Культура здоровья педагога как условие и возможность реализации здоровьесберегающего поведения в образовательной среде

252

Аннотация

В статье актуализируется вопрос о необходимости привлечения внимания педагогов к собственному здоровью как ключевому условию реализации здоровьесберегающего поведения в школе. Представлены результаты исследования, направленного на изучение паттернов поведения в сфере здоровья участников образовательных отношений. В исследовании приняли участие 84 педагога, проходившие курсы повышения квалификации, и 570 старшеклассников (9-11 классы) общеобразовательных школ Камчатского края. Опросники, направленные на оценку паттернов поведения в отношении различных аспектов здоровья, адаптированы из генерализованной шкалы аттитьюдов И.Н. Гурвича, межнациональных исследований здоровья молодежи (HBSC, ESPAD) и включают следующие индикаторы: экранное время, употребление психоактивных веществ, достаточность сна, пищевое поведение, физическая активность. Проведен сравнительный анализ паттернов поведения респондентов обеих групп, значимые отличия оценивались с помощью углового преобразования Фишера. Полученные данные структурированы в соответствии с исследовательским вопросом: существуют ли различия относительно здоровьесберегающих и рискованных форм поведения в группе педагогов и старшеклассников? Учитывая возложенную государством на учителя ответственность по формированию ценностного отношения к здоровью, мы предполагаем, что в сфере учительства менее распространены рискованные формы поведения в отношении к различным аспектам здоровья, чем среди старшеклассников. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что у старшеклассников и педагогов в равной степени наблюдается поведение, сопряженное с риском для здоровья. В связи с тем, что отношение педагога к собственному здоровью является определяющим в профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающего поведения в школе, возникает противоречие между возложенной на учителя ответственностью и низкой культурой собственного здоровья. Изучение паттернов поведения в сфере здоровья способствует выбору эффективных способов профилактики неблагополучия в школьной среде, а также результативному решению задач повышения квалификации учителей.

Общая информация

Ключевые слова: культура здоровья, здоровьесберегающее поведение, ценностное отношение к здоровью, паттерны поведения

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120402

Финансирование. Статья подготовлена в рамках работы по гранту РФФИ № 17-29-02438\17 «Психологические, социальные и средовые ресурсы здоровья учащихся разных ступеней образования в современной России» в 2017–2019 гг.

Для цитаты: Торкаченко Ю.В. Культура здоровья педагога как условие и возможность реализации здоровьесберегающего поведения в образовательной среде [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 4. С. 19–33. DOI: 10.17759/psyedu.2020120402

Полный текст

 

Введение

Постмодернистский характер современного общества, выражающийся в движении к разнообразию, возрастанию непредсказуемости будущего мира, информационной перенасыщенности, предъявляет новые вызовы человечеству (З. Бауман, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин). Риски современности отражаются на разных сферах жизнедеятельности, в том числе на здоровье и психологическом благополучии человека: остро стоит проблема низкого уровня состояния здоровья, отмечается тенденция к росту хронических заболеваний, распространенности болезней психогенного характера. Растет число людей, в том числе несовершеннолетних, субъективное состояние которых можно охарактеризовать как пограничное норме или с вторичными проявлениями - депрессия, агрессия, зависимое поведение и др. Несмотря на снижение в последние годы некоторых показателей по острым проблемам в сфере здоровья и психологического благополучия (например, детского алкоголизма и наркомании), многие негативные тенденции остаются актуальными [2; 4; 8; 17].

Как отмечают исследователи гуманитарных аспектов здоровья (Л.М. Митина, Е.П. Белинская, И.Н. Гурвич), в профилактике указанных явлений образовательный процесс становится приоритетным, а учитель - ключевой фигурой, призванной воспитывать культуру здоровья подрастающего поколения, развивать личность, способную преодолевать социальные противоречия, что отражено в статье 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3; 5; 9; 10].

Необходимость научного анализа и всестороннего осмысления вопроса здоровья не только обучающихся, но и педагогов очевидна.

Учитывая закон синергийного взаимодействия, развитие нового качества (здоровой, гармонично развивающейся личности ребенка) возможно лишь в случае изменений всех элементов системы (субъектов образования) [6]. Диалог взрослого и ребенка в художественном произведении Астрид Линдгрен иллюстрирует этот тезис: «Малыш, а ты ведь хочешь стать воспитанным человеком? - Нет, папа, я хочу стать таким, как ты».

Кроме того, результаты многочисленных научных исследований подтверждают взаимосвязь между ценностным отношением к собственному здоровью учителя и представленностью вопросов здоровья в его воспитательной деятельности [10; 12; 13].

Наконец, в связи с модернизацией системы образования возникают новые требования к личностной сфере профессиональной компетентности учителя, в том числе культуре здорового образа жизни.

В этой связи «здоровье учителя становится стратегической задачей современного образования» (Л.М. Митина). Считаем, что в системе повышения квалификации важно создать условия для совершенствования представлений педагогов о целостной картине здоровья, включающей изучение собственных паттернов поведения как детерминант не только личного здоровья, но и здоровья и благополучия ученика [10; 13; 16].

Поведенческие паттерны в отношении различных аспектов здоровья относятся к факторам, негативно или позитивно влияющим на здоровье человека, а также к индикаторам психологического здоровья и благополучия личности в целом (В.А. Ананьев, Е.П. Белинская, И.Н. Гурвич, Г.С. Никифоров, Л.А. Цветкова). Среди них: пищевое поведение, сон, физическая активность, режим труда и отдыха, употребление психоактивных веществ [1;      3;         5;         7]. Исследователи межнационального проекта ВОЗ

«Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (далее - HBSC) выделяют два вида поведения:

•           способствующее здоровью (физическая активность высокой интенсивности не менее двух часов в неделю, ежедневное употребление овощей, ежедневный завтрак с семьей и др.);

•           сопряженное с риском для здоровья (употребление алкоголя, курение табака, малоподвижный образ жизни и др.) [4].

Учитывая возложенную государством на педагога ответственность по формированию ценностного отношения к здоровью, синергичность образовательного процесса, этические аспекты профессии, мы предполагаем, что в сфере учительства менее распространены рискованные формы поведения в отношении к различным аспектам здоровья, чем среди старшеклассников.

Методы

Далее мы представим данные эмпирического исследования, организованного в рамках проекта по гранту РФФИ № 17-29-02438/17 «Психологические, социальные и средовые ресурсы здоровья учащихся разных ступеней образования в современной России».

В исследовании принимали участие 84 педагога Камчатского края, проходившие курсы повышения квалификации в КГАУ ДПО «Камчатский ИРО». В эту группу вошли женщины в возрасте от 22 до 70 лет, с различным стажем работы и должностью, разного уровня образования; прибывшие из населенных пунктов Камчатского края (город, село). Вторую группу респондентов составили 570 старшеклассников (9-11 классы) общеобразовательных школ Камчатского края. Сбор данных осуществлялся в 2019-2020 гг. (до распространения COVID-19 и перевода образовательных организаций на дистанционное обучение).

Теоретической рамкой для эмпирического исследования предложена ресурсная модель здоровья (Л.А. Цветкова), основанная на холистической трактовке феномена здоровья. Методический комплекс включает различные домены: субъективные и объективные показатели физического и психического здоровья, субъективное благополучие, внутриличностные, социальные и средовые ресурсы здоровья, поведенческие паттерны в сфере здоровья, готовность к обращению за помощью [9; 18; 19].

Целью данной статьи является сравнительный анализ поведенческих паттернов в отношении различных аспектов здоровья обучающихся и педагогов. Опросники исследования поведенческих паттернов включают в себя следующие индикаторы:

•           самооценка экранного времени - вопросы о количестве времени, проведенного за экраном телевизора, компьютера, смартфона в сутки (адаптированы из межнационального исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC)) [4; 18; 19];

•           употребление психоактивных веществ - вопросы о частоте употребления или проб табака, алкоголя, наркотиков (адаптированы из Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и другим наркотикам (ESPAD)) [4; 18; 19];

•           самооценка достаточности сна - вопросы о субъективном ощущении достаточности сна (адаптированы из шкалы аттитьюдов И.Н. Гурвича) [5; 18; 19];

•           пищевое поведение на работе - вопросы о регулярном горячем питании, употреблении вредных и полезных продуктов (адаптированы из шкалы аттитьюдов И.Н. Гурвича) [5; 18; 19];

•           физическая активность - вопросы о частоте физической активности (адаптированы из межнационального исследования «Поведение детей в отношении здоровья» (HBSC)) [4; 18; 19].

Результаты структурированы в соответствии с исследовательским вопросом: существуют ли значимые различия относительно здоровьесберегающих и сопряженных с риском паттернов поведения в сфере здоровья в группе педагогов и обучающихся 9-11 классов? Анализ результатов исследования проводился с помощью статистической программы Microsoft XL. Значимые отличия между данными двух групп оценивались с помощью углового преобразования Фишера.

Результаты и обсуждение

Экранное время

Педагогам и подросткам предлагалось ответить на вопросы о том, сколько времени в среднем они проводят за экраном телевизора, компьютера и других гаджетов в обычный будний день. Данные отражены в табл. 1, 2.

Таблица 1

Количество времени в сутках, проведенного за экраном компьютера и др. гаджетов

Обучающиеся, %

Педагоги, %

ф*

не провожу

3%

0%

-

30 минут

4,6%

3,6%

-

около 1 часа

6,5%

9,5%

-

около 2 часов

13,9%

21,4%

1,694155*

3 часа и более

72%

65,5%

-

Таблица 2

Количество времени в сутках, проведенного за экраном телевизора

Обучающиеся, %

Педагоги, %

ф*

не провожу

49%

24%

4,509193**

30 мин.

23%

12%

2,507009**

около 1 часа

14%

27%

2,789368**

около 2 часов

8%

27%

4,440742**

3 часа и более

6%

10%

-

 Анализ полученных данных:

Дневная норма за экраном компьютера у 14% обучающихся и 21% педагогов составляет около 2 часов, что соответствует рекомендации ВОЗ. Более 70% старшеклассников и 65% педагогов проводят за экраном компьютера выше дневной нормы (3 часа и более). В том числе 30% обучающихся и 35% педагогов сообщили, что более 5 часов в день тратят на работу и развлечения за экраном.

Половина опрошенных старшеклассников сообщили, что не смотрят телевизор, тогда как среди учителей таких ответов в два раза меньше. Прослеживаются значимые отличия между данными в группе педагогов и старшеклассников.

Выводы:

•         педагоги и старшеклассники проводят примерно одинаковое количество времени за экраном компьютера;

•         зафиксированы высокие показатели в обеих группах по превышению дневной нормы экранного времени за компьютером;

•         педагоги более склонны придерживаться нормы экранного времени за компьютером (2 часа в день), чем старшеклассники;

•         наряду с высокими показателями экранного времени за компьютером количество затраченного времени на просмотр телевизора у учителей выше, чем у старшеклассников.

В исследовании «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. прослеживается связь между временем, проведенным перед экраном компьютера, телевизора и других технических устройств, и широким спектром негативных физических, психологических и социально-эмоциональных последствий [12, с. 30].

Физическая активность

Педагогам и подросткам общеобразовательных школ Камчатского края предлагалось ответить на вопросы о частоте физической активности умеренной интенсивности (30 минут или более в день до учащенного дыхания). Данные отражены в табл. 3.

Таблица 3

Частота занятий физической активностью

Обучающиеся, %

Педагоги, %

ф*

0 дней

15%

35%

3,683132**

1-2 раза

24%

26%

-

3-6 раз

49%

29%

3,5378580**

ежедневно

12%

10%

-

Анализ полученных данных и выводы:

•         частота занятий физической активностью у старшеклассников в целом значительно выше, чем у педагогов;

•         физически не активной остается третья часть учителей, что значительно выше, чем в группе старшеклассников.

Стоит отметить, лишь 12% опрошенных детей и 11% педагогов ежедневно выполняют рекомендации в отношении физической активности. Напомним, молодые люди в возрасте 5-17 лет должны быть физически активны (умеренная интенсивность) как минимум 60 минут в день, для взрослых эта рекомендация составляет 30-40 минут в день [4].

Самооценка достаточности сна

Педагогам и подросткам общеобразовательных школ Камчатского края предлагалось ответить на вопросы о том, сколько дней в неделю в течение последнего месяца они чувствовали, что высыпались. Данные отражены в табл. 4.

Таблица 4

За последний месяц как часто Вы чувствовали, что высыпались?

Обучающиеся, %

Педагоги, %

ф*

ежедневно

14%

11%

-

4-5 дней в неделю

14%

15%

-

2-3 дня в неделю

31%

38%

-

1 день в неделю или реже

41%

36%

-

Анализ полученных данных и выводы:

Более 1/3 респондентов в обеих группах сообщают о ежедневной субъективной недостаточности сна. Значимые отличия между данными обеих групп не обнаружены.

Важно отметить, что, по данным исследования HBSC, влияние качества и продолжительности сна зависит от времени, проведенного перед экраном, что, в свою очередь, коррелирует с ожирением у детей и подростков [4; 12].

Пищевое поведение в школе

Педагоги и старшеклассники нескольких общеобразовательных школ Камчатского края ответили на вопросы о пищевых привычках в школе. Данные отражены в табл. 5.

Таблица 5

Явление

Как часто Вы питаетесь горячими обедами в школе?

Как часто Вы питаетесь принесенной едой из дома?

Частота

Обучающ иеся, %

Педагоги, %

ф*

Обучающ иеся,%

Педагоги, %

ф*

постоянно

18%

40%

4,35**

6%

25%

4,716**

несколько раз в неделю

7%

14%

2,04*

6%

10%

-

редко

75%

46%

5,50**

88%

65%

4,77**

 

Как часто Вы покупаете еду в соседних магазинах?

Как часто Вы покупаете в буфете (булочки, шоколад)?

Обучающ иеся,%

Педагоги, %

ф*

Обучающ иеся,%

Педагоги, %

ф*

постоянно

14%

8%

1,65*

14%

5%

2,70*

несколько раз в неделю

16%

8%

2,13*

14%

7%

1,97*

редко

70%

84%

2,89**

72%

88%

3,48**

 

Как часто Вы ничего не едите в школе?

Как часто Вы пьете чистую питьевую воду в школе?

Обучающ иеся, %

Педагоги, %

ф*

Обучающ иеся,%

Педагоги, %

ф*

постоянно

22%

5%

4,10**

49%

63%

2,41**

несколько раз в неделю

18%

10%

1,98*

18%

18%

-

редко

60%

85%

4,90**

33%

19%

2,75**

 

Как часто Вы пьете газированные напитки в школе?

Обучающиеся, %

Педагоги, %

ф*

постоянно

13%

4%

2,86**

несколько

раз в неделю

12%

6%

-

редко

75%

90%

3,45**

Анализ полученных данных и выводы:

В целом педагоги склонны к более здоровым привычкам в пищевом поведении в школе, чем старшеклассники:

•           педагоги чаще, чем дети, систематически питаются горячими обедами;

•  учителя предпочитают приносить питание из дома и больше пьют чистой питьевой воды;

•  учителя значительно меньше, чем старшеклассники, употребляют газированные напитки, покупают сладости в буфете или «перекус» в соседних магазинах;

•  у старшеклассников значительно чаще нарушен режим питания (вообще не едят в школе) в отличие от учителей.

Употребление психоактивных веществ

Педагогам и старшеклассникам предлагалось ответить на вопросы о том, сколько раз, если такое было, они курили сигареты, выпивали алкогольные напитки. Данные о количестве раз в течение месяца отражают текущее потребление психоактивных веществ (далее - ПАВ) и отражены в табл. 6.

Таблица 6

Явление

Сколько раз (если такое было) Вы курили сигареты за последний месяц?

частота

обучающиеся

педагоги

ф*

0 раз

73%

69%

-

1-2 раза

4%

5%

-

3-5 раз

2%

5%

-

6-9 раз

1%

2%

-

10-19 раз

3%

1%

-

20-39 раз

4%

7%

-

40 и более раз

13%

11%

-

явление

Сколько раз (если такое было) Вы употребляли алкогольные напитки за последний месяц?

частота

обучающиеся

педагоги

ф*

0 раз

73%

25%

8,54**

1-2 раза

16%

52%

6,72**

3-5 раз

6%

18%

3,25**

6-9 раз

2%

4%

-

10-19 раз

1%

0%

-

20-39 раз

0%

0%

-

40 и более раз

2%

1%

-

 
Анализ полученных данных:

Полученные данные свидетельствуют, что текущее ежедневное потребление табака у респондентов в обеих группах составляет около 20%. Значимые отличия с помощью углового преобразования Фишера не обнаружены.

Половина опрошенных педагогов и 16% старшеклассников употребляют спиртное 1-2 раза в месяц. По данным исследований нарколога Э.Е. Бехтеля, эту группу респондентов можно отнести к «случайно выпивающим» (под влиянием ситуации). Люди, эпизодически употребляющие, обычно не склонны к злоупотреблению, но в ряде случаев, особенно у молодых людей, эпизодическое распитие спиртных напитков может быть этапом в динамике злоупотребления. И в дальнейшем под влиянием ситуаций (психическая травма, семейная ситуация) переходит в несистемное или систематическое пьянство.

Один раз в неделю и чаще употребляют спиртное 11% обучающихся и 23% педагогов. Этих респондентов относят к группе ситуационно злоупотребляющих алкоголем (Э.Е. Бехтель). Опасность ситуационного пьянства состоит в том, что потребление осуществляется в референтной группе, в которой навязывается частота употребления и количество потребляемых спиртных напитков. Такая форма пьянства создает предпосылки для перехода в более тяжелые формы злоупотребления алкоголем [20].

Выводы:

пятая часть и педагогов, и старшеклассников потребляют табак ежедневно, значимых различий не обнаружено;

•           педагоги значительно чаще регулярно употребляют спиртное, чем старшеклассники.

Выводы

Сравнительный анализ данных свидетельствует о том, что и у старшеклассников, и у педагогов в равной степени наблюдается поведение, сопряженное с риском для здоровья, например, в отношении потребления табака, алкоголя, недостаточности сна, превышения экранного времени за компьютером (гаджетами). Учителя склонны к более здоровым пищевым привычкам, чем старшеклассники, и менее склонны превышать двухчасовую норму времени при работе за компьютером. Тогда как старшеклассники более физически активны, меньше тратят времени на малоподвижные формы досуга (например, просмотр телевизора), значительно меньше вовлечены в ситуационное употребление алкоголя.

Учитывая факт, что отношение педагога к собственному здоровью является определяющим в профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающего поведения в школе, возникает противоречие между возложенной на учителя ответственностью по формированию ценностного отношения детей к здоровью и низкой культурой здоровья самого педагога. Очевидно, создание здоровьесберегающей образовательной среды с применением современных технологий и методов становится неэффективным, если педагог сам является носителем искаженных ценностей, практикует поведение, связанное с риском для здоровья.

Таким образом, совершенствование культуры здоровья учителя требует психологического сопровождения процесса повышения квалификации, с практической точки зрения изучение паттернов поведения педагогов в сфере здоровья способствует выбору эффективных способов профилактики неблагополучия в школьной среде, а также результативному решению задач повышения квалификации учителей.

Литература

  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
  2. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования [Электронный ресурс] // Образовательная панорама. 2016. № 1(5). URL: https://istina.msu.ru/publications/article/20798465/ (дата обращения: 18.10.2020).
  3. Белинская Е.П. Гуманитарные аспекты здоровья и благополучия: причины исследовательского интереса и основные теоретические подходы [Электронный ресурс] // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnye-aspekty-zdorovya-i-blagopoluchiya-prichiny-issledovatelskogo-interesa-i-osnovnye-teoreticheskie-podhody/viewer (дата обращения: 18.08.2020). DOI:10.21603/2078-8975-2017-2-111-116
  4. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчет [Электронный ресурс] // Европейский портал информации здравоохранения. URL: https://gateway.euro.who.int/ru/datasets/hbsc/ (дата обращения: 11.10.2020).
  5. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 1023 с.
  6. Зюкин А.В., Плахов Н.Н., Макарова Л.П., Савенко М.А. Педагогическая деонтология как структурный компонент образовательного процесса в области формирования культуры здоровья обучающихся [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 190. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/190/zyukin_190_149_155.pdf (дата обращения: 12.10.2020).
  7. Ивлев Е.В., Микляева А.В., Кожемякина О.А., Рудыхина О.В. Психосоциальные ресурсы здоровья учащейся молодежи в отечественных и зарубежных эмпирических исследованиях [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. № 186. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/186/ivlev_186_19_31.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
  8. Концепт душевного здоровья в человекознании / Отв. ред. О.И. Даниленко. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 372 с.
  9. Коржова Е.Ю., Веселова Е.К., Анисимова Т.В., Залевский Г.В. Интегральная ресурсная концепция здоровья в контексте отечественных подходов [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2017. № 184. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/184/korjova_184_31_44.pdf (дата обращения: 01.12.2020).
  10. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. СПб.: Нестор-История, 2018. 456 с.
  11. Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф. Психология здоровья в России: у истоков. СПб.: Издательско-торговый дом «Скифия», 2019. 140 с.
  12. Печеркина А.А. Технологии поддержки профессионального здоровья учителя: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2011. 158 с.
  13. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / Под ред. Л.М. Митиной. СПб.: Нестор-История, 2015. 416 с.
  14. Психологическое здоровье и технологии здоровьесбережения в современной образовательной среде / Под редакцией В.М. Голянича. СПб.: НИЦ АРТ, 2019. 396 с.
  15. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006. 607 с.
  16. Торкаченко Ю.В. Саморегуляция тревожных состояний как ресурс психологического благополучия педагога // Информационный бюллетень Камчатского института развития образования. Выпуск 25: Особенности организации образовательной деятельности в контексте современных требований: сборник методических рекомендаций / Отв. ред. О.Г. Берестова; М-во образования Камч. края; Камч. ИРО. Петропавловск-Камч.: Камч. ИРО, 2020. С. 127–141.
  17. Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Никеа, 2017. 528 с.
  18. Цветкова Л.А., Дубровский Р.Г., Антонова Н.А. Психологические, социальные и средовые ресурсы здоровья учащихся разных ступеней образования в современной России // Материалы научно-практической конференции «Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества» (г. Москва, 29 октября 2019 г.). Москва: «Издательский дом КДУ», 2019. С. 129–133.
  19. Цветкова Л.А., Антонова Н.А., Дубровский Р.Г. Концептуальные основы изучения и измерения здоровья и благополучия человека с позиций психологической науки [Электронный ресурс] // Вестник РФФИ. 2019. № 4(104). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41537359 (дата обращения: 09.09.2020). DOI:10.22204/2410-4639-2019-104-04-69-75
  20. Этин Г.М. Лечение алкоголизма. М.: Медицина, 1990. 416 с.

Информация об авторах

Торкаченко Юлия Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии, дополнительного и специального образования, КГАУ ДПО «Камчатский институт развития образования» (КГАУ ДПО «Камчатский ИРО»), Петропавловск-Камчатский, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7808-7212, e-mail: torkachenko-y@kamchatkairo.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 625
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 252
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2