Стратегии взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста и особенности представлений о родительстве

0

Аннотация

В статье рассматривается феномен осознанного и ответственного родительства. Актуальность исследования обусловлена попыткой выявить характер взаимосвязей стратегий взаимодействия родителей и представлений о родительстве. В рамках данного исследования было сделано предположение, что существует связь между особенностями стратегий взаимодействия с ребенком и характером представлений о родительстве. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного среди родителей детей дошкольного возраста (N=2517), в возрасте от 18 до 60 лет. Применялся комплекс методик «Осознанное и ответственное родительство» Т.П. Авдуловой с соавт., опросник Е.О. Смирновой и М.В. Быковой «Структура родительского отношения» (адаптированный вариант). По результатам исследования было обнаружено, что в структуре стратегий взаимодействия с ребенком родители отдают предпочтение объяснительной и совладающей стратегиям. В родительской субкультуре данные типы взаимодействия рассматриваются как наиболее одобряемые и приемлемые в воспитании детей. Данные стратегии связаны прямой корреляцией с такими представлениями о своем родительстве, как: широта ценностной сферы в области воспитания детей, принятие собственного родительства, положительное отношение к основным институтам социализации ребенка и высокий уровень осведомленности о возрастных особенностях ребенка. Вариативность индивидуальных паттернов поведения родителей определяется характером связей различных стратегий взаимодействия. Результаты исследования позволяют разработать технологии просвещения и сопровождения родителей.

Общая информация

Ключевые слова: ответственное родительство, взаимодействие матери и ребенка, представления об идеальном родителе

Рубрика издания: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160403

Финансирование. Статья подготовлена в рамках исполнения Государственного задания ФГБНУ «Институт развития, адаптации и здоровья ребенка» № 124031200083-2 от 12.03.2024 г. по теме научно-исследовательской работы «Модели и механизмы формирования осознанного и ответственного родительства у современной популяции родителей детей дошкольного возраста в контексте просветительской деятельности организаций, реализующих программы дошкольного образования».

Получена: 10.11.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Авдулова Т.П., Кротова Т.В., Хузеева Г.Р. Стратегии взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста и особенности представлений о родительстве [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2024. Том 16. № 4. С. 35–48. DOI: 10.17759/psyedu.2024160403

Полный текст

Введение

Проблема изучения различных аспектов родительства в современном транзитивном обществе крайне актуальна. Традиционно родительство рассматривается как процесс взаимодействия с ребенком, а характер взаимодействия определяется через степень чувствительности родителя к потребностям ребенка и степень родительского контроля. В современном социокультурном контексте крайне важно изучение родительства с точки зрения культурного феномена. По определению О.А. Карабановой, родительство представляет собой особую деятельность, имеющую в основе культурно-историческую природу [7]. Родительство является деятельностью социально предписанной и имеющей общественную значимость [8].

Большинство авторов не довольствуются биологической характеристикой родительства и вводят дополнительные содержательные описания, однако эти компоненты варьируются от автора к автору [11; 17; 20]. Выделяют, например, позитивное, сознательное, эффективное, компетентное родительство, критерии, которые так же разнообразны [18]. К.Н. Поливанова разводит конструкты «parenthood» – родительство как социальная роль и «parenting» – родительство как процесс воспитания, противопоставляя «естественное родительство» и «сознательное планирование стратегий родительства» [13]. М.О. Ермихина выделяет осознанность как уточняющую характеристику родительства с точки зрения реализованности и сознательности воплощения родительской роли [5]. Осознанное и ответственное родительство (ООР) является переходом на качественно новый уровень деятельности воспитания как реализация «высших психических функций», транслируемых обществом [2].

Еще один взгляд на родительство – подход, определяющий основные родительские компетенции через инструментальное определение содержания и выделение знаний, умений, навыков, которыми должен владеть родитель [6; 19]. Компетентностный уровень – это базовый уровень реализации родительства. ООР – это следующий условный уровень развития родительской позиции, который определяется ценностным отношением к ребенку и ориентацией на формирование гражданина общества. Содержанием изучения должны стать социальные переживания людей в рамках конкретных общностей, например, родительское сообщество как субкультурное социальное пространство [9]. Содержание этих переживаний во многом определяет и содержание групповой идентичности, в частности, представлений о родительстве через осознание себя частью родительского сообщества.

Ответственное родительство характеризуется как социальный феномен, проявляющийся в отношениях и взаимодействиях с ребенком: не только в заботе, уважении, поддержке, сочувствии, сопереживании, но и в сознательном использовании потенциала общества, а также противопоставляется девиантному варианту [12]. Занимая позицию ответственности, родитель удовлетворяет потребности ребенка, обеспечивает заботу и уход, одновременно определяя стратегию развития ребенка на основании его уникальных качеств, и осознанно строит соответствие между личностью ребенка и возрастными задачами развития, что качественно меняет и реализацию базовых процессов [1; 3; 4].

Ответственное родительство состоит в выполнении возложенных на родителей социальных обязательств по удовлетворению физиологических потребностей ребенка, потребности в безопасности, потребности в общении и надежных эмоциональных связях [15]. Образ родительства и социальные представления родителя о себе определяют стратегии поведения и взаимодействия с ребенком, опосредуя формирование образа родителя у детей дошкольного возраста [10; 16].

Стратегии взаимодействия родителей с ребенком отражают в большей степени поведенческий компонент [14]. Представления об особенностях ценностной сферы, особенностях осведомленности родителей о детском развитии, представления о роли социальных институтов и характер отношения к ним, принятие собственного родительства, представления о степени чувствительности по отношению к ребенку отражают в большей степени когнитивный и эмоциональный компоненты представлений об осознанном родительстве.

Целью данного исследования является определение характера связей стратегий взаимодействия родителей с детьми старшего дошкольного возраста и разных аспектов представлений о родительстве.

В ходе исследования были выделены следующие задачи:

Определить структуру стратегий взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста, характерную для субкультуры современного родительства.

Изучить характер взаимосвязи различных стратегий взаимодействия как показатель индивидуальных стратегий взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста.

Определить взаимосвязь стратегий взаимодействия и особенностей представлений о различных аспектах родительства (особенности ценностной сферы родителей, степень осведомленности родителей о закономерностях развития ребенка, отношение к институтам социализации ребенка, представления о необходимой степени чувствительности к потребностям ребенка).

В исследовании было сформулировано предположение, что существует связь между особенностями стратегий взаимодействия с ребенком и характером представлений о родительстве.

Выборка и методы

Выборка исследования. Исследование проведено на выборке 2517 респондентов, женщин из разных регионов Российской Федерации в возрасте от 18 до 60 лет по следующим возрастным группам: 18-24 (7,4%), 25-34 (43,5%), 35-44 (39,6%) и 45-60 (9,5%) лет. Семьи распределились в зависимости от количества детей следующим образом: 1 ребенок (39,5%), 2 ребенка (36%), многодетные (24,5%), из них 85% – проживающие отдельно нуклеарные семьи. Городские жители составили 54%, сельские жители – 46%.

Методы исследования. Анализ характера стратегий взаимодействия родителей с ребенком проводился с помощью методики, где предлагается решить пять кейсов на основе перечня вариантов решения (стратегий взаимодействия с ребенком), из которых респондент должен выбрать два наиболее подходящих ему способа решения конкретной проблемной ситуации. Кейсы касаются ситуаций, связанных со здоровьем ребенка, послушания ребенка, конфликта со сверстниками. Для каждого кейса предлагалось десять вариантов решений проблемной ситуации, которые отражают различные поведенческие позиции и стратегии взаимодействия родителя с ребенком: требовательный, объясняющий, передающий принятие решения ребенку (автономный), компромиссный, содействующий, эмоциональный, ситуативно-гибкий, потакающий, зависимый, жесткий. При выделении данных критериев осуществлялась опора на исследование характера способов взаимодействия родителей с детьми Е.О. Смирновой, М.В. Быковой [14].

Критерии оценки:

предпочитаемый тип взаимодействия, структура стратегий взаимодействия родителей с детьми в родительской субкультуре;

дифференциация стратегий поведения во взаимодействии с ребенком, в зависимости от типа ситуаций;

характер связей между стратегиями (отражают индивидуальные паттерны взаимодействия родителей с детьми).

Для определения особенностей представлений о родительстве использовалась комплексная методика изучения феномена «Осознанное и ответственное родительство» [2]. Изучались следующие параметры социальных представлений о родительстве: представления об особенности ценностной сферы в структуре родительства; степень осведомленности родителей о закономерностях развития ребенка; представления о роли социальных институтов в развитии ребенка и характер отношения к ним; представления о степени чувствительности и контроля в отношении ребенка.

На основе проверки данных с помощью критерия Колмогорова-Смирнова и критерия Шапиро-Уилка на предмет соответствия закону нормального распределения было выявлено, что большинство показателей не соответствует нормальному распределению. Исходя из этого, в качестве инструментов математической статистики был выбран непараметрический коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты исследования

Изучение способов взаимодействия родителей в ходе решения проблемных ситуаций, связанных со здоровьем ребенка, непослушанием и проблемным общением со сверстниками, выявило следующие особенности, представленные в табл. 1.

Таблица 1. Содержание и структура способов взаимодействия родителей в ходе решения проблемных ситуаций (N=2517)

Проблемные ситуации

Здоровье ребенка

Непослушание

Конфликт со сверстником

Общий показатель

Способы взаимодействия

%

%

%

%

Объяснительный

49,0

33,5

19,0

34,0

Содействующий

6,0

28,0

14,5

16,0

Автономный

2,0

1,5

27,0

12,5

Ситуативный

3,4

11,0

13,0

9,1

Строгий (требовательный)

5,0

14,5

3,0

7,5

Компромиссный

7,5

5,0

7,5

6,7

Эмоциональный

11,0

3,0

5,0

6,3

Потакающий

12,0

1,5

2,5

5,2

Зависимый

4,0

1,0

7,5

4,0

Жесткий

 

1,5

1,0

0,8

Как видно из табл. 1, в структуре способов взаимодействия родителей с ребенком наблюдается широкий разброс показателей по всем стратегиям. При этом преобладают объяснительная стратегия, содействующая стратегия, автономная стратегия, предлагающая ребенку самостоятельно совладать с ситуацией, и ситуативная стратегия, которая предлагает гибкий подход к решению проблемных ситуаций в зависимости от обстоятельств. Наименьшей популярностью пользуются жесткая стратегия, зависимая стратегия, где родитель склонен передавать ответственность окружающим людям, специалистам и т.д., и эмоциональный способ реагирования («буду злиться», «буду сильно переживать»).

Структура стратегий взаимодействия с ребенком зависит от ситуации взаимодействия. Общим является то, что во всех ситуациях преобладающей стратегией выступает объяснение и беседа с ребенком. В ситуациях, связанных со здоровьем ребенка, преобладают объяснение (51% респондентов), стратегия сочувствия (11% выборки) и потакающая стратегия (12% выборки). В ситуациях непослушания родители прибегают к стратегиям объяснения (33%), содействию (28%), а также к действиям с учетом контекста, по ситуации (11%). Показательно, что именно по этому типу ситуации, по сравнению с другими кейсами, кардинально повышается уровень реагирования родителей по типу строгости фактически в три раза (14,5%). Для родителей данный тип конфликтной ситуации является эмоционально более значимым.

Преобладающей стратегией родителей в ситуации конфликта со сверстниками является автономная стратегия (27% выборки), когда решение конфликта предоставляется самому ребенку, 19% выборки отдают предпочтение стратегии объяснения, 14,5% – содействию разрешению конфликта, 13% действуют по ситуации. Таким образом, многие родители считают, что сфера общения со сверстниками выступает стихийной сферой социализации, которая не должна регламентироваться со стороны взрослых.

Результаты позволяют определить, что родители проявляют гибкость в использовании стратегий взаимодействия с ребенком, исходя из ситуации. Ведущими являются стратегии объяснения и содействия. При решении проблемных ситуаций взаимодействия родители прибегают в среднем к 3-4 стратегиям. Родители отличаются по показателю гибкости и вариативности в использовании различных стратегий поведения.

Рассмотрим взаимосвязь между стратегиями взаимодействия родителей с ребенком и факторами возраста, количества детей в семье, условиями проживания, а также уровнем образования. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2. Взаимосвязи (коэффициенты корреляции Спирмена) между стратегиями взаимодействия родителей с ребенком и внешними факторами (N=2517)

Параметры

 

Стратегии

Возраст

Количество детей в семье

Место проживания (по численности населения)

Уровень образования

Строгий

0,04*

0,06**

-0,20**

 

Объяснительный

 

 

 

0,05*

Зависимый

 

0,06**

 

-0,16**

Потакающий

 

 

0,11*

 

Содействующий

 

 

 

0,10**

Ситуативный

0,12**

0,05*

 

 

Эмоциональный

-0,08**

-0,05*

 

-0,04*

Примечание: корреляция значима на уровне: * – p<0,05; ** – p<0,01.

 

Как видно из табл. 2, возраст и социальные контексты родительства связаны со стилем взаимодействия с детьми. Так, возраст родителей положительно связан с частотой использования требовательности и гибкости и обратно связан с использованием эмоциональной реакции во взаимодействии с ребенком, что позволяет предположить, что с возрастом и опытом возрастает эмоциональная устойчивость (ресурсность) родителя в процессе взаимодействия с ребенком и одновременно возрастает требовательность. Количество детей в семье связано с выраженностью таких стратегий, как требовательность, зависимость (как склонность делегировать обязанности по воспитанию) и гибкость стратегий. Традиционно многодетные семьи иерархизируются в более строгую систему отношений. Родители из больших городов реже используют строгий стиль воспитания и чаще выбирают стратегию потакания по сравнению с родителями из малых поселений. Уровень образования прямо связан с частотой использования объяснительной и содействующей стратегий и обратно связан с зависимой и эмоциональной стратегиями взаимодействия с детьми.

Таким образом, возраст и социальные контексты родительства связаны со стилем взаимодействия с детьми. Полученные результаты подтверждают положение о том, что субкультура родительства в больших городах и малых поселениях имеет свою специфику. Также характер родительства определяется возрастом, уровнем образования и количеством детей в семье.

Рассмотрим особенности взаимосвязей между стратегиями взаимодействия родителей, представленные в табл. 3.

Таблица 3. Взаимосвязи (коэффициенты корреляции Спирмена) стратегий взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста (N=2517)

Параметры

Требовательный

Автономный

Зависимый

Потакающий

Содействующий

Ситуативный

Эмоциональный

Объяснительный

-0,10**

-0,24**

-0,62**

-0,14**

0,07**

-0,27**

-0,16**

Содействующий

-0,17**

-0,08**

-0,15**

-0,17**

 

-0,22**

-0,12**

Компромиссный

 

-0,08**

 

0,07**

 

 

 

Эмоциональный

 

 

 

0,10**

-0,12**

 

 

Зависимый

 

-0,10**

 

0,07**

 

 

 

Примечание: корреляция значима на уровне: * – p<0,05; ** – p<0,01.

Из табл. 3 мы видим, что отдельные стратегии взаимодействия с ребенком тесно связаны между собой и выстраиваются в определенные стили. Так, объяснительный подход прямо коррелирует с содействующим и обратно коррелирует с требовательным, автономным, зависимым, потакающим, ситуативным, эмоциональным и жестким подходами. Автономный подход обратно коррелирует с объяснительным, содействующим, компромиссным и зависимым. Эмоциональный подход прямо коррелирует с потакающим и обратно коррелирует с содействующим. Потакающая стратегия прямо связана с компромиссной, эмоциональной, зависимой и обратно связана с объяснительной и содействующей стратегиями. Жесткая стратегия прямо не связана ни с одной стратегией. Ситуативная стратегия, предполагающая гибкий подход к решению проблемы, прямо не связана ни с одной стратегией и стоит особняком. Изучение данных связей позволяет дифференцировать индивидуальные стратегии и стили взаимодействия родителей с ребенком.

Осознанное и ответственное родительство неотъемлемо связано с содействием успешной социализации детей в разных социальных общностях. Отрицательное отношение родителей к социальным институтам часто является причиной трудностей социализации ребенка и ограничением в развитии. Данный параметр родительства часто не учитывается в исследовательской практике. Рассмотрим полученные результаты (табл. 4).

Таблица 4. Взаимосвязи (коэффициенты корреляции Спирмена) предпочитаемых стратегий взаимодействия родителей с ребенком и характером отношения к социальным институтам (N=2517)

 

Отношение к педагогам и другим специалистам в ДОО

Отношение к организациям дополнительного образования

Отношение к другим родителям

Общий балл

Объяснительный

0,09**

0,06**

0,08**

0,10**

Содействующий

0,13**

0,06**

0,07**

0,09**

Автономный

 

 

 

 

Ситуативный

-0,12**

-0,08**

-0,117**

-0,13**

Строгий

-0,05**

 

 

 

Эмоциональный

-0,05*

 

 

-0,04*

Потакающий

-0,09**

-0,10**

-0,05**

-0,09**

Зависимый

0,07**

 

0,05*

0,08**

Примечание: корреляция значима на уровне: * – p<0,05; ** – p<0,01.

Данные табл. 4 показывают, что стиль взаимодействия с ребенком связан с характером отношения к основным институтам социализации детей. Объяснительная, содействующая, зависимая стратегии прямо связаны с положительным отношением к социальным институтам. Тогда как ситуативная, эмоциональная и потакающая стратегии связаны с отрицательным отношением к социальным институтам. Не обнаружено связей стратегий взаимодействия с ребенком и отношением к группе сверстников как важнейшему пространству социализации ребенка, развивающемуся в значительной степени под влиянием системы родительско-детских отношений.

Кроме того, мы проанализировали связь предпочитаемых стратегий взаимодействия родителей с ребенком и характером ценностной сферы в воспитании ребенка. В таблицу внесены только те показатели, по которым обнаружены значимые связи (табл. 5).

Таблица 5. Взаимосвязи (коэффициенты корреляции Спирмена) предпочитаемых стратегий взаимодействия родителей с ребенком и характером ценностной сферы в воспитании ребенка (N=2517)

 

Безопасность

Самостоятельность

Доброта

Традиции

Объяснительный

0,10**

0,05*

0,10**

0,07**

Содействующий

 

0,05*

0,11**

-0,13**

Зависимый

0,08**

0,07**

 

0,11**

Примечание: корреляция значима на уровне: * – p<0,05; ** – p<0,01.

Изучение родительских ценностей в воспитании детей и определение степени значимости таких ценностей, как «безопасность», «традиции», «доброта», «самостоятельность», выявило многочисленные прямые связи с объяснительной, содействующей и зависимой стратегиями взаимодействия с ребенком. По остальным стратегиям положительных связей с ценностной сферой не обнаружено.

Обсуждение результатов

Стратегии взаимодействия с ребенком отражают общую воспитательную позицию родителей, чувствительность к определенным сферам взаимодействия с детьми и отношение к обществу как пространству социализации детей. Объяснительная, содействующая стратегии выделяются как благоприятная модель взаимодействия с детьми не только содержательно, но представляют собой системную позицию ориентации родителей на социальные институты, ценности воспитания, осознанность и ответственность родительской позиции. Несмотря на то, что в исследовании анализируются преимущественно социальные представления родителей, и это является одним из интерпретационных ограничений исследования, полученные комплексные характеристики позволяют анализировать феномен осознанного и ответственного родительства и характер влияния представлений о нем на реализацию родительской позиции.

Выводы

  1. Родительские стратегии взаимодействия с детьми дошкольного возраста можно рассматривать как следствие социальных представлений и культурный феномен, как целостный стиль воспитания, а также как индивидуальный стиль общения. Наиболее приемлемыми стратегиями взаимодействия родителей с детьми в нашей культуре являются стратегии объяснения и содействия.
  2. В ситуациях конфликтного взаимодействия с детьми дошкольного возраста родители используют в среднем 3-4 стратегии. Сочетание разных стратегий взаимодействия с дошкольником в зависимости от ситуации определяет индивидуальный профиль родительского поведения. Родители отличаются по показателям гибкости и вариативности в использовании различных стратегий поведения в зависимости от ситуации. Субкультура родительства имеет свою специфику в зависимости от возраста родителей, уровня образования, количества детей в семье и места жительства.
  3. Изучение связей стратегий взаимодействия позволяет дифференцировать индивидуальные стили взаимодействия родителей с ребенком. Так, объяснительная стратегия прямо связана с содействующей. Потакающая стратегия связана с компромиссом, зависимой и эмоциональной стратегией взаимодействия с ребенком. Ситуативная стратегия, предполагающая гибкость, не связана прямо ни с одной стратегией.
  4. Эффективность родительской позиции определяется гибкостью стратегий, основанных на принятии себя как родителя, высокой чувствительности к ребенку, положительным отношением к социальным институтам, выраженностью ценностей воспитания и высоким уровнем осведомленности о разных аспектах детского развития.

Заключение

Можно предположить, что объяснительная и содействующая стратегии рассматриваются в нашей культуре как более зрелые формы осознанного и ответственного родительства, тогда как компромиссный, зависимый, потакающий, эмоциональный стили представляют собой стратегии уязвимых форм родительства. Автономная и ситуативная стратегии занимают промежуточное положение с позиции оценки степени осознанного и ответственного родительства.

Полученные результаты позволяют рассматривать родительство с позиции культурного феномена и доказывают необходимость разработки технологий просвещения и сопровождения родителей. Диагностические методики могут использоваться в качестве инструмента формирования метакогнитивного компонента родительства, усиления осознанности различных аспектов в воспитании ребенка.

Литература

  1. Абатаева П.Н. Понятие ценностей в психологических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63. С. 293–296.
  2. Авдулова Т.П., Кротова Т.В., Хузеева Г.Р. Системный подход к изучению осознанного и ответственного родительства // Психология обучения. 2024. № 2. С. 5–16.
  3. Авдулова Т.П., Бурлакова И.А., Кротова Т.В. Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства // Современное дошкольное образование. 2023. № 4(118). С. 64–74. DOI:10.24412/2782-4519-2023-4118-64-74
  4. Авдулова Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи // Психологические исследования. 2013. Том 6. № 31. С. 9–12.
  5. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2004. 22 с.
  6. Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Круковская О.А. Наукометрическое пространство зарубежных исследований по психологии дошкольного возраста // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 8–19. DOI:10.17759/jmfp.2022110201
  7. Карабанова О.А. Позитивное родительство – путь к сотрудничеству и развитию // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 157–161.
  8. Карабанова О.А. Социальные, семейные и личностные факторы формирования родительской позиции матери у девушек в период вступления во взрослость // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / Под ред. Карабановой О.А., Васягиной Н.Н. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. C. 25–32.
  9. Марцинковская Т.Д., Солодников В.В., Карпук В.А. Образ Я и образ мира: варианты сочетания в современной субкультуре // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. № 2. С. 24–36. DOI:10.28995/2073-6398-2019-2-24-36
  10. Молчанова Г.В., Хузеева Г.Р. Феномен родительства и особенности социализации детей старшего дошкольного возраста в пространстве общения со взрослыми и со сверстниками // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2023. № 2. С. 79–93. DOI:10.28995/2073-6398-2023-2-79-93
  11. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
  12. Педагогика и психология родительства и семейного воспитания: учебное пособие / Под ред. Бобрышова С.В., Суменко Л.В., Кольцовой И.В. [и др.]. М.: Знание, 2020.  368 с.
  13. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. 2015. Том 7. № 2. C. 1–11. DOI:10.17759/psyedu.2015070301
  14. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений // Вопросы психологии. 2000. № 3. С.14–
  15. Смык Ю.В. Модель ответственного родительства // Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск: Издательство ИГУ, 2019. С. 272–275.
  16. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 83–101. DOI:10.17759/pse.2016210409
  17. Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 1. С. 69–84.
  18. Шаповаленко И.В. Современное родительство: новые исследовательские подходы // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 1. С. 58–67. DOI:10.17759/jmfp.2022110106
  19. Aunola K., Viljaranta J., Tolvanen A. Does daily distress make parents prone to using psychologically controlling parenting? // International Journal of Behavioral Development. Vol. 41(3). P. 405–414.
  20. Hadzic R., Magee Ch.A., Robinson L. Parental employment and child behaviors. Do parenting practices underlie these relationships? // International Journal of Behavioral Development. 2013. Vol. 37(4). P. 332–339.

Информация об авторах

Авдулова Татьяна Павловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования, ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (ФГБНУ «ИРЗАР»), профессор кафедры возрастной психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МПГУ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8650-2751, e-mail: avdulova@bk.ru

Кротова Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования, ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (ФГБНУ «ИРЗАР»), доцент кафедры дошкольной педагогики, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МПГУ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8231-6508, e-mail: tv.krotova@mpgu.su

Хузеева Гузелия Рифкатовна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования, ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (ФГБНУ «ИРЗАР»), доцент кафедры возрастной психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МПГУ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1104-9489, e-mail: guzeliya.h@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0