Введение
Государством ведется активная деятельность по развитию здравоохранения в Российской Федерации. Разрабатывается и внедряется немалое количество законопроектов, касающихся сферы формирования культуры здоровья населения, среди них: ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Кузьмин, 2021].
Практически по всей территории страны создаются материально-технические условия для оздоровления населения, в частности, увеличивается количество физкультурно-оздоровительных объектов (физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, фитнес-клубы), функционируют открытые спортивные площадки, массово внедряются бесплатные доступные программы поддержания двигательной активности разных возрастных групп. Ведется активная популяризация в СМИ программы бесплатной Всероссийской диспансеризации населения страны.
Несомненно, отмечаются положительные сдвиги в приобщении разных возрастных групп населения к здоровому образу жизни, однако в молодежной среде данная тенденция носит больше имиджевый характер, а не осознанную деятельность по сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жизни воспринимается как модный тренд, как составляющая фитнеса (приобретение красивого тела) и так называемое «правильное питание» в разных его вариациях. Поэтому актуальность феномена здоровьесбережения сохраняется в настоящее время и приобретает все большее значение в контексте воспитания здоровой нации, являющейся фундаментом, главным стратегическим ресурсом экономики и безопасности Российской Федерации [Новгородова, 2015]. Необходимо отметить также, что здоровьесбережение является неотъемлемой частью народосохранения и может способствовать улучшению демографической ситуации в России.
Проблеме сохранения и укрепления здоровья населения посвящено большое количество научных работ в отечественной литературе. Существует два основных подхода к формированию здоровьесбережения населения, которые представлены медицинскими и педагогическими аспектами данной проблемы. Широко освещаются векторы развития и модернизации системы здравоохранения, ее доступность для разных категорий населения, рассматриваются актуальные проблемы и перспективы их решения [Орлов, 2015].
Одним из актуальных направлений исследований последних 20 лет является создание психолого-педагогических условий для воспитания личности педагога, обладающего сформированной компетенцией в области здоровьесберегающей деятельности. Педагог должен не только обладать знаниями в области здорового образа жизни, но и быть примером для обучающихся, а значит, сам педагог должен быть флагманом здорового стиля жизни, т.е. одновременно являться объектом и субъектом здоровьесберегающей деятельности [Науменко, 2007; Павлють; Смирнов, 2003; Третьякова, 2011; Шкитырь, 2003; Sokolenko, 2022].
Если обратиться к данным зарубежной педагогики и медицины, то в целом большое внимание уделяется воспитанию медицинской грамотности детей и молодежи, созданию здоровьесберегающих условий в образовательной организации и подготовке профессиональных кадров [Abdillah, 2021; Chew, 2004; Norris, 2020].
В контексте воспитания личности студента, способного к здоровьесбережению, рассматриваются механизмы диагностики сформированности готовности студента к здоровьесбережению, предлагаются структура готовности и уровневые критерии оценки развития каждого компонента [Деминцева, 2019; Деминцева, 2021; Зеер, 2014; Югова].
Согласно статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников», т.е. функция формирования культуры здоровья современного молодого поколения возложена на действующую систему образования, причем на всех уровнях образовательного процесса.
Значит система высшего профессионального образования, направленная на формирование педагогических кадров в соответствии с вызовами современного времени, должна обеспечить подготовку будущих педагогов, обладающих компетенцией в области здоровьесбережения. Таким образом, одной из приоритетных задач педагогического вуза является не только формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, но и, в частности, личности студента здоровьесберегающего типа.
В нашем понимании личность студента здоровьесберегающего типа – это личность, способная к здоровьесбережению во время процесса обучения в образовательной организации, в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности [Дейкова, 2023].
В структуре личности здоровьесберегающего типа мы выделяем следующие компоненты:
- когнитивный (валеологическая грамотность);
- ценностно-мотивационный (отношение к собственному здоровью как наивысшей ценности);
- деятельностный (готовность к активной здоровьесберегающей деятельности).
Методы
Исходя из вышесказанного, целью нашего исследования являются диагностика сформированности личности здоровьесберегающего типа студента как объекта и субъекта здоровьесберегающей деятельности, а также разработка педагогической технологии, направленной на формирование данного типа личности.
Согласно Федеральному образовательному стандарту высшего образования 3++ целенаправленный процесс формирования личности здоровьесберегающего типа происходит через реализацию учебных дисциплин, являющихся обязательными для всех образовательных программ направления 44.03.01 и 44.03.05, и организованную воспитательную работу, которая представляет собой неотъемлемую часть процесса обучения студента в вузе. Дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» изучаются на 1-3 курсах согласно учебному плану. Поэтому в исследовании приняли участие студенты 4-х курсов, прошедшие обучение по данным дисциплинам и уже имеющие опыт прохождения педагогической практики в образовательных организациях, а значит, имеющие достаточно хорошо развитый уровень субъектности личности [Панов, 2022]. В исследовании приняли участие студенты факультета спорта и безопасности жизнедеятельности, психолого-педагогического образования, естествознания, математики и информатики, филологии и массовой коммуникации, художественного образования и социально-гуманитарного факультета (N=199, возраст – 20–22 года), обучающиеся в филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета в городе Нижнем Тагиле.
В соответствии с предложенной нами структурой здоровьесберегающего типа личности была проведена диагностика каждого компонента.
В качестве диагностического материала для оценки уровня сформированности когнитивного компонента были использованы разработанные нами анкеты количественного и качественного анализа. Вопросы анкеты содержали информацию о правильном питании, физической активности, профилактике заболеваний, вредных привычках, о личной и общественной гигиене, об умении использовать информацию о здоровье из различных источников, о психологическом благополучии и других аспектах здоровья.
Коэффициент уровня сформированности валеологической культуры (К) будущего педагога вычислялся по предложенной А.Р. Камалеевой и Н.В. Новожиловой формуле [Костина, 2016].
Исходя из указанных критериев, в каждой анкете выделялся уровень сформированности валеологической грамотности. Низкому уровню соответствовало значение коэффициента (К), находившееся в диапазоне от –0,7 до –2, среднему – от –0,6 до +0,7, высокому – от +0,7 до +2.
Для оценки сформированности ценностно-мотивационного компонента применялся опросник «Отношение к здоровью», предложенный Р.А. Березовской [Березовская, 2001]. Опросник состоит из 10 вопросов, объединенных в 4 шкалы в соответствии с уровнями рассмотрения психического отношения: когнитивной, эмоциональной, поведенческой и ценностно-мотивационной составляющих. На закрытые вопросы, которые представляют собой таблицы-наборы, содержащие от 5 до 10 пронумерованных утверждений, респонденты дают ответы в соответствии со степенью своего согласия по 7-балльной шкале. Данный опросник позволяет выполнить качественный анализ полученных данных по каждому вопросу и утверждению, входящих в исследуемый ценностно-мотивационный компонент [Березовская, 2005].
Вопросы, входящие в ценностно-мотивационный блок опросника, дают возможность выявить доминирующие потребности в системе ценностей учащейся молодежи, в том числе учебную мотивацию, и уровень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья [Никитская, 2022].
Готовность к активной здоровьесберегающей деятельности (деятельностный компонент) определялась по методике С.Г. Добротворской [Добротворская, 2008] и путем анализа решения студентами разработанных нами педагогических кейсов.
Анкетирование по методике С.Г. Добротворской [Добротворская, 2008] выявляет типологию личности по ориентации на здоровый образ жизни: позитивный саморазвивающийся тип, позитивный тип, умеренно-негативный, негативный, но готовый к ведению здорового образа жизни, позитивно-неустойчивый тип, ложно-позитивный тип, негативный тип, педагогически запущенный тип. Данная методика представляет собой анкету, состоящую из 24 вопросов, ответы на которые оцениваются по десятибалльной шкале. Предлагаемые в анкете вопросы касаются всех аспектов ЗОЖ: питания, режима дня, самочувствия, ценности здоровья, наличия вредных привычек, двигательной активности и т.д.
Для выявления уровня сформированности умения применять теоретические знания о здоровьесбережении в практической деятельности студентам были предложены педагогические кейсы. За каждый правильно решенный кейс в таблице оценивания выставлялось 3 балла, за решение с одной допущенной ошибкой – 2 балла, более двух ошибок – 0 баллов. Данная критериальная оценка позволила выявить высокий, средний и низкий уровни сформированности деятельностного компонента.
В качестве примера предлагаем содержание двух педагогических кейсов.
Кейс 1. Вам необходимо на родительском собрании затронуть вопрос о режиме дня обучающихся, так как первый урок в школе стал неэффективным из-за частых опозданий детей или низкой работоспособности, вызванной сонливостью обучающихся. Какую форму работы с родителями вы выберете? Перечислите применяемые методы и средства.
Кейс 2. Во время учебного дня вы обратили внимание, что две девочки из вашего класса съели большое количество конфет. Нужно ли учителю вмешиваться в данную ситуацию? Если вы считаете, что нужно, то как бы вы построили диалог с девочками. Какое внеурочное мероприятие можно было бы провести по теме «Проблемы со здоровьем, которые появляются из-за сахара»?
Деятельностный компонент позволяет оценить уровень владения студентами средств, методов и технологий ЗОЖ в практической деятельности.
Результаты
Результаты оценки сформированности у студентов когнитивного компонента свидетельствуют о его высоком уровне, согласно полученным средним значениям К=1,4 (табл. 1). Высокое значение коэффициента (К) было отмечено у студентов, обучающихся на факультете спорта и безопасности жизнедеятельности (далее – ФСБЖ) (К=1,85), низкое (К=1) – на факультете художественного образования. Вероятно, данная ситуация связана со спецификой профиля подготовки будущих специалистов, наличием большого блока профессиональных дисциплин, способствующих формированию валеологической культуры учащейся молодежи ФСБЖ. Несмотря на это, полученные в исследовании данные указывают на хорошую теоретическую подготовку в области здоровьесбережения будущих педагогов, которая осуществляется на разных факультетах филиала РГППУ.
Таблица 1. Результаты диагностики когнитивного компонента у студентов
|
Факультет |
Выборка (n) |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Среднее значение К |
|
ФСБЖ |
44 |
94,5% (43) |
5,5% (1) |
0% |
1,85 |
|
СГФ |
34 |
85,3% (29) |
14,7% (5) |
0% |
1,33 |
|
ФППО |
28 |
78,57% (22) |
21,43% (5) |
0% |
1,5 |
|
ФЕМИ |
41 |
82,9% (34) |
17,07% (7) |
0% |
1,5 |
|
ФФМК |
32 |
81,25% (26) |
18,75% (6) |
0% |
1,38 |
|
ФХО |
21 |
66,67% (14) |
33,33% (7) |
0% |
1 |
|
В общем |
199 |
84,42% (168) |
15,57% (31) |
0% |
1,4 |
В ходе оценки результатов, полученных при диагностике мотивационно-ценностного компонента, было установлено, что в системе терминальных ценностей молодежи, таких как материальное благополучие, интересная работа, семья, признание окружающих, независимость и свобода, к сожалению, здоровье занимает третье место (табл. 2).
Анализ ответов студентов о месте здоровья в иерархии инструментальных ценностей свидетельствует о недооценке его роли в жизнедеятельности человека (табл. 2). Данная ситуация особенно выражена у студентов, обучающихся на следующих факультетах: социально-гуманитарном, филологии и массовой коммуникации, художественного образования. Все это говорит о потребительском отношении молодежи к собственному здоровью, вероятно, это связано с особенностями возраста, характеризующегося периодом активной социализации, личностного и профессионального становления, проявлением самых разнообразных интересов [Зимняя, 2010; Костина, 2016].
Среди причин недостаточной заботы о своем здоровье студенты чаще всего отмечали такие объективные обстоятельства, как дефицит времени – 23%, наличие более важных дел – 26%, необходимость материальных затрат – 23%.
Среди субъективных факторов респонденты выделили: отсутствие необходимости в заботе о здоровье – «ситуация, когда ничего не болит» (26%), отсутствие силы воли (26%), нежелание себя в чем-либо ограничивать 23% (табл. 2).
Таблица 2. Результаты оценки ценностно-мотивационного компонента психического отношения студентов к здоровью
|
Факультет |
Терминальные ценности |
Инструментальные ценности |
Факторы недостаточной заботы о здоровье |
|
|
объективные |
субъективные |
|||
|
ФСБЖ ФЕМИ ФППО |
39% – материальные ценности; 32% – интересная работа; 31% – здоровье; 30% – свобода; 28% – семья; 28% – признание окружающих |
39% – упорство и трудолюбие; 36% – способности; 35% – здоровье; 31% – материальный достаток; 28% – нужные связи; 21% – хорошее образование |
26% – есть более важные дела; 23% – дефицит времени; 23% – нужны материальные затраты |
26% – в этом нет необходимости; 23% – не хватает силы воли; 21% – не хотят себя ограничивать; 20% – не знаю, что нужно для этого делать |
|
СГФ ФХО ФФМК |
39% – материальные ценности; 37% – интересная работа; 31% – здоровье; 28% – семья; 30% – свобода; 30% – признание окружающих |
40% – упорство и трудолюбие; 38% – способности; 31% – материальный достаток; 31% – здоровье; 27% – нужные связи; 25% – хорошее образование |
28% – не знаю, что нужно для этого делать; 26% – в этом нет необходимости; 23% – не хватает силы воли; 21% – не хотят себя ограничивать |
|
Согласно полученным данным исследования готовности студентов к ведению здоровьесберегающей деятельности (табл. 3), среди испытуемых идентифицируется 4 типа личности: второй тип (65,32%), третий (9,04%), пятый (18,59%), седьмой (7,54%).
У большинства студентов не зависимо от профиля подготовки отмечается позитивный тип, который характеризуется готовностью вести ЗОЖ, но требующий формирования культуры самосохранения здоровья и вовлечения в систематическую деятельность по самооздоровлению. При этом самый высокий процент этого типа личности встречается у испытуемых, обучающихся на факультете спорта и безопасности жизнедеятельности (табл. 3). Позитивно-неустойчивый V тип, ведущий ЗОЖ, но занимающий позицию «ребенка» по отношению к своему здоровью, в ситуации хорошего самочувствия не склонный к самооздоровлению, встречается у 18,59% студентов. Обучающихся, относящихся к IV, VI и VIII типам, среди принявших участие в исследовании, выявлено не было. Однако среди испытуемых есть те, которые относятся к VII типу (7,53%) и не готовы вести здоровый образ жизни, часто сопротивляются педагогическому воздействию. Также следует отметить, что среди всех опрошенных респондентов не встречается позитивный саморазвивающийся тип, имеющий ориентацию на здоровый образ жизни, занимающий осознанную позицию «взрослого» по отношению к своему здоровью, активно занимающийся самооздоровлением, применяя различные оздоровительные системы (табл. 3). Аналогичные результаты были описаны в работах ряда авторов [Давлетова, 2021; Павлють].
В целом рассматривая результаты диагностики типологии личности по ориентации на ЗОЖ, необходимо отметить низкую готовность к ведению здоровьесберегающей деятельности среди студентов, обучающихся на следующих факультетах: социально-гуманитарном, филологии и массовой коммуникации, художественного образования филиала РГППУ в городе Нижнем Тагиле.
Таблица 3. Результаты диагностики типологии личности по ориентации на здоровый образ жизни, в процентах
|
Факультет (выборка) |
Типология личности по ориентации на здоровый образ жизни |
|||||||
|
I Позитивный саморазвивающийся |
II Позитивный тип |
III Умеренно-негативный тип |
IV Негативный, но готовый к ведению ЗОЖ |
V Позитивно-неустойчивый тип |
VI Ложно-позитивный тип |
VII Негативный тип |
VII Педагогически запущенный тип |
|
|
ФСБЖ (44) |
0 |
81,81 |
13,63 |
0 |
4,54 |
0 |
- |
0 |
|
СГФ (34) |
0 |
41,17 |
11,76 |
0 |
44,11 |
0 |
2,94 |
0 |
|
ФППО (28) |
0 |
75,0 |
7,14 |
0 |
17,85 |
0 |
- |
0 |
|
ФЕМИ (41) |
0 |
78,04 |
4,87 |
0 |
14,63 |
0 |
2,43 |
0 |
|
ФФМК (32) |
0 |
56,25 |
3,12 |
0 |
25,0 |
0 |
15,62 |
0 |
|
ФХО (21) |
0 |
42,85 |
14,28 |
0 |
4,76 |
0 |
38,09 |
0 |
|
В общем (199) |
0 |
65,32 |
9,04 |
0 |
18,59 |
0 |
7,53 |
0 |
Анализ решения студентами педагогических кейсов позволил сделать вывод, что студенты не справляются с данным типом заданий и не могут применить имеющиеся у них теоретические знания для решения конкретной педагогической ситуации. В полном объеме с предложенными заданиями справились только 4 студента (2,0%) из общего количества испытуемых (табл. 4). У 57,78% испытуемых преобладает низкий уровень деятельностного компонента, 40,2% имеют средний уровень сформированности данного критерия. Полученные результаты хорошо коррелируют с данными тестирования готовности по методике С.Г. Добротворской [Добротворская, 2008].
Таблица 4. Результаты диагностики деятельностного компонента по показателям решения педагогических кейсов
|
Факультет |
Выборка (n) |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
ФСБЖ |
44 |
4,54% (2) |
52,27% (23) |
43,18% (19) |
|
СГФ |
34 |
0% |
41,17% (14) |
58,82% (20) |
|
ФППО |
28 |
3,57% (1) |
50,0% (14) |
46,42% (13) |
|
ФЕМИ |
41 |
2,43% (1) |
43,9% (18) |
53,65% (22) |
|
ФФМК |
32 |
0% |
21,87% (7) |
78,12% (25) |
|
ФХО |
21 |
0% |
19,05% (4) |
80,95% (17) |
|
В общем |
199 |
2,00% (4) |
40,2% (80) |
57,78% (115) |
Для проверки статистически значимых отклонений в группах студентов, принадлежащих к разным факультетам, нами использовался дисперсионный анализ.
Оценка влияния уровня сформированности когнитивного компонента в зависимости от принадлежности выборки студентов к факультету согласно дисперсионному анализу показала, что F расчетное (0,09) значительно меньше F критического (3,1) при α=0,05 и Р=0,99. Оценка влияния уровня сформированности деятельностного компонента в зависимости от принадлежности выборки студентов к факультету показала, что F расчетное (0,21) также значительно меньше F критического (3,1) при α=0,05 и Р=0,94. Это позволяет нам сделать вывод о равенстве средних значений выборок.
Обсуждение
Таким образом, диагностика компонентов структуры личности здоровьесберегающего типа позволила сделать выводы о сформированности отдельных компонентов в структуре личности студента.
Когнитивный компонент сформирован у студентов в полном объеме.
Ценностно-мотивационный компонент сформирован в недостаточной степени, ценность здоровья не воспринимается студентами как одна из ведущих ценностей, что свидетельствует о потребительском отношении молодежи к собственному здоровью.
Деятельностный компонент, то есть готовность к активной здоровьесберегающей деятельности, в сравнении с предыдущими компонентами развит в наименьшей степени, высокий уровень готовности отмечен только у 2% студентов, у 57,7% преобладает низкий уровень.
Полученные в ходе исследования результаты показали, что действующая система подготовки педагогических кадров в области здоровьесберегающей деятельности является недостаточно эффективной. Это привело нас к необходимости внести изменения в образовательный процесс подготовки студентов будущих педагогов в области здоровьесбережения, в частности, пересмотреть содержание и подходы к преподаванию учебных дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».
Благоприятным сопутствующим фактором для разработки новых подходов к формированию компетенции в области здоровьесбережения студентов оказалось внедрение Министерством просвещения Российской Федерации в систему высшего педагогического образования «Ядра высшего педагогического образования» с сентября 2022 года. С этого момента в учебные планы обязательно включен здоровьесберегающий модуль, и процесс формирования личности здоровьесберегающего типа происходит в ходе изучения шести дисциплин: «Возрастная анатомия», «Физиология и культура здоровья», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Результатом изучения перечисленных предметов является сформированность универсальной компетенции УК-7: способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. В методических рекомендациях приводятся индикаторы достижения УК-7, один из которых гласит: «владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья» (УК-7.2) [Письмо Минпросвещения России].
Мы предполагаем, что разработка и внедрение в учебный процесс образовательного гайда, наполненного интересным и доступным для студентов контентом, будут способствовать формированию личности здоровьесберегающего типа студента.
В качестве пилотного проекта для повышения эффективности формирования личности студента здоровьесберегающего типа на кафедре физической культуры и спорта, за которой закреплены дисциплины здоровьесберегающего модуля, разработан и запущен в учебный процесс гайд «Здоровьесбережен_и_Я» с сентября 2022 года.
Гайд содержит пять тематических блоков:
- физическая подготовленность (включает оценку физического развития и развития основных физических кондиций);
- функциональный профиль (оценка функционального состояния систем организма);
- тайм-менеджмент (отражает распорядок дня, режим труда и отдыха);
- тарелка здорового питания (оценка рациональности и сбалансированности питания);
- таймер двигательной активности (анализ объема и видов двигательной активности в течение дня);
- чек-лист тренировок (вариативная часть для самостоятельной работы студентов).
Каждый блок включает емкую по содержанию в интересной форме представленную теоретическую информацию и исследовательскую часть, куда студенты вносят данные, полученные в ходе наблюдений и измерений. Анализируя полученные результаты собственных исследований, студенты осознанно при помощи педагога и самостоятельно могут вносить коррективы в собственную деятельность, направленную на сохранение и укрепление личного здоровья. По нашему мнению, это должно способствовать не только развитию когнитивного и ценностно-мотивационного компонента личности здоровьесберегающего типа, но и деятельностного компонента за счет рефлексивной составляющей.
Первичное ознакомление с гайдом происходит на предмете «Физиология и культура здоровья», где студентам объясняется методика работы с ним, заполняются первые пробные показатели, например, входная диагностика. Физическая подготовленность и функциональный профиль наполняются через определенные временные интервалы на предметах «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Остальная часть гайда оформляется на практических занятиях в ходе изучения других дисциплин здоровьесберегающего модуля.
Заполнение гайда «Здоровьесбережен_и_Я» является обязательным для всех студентов, изучающих дисциплины здоровьесберегающего модуля, который является унифицированным по содержанию в соответствии с «Ядром педагогического образования».
Для мониторинга эффективности внедрения гайда в образовательный процесс мы планируем провести диагностику сформированности компонентов личности студента здоровьесберегающего типа после изучения дисциплин здоровьесберегающего модуля студентами набора 2022 года. Результаты мониторинга позволят сделать выводы об успешности выдвинутой гипотезы исследования.
Выводы
Таким образом, диагностика компонентов структуры личности здоровьесберегающего типа позволила прийти к следующим выводам:
- Когнитивный компонент сформирован у студентов в полном объеме.
- Ценностно-мотивационный компонент сформирован в недостаточной степени, ценность здоровья не воспринимается студентами как одна из ведущих ценностей, что свидетельствует о потребительском отношении молодежи к собственному здоровью.
- Деятельностный компонент, то есть готовность к активной здоровьесберегающей деятельности, в сравнении с предыдущими компонентами развит в наименьшей степени, высокий уровень готовности отмечен только у 2% студентов, у 57,78% преобладает низкий уровень.
- В качестве пилотного проекта для повышения эффективности формирования личности студента здоровьесберегающего типа на кафедре физической культуры и спорта, за которой закреплены дисциплины здоровьесберегающего модуля, разработан и запущен в учебный процесс с сентября 2022 года гайд «Здоровьесбережен_и_Я».
Заключение
Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что действующая система формирования личности здоровьесберегающего типа студента в рамках изучения дисциплин в соответствии с ФГОС ВО 3++ «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» не является эффективной. Поэтому в рамках освоения здоровьесберегающего модуля согласно методическим рекомендациям «Ядра высшего педагогического образования» нами внедрен в образовательный процесс гайд «Здоровьесбережен_и_Я». Цель данной разработки – в интересном и доступном для студентов формате способствовать освоению теоретических знаний и формированию умения применять их в практической деятельности, направленной на здоровьесбережение не только во время процесса обучения в вузе, но и в повседневной жизни, и в будущей педагогической профессиональной деятельности.
Разработанный гайд является практико-ориентированной учебно-методической разработкой, которая может успешно реализовываться в учебном процессе при изучении дисциплин здоровьесберегающего модуля.
Ограничением данного исследования может являться представленность выборки студентами только одного педагогического вуза. Возможно, у студентов других педагогических вузов обнаружится иной уровень сформированности компонентов структуры личности здоровьесберегающего типа.
Полученные результаты исследования являются промежуточными, предложенная в работе гипотеза требует дальнейшей проверки после реализации данной педагогической технологии в учебном процессе.