Изучение юмора у младших школьников: разработка и апробация диагностического инструментария «Иногда так случается»

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 23 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Становление комического в онтогенезе позволяет судить о том, насколько успешно ребенок овладевает своей собственной психической деятельностью, однако в настоящее время отсутствует методологически обоснованная и апробированная методика по изучению комического у младших школьников. Цель. Апробация и верификация диагностического инструментария «Иногда так случается». Гипотеза. Мы предполагаем, что комическое как феномен культуры разворачивается в ситуации с заданной нормой и порождается в момент понимания младшим школьником ее нарушения. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 360 младших школьников (179 мальчиков, 181 девочка) в возрасте 7-11 лет (M = 8,94, SD = 0,90). Методика включает показатели: «выделение правил, норм в ситуациях взаимодействия», «составление комичных вариантов развертывания событий», «выбор комичных адаптивных или дезадаптивных вариантов развертывания событий». Результаты. Ретестовая надежность определялась с помощью вычисления коэффициента корреляции Спирмена: «выделение правил, норм в ситуациях взаимодействия» – r = 0,789; «составление комичных вариантов развертывания событий» – r = 0,637; «выбор комичных адаптивных или дезадаптивных вариантов развертывания событий» – r = 0,702. Конструктная валидность разрабатываемого инструментария проверялась с помощью методики Л.Ф. Баяновой «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника»: выявлены взаимосвязи между данными методиками. Выводы. Методологическое обоснование методики «Иногда так случается», ее первичная апробация позволяют провести широкие диагностические исследования изучения комического у младших школьников в ситуации нарушения культурной нормы в автоматическом режиме (Свидетельство о государственной регистрации № 2025611158 Российской Федерации).

Общая информация

Ключевые слова: комическое, юмор, социальные нормы, правила поведения, учебная деятельность, внеучебная деятельность, внутрисемейные отношения, младший школьник, надежность, валидность

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170204

Благодарности. Автор благодарит рецензентов за ценные рекомендации, позволяющие улучшить качество статьи.

Дополнительные данные. Дополнительные материалы. Артемьева Т.В. (2025). Изучение комического у младших школьников в ситуации нарушения культурной нормы: Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. https://doi.org/10.48612/MSUPE/ph24-9bkp-fkub

Поступила в редакцию 12.11.2024

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Артемьева, Т.В. (2025). Изучение юмора у младших школьников: разработка и апробация диагностического инструментария «Иногда так случается». Психолого-педагогические исследования, 17(2), 53–68. https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170204

© Артемьева Т.В., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

Полный текст

Введение

Комическое, включая когнитивные и регулятивные характеристики, позволяет судить о том, насколько успешно ребенок овладевает своей собственной психической деятельностью, воспринимает и понимает противоречия в ситуации социального взаимодействия, совладает со своими страхами, переживаниями, преодолевает негативные эмоции и трудные жизненные ситуации (Веракса, Баянова, Артемьева, 2023; Иванова, 2017), используя игровую природу шутки (Бороденко, 1995; Дземидок, 1974; Карасев, 1996; Лук, 1977).

В структуре индивидуального комического следует выделять социально-психологический уровень, связанный с рефлексией нормы, и когнитивный уровень, связанный с развитием умственных действий, направленных на разрешение противоречивых ситуаций.

Комическое разворачивается в ситуации с заданной нормой и порождается в момент понимания субъектом нарушения культурной нормы. Специфика восприятия нарушения культурной нормы зависит от возраста ребенка и ситуации смехового нарушения. В исследовании А.Л. Романовой описана процедура диагностического исследования восприятия смешного и страшного у детей младшего школьного возраста на материале сюжетов мультфильма «Медвежуть» (режиссера Василия Кафанова), которые включали опасные для персонажей события, агрессию по отношению к некоторым персонажам, со множеством нарушений норм поведения животных и людей, однако в статье не представлены данные о психометрической проверке используемой методики (Романова, 2014).

Психологические особенности восприятия и понимания юмора у детей младшего школьного возраста изучались Т.Г. Захаровой с помощью авторских методик «Фантазеры», «Составь рассказ по картинкам», «Рисунок смешного». Отмечается, что младшие школьники в качестве смешных выделяли необычные комбинации обычных предметов, несуществующих объектов (Захарова, 2017). Однако не описана процедура обследования по данным методикам, отсутствуют данные о валидности и надежности методик.

Развитие когнитивной функции позволяет ребенку понимать все более сложные формы юмора, связанные с нарушением культурных норм. В работах зарубежных ученых выявлено, что дети получают наибольшее удовольствие от юмора, который представляет оптимальный уровень сложности для их когнитивных структур (Мартин, 2009; Пиаже, 2003; Eskidemir, Koçer, 2023). Диагностический инструментарий, разработанный зарубежными учеными, позволяет изучать стили юмора (James, Fox, 2016; Yıldırım, Karaca, Şenol, 2024), когнитивную гибкость, понимание иронии (Zajączkowska, Abbot-Smith, 2020), словесное творчество и творческие способности в производстве юмора (Akben, Coskun, 2024; Kellner, Benedek, 2017), распознавании юмора (Attardo, 2024; Zhou, 2024), гендерные роли при понимании и создании карикатур (Samson, Huber, 2007; Thompson, Zerbinos, 1997). Kalayci (2015), Lowis и Nieuwoudt (1995) разработали шкалу для измерения юмора на материале мультфильмов. На основе мультфильмов Bidaut-Russell et al. (1998) разработан диагностический тест Terry. Однако данные методики используются в работе с англоязычными детьми, они не адаптированы для работы с русскоязычной выборкой младших школьников.

В научных источниках отмечается, что ключевым фактором в становлении средств комического выступает социальная среда, в которой воспитывается и обучается ребенок. В зарубежных исследованиях активно изучается использование юмора при обучении младших школьников (Gaete, 2024; Ger, Daum, Manfredi, 2024; Emery et al., 2024; Yalçıntaş, Kartal, 2023; Zhou, Lee, 2024). Начиная школьное обучение, ученик становится членом социальной общности, в которой необходимо выполнять определенные функции и соблюдать принятые правила (Пащенко, 2010). Через отношение взрослых, в первую очередь учителя, опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми (Эльконин, 1971), а одними из критериев психологической безопасности младшего школьника являются отсутствие тревожности и переживание субъективного благополучия (Беляева, 2013). Важным для развития регуляторной функции детей является их взаимодействие со сверстниками, способность удовлетворять собственные потребности при сохранении позитивных отношений с другими участниками взаимодействия (Веракса, 2014), учет мнений других людей, значимых в данный возрастной период (Кроник, 2008).

Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время отсутствует методологически обоснованная и апробированная методика по изучению юмора у детей младшего школьного возраста.

Приступая к разработке методики, необходимо было обозначить наше понимание комического. Комическое как культурный феномен мы рассматриваем в аспекте когнитивных и регулятивных характеристик, позволяющих субъекту воспринимать и понимать противоречия в системе социальных отношений, его способность выделять и символически нарушать нормы, регулирующие взаимодействие субъектов культуры (способность выйти за пределы культуры).

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комическое как феномен культуры разворачивается в ситуации с заданной нормой и порождается в момент понимания младшим школьником ее нарушения.

Исходя из данного понимания комического разработана методика, позволяющая выявить понимание младшими школьниками норм и правил в ситуациях, значимых для детей данного возраста; способность нарушать эти нормы, используя игровую природу шутки; выявление степени нарушения культурной нормы: выбор адаптивного или дезадаптивного комичного варианта развертывания событий.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 360 младших школьников.

Сначала был проведен контент-анализ смешных историй младших школьников г. Казани. В исследовании приняли участие 174 младших школьника в возрасте 9-11 лет (M = 9,42, SD = 0,82): 92 мальчика и 82 девочки.

Затем проводилось изучение юмора у детей младшего школьного возраста в ситуации нарушения культурной нормы с помощью методики «Иногда так случается», в котором приняли участие 49 учащихся школ г. Казани в возрасте 7-10 лет (M = 8,75, SD = 1,05): 20 мальчиков, 29 девочек. Стимульный материал и ответы младших школьников размещены в репозитории психологических исследований и инструментов (Артемьева, 2025).

На завершающем этапе исследования проводилась проверка психометрических показателей инструментария «Иногда так случается». В повторном эмпирическом исследовании приняли участие 47 младших школьников, в выявлении конструктной валидности разрабатываемой методики участвовали 90 учеников в возрасте 7-10 лет (M = 8,66, SD = 0,85).

Полученные результаты обработаны методами описательной статистики, корреляционного анализа Спирмена с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics 23.

Результаты

Младших школьников просили сочинить смешную историю и записать ее. Получено 174 ответа, однако некоторые ответы повторялись. Проведен контент-анализ 170 смешных историй младших школьников. Дети называли комичными ситуации, в которых нарушались правила поведения в школе, обнаруживался обман в ситуации взаимодействия школьника и учителя, происходило падение предметов или людей, превращение предметов или объектов в противоположные, взаимодействие с другими детьми и взрослыми: дружба, любовь, приятное общение, веселые игры друг с другом или с животными. Опираясь на анализ историй, составленных младшими школьниками, был разработан стимульный материал диагностического инструментария по изучению юмора у младших школьников с учетом социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Затем было проведено эмпирическое исследование с помощью методики «Иногда так случается», которая включала 6 ситуаций взаимодействия в учебной, внеучебной деятельности, в кругу семьи (Артемьева, 2025).

Описание ситуаций:

  1. На уроке (учебная деятельность)

Идет урок математики. Учитель объяснил ученикам новую тему и дал задание решить задачу в тетради.

1.а. Ученики во время урока весело общаются друг с другом

1.б. Сосед по парте отодвинул стул у девочки, и она упала

 

  1. На перемене (учебная деятельность)

Мальчик принес в школу на урок физкультуры мяч.

2.а. Мальчик с друзьями в фойе школы пасовали мяч друг другу

2.б. Мальчик пнул мяч и разбил окно в фойе школы

 

  1. В парке (внеучебная деятельность)

Девочки вышли на прогулку и купили сладкую вату.

3.а. Девочки съели сладкую вату и играли палочками от ваты как шпагами

3.б. Одна девочка запнулась, упала и испачкала ватой платье

 

  1. На прогулке (внеучебная деятельность)

Мальчики вышли погулять во двор дома.

4.а. Мальчики весело играли в снежки

4.б. Один из мальчиков толкнул друга в сугроб

 

  1. За завтраком (в кругу семьи)

Мама кормит детей, положила им кашу.

5.а. Дети кормили друг друга из ложечки как маленькие

5.б. Сестра выложила кашу из тарелки на голову младшего брата

 

  1. В зоопарке (в кругу семьи)

Бабушка с внуками пришла в зоопарк.

6.а. Дети кормили животных овощами

6.б. Внук взял из клетки животного бананы

Процедура обследования младших школьников по методике «Иногда так случается» включала 3 этапа.

1 этап: выделение правил (норм) в ситуациях взаимодействия (ПР). Перед ребенком выкладывалась карточка по каждой из 6 ситуаций взаимодействия. Ребенка просили: «Посмотри на картинку и скажи, как должны вести себя ребята в этой ситуации? Какие правила должны соблюдать?». На данном этапе обследования выявлялась способность ребенка выделять и называть правила и нормы, регулирующие его отношения со взрослыми и сверстниками в учебной, во внеучебной деятельности, в кругу семьи. Ответы ребенка фиксировались в бланке ответов, записывались все ответы, которые давали младшие школьники (Артемьева, 2025).

2 этап: Составление комичных вариантов развертывания событий (СКИ). Ребенку говорили: «Но иногда в этой ситуации может что-то происходит не по правилам, и это бывает смешно. Можешь назвать такие ситуации?». Данный вопрос позволял понять, способен ли ребенок нарушить правило (нормы) в данной ситуации взаимодействия и, опираясь на свой личный опыт, составить комичную историю (Артемьева, 2025).

3 этап: Выбор комичных адаптивных или дезадаптивных вариантов развертывания событий. На данном этапе работы младшему школьнику предлагали 2 варианта ответа, 2 картинки и просили: «Скажи, какое завершение ситуации более забавное для тебя и почему?». Один из комичных вариантов развертывания события носил адаптивный характер (а): персонажи ситуации нарушали определенную норму, но ее нарушение не способно было нанести ущерб или доставить боль ребенку в ситуации взаимодействия: дети вместе смеялись на уроке, весело играли друг с другом с палочками, кормили едой друг друга (адаптивный юмор, АдЮ). Во втором комичном варианте развертывания события (б) изображена агрессия по отношению к другим людям, животным, такое поведение участника взаимодействия могло причинить боль, могло последовать серьезное наказание со стороны взрослых: один из детей толкал другого ребенка, делал подножку, обижал младшего брата, отнимал у животного еду (дезадаптивный юмор, ДезЮ) (Артемьева, 2025).

Обработка ответов младших школьников и подсчет баллов по показателям методики

В табл. 1 представлена система оценивания ответов младших школьников по показателям методики.

 

Таблица 1 / Table 1

Система оценивания ответов младших школьников по показателям методики «Иногда так случается»

A system for evaluating the responses of younger schoolchildren based on the "Sometimes it happens" methodology

Показатель / Indicator

Процедура обработки ответов / Response processing procedure

Примеры ответов / Examples of responses

ПР

выделение правил (норм) в ситуациях взаимодействия /

identifying rules and regulations

1 балл – ребенок назвал правило, норму

«Не надо шуметь, разговаривать, кричать, бегать во время урока. Надо спокойно себя вести»;

«Нужно выбрасывать палочки в урну, когда вату съели»

0,5 баллов – правило названо частично

«Учиться»;

«Аккуратно»

СКИ

составление комичных вариантов развертывания событий /

сomical scenarios of events

1 балл – ребенок продолжает описывать предложенную ситуацию

«Одна девочка получила оценку четыре, заплакала, она всегда так делала»;

«Малыши могут скатиться с горки с ледянками»

2 балла – ребенок дает общее описание ситуации, называя ситуацию «смешной», но не описывает, что конкретно в ситуации смешное или комичное

«Если вдруг кто-то что-то скажет смешное»;

«Какой-нибудь мультик могут показать смешной»

3 балла – ребенок смог составить комичную историю, нарушая определенные правила или нормы, используя эффект неожиданности, непредсказуемости

«Кто-то ответит неправильно, а дети начнут смеяться. То, что человек ошибся, кажется смешным»;

«Когда сладкая вата упадет на землю, или денег не хватит на вату»

АдЮ, ДезЮ

выбор комичных адаптивных или дезадаптивных вариантов развертывания событий /

the choice of comical adaptive or maladaptive options

Подсчитывается количество выборов по адаптивному юмору по всем ситуациям. За каждый выбор присваивался 1 балл, максимальное количество баллов по методике – 6 баллов

«Смешная, где ребята улыбаются»;

«Девочки играют, когда дети играют вместе, им весело»

Подсчитывается количество выборов по дезадаптивному юмору по всем ситуациям. За каждый выбор присваивался 1 балл, максимальное количество баллов по методике – 6 баллов

«Смешнее, где девочка упала со стула, и все засмеялись»

Примечание: ПР – выделение правил (норм) в ситуациях взаимодействия; СКИ – составление комичных вариантов развертывания событий; АдЮ, ДезЮ – выбор комичных адаптивных или дезадаптивных вариантов развертывания событий.

Note: ПР – identifying rules and regulations; СКИ – сomical scenarios of events; АдЮ, ДезЮ – the choice of comical adaptive or maladaptive options.

После обработки ответов младших школьников подсчитывалось количество баллов по показателям методики.

Выделение правил (норм) в предложенных ситуациях взаимодействия

Подсчитывается количество баллов, которые школьник набрал в разных видах деятельности: учебным (ПРучеб), внеучебным (ПРвнеуч), семейным (ПРсем) и по данному показателю методики (ПРобщ): ПРучеб + ПРвнеуч + ПРсем.

Составление комичных вариантов развертывания событий (СКИ)

Подсчитывается количество баллов, которые школьник набрал в разных видах деятельности: учебным (СКИ учеб), внеучебным (СКИ внеуч), семейным (СКИ сем) и по данному показателю методики (СКИ общ): СКИ учеб + СКИ внеуч + СКИ сем.

Выбор адаптивных или дезадаптивных вариантов развертывания события

Подсчитывается количество баллов по адаптивному (АдЮ) и/или дезадаптивному юмору (ДезЮ).

Подсчитывается количество баллов по каждому выбору

Адаптивный юмор (АдЮ): 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 6а.

Дезадаптивный юмор (ДезЮ): 1б, 2б, 3б, 4б, 5б, 6б.

Результаты обследования младших школьников с помощью методики «Иногда так случается». По всем ситуациям взаимодействиям младшими школьниками было выделено 54 правила: по учебным ситуациям выделено 16 правил, по внеучебным ситуациям – 21 правило, по семейным ситуациям – 17 правил. Младшие школьники выделяли правила и нормы взаимодействия с родными и членами семьи (М = 3,97), со сверстниками и педагогами в учебной деятельности (М = 3,83), со сверстниками во внеучебной деятельности (М = 3,06). В целом по выборке младшие школьники чаще указывали на необходимость контролировать себя в различных ситуациях взаимодействия (37,6% всех ответов детей), следовать указаниям взрослого (28,7%), поддерживать коммуникацию со сверстниками и с учителями (19,8%).

Составление комичных вариантов развертывания событий. По шести предложенным детям ситуациям было составлено всего 108 комичных историй. Легче всего младшие школьники могли предложить комичные варианты развертывания событий по внеучебным ситуациям (47 историй), при описании ситуаций свободного взаимодействия с друзьями и подругами, во время прогулок, общения в свободное время, и это можно объяснить тем, что такое взаимодействие в меньшей степени регламентируется правилами и нормами.

В семье родители предъявляют требования к детям, и многие опрошенные младшие школьники серьезно воспринимали эти требования, только 34 комичных истории было составлено по ситуациям взаимодействия с членами семьи. Младшие школьники подчеркивали в ответах, что необходимо соблюдать этические нормы: не обижать родных и близких, слушаться родителей и других членов семьи.

Наименьшее количество историй составлено младшими школьниками по учебным ситуациям (27 историй) в силу того, что сама учебная деятельность предъявляет достаточно серьезные требования к школьникам, нарушить эти нормы в своих комичных историях решалась только треть обследуемых детей.

Выбор комичных вариантов развертывания события (адаптивный или дезадаптивный юмор). Анализ ответов младших школьников при выборе того или иного варианта развертывания события в заданной ситуации социального взаимодействия позволяет утверждать, что дети оценивали степень опасности нарушения культурной нормы.

Общее количество баллов, которые могли набрать младшие школьники, равно 294 баллам, однако дети не всегда делали выбор, звучал ответ: «не знаю». Испытуемые набрали 197 баллов по адаптивному юмору и 48 баллов по дезадаптивному юмору.

Самое высокое среднее значение выявлено по адаптивному юмору во внеучебном взаимодействии младшего школьника со сверстниками во время прогулки в парке, во дворе дома, на спортивной площадке (М = 1,51). Выбирая адаптивный юмор в ситуациях учебной деятельности (М = 1,30) и в кругу семьи (М = 1,20), младшие школьники указывали, что нарушение нормы, ведущее к травме или серьезному наказанию, не является для них смешным.

На завершающем этапе работы проводилась проверка психометрических показателей инструментария «Иногда так случается».

Психометрические характеристики диагностического инструментария «Иногда так случается»

Надежность методики. С интервалом в 16 недель было проведено повторное эмпирическое исследование младших школьников с помощью разработанного психологического инструмента «Иногда так случается». Ретестовая надежность разработанной методики определялась с помощью вычисления коэффициента корреляции Спирмена: по показателю «выделение правил, норм в ситуациях взаимодействия» – r = 0,789; по показателю «составление комичных вариантов развертывания событий» – r = 0,637; по показателю «выбор комичных адаптивных или дезадаптивных вариантов развертывания событий» – r = 0,702.

При повторном обследовании младшими школьниками было составлено 115 забавных историй (при первичном обследовании их было 108). Общее количество баллов, которые могли набрать младшие школьники, выбирая предложенные варианты развертывания событий при повторном обследовании, – 282, всего было сделано 214 выбора/балла (175 балла по адаптивному юмору, 39 – по дезадаптивному юмору). При первичном обследовании 80% выборов было по адаптивному юмору, 20% выборов – по дезадаптивному юмору. При повторном обследовании было получено соотношение 82/18 процентов по адаптивному/дезадаптивному юмору. Результаты вторичного обследования показали повторяемость и устойчивость по трем показателям методики «Иногда так случается», что может свидетельствовать о надежности разработанной методики.

Был проведен анализ взаимосвязей между показателями методики «Иногда так случается» в различных ситуациях взаимодействия с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

Младшие школьники, хорошо выделяющие правила и нормы в учебной деятельности, так же хорошо выделяли нормы во внеучебной деятельности (r = 0,562, p < 0,01) и в семейных взаимоотношениях (r = 0,584, p < 0,01). Выявлена взаимосвязь между выделением норм и правил во взаимодействии со сверстниками и взрослыми во внеучебной деятельности и в кругу родных (r = 0,639, p < 0,01).

Младшие школьники, способные составить собственный комичный вариант развертывания события в семейном взаимодействии, были способны сделать это в учебном (0,539, p < 0,01) и во внеучебном (0,685, p < 0,01) взаимодействии с учителями, другими учениками, подругами и друзьями.

Выборы комичных адаптивных вариантов развертывания события в учебных ситуациях и во внеучебной деятельности (0,366, p < 0,01) взаимосвязаны. Особенно тесные связи выявлены между выбором адаптивных вариантов развертывания события в семейном и внеучебном взаимодействии младших школьников (0,659, p < 0,01).

Комичные дезадаптивные варианты развертывания события во всех ситуациях взаимодействия отрицательно связаны с адаптивными вариантами: учебными (-0,484, p < 0,01), внеучебными (-0,593, p < 0,01), семейными (-0,625, p < 0,01) взаимоотношениями.

Проверка конструктной валидности методики «Иногда так случается» проводилась с помощью методики Л.Ф. Баяновой (Bayanova et al., 2016), проверялось наличие взаимосвязи между показателями методики «Иногда так случается» и факторами культурной конгруэнтности. В исследовании принимали участие 90 младших школьников. В табл. 2 представлены корреляционные связи между показателями двух методик.

Таблица 2 / Table 2

Взаимосвязь показателей юмора и нормативного поведения у младших школьников The relationship between indicators of humor and normative behavior in younger schoolchildren

Факторы методики «Культурная конгруэнтность» / Factors of the "Cultural congruence" methodology

Показатели методики «Иногда так случается» / Indicators of the "Sometimes it happens" methodology

ДезЮ. Внеуч

СКИ. Сем

АдЮ.

Уч

АдЮ.

Внеуч

СКИ. Обобщ.

СКИ. Уч

АдЮ. Обобщ.

ДезЮ.

Обобщ

Социальное взаимодействие / Social interaction

-0,604**

-0,477*

 

 

 

-0,658*

 

 

Учебная компетентность / Educational competence

-0,607**

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль / Self-control

-0,823**

 

 

 

 

 

 

-0,506*

Послушность / Obedience

-0,704**

 

 

 

-0,450*

-0,819**

 

 

Самообслуживание / Self-service

-0,682**

 

0,468*

0,492*

-0,459*

 

0,460*

-0,452*

Регламентированность / Regulation

-0,713**

 

 

 

 

 

 

 

По всем факторам / For all factors

-0,747**

 

 

 

 

-0,659*

 

 

Примечание: ** – корреляция значима на уровне 0,01; * – корреляция значима на уровне 0,05; АдЮ – комичные адаптивные выборы; ДезЮ – комичные дезадаптивные выборы; СКИ – составленные комичные варианты развертывания событий; Уч – учебные; Внеуч – внеучебные; Сем – семейные.

Note:  АдЮ – the choice of comical adaptive options; ДезЮ – the choice of comical maladaptive options; СКИ – сomical scenarios of events; Уч – сurricular; Внеуч – extracurricular; Сем – family.

Обсуждение результатов и выводы

В статье представлены методологическое обоснование и результаты стандартизации авторской методики «Иногда так случается», направленной на изучение юмора у младших школьников в ситуации нарушения культурной нормы. Получены хорошие психометрические показатели разработанной методики. Доказана ретестовая надежность методики: «выделение правил, норм в ситуациях взаимодействия»; «составление комичных вариантов развертывания событий»; «выбор комичных адаптивных или дезадаптивных вариантов развертывания событий». Валидность проверялась с помощью методики Л.Ф. Баяновой «Определение культурной конгруэнтности младшего школьника». Выявлены достоверные отрицательные корреляционные связи между нормативным поведением младшего школьника и выбором дезадаптивных стратегий взаимодействия: «социальное взаимодействие», «учебная компетентность», «самоконтроль», «послушность», «самообслуживание», «регламентированность». Обобщенный показатель «способность ребенка составить комичные варианты развертывания события» показал отрицательную взаимосвязь с «послушностью» и «самообслуживанием», а данный показатель в учебной деятельности отрицательно тесно связан с фактором «послушность» и фактором «социальное взаимодействие». Напротив, адаптивные выборы младших школьников положительно связаны с «самообслуживанием» в учебных и внеучебных ситуациях взаимодействия.

Перспективы использования методики видятся в ее дальнейшей апробации, расширении выборки детей младшего школьного возраста с использованием электронных автоматизированных программ. Интересно было бы изучить гендерную специфику восприятия и понимания комического у младших школьников на расширенной выборке, выявить специфику комического у русскоязычных младших школьников различных этнокультур (национальностей).

Ограничения. К ограничениям предлагаемого инструмента можно отнести недостаточную репрезентативность выборки, исследование проводилось на младших школьниках, проживающих в одном российском городе – Казани.

Limitations. The limitations of the proposed tool include its lack of generalizability, as the study was conducted solely on primary school students living in Kazan, Russia

Литература

  1. Артемьева, Т.В. (2025). Изучение комического у младших школьников в ситуации нарушения культурной нормы: Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. Москва. https://doi.org/10.48612/MSUPE/ph24-9bkp-fkub
    Artemyeva, T.V. (2025). The study of the comic in younger schoolchildren in a situation of violation of cultural norms: Data set. RusPsyData: Repository of psychological research and instruments. Moscow. https://doi.org/10.48612/MSUPE/ph24-9bkp-fkub.
  2. Беляева, П.И. (2013). Психологическая безопасность личности младшего школьника в образовательной среде школы: Дисс. … канд. психол. наук. СПб.
    Belyaeva, P.I. (2013). Psychological security of the personality of a younger student in the educational environment of the school: Dis. Sci. (Psychol.). St. Petersburg. (In Russ.).
  3. Бороденко, М.В. (1995). Комическое в системе установочной регуляции поведения: Дисс. ... канд. психол. наук. М.
    Borodenko, M.V. (1995). The comic in the system of institutional regulation of behavior: Dis. Sci. (Psychol.). Moscow. (In Russ.).
  4. Веракса, А.Н. (2014). Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований. Вестник Московского университета, Серия 14(4), 91–101. URL: https://rucont.ru/efd/340949 (дата обращения: 30.03.2025).
    Veraksa, A.N. (2014). The social aspect in the development of regulatory functions in childhood: a review of modern foreign research. Bulletin of Moscow University, Series 14(4), 91–101. (In Russ.). URL: https://rucont.ru/efd/340949 (viewed: 30.03.2025).
  5. Веракса, Н.Е., Баянова, Л.Ф., Артемьева, Т.В. (2023). Психология смеха в структурно-диалектическом подходе. Культурно-историческая психология, 19(3), 93– https://doi.org/10.17759/chp.2023190311
    Veraksa, N.E., Bayanova, L.F., Artemyeva, T.V. (2023). The psychology of laughter in a structural-dialectical approach. Cultural and Historical Psychology, 19(3), 93–101. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2023190311
  6. Дземидок, Б. (1974). О комическом. М.: Прогресс.
    Dzemidok, B. (1974). About the comic. Moscow: Progress. (In Russ.).
  7. Захарова, Т.Г. (2017). Психологические особенности восприятия и понимания чувства юмора детьми младшего школьного возраста. Герценовские чтения. Начальное образование, 8(1), 51–56. https://elibrary.ru/item.asp?id=28416251 (дата обращения: 30.03.2025).
    Zakharova, T.G. (2017). Psychological features of perception and understanding of the sense of humor by children of primary school age. The Herzen readings. Primary Education, 8(1), 51–56. (In Russ.). https://elibrary.ru/item.asp?id=28416251 (viewed: 30.03.2025).
  8. Иванова, Е.М. (2017). Идеи классических отечественных мыслителей о юморе и смехе и современная психология юмора. Studia Culturae, 1(31), 57–74. URL: https://core.ac.uk/reader/295705090 (дата обращения: 16.04.2025).
    Ivanova, E.M. (2017). The ideas of classical Russian thinkers about humor and laughter and the modern psychology of humor. Studia Culturae, 1(31), 57–74. (In Russ.). URL: https://core.ac.uk/reader/295705090 (viewed: 16.04.2025).
  9. Карасев, Л.В. (1996). Философия смеха. М.: РГГУ.
    Karasev, L.V. (1996). The philosophy of laughter. Moscow: RGGU. (In Russ.).
  10. Кроник, А.А., Ахмеров, Р.А. (2008). Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл.
    Kronik, A.A., Akhmerov, R.A. (2008). Causometry: methods of self-knowledge, psychodiagnostics and psychotherapy in the psychology of the life path. Moscow: Smysl. (In Russ.).
  11. Лук, А.Н. (1977). Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство.
    Luk, A.N. (1977). Humor, wit, creativity. Moscow: Iskusstvo. (In Russ.).
  12. Мартин, Р. (2009). Психология юмора. СПб.: Питер.
    Martin, R. (2009). Psychology of humor. St. Petersburg: Peter. (In Russ.).
  13. Пащенко, А.К. (2010). Нормативное поведение младших школьников. Культурно-историческая психология, 3, 78–85. https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2010_n3/30834 (дата обращения: 30.01.2025).
    Pashchenko, A.K. (2010). The normative behavior of younger students. Cultural and Historical Psychology, 3, 78–85. (In Russ.). https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2010_n3/30834 (viewed: 30.03.2025).
  14. Пиаже, Ж. (2003). Психология интеллекта. СПб.: Питер.
    Piaget, J. (2003). Psychology of intelligence. St. Petersburg: Peter. (In Russ.).
  15. Романова, А.Л. (2014). Возрастные особенности восприятия смешного и страшного в мультфильме. Культурно-историческая психология, 10(4), 47–56. https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2014_n4/73435 (дата обращения: 30.03.2025).
    Romanova, A.L. (2014). Age-related features of the perception of funny and scary in a cartoon. Cultural and Historical Psychology, 10(4), 47–56. (In Russ.). https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2014_n4/73435 (viewed: 30.03.2025).
  16. Эльконин, Д.Б. (1971). К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 4, 6–21. https://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0661.htm#$p66 (дата обращения: 30.03.2025).
    Elkonin, D.B. (1971). On the problem of periodization of mental development in childhood. Questions of Psychology, 4, 6–21. (In Russ.). https://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0661.htm #$p66 (viewed: 30.03.2025).
  17. Akben, C., Coskun, H. (2024). Humor supports creativity: evidence that personality traits moderate the effects of humor styles on divergent thinking. Current Psychology, 43, 33089– https://doi.org/10.1007/s12144-024-06858-w
  18. Attardo, S. (2024). Humor in the age of the internet: the case of transmedial humor. Traduction Et Langues, 23(2), 22– DOI:10.52919/translang.v23i2.991
  19. Bayanova, L.F., Tsivilskaya, E.A., Bayramyan, R.M., Chulyukin, K.S. (2016). A cultural congruence test for primary school students. Psychology in Russia: State of the Art, 9(4), 94–105. https://doi.org/10.11621/PIR.2016.0408
  20. Emery, L., Libera, A., Lehman, E., Levi, B.H. (2024). Humor in parenting: Does it have a role? PLOS One, 19(7). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0306311
  21. James, L., Fox, C. (2016). The development of a humor styles questionnaire for younger children. Humor: International Journal of Humor Research, 29(4), 555–582. https://doi.org/10.1515/humor-2016-0042
  22. Eskidemir, Mera S., Koçer, H. (2023). Humor development in preschool and primary school children. Turkiye Problems of Education in the 21st Century, 81(3), 374–387. https://doi.org/10.33225/pec/23.81.374
  23. Gaete, J.P. (2024). Oral storytelling and humor in primary education: Perceptions of an educational community regarding its impact on the creativity and concentration of boys and girls. Tercio Creciente, 26, 95–114. https://doi.org/10.17561/rtc.26.8649
  24. Ger, E., Daum, M.M., Manfredi, M. (2024). Children’s recognition of slapstick humor is linked to their Theory of Mind. Frontiers in Cognition, 3: 1369638. https://doi.org/10.3389/fcogn.2024.1369638
  25. Kalayci, N. (2015). Analyses of the cartoon series from a gender equality perspective: Pepee. Education and Science, 40(177), 243– DOI:10.15390/EB.2015.3836
  26. Kellner, R., Benedek, M. (2017). The role of creative potential and intelligence for humor production. Psychology of Aesthetics Creativity and the Arts, 11(1), 52–58. https://doi.org/10.1037/aca0000065
  27. Lowis, M.J., Nieuwoudt, J.M. (1995). The use of cartoon raring – scale as a measure for the humor constract. Journal of Psychology, 129(2), 133– https://doi:10.1016/j.jecp.2020.104942
  28. Bidaut-Russell, M., Valla, J.P., Thomas, J.M., Bergeron, L., Lawson, E. (1998). Reliability of the Terry: A mental health cartoon-like screener for African-American children. Child Psychiatry & Human Development, 28(4), 249– https://doi:10.1023/A:102263611548
  29. Samson, A.C., Huber, O. (2007). The interaction of cartoonist's gender and formal features of cartoons. Humor – International Journal of Humor Research, 20(1), 1– https://doi:10.1515/HUMOR.2007.001
  30. Thompson, T.L., Zerbinos, E. (1997). Television cartoons: Do children notice it's a boy's world? Sex roles, 37(5/6), 415– https://doi:10.1023/A:1025657508010
  31. Yalçıntaş, E., Kartal, H. (2023). Children's sense of humor and humor in the classroom. E-International Journal of Educational Research, 14(1), 20–36. https://doi.org/10.19160/e-ijer.1155362
  32. Yıldırım, O.G., Karaca, N., Şenol, F.B. (2024). Examining the Relationship between Humor Styles and Self-Perceptions in Turkish Children: A Validation of the HSQ-Y. International Electronic Journal of Elementary Education, 16(3), 311–324. Retrieved from https://www.iejee.com/index.php/IEJEE/article/view/2120 (viewed: 29.01.2025).
  33. Zajączkowska, M., Abbot-Smith, K. (2020). «Sure, I’ll help – I’ve just been sitting around doing nothing at school all day»: Cognitive flexibility and child irony interpretation. Journal of Experimental Child Psychology, 199, Article number 104942. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2020.10494
  34. Zhou, W., Lee, J.С. (2024). Enhancing learning outcomes and notivation: the benefits of related humor over self-disparaging humor in primary Chinese education. Journal of Curriculum and Teaching, 13(5), 281–291. https://doi.org/10.5430/jct.v13n5p281
  35. Zhou, X. (2024). A review of humor recognition research. Applied and Computational Engineering, 109(1), 50–56. https://doi.org/10.54254/2755-2721/109/20241303

Информация об авторах

Татьяна Васильевна Артемьева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики специального образования, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ФГАОУ ВО КФУ), Казань, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0040-1301, e-mail: artetanya@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 296
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 12

 Скачиваний PDF

За все время: 287
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 21

 Всего

За все время: 583
В прошлом месяце: 95
В текущем месяце: 33