Ориентация на будущее одаренных младших школьников: ближние и дальние цели

460

Аннотация

В статье приводятся данные исследования отношения одаренных детей 9-10 лет к различным возрастам, их представлений о будущем, постановки ближних и дальних целей. При одаренности наблюдается большой творческий потенциал, но насколько он будет реализован при достижении зрелости, зависит не только от интеллектуально-познавательной сферы, но и от особенностей личности. О личностных особенностях одаренных детей в психологической литературе представлены противоречивые сведения; о таком аспекте личностного развития, как ориентация на будущее, данных крайне мало, что определяет актуальность и новизну проведенного исследования. В исследовании приняли участие 96 младших школьников с уровнем интеллектуального развития IQ≥115, обучающихся в 3 и 4 классах гимназии для одаренных детей, и 104 ребенка, обучающихся в 3 и 4 классах средней общеобразовательной школы по традиционной программе (г. Москва). Использовались модифицированная методика Б. Заззо «Золотой возраст», проективная методика «Неоконченные предложения» и методика М.В. Матюхиной, позволяющая определить учебную мотивацию в младшем школьном возрасте. Показано, что большинство младших школьников предпочитает молодость как возрастной период максимальных возможностей. Одаренные дети реже, чем их сверстники с нормативным интеллектуальным развитием, ставят ближние цели хорошей и отличной учебы, самосовершенствования во внеучебной деятельности, требующей физических усилий, чаще – цели, связанные с восполнением недостатка эмоциональной поддержки. Диапазон дальних целей, относящихся к молодости, у младших школьников шире. У одаренных детей в большей мере выражена ориентация на высокую материальную обеспеченность и свободу в разных ее проявлениях, в меньшей мере – на традиционное построение жизни (работа, семья, дети).

Общая информация

Ключевые слова: младший школьный возраст, одаренность, образовательная среда, психологическое будущее, цель

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130101

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Кулагина И.Ю., Шумакова Н.Б. Ориентация на будущее одаренных младших школьников: ближние и дальние цели [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 1. С. 3–19. DOI: 10.17759/psyedu.2021130101

Литература

  1. Андреева А.Д. Отношение школьников 7–12 лет к своему возрасту как субъективный компонент социальной ситуации развития // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 1. С. 6–14.
  2. Андреева А.Д. Детство в субъективных представлениях современных взрослых и подростков о жизненных циклах // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 1. С. 42–51.
  3. Андреева А.Д., Москвитина О.А. Психологическое благополучие учащихся 1-5 классов в контексте современной социальной ситуации развития // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 203–223. DOI:10.17323/1814-9545-2019-3-203-223
  4. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 2. С. 38–47. DOI:10.17759/chp.2015110204
  5. Богоявленская Д.Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 14–21.
  6. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М.: ПИ РАО, 2018. 240 с.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
  8. Власова Н.Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1977. 24 с.
  9. Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дисс. … докт. психол. наук. М., 2013. 444 с.
  10. Данилова Е.Е. Психологические особенности мотивационной сферы современных младших школьников и их сверстников советской эпохи // Научное наследие Л.И. Божович и современная психология образования / Под ред. Г.В. Акопова, М.В. Ермолаевой, Д.В. Лубовского. М.: МГППУ, 2018. С. 85–97.
  11. Данилова Е.Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. C. 51–61. DOI:10.17759/pse.2019240404
  12. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. СПб.: Питер, 2010. 210 с.
  13. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 16–26. DOI:10.17759/pse.2019240502
  14. Кулагина И.Ю. Восприятие возраста младшими школьниками и социальные стереотипы // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: Сборник статей по материалам XXXVII международной научно-практической конференции. № 8–9(36). Новосибирск: СибАК, 2020. С. 74–78.
  15. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. 572 с.
  16. Леонова И.С. Ценности младших школьников // Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. 2010. Том 16. № 1. С. 255–258.
  17. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. 423 с.
  18. Лубовский Д.В. Феноменология и динамика развития внутренней позиции современных младших школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Том 6. № 2. С. 50–67. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Lubovskiy.phtml (дата обращения: 08.11.2020).
  19.  Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  20. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
  21. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. М.; Смоленск: Универсум, 2018. 312 с.
  22. Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. C. 1–7. DOI:10.17759/psyedu.2018100101
  23. Шумакова Н.Б. Обучение одаренных и талантливых детей в контексте доказательной практики [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2020. Том 1. № 1. C. 34–46. DOI:10.17759/ssc.2020010103
  24. Юнг К.Г. Феномен одаренности // Конфликты детской души. М.: Канон, 1994. С. 151–164.
  25. Clynes T. How to raise a genius: A long-running study of exceptional children reveals what it takes to produce the scientists who will lead the twenty-first century // Nature. 2016. Vol. 537. P. 152–155. URL: https://my.vanderbilt.edu/smpy/files/2013/01/Article-NATURE-2016.pdf
  26. McClain M.-C., Pfeiffer S. Identification of Gifted Students in the United States Today: A Look at State Definitions, Policies, and Practices // Journal of Applied School Psychology. 2012. Vol. 28. P. 59–88. DOI:10.1080/15377903.2012.643757
  27. Rogers K.B. Meta-analysis of 26 Forms of Academic Acceleration: Options for Elementary (Primary) and Secondary Learners with Gifts or Talents // The SAGE Hand Book of Gifted and Talented Education / In B. Wallace, D. Sisk (eds.). 2019. P. 309–321. DOI:10.4135/9781526463074.n26
  28. Subotnik R., Olszewski-Kubilius P., Worrell F. Rethinking Giftedness and Gifted Education: A Proposed Direction Forward Based on Psychological Science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. № 12(1). Р. 3–54. DOI:10.1177/1529100611418056
  29. Top 20 principles from psychology for pre K–12 creative, talented, and gifted students’ teaching and learning [Электронный ресурс] // American Psychological Association, Center for Psychology in Schools and Education. 2017. URL: http://www.apa.org/ed/schools/teaching-learning/top-twenty-principles.aspx (дата обращения: 25.02.2021).

Информация об авторах

Кулагина Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, профессор, старший научный сотрудник, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3095-4329, e-mail: kulaginaiu@mgppu.ru

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1179
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 460
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0