Индекс погруженности в интернет-среду: стандартизация методики

783

Аннотация

В статье представлен материал по стандартизации методики «Индекс погруженности в интернет-среду», предназначенной для обследования подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Созданию методики предшествовал теоретический анализ явления «погруженность в интернет-среду», что позволило построить его теоретическую модель и предположить, что это явление может быть описано через: цифровую компетентность, цифровое потребление и эмоциональное отношение к цифровой информационной среде. Стандартизация проходила в два этапа при участии в общей сложности 1142 подростков из г. Санкт-Петербурга. Проверенный на конвергентную валидность первый вариант опросника был скорректирован в соответствии с полученными результатами. На втором этапе опросник прошел процедуры факторизации, определения надежности (коэффициент альфа Кронбаха), нормальности распределения, возрастных норм. В статье представлены стандартизированный вариант опросника «Индекс погруженности в интернет-среду» и инструкция по обработке результатов.

Общая информация

Ключевые слова: погруженность в интернет-среду, подростковый возраст, методика исследования, валидность, надежность

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130303

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00232.

Для цитаты: Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Индекс погруженности в интернет-среду: стандартизация методики [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 3. С. 31–50. DOI: 10.17759/psyedu.2021130303

Литература

  1. Войскунский А.Е. Современные тенденции киберпсихологических исследований / Под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Коллективная монография. М., 2019. С. 6–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37182486 (дата обращения: 20.04.2021).
  2. Волченко О.В. Измерение практик использования интернета в социальных науках: обзор основных методов [Электронный ресурс] // Информационное общество. 2017. № 1. С. 47–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29908933 (дата обращения: 20.04.2021).
  3. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 56–79. DOI:10.17759/cpp.2018260304
  4. Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. C. 31–40. DOI:10.17759/pse.2020250603
  5. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 2. C. 145–165. DOI:10.17759/psyedu.2017090213
  6. Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3–16.
  7. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / Составители В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.С. Искандирова, А.А. Антоненко, Е.А. Смирнова, Н.С. Хомерика. М.: МГМСУ, 2011. 32 с.
  8. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: введение в психометрическое проектирование. Киев: Ника-Центр, 1994. 284 с.
  9. Колесников В.Н., Мельник Ю.И., Теплова Л.И. Интернет-активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте / В.Н. Колесников // Национальный психологический журнал. 2019. № 1(33). С. 34–46.
  10. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: дисс… канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 157 с.
  11. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов: колл. монография. Казань: РЦПНН при КМРТ; Й.: Марево, 2002. 240 с. URL: https://kpfu.ru//staff_files/F1430039782/psihologiya.zavisimoj.lichnosti.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
  12. Носс И.Н. Психодиагностика: Учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2019. 500 с. URL: https://urait.ru/bcode/431829 (дата обращения: 04.08.2021).
  13. Панов В.И., Патраков Э.В. Интерференция цифровой и доцифровой сред как предмет психологического исследования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. Вып. 3. С. 531–541. DOI:10.33910/herzenpsyconf-2020-3-56
  14. Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Диагностика психологических последствий влияния информационных технологий на человека: учеб.-метод. пособие для студентов психологических специальностей. М.: Акрополь, 2015. 115 с. URL: https://istina.msu.ru/media/publications/book/d7a/cda/10556382/Rasskazova_Thostov_maj_2015_FIN_2.pdf
  15. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Возрастно-половые характеристики погруженности подростков в Интернет-среду [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters). 2019. № 6 (июнь). ART 2737. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41580798
  16. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2019. № 194. С. 19–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42344741.
  17. Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. Интернет как ресурс совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3. № 2. С. 196–207. DOI:10.33910/2686-9527-2021-3-2-196-207.
  18. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Школьник и информационно-коммуникационные технологии: возрастные особенности и регионально-поселенческая специфика / В.С. Собкин (ред.) // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 84–115.
  19. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 47–56.
  20. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн / Г.У. Солдатова // Национальный психологический журнал. 2016. № 2(22). С. 50–60.
  21. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. С. 87–97. DOI:10.17759/chp.2020160409
  22. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 97–118. DOI:10.17759/cpp.2019270307
  23. Татарко А.Н., Макласова Е.В., Лепшокова З.Х., Галяпина В.Н., Ефремова М.В., Дубров Д.И., Бульцева М.А., Бушина Е.В., Миронова А.А. Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 159–179. DOI:10.17759/sps.2020110110
  24. Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24–29.
  25. Davis R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use / R.A. Davis // Computers in Human Behavior. 2001. Vol. 17(2). P. 187–195.
  26. Howard М., Jayne B.S. An Analysis of More Than 1,400 Articles, 900 Scales, and 17 Years of Research: The State of Scales in Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. March 2015. // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. Vol. 18(3). P. 181–187. DOI:10.1089/cyber.2014.0418
  27. Jennett C., Cox A.L., Cairns P., Dhoparee S., Epps A., Tijs T. et al. Measuring and defining the experience of immersion in games // Int. J. Hum. Comput. Stud. 2008. Vol. 66. P. 641–661. DOI:10.1016/j.ijhcs.2008.04.004
  28. Liu D., Dede C., Huang R. and Richards J. Virtual, Augmented, and Mixed Realities in Education. Dublin: Springer, 2017. 250 p.
  29. Marino C., Vieno A., Altoè G., Spada M.M. Factorial validity of the Problematic Facebook Use Scale for adolescents and young adults // Journal of Behavioral Addictions. 2017. Vol. 6(1). P. 5–10.
  30. Kattein E., Hannah Schmidt H., Brandt D., Bischof G., Bischof A., Besser B., Orlowski S. and Rumpf H-J. Association of Increased Impulsiveness and Internet Use Disorder in Adolescents and Young Adults with Different Main Activities on the Internet // Zeitschrift für Kinder- und Jugendpsychiatrie und Psychotherapie. 2021. P. 1–8. DOI:10.1024/1422-4917/a000816
  31. León M., Rehbein L., Labbé C. Van Deursen A.J.A.M., Cerda C. Psychological, cultural and socio-structural factors associated to digital immersion in Chilean adolescents // Journal of Children and Media. Apr 2021. Vol. 15. DOI:10.1080/17482798.2021.1904428
  32. Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Chigarkova S.V. Digital Socialization of Adolescents in the Russian Federation: Parental Mediation, Online Risks, and Digital Competence // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13(4). P. 191–206.
  33. Smahel D., Machackova H., Mascheroni G., Dedkova L., Staksrud E., Ólafsson K., Livingstone S., Hasebrink U. EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries. EU Kids Online. DOI:10.21953/lse.47fdeqj01ofo
  34. Tóth‐Király I., Morin A.J.S., Hietajärvi L., Salmela‐Aro K. Longitudinal Trajectories, Social and Individual Antecedents, and Outcomes of Problematic Internet Use Among Late Adolescents. Child Development, 2021. DOI:10.1111/cdev.13525
  35. Yu T-K, Lee N-H and Chao C-M The Moderating Effects of Young Adults’ Personality Traits on Social Media Immersion // Front. Psychol. 2020. Vol. 11. P. 554106. DOI:10.3389/fpsyg.2020.554106

Информация об авторах

Регуш Людмила Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования Института психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8023-3773, e-mail: schuger@mail.ru

Алексеева Елена Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Института психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2153-3012, e-mail: al-lev@mail.ru

Веретина Ольга Рэмовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Института психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1328-8272, e-mail: olgaveretina@rambler.ru

Орлова Анна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2748-9478, e-mail: anyaorlova@list.ru

Пежемская Юлия Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8296-0229, e-mail: pjshome@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1017
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 39

Скачиваний

Всего: 783
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 43