Практика реализации комплексного подхода к подготовке научно-педагогических кадров в Академии управления МВД России

364

Аннотация

В статье рассматриваются организационно-процессуальные аспекты подготовки кадрового потенциала в сфере науки в условиях реформирования системы образования и трансформации социально-экономических процессов в современном обществе. Анализируются существующие проблемы в данной области: низкий научный уровень защищаемых работ, отсутствие единства и согласованности тенденций развития науки и содержания образовательных программ подготовки данной категории обучаемых и т. д. С учетом внедрения в систему образования новой модели аспирантуры рассматриваются существующие подходы к подготовке научного потенциала. Подводятся первые итоги реформирования, анализируются статистические данные показателей эффективности деятельности института аспирантуры. В статье освещается опыт проведения Летней научной школы молодых ученых. Эффективность выстроенной системы подготовки оценивается через призму таких значимых показателей научно-исследовательской деятельности, как активное и результативное участие в исследовательских грантах, конкурсах, научно-представительских мероприятиях; успешная защита диссертационных исследований и подготовка научно-исследовательских работ; публикационная активность молодых ученых.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная подготовка, научные кадры, адъюнктура, аспирантура, органы внутренних дел

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080305

Для цитаты: Конев А.Н., Павличенко Н.В., Ульянина О.А. Практика реализации комплексного подхода к подготовке научно-педагогических кадров в Академии управления МВД России [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 3. С. 60–82. DOI: 10.17759/psylaw.2018080305

Полный текст

Трансформирование общественно-политической и социально-экономической жизни общества обусловливает необходимость модернизации российского образования, ориентированного на повышение интеллектуального и творческого потенциала обучающихся. Эффективная подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации имеет стратегическое значение, поскольку решает задачи создания научного потенциала страны, предопределяющего ее дальнейшее развитие на мировой арене в постиндустриальную эпоху.

Благодаря принятому в последние годы в Российской Федерации комплексу мер по поддержке научных и научно-педагогических кадров в рамках федеральных целевых программ, а также системе исследовательских грантов и других проектов, удалось преодолеть тенденцию неуклонного снижения численности деятелей науки, занятых в секторе исследований и разработок.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г.  № 2227-р, одним из приоритетных направлений по обеспечению государственной безопасности является инновационное развитие фундаментальной и прикладной науки и образования [14].

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [15], переход экономики государства на инновационный тип развития возможен только при условии формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы, ключевым фактором успешного функционирования которой является эффективная система воспроизводства конкурентоспособных на мировом уровне кадров научной и научно-образовательной сферы, включающая обеспечение повышения качества подготовки кадров высшей квалификации, в том числе в рамках научных и научно-образовательных структур высших учебных заведений.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2013 г. № 760-р разработана и утверждена федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014 – 2020 годы[1]. Ожидаемыми результатами реализации Программы являются: создание необходимых условий для укрепления и развития конкурентоспособности национальной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров для инновационного экономического развития Российской Федерации; рост эффективности и результативности труда ученых и преподавателей за счет развития кадрового потенциала науки. Итоги Программы будут определять интеллектуальные возможности страны на долгосрочную перспективу и создадут основу для равноправного участия Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции [13].

Внедрение в систему образования новой модели аспирантуры [17] инспирировало дискуссии по вопросам целеполагания программ подготовки научно-педагогических кадров. Действующие в настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты вводят чёткое структурирование программ подготовки и предусматривают существенную по объёму образовательную составляющую, которая должна обеспечить развитие исследовательских и педагогических компетенций, а также подготовку аспирантов/адъюнктов к кандидатским экзаменам и выпускным испытаниям. Предметом обсуждения остаётся вопрос о содержании, форме и объёме данной подготовки [17, с. 6].

При обсуждении эффективности новой модели аспирантуры высказываются разные точки зрения. Ряд авторов утверждает, что организация российской аспирантуры находится в неудовлетворительном состоянии (О.Н. Баранов, Д. Буянова, И.И. Игнатов, А. Леонов, И. Наумов, В.В. Панин, М. Рудометкин, М. Сергеев и др.). В других исследованиях рассматриваются пути совершенствования системы подготовки кадров высшей квалификации (Б.И. Бедный, И.В. Вершинин, Л.Ю. Грудцына, А.А. Миронос, Н.А. Платонова, Т.В. Серова и др.).

Ситуация осложняется еще и тем фактом, что действующая государственная система управления аспирантурой в России не имеет близких аналогов за рубежом, и поэтому вопросы простого переноса зарубежного опыта или даже проведения сравнительного анализа с иностранными моделями являются дискуссионными и вызывают немало контраргументов [12, с. 3].

Первые итоги реформирования аспирантуры являются также неоднозначными и вызывают дискуссии. Так, в заявлении Совета по науке при Министерстве образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2016 г. указано, что переход аспирантуры с уровня послевузовской подготовки на уровень высшего образования был «осуществлен механически, без учета особенностей аспирантуры как системы подготовки научно-педагогических кадров» [8].

Основные показатели деятельности института аспирантуры действительно имели за последнее десятилетие устойчивую тенденцию к снижению.

Показателем результативности деятельности аспирантуры считается удельный вес лиц, защитивших диссертации, в общей численности выпускников. В 2000 г. этот показатель составлял 30,2 %, в 2005 г. – 31,7 %, а с 2010 г. он стал снижаться, в 2015 г. составлял 18 %, а в 2016 г. снизился до 14,4 % – минимум за все предыдущие годы.

Успешным завершением аспирантской подготовки является защита кандидатской диссертации в срок обучения в аспирантуре. В 2016 г. 2901 чел. защитили кандидатские диссертации в положенный срок, из них 2580 чел. или 88,9 % – выпускники аспирантуры вузов. Динамика численности выпускников аспирантуры с защитой диссертации в пределах срока обучения в аспирантуре неравномерна: общий рост этого показателя до 2005 г. сменился его спадом, а в 2016 г. уменьшился в 2,6 раза по сравнению с 2000 г. [3, с. 15].

Несоответствие квалификации научных и научно-педагогических кадров Российской Федерации современному мировому уровню является актуальной проблемой, непосредственно отражающейся на конкурентоспособности организаций сектора исследований и разработок, в том числе российских университетов, по уровню проводимых научных исследований и получаемых результатов.

Основной проблемой в подготовке научных кадров в настоящее время является относительно низкий научный уровень защищаемых работ. Как правило, в диссертациях фактически отсутствует новизна, нет сравнительного анализа предлагаемого и существующего способов решения задачи, доказательства преимуществ новых подходов не подкреплены какими-либо расчетами и т. п. В определенной мере это связано с существующим подходом к образовательной подготовке научных и научно-педагогических кадров, а также с отсутствием единства и согласованности тенденций развития науки и содержания образовательных программ подготовки данной категории обучаемых.

Проблема интеграции науки и образования имеет глубоко историческую и многофакторную природу. Свое конкретное проявление интеграция науки и образования находит в научной организации учебного процесса. Как историческое наставление актуально сегодня положение о том, что сущность научной организации учебного процесса заключается в осуществлении определенной системы научно-обоснованных социально-политических, экономических, организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих высокую эффективность подготовки квалифицированных кадров в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, спектром решаемых задач на практике. Целью интеграции образования и науки является обеспечение высокотехнологических и эффективных дидактических процессов в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров [6, с. 140].

Для более эффективного внедрения новых достижений науки и оптимизации подготовки научно-педагогических кадров необходимо проектировать и реализовывать инновационные модели образовательного процесса в высшей школе [11;18].

В современных условиях, для того чтобы на равных конкурировать с мировыми научными институтами и университетами, необходимы, помимо богатого научного потенциала, «глубокие системные и структурные изменения в соответствии с требованиями нового времени и рынка труда» [4].

Учитывая, что модернизация системы образования основывается на новациях, полученных, как правило, в процессе научно-исследовательской деятельности, то характеристика всего множества её результатов, имеющих теоретическую новизну и практическую значимость, отражает реальный процесс совершенствования образования, являясь его моделью. Объективные научные знания, полученные на основе изучения и обобщения ретроспективной и непрерывно пополняемой информации о результатах научной деятельности – оценка «достигнутого», будут способствовать обоснованию направлений дальнейшего совершенствования системы образования. Эти материалы, отражая состояние системы образования, должны стать фундаментом для принятия обоснованных решений в управлении научно-педагогической деятельностью как фундамент развития научных знаний и кадрового ресурса [9].

Необходимость формирования и подготовки кадрового потенциала в научной сфере в условиях модернизации системы образования и трансформации общественных отношений предопределяет важность реализации комплексного подхода при организационно-управленческом сопровождении данных процессов. В этой связи, наряду с ростом финансирования и совершенствованием материально-технической базы системы образования, возрастает потребность в усилении единства: подготовки высококвалифицированных специалистов; постоянного пополнения научных знаний; их эффективного использования [9].

Значительный потенциал в реализации указанных задач, соответствующих требованиям современного образования, заложен в научной информации, получаемой на основе обобщения и систематизации множества результатов научных исследований. Так, проблемы обучения аспирантов и подготовки кадров высшей квалификации находятся в поле зрения исследователей Г.С. Жуковой, А.В. Гапоненко [7], которые рассматривают подготовку научных кадров как одно из условий модернизации и инновационного развития России и исследуют в связи с этим направления и эффективность деятельности диссертационных советов. Организационно-управленческие аспекты подготовки кадров высшей квалификации изучены Т.С. Бендюковой, В.И. Богословским [2]. Современные тенденции в развитии аспирантуры рассматриваются Е.С. Мироненко, Н.Н. Большовой [4; 12]. Возможности использования интерактивных технологий формирования компетенций аспирантов освещены в работах Н.В. Тамарской, М.Ю. Бокаревой, А.В. Мамоновой [16].

Несмотря на имеющиеся научные исследования и реализацию на федеральном и региональном уровне ряда мероприятий, направленных на развитие научных и научно-педагогических кадров, действующие механизмы развития кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы нуждаются в пополнении новыми механизмами поддержки эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров для достижения наибольшей эффективности реализации государственной политики в этой области.

Цель данного исследования – разработка и реализация комплексного подхода к подготовке научных и научно-педагогических кадров в условиях обучения адъюнктов в ведомственных образовательных организациях на примере Академии управления МВД России[2].

Наиболее оптимальным представляется реализация комплексного похода к подготовке научных и научно-педагогических кадров, включающего не только наполнение образовательных программ, но и создание творческой, развивающей среды, компоненты и содержание которой встраиваются в организационно-содержательные рамки новой модели аспирантского образования и положены в основу современных преобразований, осуществляемых в национальных академических системах мира [1].

Раскрытие содержания комплексного похода к подготовке адъюнктов целесообразно начать с описания принципов, задач и структуры организации научной деятельности в Академии.

Научная деятельность в Академии основывается на следующих принципах:

  • перспективное планирование научных исследований в соответствии с направлениями научной тематики, закрепленными за Академией;
  • концентрация научного потенциала на приоритетных направлениях научного обеспечения системы МВД России;
  • органичное сочетание фундаментальных, поисковых и прикладных исследований;
  • усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, укрепление определяющего характера науки для развития управленческого образования;
  • рациональное сочетание мер прямого и косвенного стимулирования научной деятельности;
  • укрепление делового сотрудничества Академии с отечественными и зарубежными партнерами;
  • интеграция науки Академии в общероссийскую науку.

Основными задачами научной деятельности в Академии являются:

  • совершенствование научного обеспечения стратегического развития системы МВД России;
  • активизация работы по исследованию теоретико-прикладных проблем управления деятельностью ОВД, разработки инновационных технологий в контексте отраслевого и межотраслевого управления;
  • совершенствование научного сопровождения образовательного процесса подготовки руководящих кадров ОВД;
  • повышения квалификации и подготовки научно-педагогических кадров для системы МВД России;
  • разработка и внедрение современных методик преподавания.

Структура Академии представлена факультетами, кафедрами, управлениями, центрами, отделами и иными подразделениями. Обособленным подразделением Академии является филиал «Болшево», являющийся научно-методической площадкой Академии.

Научные исследования в Академии проводятся высокопрофессиональными учеными из числа научно-педагогического состава научно-исследовательского центра и 13 кафедр. В Академии трудятся более 106 кандидатов наук и 58 докторов наук, среди которых 39 профессоров и 58 доцентов. Весь профессорско-преподавательский состав Академии имеет образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин на кафедрах. Число научно-педагогических сотрудников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, от общей численности научно-педагогических сотрудников составило более 90 %.

В Академии управления МВД России трудятся 5 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 12 заслуженных юристов Российской Федерации, 2 заслуженных работника высшей школы Российской Федерации, 2 заслуженных сотрудника ОВД.

Одним из центральных подразделений, осуществляющих в рамках своей компетенции функции Академии по проведению научных исследований по приоритетным направлениям деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, является научно-исследовательский центр[3].

В структуру Центра входят следующие отделы:

  • по исследованию стратегических проблем управления;
  • по изучению социальных процессов и разработке комплексных проблем обеспечения правопорядка;
  • по исследованию проблем отраслевого управления и изучению проблем психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности;
  • по изучению проблем истории МВД России;
  • по планированию и контролю научных исследований.

В соответствии с приказом МВД России от 18 марта 2013 г. № 150 «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации» за Академией закреплены следующие направления научных исследований:

  • стратегическое развитие системы МВД России;
  • совершенствование подготовки, повышения квалификации и переподготовки руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации;
  • совершенствование государственной политики в сфере обеспечения правопорядка; характеристика современных угроз национальной и глобальной безопасности;
  • совершенствование системы управления органами внутренних дел по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
  • оптимизация систем отраслевого управления подразделениями и службами органов внутренних дел.

Помимо обозначенных направлений исследований в ведении Центра находятся:

  • организация и координация научно-исследовательской работы в Академии;
  • координация деятельности подразделений Академии и диссертационных советов, созданных на базе Академии, по организации защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата/доктора наук.

Академия реализовывает государственные заказы в лице органов внутренних дел Российской Федерации по подготовке научно-исследовательских работ.

Результаты проведенных исследований научных и научно-педагогических кадров находят отражение в различного рода публикациях (в 2017 г. зарегистрировано в РИНЦ 1 387 публикаций).

Более 30 лет в Академии успешно функционирует факультет подготовки научных и научно-педагогических кадров[4].

Основными задачами Факультета являются:

  • обеспечение подготовки кадров высшей квалификации в системе профессионального образования и научных кадров;
  • организация профессионального, культурного и нравственного развития адъюнктов и докторантов, формирование государственно-правового мышления и активной гражданской позиции, обеспечение реализации их социальных и правовых гарантий;
  • осуществление взаимодействия с кафедрами и другими подразделениями Академии, Департаментом государственной службы и кадров МВД России, научно-исследовательскими и образовательными организациями по вопросам подготовки кадров высшей квалификации в системе профессионального образования и научных кадров.

Факультет является самостоятельным структурным подразделением Академии, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших задач ведущего образовательного учреждения МВД России по подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре для ведомственных образовательных и научно-исследовательских учреждений.

За время существования на Факультете прошли обучение более 1 500 адъюнктов очного обучения и 900 адъюнктов заочного обучения, около 200 докторантов, более 600 преподавателей различных учебных заведений системы МВД России, обучавшихся на курсах повышения квалификации, около 4 тысяч соискателей по сдаче кандидатских экзаменов и написанию диссертаций. За последние два десятилетия в Академии было защищено более 1 300 кандидатских и 230 докторских диссертаций, 942 из них – адъюнктами и докторантами факультета.

На основе международных договоров и межправительственных соглашений Российской Федерации в докторантуру и адъюнктуру Академии принимаются иностранные граждане, а также осуществляется подготовка аспирантов из числа российских и иностранных граждан, не являющихся сотрудниками органов внутренних дел.

На Факультете обучались сотрудники органов внутренних дел из 67 регионов России, 12 – стран СНГ, граждане таких иностранных государств, как Афганистан, Вьетнам, Чехословакия, Куба, Йемен и др. Многие выпускники Факультета добились больших успехов в научной, педагогической и административной деятельности. Они возглавляют высшие учебные заведения системы МВД, кафедры и факультеты, занимают высокие посты в центральном аппарате МВД.

В Академии осуществляется подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре по 5 направлениям (1. Информатика и вычислительная техника, 2. Психологические науки, 3. Экономика, 4. Юриспруденция, 5. Образование и педагогические науки) и 14 научным специальностям.

По итогам обучения соискатели ученой степени защищают свои диссертационные исследования в профильных диссертационных советах.

В Академии управления МВД России действует 6 диссертационных советов:

  • Д 203.002.01 (специальности: 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.09 – уголовный процесс);
  • Д 203.002.04 (специальность 05.13.10 – управление в социальных и экономических системах (технические науки));
  • Д 203.002.06 (специальности: 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право; 12.00.14 – административное право; административный процесс);
  • Д 203.002.08 (специальности: 12.00.11 – судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность; 12.00.12 – криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность);
  • Д 999.035.02 (специальности: 19.00.05 – социальная психология (психологические науки); 19.00.06 – юридическая психология (психологические науки); 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки);
  • ДС 203.001.02 (специальности: 12.00.11 – судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность; 12.00.12 – криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность).

В общей сложности с 2015 по 2018 гг. в Академии состоялась защита 87 диссертационных работ, в том числе: на соискание ученой степени доктора наук – 13, кандидата наук – 74.

Вместе с тем мы понимаем, что в современных условиях подготовки научных кадров требуется комплексная оценка эффективности адъюнктуры, которая должна обеспечить диагностику качества на основе сопоставления целей и результатов подготовки обучающихся. При оценке эффективности необходимо учитывать не только защиты диссертаций, но и такие важные показатели, как научно-исследовательская позиция молодых ученых в процессе образовательной подготовки, предполагающая участие в грантах, проектной деятельности, международных и всероссийских научно-представительских мероприятиях, публикационная активность при условии высокого качества, актуальности и новизны исследовательского материала.

Подобная система оценки результатов подготовки научных кадров позволяет, с одной стороны, осуществлять сравнительный анализ эффективности деятельности адъюнктуры, с другой – служит основой для построения научных рейтингов среди молодых учёных как внутри образовательной организации, так и на межвузовском уровне. Данный подход включает как мотивационную составляющую, так и ориентацию на динамику индивидуальной стратегии развития молодого ученого в профессиональном сообществе.

Молодежные научные объединения Академии

В 2017 году в Академии создан Совет молодых ученых[5] в целях объединения начинающих исследователей для решения проблем в различных сферах научной, профессиональной и общественной жизни, содействия их профессиональному росту и развитию молодежных научных инициатив, способствующих развитию их творческой научной активности. Совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом.

Для достижения своих целей Совет решает следующие задачи:

  • объединение молодых ученых для овладения новыми знаниями и совместной научной деятельности;
  • содействие молодым ученым в проведении фундаментальных и прикладных исследований;
  • обмен знаниями и опытом, поддержание научной преемственности, сохранение научных школ и направлений.

В целях исполнения указания Департамента государственной службы и кадров МВД России по инициативе Академии при Совете начальников образовательных организаций системы МВД России сформирована рабочая группа молодых ученых[6] в возрасте до 40 лет. В состав рабочей группы вошли представители 20 образовательных организаций системы МВД России. Координирующую роль в деятельности рабочей группы осуществляет Академия управления МВД России.

Целью функционирования рабочей группы является создание платформы для развития научно-исследовательской деятельности и творческого потенциала молодыx ученыx системы МВД России, а также содействие разрешению проблем профессиональной деятельности.

Основные задачи рабочей группы:

  • объединение молодых ученых для овладения новыми знаниями и совместной научной деятельности;
  • содействие молодым ученым в проведении фундаментальных и прикладных исследований;
  • обмен знаниями и опытом, поддержание научной преемственности, сохранение научных школ и направлений.

В мае 2018 г. состоялось первое заседание рабочей группы, на котором был определен порядок дальнейшей работы, обсуждены подготовленные членами рабочей группы информационно-аналитические материалы о проблемах в сфере науки и образования, предложены пути их решения. Итогом заседания стало принятие Положения «О рабочей группе молодых ученых при Совете начальников образовательных организаций системы МВД России», а также решения об организации и проведении на базе образовательных организаций МВД России конкурса научных работ с последующим направлением лучшей разработки от МВД России на соискание премии Президента Российской Федерации для молодых ученых.

Кроме того, в Академии создано Научное общество слушателей и адъюнктов, которое осуществляет научно-исследовательскую деятельность, направленную на повышение качества подготовки специалистов для органов внутренних дел и решения актуальных задач, стоящих перед МВД России. В 2017 г. утвержден Совет научного общества слушателей и адъюнктов Академии. В его состав вошли научные руководители и председатели исследовательских групп, а также наиболее активные участники научного общества Академии.

Кафедры Академии организуют работу групп слушателей и адъюнктов по исследованию проблем в соответствии с профилем подготовки, определяют тематику исследований и количество исследовательских групп, кандидатуры наиболее опытных преподавателей для назначения научными руководителями исследовательских групп, принимают меры к стимулированию их труда. Преподавательский состав кафедр осуществляет руководство научными работами обучающихся, участвующих в конкурсах на лучшие научные работы.

Взаимодействие в процессе научных исследований

Одной из проблем развития отечественной науки является малая мобильность молодых ученых. В России нередко человек всю жизнь – с начала обучения в определенном вузе и до последних дней работы в нем же – общается с ограниченным кругом своих учителей, коллег-преподавателей. Это способ самовоспроизводства, в общем случае предполагающий постепенное снижение научного уровня вуза [5, с. 112]. В связи с этим в целях расширения проблемных областей исследования и обмена передовым опытом Академия на постоянной основе взаимодействует как с образовательными и научными организациями МВД России, так и с организациями других федеральных органов исполнительной власти, структурными подразделениями органов внутренних дел[7], иными организациями путем: координации тематики научно-исследовательских работ; выполнения совместных разработок, направленных на разрешение комплексных проблем, и внедрения результатов в практику; выполнения заявок (договоров) о проведении научных исследований и договоров о творческом сотрудничестве; проведения научных конференций, семинаров и совещаний; обмена опытом научной и методической работы; создания и функционирования объединенных диссертационных советов.

Научные и научно-педагогические кадры Академии организовывают и принимают активное участие в различного уровня научно-представительских мероприятиях, где у них есть возможность доложить научному сообществу результаты своих исследований, получить компетентную оценку свершенных достижений и открытий, обменяться опытом и наметить новые перспективные направления научно-исследовательского развития. Так, в 2017 г. в Академии было проведено 19 научно-представительских мероприятий, из них 4 международных и 15 всероссийских. В 2018 г. планируется к проведению 8 международных научно-представительских форумов.

Научно-педагогический состав Академии участвует в конференциях, семинарах, круглых столах, организованных образовательными и научными организациями, такими как: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российский государственный университет правосудия, Российская правовая академия Минюста России, Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Пограничная академия ФСБ России, Военная Академия Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, Военный университет Министерства обороны России и др.

Постоянно действующий семинар

С 2017 г. в Академии функционирует постоянно действующий семинар «Актуальные проблемы научно-исследовательской деятельности», в рамках которого осуществляются встречи научно-педагогического состава, адъюнктов и слушателей с ведущими учеными. Так, в рамках семинара были организованы встречи с заместителем президента Российской академии наук, членом-корреспондентом РАН, доктором экономических наук, кандидатом технических наук В.В. Ивановым; заместителем руководителя Информационно-аналитического центра «Наука», доктором технических наук, членом-корреспондентом Российской академии ракетных и артиллерийских наук В.В. Кузнецовым; доктором химических наук, профессором, изобретателем СССР, академиком РАЕН, РЭА, МААНОИ, ЕАЕН, Почетным работником высшего профессионального образования РФ, Президентом Волгоградского отделения Международной академии авторов научных открытий и изобретений Г.К. Лобачевой и др.

В рамках семинара рассматриваются такие актуальные для молодых ученых темы, как «Наука России: история, состояние, перспективы», «Из опыта публичных выступлений», «Актуальные вопросы управления в социально-экономических системах» и т. д.

Гранты и конкурсы

Одним из эффективных вариантов реализации проектной деятельности в рамках подготовки научных кадров является участие в организуемых на федеральном уровне грантах и конкурсах. Подобные инициативы, помимо прочих преимуществ, являются тем источником финансирования, который помогает начинающим молодым ученым при реализации и внедрении своих научно-исследовательских разработок. Создаваемая условиями конкурсов конкуренция дополнительно стимулирует и мотивирует ученых на сознательное повышение качества проводимых ими исследований и обязательное внедрение полученных результатов в ту или иную сферу практической деятельности, что в конечном итоге не только повышает качество жизни людей, но и способствует популяризации науки среди населения.

В 2018 г. Академия приняла участие во Всероссийском конкурсе молодежных проектов, реализованном Федеральным агентством «Росмолодежь», в рамках которого было выиграно 2 гранта: «Летняя школа молодых ученых – 2018» (реализованный в первом полугодии 2018 года) и «Международный конкурс на лучшую публикацию молодых ученых», реализация которого намечена на конец 2018 г.

В рамках реализации проектно-ориентированной системы управления при участии в конкурсах и грантах в Академии создан проектный офис, функциями которого являются:

  • методологическое и организационное обеспечение проектов;
  • планирование и контроль портфеля проектов;
  • внедрение и развитие информационной системы планирования и мониторинга проектов, формирование сводной отчетности по программам/проектам.

Подобная система управления проектами позволяет реализовывать их в рамках бюджета, добиваться завершения сложных и комплексных задач в установленный срок, а также получать результат с требуемым качеством.

Одним из успешных «продуктов» проектного офиса Академии является уникальный проект «Летняя школа молодых ученых»[8], стартовавшего 28 мая 2018 г. Это четырехдневная интенсивная многосторонняя интеллектуальная подготовка молодых исследователей (адъюнктов и аспирантов), прошедших предварительный отбор и признанных лучшими в своих вузах.

В проекте приняли участие 60 молодых ученых из 19 регионов России: республики Татарстан и Башкортостан, города Москва и Санкт-Петербург, Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Хабаровский края, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Нижегородская, Омская, Орловская, Рязанская, Ростовская, Свердловская и Тюменская области. Пять исследователей представляли интересы иностранных государств: Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана.

Уникальность «Летней школы молодых ученых – 2018» заключается в изменении традиционного формата проведения подобных научных мероприятий путем дополнения его новыми интерактивными формами, включая участие в интеллектуальных конкурсах и выполнение креативных заданий, стимулирующих творческую и научную деятельность молодых ученых, развивающих креативность в выработке решений в области научного интереса каждого из участников.

В первый день открытия «Летней школы молодых ученых – 2018» состоялась конференция «Актуальные проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров». В работе Конференции принял участие директор федерального агентства «Росмолодежь» А.В. Бугаев, который отметил необходимость организации сервисных площадок, оказывающих содействие в развитии компетенций молодежи, и выразил уверенность, что мероприятие такого рода для каждого из участников станет источником бесценного опыта, поможет молодым ученым выстроить образовательную траекторию и в последующем позволит успешно трудиться на благо нашей страны. С докладами выступили сотрудники Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования и науки Российской Федерации, Академии управления МВД России, представители Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Московского государственного психолого-педагогического университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).  

В дальнейшем, в течение трех дней, проходило обучение молодых ученых. Полезной для них была информация относительно культурных трендов в науке. Эта тема обсуждалась с доцентом кафедры теории и методологии государственного управления, доктором философских наук, профессором С.А. Симоновой. Логику диссертационного исследования раскрыл профессор кафедры философии и политологии Омской академии МВД России, доктор философских наук, профессор Г.Ч. Синченко. Проблемные вопросы подготовки диссертационного исследования обсуждались с главным научным сотрудником отдела изучения проблем управления и реформирования уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России, доктором юридических наук, профессором С.Н. Колотушкиным. В рамках реализации активных форм социально-психологического обучения доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами кандидат социологических наук О.А. Ульянина провела с участниками проекта тренинги личностного роста и развития креативных способностей.

В ходе проведения занятий ведущими учеными страны, лекторами, методистами, психологами, историками, искусствоведами молодым ученым представилась уникальная возможность перенять опыт, приобрести новые знания. Проблемы фундаментальной науки рассматривались в режиме интерактивных диалогов, квестов и тренингов на свежем воздухе, в сочетании с интеллектуальным юмором, спортивными играми, беседами о гражданственности и патриотизме, выступлениями творческих коллективов, проведением научных и спортивных конкурсов, награждением победителей.

Проект стал стартовой площадкой для организации и проведения на базе Академии ежегодных международных и всероссийских мероприятий по привлечению и стимулированию людей, которые начинают заниматься научными изысканиями, позволяя по-новому взглянуть на стоящие перед ними научные проблемы и выработать нестандартные пути их решения.

Помимо этого на регулярной основе в Академии проводятся конкурсы «Лучшее научное исследование», «Ученый года», «Лучшая монография», «Лучшее учебное издание» среди профессорско-преподавательского состава и конкурс «Лучшая научно-исследовательская работа слушателей» (табл.).

Таблица

Участие сотрудников, адъюнктов и слушателей в научно-исследовательских конкурсах (2015–2017 гг.)

Категория

2015

2016

2017

2018

Академические конкурсы (ППС[9])

16

22

29

39

Академические конкурсы (ПС[10])

50

54

14

25

Внешние конкурсы ППС (кол-во/участники)

2/8

3/9

12/47

3/3

Внешние конкурсы ПС (кол-во/участники)

1/8

2/4

3/8

2/5

Конкурсы являются формой привлечения молодых ученых и преподавателей к исследовательской деятельности, расширения их научного кругозора, приобретения ими исследовательских навыков и обеспечения высокого качества профессиональной подготовки, навыков научных дискуссий и научного общения. Подобные конкурсы позволяют актуализировать интеллектуальные и творческие способности молодых ученых, повысить интерес к научно-исследовательской работе, сформировать навыки публичного выступления, умения защищать свои научные гипотезы и решать практические задачи. Участие молодых ученых в различного рода конкурсах способствует более эффективному использованию ресурсов научно-педагогических и научных коллективов, выявлению перспективных работ в целях дальнейшего практического внедрения проектов как передового опыта.

Помимо обозначенных достоинств, отличительными особенностями конкурсов является их межведомственный, межрегиональный характер, что способствует формированию творческих связей с образовательными организациями и научно-исследовательскими центрами по всей стране.

Рис. Результаты участия в конкурсах ППС и ПС Академии

Презентации молодым ученым своих трудов ведущими деятелями науки

В рамках популяризации достижений науки и обмена опытом в научном сообществе в Академии проводятся презентации трудов ведущих ученых с последующим обсуждением проблематики представленных исследований. Так, в Академии только за последние полтора года состоялось около 20 презентаций научных работ в области обеспечения безопасности государства, стандартов борьбы с преступностью, информационного обеспечения управления ОВД, политико-правовых проблем реформирования полиции, борьбы с незаконным оборотом оружия, организации оперативно-розыскной деятельности ОВД по борьбе с экономическими преступлениями, использования технологии профайлинга в деятельности ОВД и т. д. Данная форма работы позволяет освещать актуальные тенденции в науке, создавать площадки для дискуссий и генерации новых идей в той или иной области. Привлечение молодых исследователей как аудитории помогает им определиться с поиском себя в мире науки и своих исследовательских интересов. Участие в данных мероприятиях ведущих заслуженных деятелей науки позволяет создавать не только дискуссионную, но и обучающую среду для молодых ученых, обеспечивая преемственность и непрерывность научной мысли.

Раскрывая взаимосвязи отдельных компонентов комплексного подхода к подготовке научных и научно-педагогических кадров в Академии, необходимо отметить значимость единства и взаимосвязи всех структурных единиц и этапов этого процесса.

Модернизация образовательной парадигмы в России обусловлена, в первую очередь, необходимостью повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров. В связи с этим особенно важным является создание всей совокупности условий для перехода от абстрактной возможности воспроизводства кадрового ресурса в научной сфере к реально достижимому результату. Реализация в Академии комплексного подхода к подготовке адъюнктов сочетает в себе накопленные традиции и инновационные организационно-управленческие решения, способствующие всестороннему, целостному формированию личности молодых ученых и стимулирующие раскрытие их интеллектуального, исследовательского потенциала.



[1] Далее – Программа.

[2] Далее – Академия.

[3] Делее – Центр.

[4] Далее – Факультет.

[5] Далее – Совет.

[6] Далее – рабочая группа.

[7] Далее – ОВД.

[8] https://www.lshmu.org/

[9] Профессорско-преподавательский состав Академии.

[10] Переменный состав Академии.

Литература

  1. Bednyi B.I. Novaya model' aspirantury: pro et contra [New model of postgraduate study: pro et contra]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2017, no. 4 (211), pp. 5–16.
  2. Bendyukova T.S., Bogoslovskii V.I. Model' uchebnogo plana podgotovki aspiranta: podkhody k formirovaniyu obrazovatel'noi programmy v aspiranture novogo tipa [Model of the curriculum of postgraduate training: approaches to the formation of the educational program in a new type of graduate school]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki [News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological Sciences], 2012, Vol. 14, no. 2-4, pp. 872–876.
  3. Berezina E.V., Lebedev K.V., Pluzhnova N.A., Prokhorova L.V., Fedin A.V. Statistika nauki i obrazovaniya. vypusk 3. podgotovka nauchnykh kadrov vysshei kvalifikatsii v rossii. Inf.-stat. mat. [Statistics of science and education. Issue 3. Training of highly qualified scientific personnel in Russia. Information and statistics]. Moscow: FGBNU NII RINKTsE Publ., 2017. 170 p.
  4. Bol'shova N.N. Aspirantura: opyt universitetov Zapada. MGIMO: ofitsial'nyi sait [Elektronnyi resurs] [Fellowship: the experience of the universities of the West. MGIMO-University official website]. URL: http://mgimo.ru/files2/y08_2010/160572/ Aspirantura_Bol6ova.pdf (Accessed 12.06.2018).
  5. Gel'man V.Ya., Khmel'nitskaya N.M. O nekotorykh problemakh podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov vysshei kvalifikatsii [On some problems of training of scientific and pedagogical personnel of higher qualification]. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie [Science. Innovations. Education], 2017, no. 1 (23), pp. 102–119.
  6. Gulyaev V. N., Ivanov E. S., Loginov I. P., Khasanov R. Sh. K voprosu o podgotovke nauchno-pedagogicheskikh kadrov na sovremennom etape razvitiya vysshei voennoi shkoly [On the issue of training of scientific and pedagogical personnel at the present stage of development of higher military school]. Voennyi akademicheskii zhurnal [Military academic journal], 2017, no. 1(13), pp. 139–148.
  7. Zhukova, G. S., Gaponenko, A. V. Podgotovka nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov vysshei kvalifikatsii [Elektronnyi resurs] [Training of scientific and scientific-pedagogical personnel of higher qualification]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-nauchnyh-i- nauchno-pedagogicheskih-kadrov-vysshey-kvalifikatsii (Accessed 10.06.2018).
  8. Zayavlenie Soveta po nauke pri Ministerstve obrazovaniya i nauki RF o modernizatsii aspirantury, 31.03.2016 [Elektronnyi resurs] [Statement of the Council for science under the Ministry of education and science of the Russian Federation on the modernization of graduate school, 31.03.2016]. URL: http://www.sovet-po-nauke.ru/ info/31032016-declaration_postgraduate (Accessed 12.06.2018).
  9. Kiryushina O.N. Tendentsii razvitiya nauchno-informatsionnogo i kadrovogo resursov vysshei shkoly [Trends in the development of scientific, information and human resources of higher education]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2017, no. 3 (64), pp. 62–65.
  10. Krasnova, G. A. Doktorant dorogogo stoit [Elektronnyi resurs] [The doctoral student is worth a lot]. Nezavisimaya gazeta [Independent newspaper]. 12.03.2014 // URL: http://www.ng.ru/science/2014-03-12/10_doctorant.html (Accessed 12.06.2018).
  11. Lavrechkin N.V. Group training as a method of development of professionally important qualities [Elektronnyi resurs]. Psikhologiia i pravo [Psychology and Law], 2017. Vol. 7, no. 1, pp. 250–263. doi:10.17759/psylaw.2017070120. (In Russ., аbstr. in Engl.)
  12. Mironenko E.S. Sovremennye tendentsii v razvitii aspirantury v kontekste zarubezhnogo i rossiiskogo opyta [Modern trends in the development of postgraduate studies in the context of foreign and Russian experience]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Territorial development issues], 2017, no. 2 (37), pp. 1–12.
  13. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.05.2013 № 760-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii federal'noi tselevoi programmy «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovatsionnoi Rossii» na 2014 - 2020 gody» [Elektronnyi resurs] [Order of the Government of the Russian Federation of 08.05.2013 No. 760-R «On approval of the Concept of the Federal target program «Scientific and scientific-pedagogical personnel of innovative Russia» for 2014-2020»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146334/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (Accessed 10.06.2018).
  14. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r «Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [Elektronnyi resurs] [Order of the Government of the Russian Federation of 08.12.2011 No. 2227-R «On approval of the strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (Accessed 10.06.2018).
  15. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 10.02.2017) «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [Elektronnyi resurs] [Order of the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 № 1662-R (ed. from 10.02.2017) «On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (Accessed 10.06.2018).
  16. Tamarskaya N.V., Bokarev M.Yu., Mamonova A.V. Interaktivnye tekhnologii formirovaniya kompetentsii aspirantov [Interactive technologies of formation of graduate students ' competences]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl pedagogical Bulletin], 2018, no. 1, pp. 84–89.
  17. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 07.03.2018) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs] [Federal law No. 273 of 29.12.2012-FL (as amended on 07.03.2018) «On education in the Russian Federation»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Accessed 13.06.2018).
  18. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Samerkhanova E.K., Fil'chenkova I.F., Demidova N.N. Proektirovanie novogo dizaina obrazovatel'noi ekosistemy vuza v kontekste modernizatsii otechestvennogo obrazovaniya [Design the new design of the educational ecosystem in the context of modernization of Russian education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2018, Vol. 23, no.1, pp. 52–63. (In Russ., Abstr. in Engl.).

Информация об авторах

Конев Андрей Николаевич, доктор технических наук, доцент, начальник Академии, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия

Павличенко Николай Владимирович, доктор юридических наук, профессор, Заместитель начальника, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, e-mail: Pavlichenko.pro@mail.ru

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2287
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 364
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0