Психология и право
2019. Том 9. № 3. С. 18–34
doi:10.17759/psylaw.2019090302
ISSN: 2222-5196 (online)
Проблемы подготовки педагогов-психологов образовательных организаций в области превенции суицидального поведения подростков и молодежи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профилактика , превенция, суицидальное поведение, аутоагрессивное поведение , подростки, саморазрушающее поведение, повышение квалификации
Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090302
Для цитаты: Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Банников Г.С. Проблемы подготовки педагогов-психологов образовательных организаций в области превенции суицидального поведения подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 18–34. DOI: 10.17759/psylaw.2019090302
Полный текст
Введение
Современный этап развития системы дополнительного образования характеризуется переосмыслением базовых ценностей в содержании, формах и технологиях дополнительного профессионального образования и предоставляет разнообразные организационные возможности для постоянного совершенствования компетенций специалистов в различных областях. Высокий уровень потребности и готовности работающих специалистов (психологов образовательных организаций, педагогов-психологов) к обучению [4; 10; 16] сочетается с продолжающейся в профессиональном сообществе дискуссией о содержании работы школьного психолога и его компетенциях [2; 12], как в России, так и за рубежом. Также специалисты отмечают появление новых требований к компетенциям школьного психолога, в том числе в связи с проблемами кризисного вмешательства [1], особой ролью психолога в реализации программ профилактики суицидального поведения у подростков и молодежи [7; 10] и, в целом, расширением перечня ситуаций, требующих внимания психолога.
С учетом важности образовательной среды в укрепления психического здоровья подростков и молодежи и предоставления им психологической поддержки [5; 8], наличия данных об эффективности школьных программ профилактики суицидального поведения [14] и значимости школьного психолога в выявлении и поддержке обучающихся группы риска [1; 9], представляется актуальным изучить потребности в совершенствовании компетенций психологов образовательных организаций в России.
Обзор зарубежного опыта показывает, что обучению школьных психологов в области профилактики суицидального поведения уделяется достаточно много внимания, но, одновременно с этим, существующие программы обучения и их доступность не отвечают в полной мере потребностям школьных психологов [10]. Отмечается необходимость предоставления дополнительной информации и обучения в области профилактики суицидального поведения [13; 15], наиболее актуально обучение по вопросам применения стандартизированных методик и поственции [6], предотвращения кризисных ситуаций и оказания помощи при их возникновении [11].
В России, как и в других странах, превенция суицидального поведения обучающихся является командной работой специалистов образовательной организации — представителей администрации, социально-психологической службы, заместителей директора по воспитательной работе, по безопасности и пр. Вместе с тем традиционно основная доля ответственности как за организацию такой работы, так и за ее результаты принадлежит школьной психологической службе (или педагогу-психологу). Основными видами работ в рамках профилактики для педагога-психолога образовательной организации являются информационная работа с учителями и родителями, проведение групповых занятий с обучающимися, диагностические мероприятия, направление обучающихся и их родителей в профильные медико-психологические организации [3].
Педагог-психолог образовательной организации (где обучаются дети старше 10—11 лет) должен обладать целым набором компетенций в области психологического просвещения субъектов образовательной среды; психологической диагностики и сопровождения детей группы риска (в данном случае по суицидальному поведению); коррекции острых эмоциональных состояний; проведения групповой работы (тренингов) с обучающимися, направленной на формирование стрессоустойчивости, жизнестойкости; способов совладания с трудными жизненными ситуациями; кризисной интервенции в ситуациях суицидальной угрозы; саморегуляции эмоциональных состояний.
Организация и методы исследования
В целях уточнения данных об актуальной потребности работающих педагогов-психологов в дополнительном профессиональном образовании в области превенции суицидального поведения обучающихся были проанализированы результаты двух исследований.
В 2017 г. Центром экстренной психологической помощи МГППУ проводилось анкетирование слушателей программ дополнительного профессионального образования МГППУ в целях оценки уровня их знаний в области суицидологи (о факторах риска развития суицидального поведения, об особенностях кризисного состояния и др.). В анкетировании приняли участие педагоги-психологи, работающие в образовательных организациях и клинические психологи, работающие в кризисных центрах различных субъектов РФ, всего 32 человека.
В 2019 г. проводилось анкетирование педагогов-психологов (48 человек), работающих в образовательных организациях, и специалистов системы профилактики суицидального поведения города Москвы (23 человека) в целях выявления самооценки и экспертной оценки подготовленности педагогов-психологов образовательной организации к деятельности по превенции суицидального поведения обучающихся. В числе специалистов системы профилактики суицидального поведения выступили работники Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, Министерства внутренних дел и Следственного комитета, взаимодействующие в рамках служебных обязанностей с педагогами-психологами образовательных организаций; ученые-исследователи вузов, работающие совместно с педагогами-психологами образовательных организаций.
В исследовании 2017 г. применялся опросник, направленный на оценку осведомленности и уровня знаний в области превенции суицидального поведения, ранее разработанный в отделении клинической и профилактической суицидологии Московского НИИ психиатрии (ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России).
В исследовании 2019 г. применялись анкеты для педагогов-психологов и экспертов, разработанные Центром экстренной психологической помощи, в которых респондентам было предложено дать примерную оценку уровня подготовленности по следующим направлениям работы:
· общие вопросы организации профилактики (составление планов, подготовка документации, регламентов работы и пр.);
· просвещение родителей о возможных рисках психологического благополучия у детей;
· обучение педагогов навыкам распознавания симптомов неблагополучия (суицидального поведения) у обучающихся;
· просвещение обучающихся о возможностях получения помощи в сложных для них ситуациях, проведение групповых занятий, тренингов по стрессоустойчивости, формированию образа позитивного будущего, привитию навыков самопомощи в трудных жизненных ситуациях и пр.;
· диагностика, выявление детей группы риска по суицидальному поведению;
· кризисное консультирование детей группы риска (с целью оценки их состояния, оказания первичной помощи, направления к профильным специалистам);
· консультирование родителей детей группы риска (с целью информирования о психологическом состоянии ребенка, мотивирования на обращение за профильной помощью к специалистам);
· сопровождение детей группы риска в течение учебного года (наблюдение, коррекция, повторная диагностика и пр.);
· экстренная психологическая помощь обучающемуся в кризисной ситуации угрозы суицида, текущего суицида;
· поддержание профессионального здоровья (саморегуляция эмоционального состояния, прохождение супервизионной поддержки).
Для оценки уровня подготовленности предлагалась шкала, включающая: уровень обобщенных представлений о содержании работы по направлению; базовые (полученные в вузе) знания и умения, позволяющие работать под руководством более опытного специалиста; базовые знания и умения, позволяющие работать самостоятельно; уровень, включающий специализированные знания и умения, полученные в рамках дополнительного профессионального образования; высокий уровень знаний и умений, позволяющий обучать других специалистов.
Также респондентам было предложено оценить важность условий и их доступность в деятельности образовательной организации по профилактике суицидального поведения у обучающихся. В числе условий были предложены к оценке следующие: возможность совершенствования компетенций в рамках дополнительного профессионального образования; систематическое совершенствование практических навыков в рамках мастер-классов, семинаров, тренингов и т. д.; постоянная возможность обращаться к супервизору, профильным специалистам за консультацией; наличие отлаженных алгоритмов взаимодействия с другими организациями; ответственность (в том числе правовая) родителей по выполнению рекомендаций педагога-психолога; наличие стандартов, регулирующих содержание и процесс действий при выполнении профессиональных задач (например, перечень рекомендованных методик, алгоритм действий в кризисной ситуации, формы документов, прочее); высокий уровень оплаты труда.
При оценке статистической значимости различий в ответах педагогов-психологов и экспертов применялось угловое преобразование Фишера.
Результаты
Большинство участников опроса 2017 г. — 29 человек (90,62%) из 32 — ответили положительно на вопрос о том, сталкивались ли они в своей профессиональной деятельности с кризисным состоянием и суицидальными тенденциямиу у подростков и молодежи. При этом два респондента отметили, что их подопечные совершали попытки самоубийства, и выразили уверенность, что и «теперь не смогли бы повлиять на ход событий». На вопрос о том, что помешало изменить к лучшему ход событий, респонденты отметили недостаток знаний о ранних признаках суицидального поведения. Все респонденты отметили недостаточность подготовленности к деятельности по профилактике кризисных состояний.
Результаты опроса показали, что респонденты испытывают затруднения в понимании механизмов формирования суицидального поведения и его профилактики. 19 респондентов (59,37%) указали на то, что человека невозможно остановить, если он решил покончить с собой. Столько же респондентов отметили, что самоубийство связано с психическими нарушениями, при этом из списка возможных причин самоубийства у несовершеннолетних большинство выделяют психоз и депрессию, не учитывая значимость в развитии суицидального поведения акцентуаций характера, тревожных, панических состояний. На вопрос о том, какие симптомы/переживания из предложенных вариантов, наиболее характерны для кризисного состояния, большинство респондентов указало общие признаки психического неблагополучия, такие как снижение настроения, тревога, без выделения существенных проявлений кризисного состояния с суицидальным риском — отчаянья, безнадежности. 13 респондентов (40,62%) указали на то, что суицид нельзя обсуждать с обучающимися в учебной группе или в классе и лучше «забыть» о ситуации. 26 респондентов (81,25%) согласились с неправомерным утверждением о том, что риск суицида растет, если прямо спросить о намерениях покончить с собой.
Все опрошенные указали на необходимость профессиональной поддержки (супервизии) и освоения технологии выявления обучающихся группы риска по суицидальному поведению и построения траектории их психолого-педагогического сопровождения.
При проведении практических упражнений (в рамках реализации программы дополнительного профессионального образования), направленных на отработку практических навыков общения с подростком в кризисном состоянии, у слушателей отмечался низкий уровень готовности к работе в условиях, приближенных к реальным.
Из опрошенных в 2019 г. педагогов-психологов 46 респондентов (95,83%) отметили, что они сталкиваются с проблемными ситуациями, связанными с суицидальным поведением обучающихся. Более 40% опрошенных педагогов-психологов оценили уровень своей компетентности как включающий специализированные знания и умения, полученные в рамках дополнительного профессионального образования, по таким направлениям работы, как: просвещение родителей — 21 респондент (43,75%); обучение, просвещение педагогов— 20 (41,67%). Также более 40% педагогов-психологов оценивают уровень своей компетентности как «базовые знания и умения, позволяющие работать самостоятельно» по таким направлениям работы, как: общие вопросы профилактики — 25 респондентов (52,08%); просвещение родителей — 22 (45,83%); работа с обучающимися — 23 (47,92%); сопровождение группы риска — 23 (47,92%) (рис. 1).
Рис. 1. Оценка педагогами-психологами уровня своей компетентности по направлениям работы, связанной с профилактикой суицидального поведения среди обучающихся
Ни один из опрошенных педагогов-психологов не оценил уровень своей компетентности как высокий, позволяющий обучать других, по общим вопросам профилактики, по направлениям работы, связанным с просвещением родителей, консультированием родителей, кризисным консультированием детей.
Наличие алгоритмов взаимодействия отметили как крайне важное условие 30 респондентов (64,58%); наличие стандартов — 31 (62,50%); ответственность родителей — 29 (60,42%); супервизию, консультации — 27 (56,25%); совершенствование практических навыков — 23 (47,92%); высокий уровень оплаты труда — 22 (45,83%); дополнительное профессиональное образование — 18 (37,50%) (рис. 2).
Рис. 2. Оценка педагогами-психологами важности условий для достижения результатов в работе, связанной с профилактикой суицидального поведения среди подростков и молодежи: на оси Z приведены данные пятибальной шкалы, где 1 — условие не влияет на результаты работы, 5 — крайне важное условие
22 педагога-психолога (45,83%) выразили крайнюю неудовлетворенность доступностью супервизии и возможностью обращения к профильным специалистам за консультацией. В остальных случаях, примерно по трети опрошенных оценивали удовлетворенность каждым условием в пределах от 1 до 3 баллов по пятибальной шкале, где 1 балл соответствовал оценке «не удовлетворен», 5 — «полностью удовлетворен» (рис. 3).
Рис. 3. Оценка педагогами-психологами своей удовлетворенности доступностью условий, связанных с результативностью работы по профилактике суицидального поведения среди подростков и молодежи: на оси Z приведены данные пятибальной шкалы, где 1 — не удовлетворен, 5 —полностью удовлетворен
При сравнении доли ответов экспертов и педагогов-психологов, характеризующих уровень компетенций педагогов-психологов как «специализированные знания и умения, полученные в рамках дополнительного профессионального образования», выявлены статистически значимые различия. Различия обнаружены в оценках знаний педагогов-психологов экспертами и оценке своей компетентности педагогами-психологами по таким направлениям работы, как обучение, просвещение педагогов (φэмп. =2,62; p≤0,001); поддержание профессионального здоровья (φэмп. =1,76; p≤0,05) (рис. 4).
Рис. 4. Различия в оценке экспертами уровня знаний педагогов-психологов и оценке своей компетентности педагогами-психологами (для уровня «имеются специализированные знания и умения, обучался дополнительно»): уровень статистической значимости: * — p≤0,05; *** — p≤0,001
В оценках умений педагогов-психологов экспертами и оценке своей компетентности педагогами-психологами выявлены статистически значимые различия по таким направлениям работы, как просвещение родителей (φэмп. =1,88; p≤0,05); обучение, просвещение педагогов (φэмп. =3,17; p≤0,001); выявление группы риска (φэмп. =1,64; p≤0,05); консультирование родителей (φэмп. =1,94; p≤0,05); поддержание профессионального здоровья (φэмп. =1,76; p≤0,05); эксперты оценили умения педагогов ниже (рис. 5).
Рис. 5. Различия в оценке экспертами уровня умений педагогов-психологов и оценке своей компетентности педагогами-психологами (для уровня «имеются специализированные знания и умения, обучался дополнительно»): уровень статистической значимости: «*» — p≤0,05; «***» — p≤0,001
Оценка степени важности ряда условий в работе, связанной с профилактикой суицидального поведения среди подростков и молодежи показала, что такие условия, как дополнительное профессиональное образование, совершенствование практических навыков, супервизия и консультации оценены как крайне важные большей долей экспертов, по сравнению с педагогами-психологами. Но меньшая доля экспертов, по сравнению с педагогами-психологами, отметила как крайне важные условия наличие алгоритмов взаимодействия, ответственность родителей, наличие стандартов, высокий уровень оплаты труда (рис. 6).
Рис. 6. Различия в оценке экспертамии педагогами-психологами важности условий для достижения результатов в работе, связанной с профилактикой суицидального поведения среди подростков и молодежи (ответы «крайне важное условие»)
Обсуждение результатов
Анкетирование, проведенное в 2017 г., показалонедостаточную осведомленность и уровень знаний педагогов-психологов в области превенции суицидального поведения, низкий уровень готовности к выполнению задач в практической деятельности.
Анкетирование, проведенное в 2019 г., показало, что увереннее, по сравнению с работой по вторичной и третичной профилактике суицидального поведения, педагоги-психологи чувствуют себя в работе, связанной с общими вопросами организации профилактики, при выполнении мероприятий первичной профилактики для родителей, педагогов, обучающихся. Наибольший дефицит компетенций по результатам самооценки наблюдается по таким направлениям работы, как консультирование детей группы риска; оказание экстренной психологической помощи.
Возможность совершенствования компетенций в рамках дополнительного профессионального образования из всех перечисленных условий оказалась в оценках педагогов-психологов менее важной на фоне более высокого уровня важности супервизии, профессиональной поддержки, совершенствования практических навыков. Можно предположить, что данное противоречие характеризует неудовлетворенность специалистов качеством и содержанием программ повышения квалификации, соотношением теории и практики.
В целом, по сравнению с самооценкой педагогов-психологов, эксперты существенно ниже оценивают их знания и умения по различным направлениям деятельности в области превенции суицидального поведения обучающихся и выше оценивают важность дополнительного профессионального образования, совершенствования практических навыков, доступности супервизии и профессиональной поддержки.
Выводы
Исходя из приведенных данных, а также опыта работы Центра экстренной психологической помощи МГППУ в 2010—2018 гг. по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи обучающимся образовательных организаций города Москвы, консультированию и обучению педагогов-психологов образовательных организаций по вопросам превенции суицидального поведения, можно сформулировать следующие требования к содержанию и организации повышения их квалификации.
С учетом неравномерности в уровне подготовленности педагогов-психологов в области превенции суицидального поведения подростков и молодежи необходимо предусмотреть вводные модули, восполняющие необходимые базовые знания и умения, и основные модули, направленные на совершенствование компетенций, непосредственно связанных с реализацией различных направлений деятельности в области профилактики суицидального поведения. Необходимо создание адекватного инструментария оценки, позволяющего оценить профиль компетенций потенциальных слушателей, включающего как тестовую оценку знаний, так и демонстрацию умений в ходе решения практической задачи (кейса), и его вариации для оценки компетенций слушателей до, во время и после обучения. Существенная (до трети) доля часов программ повышения квалификации должна быть отведена на индивидуальные консультации (по типу супервизии) слушателей программы, направленные на разбор сложных случаев, возникающих в практике. При планировании видов работ также необходимо учесть, что наибольшие затруднения специалисты испытывают при необходимости решения практических задач. В числе модулей необходимо предусмотреть специальный практический модуль по сопровождению специалистов в кризисной ситуации (например, в ситуации завершенного суицида обучающегося) для оперативного сопровождения, консультирования, супервизии педагогов-психологов.
Также при реализации, проектировании соответствующих программ повышения квалификации необходимо предусмотреть проведение практических занятий, где активно использовать работу в микрогруппах с последующим общим обсуждением, работу со специальной литературой, практическую апробацию рассматриваемых приемов и рекомендаций. При изучении теоретического материала следует обязательно рассматривать способы его интеграции в повседневную практику и профессиональную деятельность слушателей (например, через составление слушателями плана профилактической работы и плана кризисного реагирования в случае завершенного суицида обучающегося, проведение слушателями профилактических занятий и диагностического обследования психологического состояния и семейной ситуации обучающихся с выраженной социально-психологической дезадаптацией). Для отработки умений на практических занятиях необходимо предусмотреть получение слушателями супервизии случаев, с которыми они сталкивались на практике.
Литература
- Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): метод. рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006. 96 с.
- Марголис А.А., Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 13—20.
- Сборник памяток для администрации, педагогов (классных руководителей) образовательных организаций города Москвы по профилактике суицидального поведения среди обучающихся / Под ред. О.В. Вихристюк. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. 55 с.
- Armistead L.D., Castillo J.M., Curtis M.J., Chappel A., Cunningham J. School Psychologists’ Continuing Professional Development Preferences and Practices // Psychology in the Schools. 2013. Vol. 50(4). P. 415—432.
- Brown J.A., Goforth A.N., Machek G. School Psychologists’ Experiences with and Training in Suicide Assessment: Challenges in a Rural State // Contemporary School Psychology. 2018. Vol. 22(2). P. 195—206.
- Debski J., Spadafore C.D., Jacob S., Pool, D A. Hixson M.D. Suicide intervention: Training, roles, and knowledge of school psychologists [Электронный ресурс] // Psychology in the Schools. 2007. Vol. 44(2). P. 157—170. URL: https://doi.org/10.1002/pits.20213. (дата обращения 05.07.2019).
- Eckert T.L., Miller D.N., DuPaul G.J., Riley-Tillman T.C. Adolescent Suicide Prevention: School Psychologists’ Acceptability of School-Based Programs // School Psychology Review. 2003. Vol. 32(1). P. 57—76.
- Hellmuth J. Are schools the best places to provide mental health services? // Brown University Child & Adolescent Behavior Letter. 2018. Vol.34(5). P. 1—6.
- Lecapitaine D J. Role of the School Psychologist in the Treatment of High-Risk Students // Education. 2000. Vol. 121(1). P. 73—79.
- Liebling B.D.E., Jennings H.R. The Current Status of Graduate Training in Suicide Risk Assessment // Psychology in the Schools. 2013. Vol. 50(1). P. 72—86.
- Nickerson A.B., Zhe E.J. Crisis Prevention and Intervention: A Survey of School Psychologists [Электронный ресурс] // Psychology in the Schools. 2004. Vol. 41(7). P. 777—788. URL: https://doi.org/10.1002/pits.20017. (дата обращения 05.07.2019).
- Santos D.C., Menezes A.B., Borba A., Ramos C.C., Costa, T.D. Mapeamento de competências do psicólogo escolar [Электронный ресурс] // Psicologia Escolar e Educacional. 2017. Vol. 21(2). P. 225-234. URL: https://doi.org/10.1590/2175-3539201702121109. (дата обращения 05.07.2019).
- Stein-Erichsen J.L. (2010). School Psychologists' Confidence Level with Suicide. Intervention and Prevention in the Schools. (Doctoral dissertation). Philadelphia College of Osteopathic Medicine.
- Stone D.M., Crosby A.E. Suicide Prevention // American journal of lifestyle medicine. 2014. Vol. 8(6). P. 404—420. doi:10.1177/1559827614551130
- Suld, S., Loker T., Friedrich A., Sundman A., Cunningham J., Saari B., Schatzberg T. Improving School Psychologists’ Knowledge and Confidence Pertinent to Suicide Prevention through Professional Development // Journal of Applied School Psychology. 2010. Vol. 26(3). P. 177—197.
- Taylor J.M., Neimeyer G.J., Rossen E. Continuing professional development (CPD) practices among clinical psychologists and school psychologists. In D. St. Stoyanov & R.-D. Stieglitz (Eds.), Psychology research progress. New developments in clinical psychology research. UK: Nova Science Pub Inc.; 2015. P. 221—237.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2337
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 551
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0