% |
- |
|
1-2 раза |
4% |
5% |
- |
|
3-5 раз |
2% |
5% |
- |
|
6-9 раз |
1% |
2% |
- |
|
10-19 раз |
3% |
1% |
- |
|
20-39 раз |
4% |
7% |
- |
|
40 и более раз |
13% |
11% |
- |
|
явление |
Сколько раз (если такое было) Вы употребляли алкогольные напитки за последний месяц? |
||
|
частота |
обучающиеся |
педагоги |
ф* |
|
0 раз |
73% |
25% |
8,54** |
|
1-2 раза |
16% |
52% |
6,72** |
|
3-5 раз |
6% |
18% |
3,25** |
|
6-9 раз |
2% |
4% |
- |
|
10-19 раз |
1% |
0% |
- |
|
20-39 раз |
0% |
0% |
- |
|
40 и более раз |
2% |
1% |
- |
Полученные данные свидетельствуют, что текущее ежедневное потребление табака у респондентов в обеих группах составляет около 20%. Значимые отличия с помощью углового преобразования Фишера не обнаружены.
Половина опрошенных педагогов и 16% старшеклассников употребляют спиртное 1-2 раза в месяц. По данным исследований нарколога Э.Е. Бехтеля, эту группу респондентов можно отнести к «случайно выпивающим» (под влиянием ситуации). Люди, эпизодически употребляющие, обычно не склонны к злоупотреблению, но в ряде случаев, особенно у молодых людей, эпизодическое распитие спиртных напитков может быть этапом в динамике злоупотребления. И в дальнейшем под влиянием ситуаций (психическая травма, семейная ситуация) переходит в несистемное или систематическое пьянство.
Один раз в неделю и чаще употребляют спиртное 11% обучающихся и 23% педагогов. Этих респондентов относят к группе ситуационно злоупотребляющих алкоголем (Э.Е. Бехтель). Опасность ситуационного пьянства состоит в том, что потребление осуществляется в референтной группе, в которой навязывается частота употребления и количество потребляемых спиртных напитков. Такая форма пьянства создает предпосылки для перехода в более тяжелые формы злоупотребления алкоголем [Этин, 1990].
Выводы:
• пятая часть и педагогов, и старшеклассников потребляют табак ежедневно, значимых различий не обнаружено;
• педагоги значительно чаще регулярно употребляют спиртное, чем старшеклассники.
Выводы
Сравнительный анализ данных свидетельствует о том, что и у старшеклассников, и у педагогов в равной степени наблюдается поведение, сопряженное с риском для здоровья, например, в отношении потребления табака, алкоголя, недостаточности сна, превышения экранного времени за компьютером (гаджетами). Учителя склонны к более здоровым пищевым привычкам, чем старшеклассники, и менее склонны превышать двухчасовую норму времени при работе за компьютером. Тогда как старшеклассники более физически активны, меньше тратят времени на малоподвижные формы досуга (например, просмотр телевизора), значительно меньше вовлечены в ситуационное употребление алкоголя.
Учитывая факт, что отношение педагога к собственному здоровью является определяющим в профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающего поведения в школе, возникает противоречие между возложенной на учителя ответственностью по формированию ценностного отношения детей к здоровью и низкой культурой здоровья самого педагога. Очевидно, создание здоровьесберегающей образовательной среды с применением современных технологий и методов становится неэффективным, если педагог сам является носителем искаженных ценностей, практикует поведение, связанное с риском для здоровья.
Таким образом, совершенствование культуры здоровья учителя требует психологического сопровождения процесса повышения квалификации, с практической точки зрения изучение паттернов поведения педагогов в сфере здоровья способствует выбору эффективных способов профилактики неблагополучия в школьной среде, а также результативному решению задач повышения квалификации учителей.