Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях

894

Аннотация

В статье рассматриваются методологические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних как направления деятельности психолога в образовательных организациях. Раскрываются содержательное определение, основные противоречия и требования к организации психопрофилактики. Рассматривается специфика профилактической деятельности в контексте трудных жизненных и юридически значимых ситуаций с участием несовершеннолетних с проблемным и девиантным поведением. Определяется алгоритм планирования психопрофилактической работы в виде технологии «цикл деятельности психолога». Описываются основные этапы психопрофилактики, а также методы и технологии, используемые на каждом этапе данного направления деятельности. Выделяются основные принципы межведомственного взаимодействия как необходимого аспекта данной деятельности, а также требования к разработке психопрофилактических программ и программ профилактики.

Общая информация

Ключевые слова: профилактика , профилактические программы, девиантное поведение, дети, подростки, межведомственное взаимодействие

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100201

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 1–14. DOI: 10.17759/psylaw.2020100201

Полный текст

В ситуации изменяющегося мира остро стоит проблема не просто ответа на возникающие проблемы и вызовы, но поиска мер их предупреждения, подготовки людей к ним. Как мы уже не раз писали, необходимо отходить от устоявшейся парадигмы профилактики как устранения негативных факторов, когда человека готовят к безоблачному будущему. На данный момент такой прогноз выглядит довольно утопичным. Соответственно, необходимо признать, что более продуктивным представляется подход к профилактике как формированию ресурсов личности (а возможно и группы) для преодоления будущих, сейчас возможно даже не прогнозируемых трудностей [4]. Анализ современного состояния проблемы показывает, что большинство авторов понимают профилактику очень расплывчато и узко. Чаще всего ее сводят к информированию и беседам. Однако в официальном (юридическом) определении профилактика — это система мероприятий в контексте предупреждения отклоняющегося поведения и преступности. При желании можно трактовать так, что любое мероприятие, проводимое в организации, является профилактическим, если прописать соответствующие задачи в плане организации. Но все-таки должны быть ориентиры, которые хотя бы позволят связать эти мероприятия в систему. В связи с этим в данной статье будет предпринята попытка разобраться в особенностях профилактики как направления деятельности психолога. Сложность психопрофилактической деятельности психолога заключается в ее противоречивости. Первое противоречие — это зачастую отсутствие запроса на такую деятельность со стороны клиента. Нужно потратить дополнительные усилия для мотивации если не заказчика, то собственно клиента. Примером может являться курение и борьба с ним. Если человек не курит, то работа по профилактике курения часто вызывает протест (особенно если она проводится как лекции о вреде курения). Второе противоречие состоит в том, что тяжело понять границы психопрофилактической деятельности. С одной стороны, есть понимание, что работа должна проводиться с так называемой группой риска. С другой стороны, профилактика не может сводиться к работе только с одной или несколькими группамм, потому что практика показывает, что проблемы могут начаться там, где их не ждали. И главное противоречие — очень сложно говорить об эффективности психопрофилактики. Ведь если она действительно эффективна, то ничего не происходит. Соответственно, нет никаких доказательств, что и без работы психолога что-то бы произошло. А если все-таки случается (а сколько бы специалист ни работал, не все в его власти), то сразу встает вопрос: почему психопрофилактика не оказала нужного действия? При определении психопрофилактики, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие требования. Комплексность. При анализе проблемы преступности все исследователи говорят о ее многоаспектности, невозможности свести ее только к одного рода причинам (экономическим, социальным, педагогическим или психологическим). Но слабость дисциплинарного подхода состоит в том, что практика работы специалиста требует опоры на специфику той научной области, в рамках которой работает данный профессионал. Многими декларируется, что только при объединении усилий возможно достижение цели — если не предотвращение, то хотя бы снижение уровня преступности. Поэтому при рассмотрении сущности психопрофилактики необходимо акцент делать на межведомственном подходе, в рамках которого психолог образовательного учреждения работает не один, а совместно с коллегами разного профиля и даже разных ведомств. Создание профилактического пространства. Когда речь заходит о таких направлениях деятельности, как профилактика, сопровождение или реабилитация, многие психологи говорят о создании определенных условий в рамках организации для изменения жизнедеятельности клиента. Довольно часто речь идет о создании «тепличных условий» в рамках организации, свободных от воздействия неблагоприятных факторов, что позволяет клиенту формироваться нетравматично. На наш взгляд, это мало достижимо и неэффективно. Необходимо не ограждать человека от трудностей жизни, а готовить его к встрече с ними, развивая его качества и способности. Кроме того, человек существует в рамках разных групп, и изменения оказываются нестойкими, так как он возвращается в прежние условия. Таким образом, необходимым условием эффективности профилактической деятельности психолога является работа с окружением. Субъектный принцип в психопрофилактике. Часто при описании психопрофилактики акцент ставится на психолога как единственного субъекта данной деятельности. Но сложно себе представить специалиста, особенно в рамках образовательного комплекса, который может насчитывать до 10 000 обучающихся, способного охватить всех субъектов образовательной деятельности. Понятно, что для того, чтобы профилактика была более эффективной, необходимо привлекать тех, кто общается с детьми более часто и массово. Очень часто такими субъектами профилактики становятся классные руководители, да и учителя в целом. Для того чтобы они могли вовремя заметить признаки проблем, необходимо проводить психологическое просвещение, в ходе которого повышать компетентность учителей в области девиантного поведения. Однако учителя не всегда обладают полной информацией. Особенностью подросткового возраста является дистанцирование от мира взрослых. Поэтому еще более эффективно передавать некоторые компетенции непосредственно обучающимся. Еще более революционным выглядит мысль, что сам обучающийся тоже может быть субъектом профилактики, когда он сам у себя может найти эти индикаторы и обратиться за помощью, а также принять ответственность за свою жизнь и ее границы и найти вместе со своим ближайшим окружением возможности выхода из трудной жизненной или юридически значимой ситуации, а, возможно, ее избежать. Решая вопрос о профилактике девиантного поведения важно определить, что это такое. Чаще всего одним из ключевых критериев девиантного поведения выделяется стойкость и постоянство поведенческих проявлений, противоречащих общепринятым социальным нормам [7]. Однократная демонстрация ребенком или подростком какого-либо поступка еще не говорит ни о склонности к девиантному поведению, ни о его сформированности. И в этом контексте необходимо говорить как о генезисе отклоняющегося поведения, так и о ситуациях, в которых оно разворачивается. Практический опыт работы с несовершеннолетними, а также эмпирические данные и результаты исследований отражают тенденцию не внезапного, а постепенного формирования проблемного поведения в большинстве случаев. Формирование и развитие раннего проблемного поведения у детей и отклоняющегося поведения у подростков может сочетаться с трудной жизненной ситуацией, которая приводит к тому, что нарушаются нормальное функционирование и жизнедеятельность, а с возникающими трудностями ребенок и семья не могут справиться привычными средствами. Это обусловливает необходимость оказания своевременной и адекватной помощи несовершеннолетнему и его семье. При этом, чем раньше будет оказана помощь, тем легче нивелировать действие неблагоприятных факторов. В некоторых случая трудная жизненная ситуация может трансформироваться в юридически значимую ситуацию. Ранее мы уже формулировали определение этой ситуации как ситуации с участием несовершеннолетнего (и его семьи), разворачивающейся в правовом контексте и приводящей к социально-правовым и психологическим последствиям. При этом сама юридически значимая ситуация обусловлена конфликтным взаимодействием ее субъектов. И эта вероятность требует особого внимания специалистов на этапе профилактики девиантного поведения. Важно учитывать, что развитие этих ситуаций предполагает выделение некоторых этапов, на которых специалисты могут выстраивать работу с детьми и подростками, используя разные технологии. Так, когда поведение еще не выходит за рамки общепринятых социальных норм, профилактическая работа может быть сконцентрирована на развитии ресурсов личности, способствующих преодолению трудных жизненных ситуаций и адекватному реагированию на действие неблагоприятных факторов. На этапе, когда в поведении отмечаются первые признаки отклонений от социальных норм, должна выстраиваться вторичная профилактика, направленная на работу с группами риска и подразумевающая определение факторов риска и ресурсов развития, имеющихся в каждом конкретном случае. Если же речь идет о стойких поведенческих нарушениях, то требуется более глубокая работа, направленная на профилактику рецидивов и правонарушений, которую нередко называют также реабилитационной работой. Таким образом, предлагается определить психопрофилактику как направление деятельности психолога, целью которого является предупреждение отклонений в развитии и поведении через создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам. В нашем понимании направления деятельности (такие как психопрофилактика, сопровождение и реабилитация) имеют отличия от видов деятельности (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия и т. д.): это содержательная система деятельностей, образующаяся из определенных видов деятельностей, логически связанных в единый алгоритм для достижения определенной цели. Встает вопрос: какие именно виды деятельности должны войти в психопрофилактику. Понятно, что любая деятельность психолога начинается с психодиагностики. Необходимо определить, какие риски, уязвимости и ресурсы имеет клиент, чтобы начать планировать работу с ним. На следующем шаге психологу необходимо организовать проведение консилиума. Как мы уже отмечали [3], к данной форме очень удобно привлекать специалистов из других ведомств, обеспечивая все ресурсы профилактического пространства. Этот вид деятельности обеспечивает координацию действий различных специалистов и ведомств, не только педагогов, медиков и юристов, но и психологов различных профилей. Соответственно, неравномерность нагрузки на специалистов разных ведомств может быть сбалансирована, так как специалисты, которые работают в определенном учреждении, обычно должны решать все возникающие у их клиентов проблемы, однако это возможно лишь при грамотном привлечении специалистов из других учреждений, в профиль которых входит разработка программ помощи нужной направленности. Понятно, что результатом консилиума является профилактическая программа (индивидуальная или групповая), в которой задействованы специалисты различного профиля (в зависимости от того, насколько сложный случай). Соответственно, частью данной программы будет психологическая помощь, которая необходимо включает два аспекта: помощь самому клиенту (в зависимости от запроса это могут быть развивающая деятельность (для развития защитных факторов), психокоррекция (для нивелирования уязвимостей), профориентация, психологическое консультирование, психотерапия, диспетчерская деятельность и т. д.) и работа с его окружением для поддержки изменений (чаще всего это психологическое просвещение родителей, педагогов, одноклассников и т. д., а также психологическое консультирование, но могут быть и другие виды деятельности). По итогам проведенной работы проводится повторная диагностика, целью которой является понимание того, достигнута ли цель (выполнен ли запрос). Соответственно, если цель не достигнута, то диагностика становится промежуточной, снова проводится консилиум, уточняется план профилактической деятельности и снова реализуется в выбранных видах деятельности специалиста. Потом снова проводится психодиагностика, которая в случае достижения цели становится итоговой. Таким образом, можно описать деятельность психолога в виде циклов, которые и составляют технологию планирования цикла деятельности психолога. Ее можно использовать при планировании не только психопрофилактики, но и любого другого направления деятельности (сопровождения или психосоциальной реабилитации). Важно отметить роль еще одного вида деятельности в работе психолога — методической. Психологи-практики не очень любят эту деятельность, так как она во многом пересекается с ведением документооборота, а, как известно, эта часть работы становится все объемнее и запутаннее. Однако методическая деятельность позволяет, с одной стороны, упорядочить свою работу, а с другой стороны, обогатить опыт профессионального сообщества. Мы определяем эту деятельность как вид деятельности психолога, направленный на анализ собственной деятельности, документирования ее структуры (разработка различных программ, методов диагностики, программ тренингов и т. д.) в целях дальнейшей оптимизации процесса и распространения в профессиональном сообществе. В методическую деятельность входит как освоение и разработка новых методов и методик работы психолога, так и такие организационные виды деятельности, как планирование, проектирование и рефлексия. Она явно пересекается с научной деятельностью, ведь, например, апробация программ может быть опубликована как научно-методическая статья. Как видим, методическая деятельность пронизывает всю деятельность психолога с начала и до конца цикла деятельности. В ходе психопрофилактики должны быть выполнены и соблюдены определенные этапы, без которых эта деятельность не будет организована и реализована полноценно. При этом на каждом этапе могут быть использованы различные методы и технологии практической работы психологов [5; 6]. В первую очередь необходимо работать на создание профилактического пространства, что подразумевает проведение серьезной работы с командой специалистов. На этом шаге могут быть использованы технологии работы со специалистами в групповом формате. Эти технологии направлены на создание социально поддерживающего климата (например, в коллективе педагогов), превенцию профессионального выгорания, развитие социальных навыков, работу с самооценкой и Я-концепцией, личностным ростом и т. п. Но еще более важным аспектом работы с командой специалистов является выработка общих ценностных оснований совместной профессиональной деятельности, соотнесение тезауруса и понимания специфики проблем детей и подростков. Второй этап психопрофилактики должен быть связан с проведением мониторинга [1] рисков (индикаторы риска) и ресурсов развития (как социальных, ситуативных, так и индивидуально-психологических), в результате чего необходимо выделить группы риска, с которыми будет проводиться непосредственная работа. И здесь имеется достаточно широкий спектр методов, методик и технологий, в том числе тех, которыми располагает юридическая психология детства. Рассмотрим их подробнее. Диагностические методы и методики. Как отмечалось выше, деятельность психолога, в том числе в контексте психопрофилактики, начинается с диагностики, в результате которой должны быть выделены группы риска и определены мишени практической работы. Арсенал методов диагностической работы у психологов достаточно широкий: наблюдение за поведением, как в процессе обследования, так и в естественных условиях (например, в классе, на переменах и т. д.); беседа; тестирование; проективные методы; методы и методики, используемые в клинической психологии, а также структурированные методы оценки риска. Среди тестовых методов, наиболее часто используемыми в процессе диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, являются такие методики, как опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии) и тест «Склонность к девиантному поведению» (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев). Технологии сбора информации о несовершеннолетнем и разработки плана работы. Отдельно следует рассмотреть структурированные методы оценки риска. Они занимают промежуточное положение между методами диагностики и технологиями практической работы, поскольку содержат в себе алгоритмы анализа информации о несовершеннолетнем, которые нацелены на разработку индивидуального плана и программы работы с ним. Их можно отнести к технологиям сбора и структурирования информации о ребенке, факторах риска, ресурсах развития с последующим определением степени интенсивности необходимой помощи и планированием работы. Одним из таких методов является «Оценка риска и возможностей» (ОРВ), который может применяться как на уровне первичной профилактики отклоняющегося поведения, так и в процессе работы с риском рецидива делинквентного поведения. С нашей точки зрения, данная технология может быть эффективно использована специалистами как при проведении психолого-педагогических консилиумов, так и в работе совета профилактики. В рамках первичного консилиума ОРВ позволяет проанализировать социальную ситуацию ребенка и его индивидуально-психологические особенности с точки зрения факторов риска и ресурсов, разработать обоснованный и аргументированный план работы, на динамическом или итоговом консилиуме отследить динамику изменений. Следующие этапы психопрофилактической деятельности предполагают оказание непосредственной помощи группам риска и разработку профилактических программ, направленных на работу, как с клиентами, так и с их окружением. Каждый отдельный случай должен быть рассмотрен на консилиуме [8], результатом должна быть адресная психопрофилактическая программа, а обобщенный анализ и типологизация групп риска должны привести к разработке программ профилактики. И здесь опять имеется большой арсенал технологий помощи, который может комбинироваться в зависимости от задач помощи. Технологии работы с несовершеннолетним. Нередко, когда начинают реализовываться рекомендации консилиума, необходимо провести мотивирование ребенка или подростка, направленное на формирование субъектной позиции и повышение эффективности взаимодействия. На этом этапе могут быть применены технологии мотивационного интервьюирования и консультирования, которые успешно используются также и в международной практике в работе с несовершеннолетними-правонарушителями. Далее при реализации решений консилиума могут использоваться технологии формирования социально важных навыков с использованием методов коррекционно-развивающей, консультативной работы и активного социального обучения, включения ребенка или подростка в альтернативные виды просоциальной деятельности. Эти технологии должны формировать ресурсы личности, позволяющие повысить устойчивость к действию неблагоприятных факторов (иными словами, минимизировать действие риска и уязвимости). Технологии работы с семьей. Зачастую работа только с несовершеннолетним малоэффективна, поскольку проблема девиантного поведения включает в себя также семейный контекст, подразумевающий оказание помощи родителям или законным представителям ребенка или подростка. В том случае, если речь идет о раннем выявлении проблем поведении, проявляющихся до подросткового возраста, или о семьях группы риска с детьми раннего или дошкольного возраста, могут быть использованы технологии раннего вмешательства, направленные на предотвращение раннего неблагополучия. Данные технологии показывают высокую эффективность, в том числе в долгосрочной перспективе. В ситуации, когда неблагополучие имеет уже выраженные проявления, могут быть использованы технологии интенсивной семейной терапии на дому, когда с семьей работает междисциплинарная команда специалистов. Однако эти технологии несколько выходят за рамки возможностей таких образовательных организаций, как школы, но могут быть учтены при планировании работы с ребенком на этапе формулирования решений консилиума. Технологии работы с сетью социальных контактов и социальным окружением. Прежде всего этот тип технологий направлен на просветительскую работу с различными категориями клиентов, в том числе с использованием социальной рекламы, а также на организацию социальной среды, позволяющей детям и подросткам включаться в социальные проекты (как региональные, так и локальные, разрабатываемые и реализуемые конкретными образовательными организациями). Не менее востребованными являются программы работы с различными подростковыми и молодежными субкультурами. Работа с сетью социальных контактов включает в себя также создание групп социальной поддержки — так называемых групп само- и взаимопомощи, например, среди сверстников, родителей, учителей. Такие группы могут быть организованы как внутри образовательной организации, так и между разными школами. Группы само- и взаимопомощи чаще всего проводятся в формате, когда нет какого-то определенного ведущего (тренера, модератора). В настоящее время актуальными являются также технологии информирования, которые лишь отчасти пересекаются с просветительской работой, поскольку подразумевают проведение лекций, семинаров, консультаций, подготовку специализированных брошюр, видеороликов и фильмов по тем или иным запросам и проблемам. В ряде случаев необходимо использование специализированных технологий в контексте восстановления отношений между несовершеннолетним и его социальным окружением, социумом в целом. Практический опыт показывает, что для решения этой задачи могут быть использованы приемы и методы сетевой терапии. К технологиям работы с социальным окружением можно также отнести процедуры медиации и примирения, осуществляемые в том числе школьными службами примирения, используемые на этапе урегулирования различных конфликтов. Интегрированные (смешанные) технологии. В последнее время остро стоит вопрос об оценке эффективности деятельности и программ помощи, а также использовании доказательного подхода в практической работе специалистов. Исследования показывают, что в этой связи наиболее эффективным оказывается эклектичный подход, когда в программы помощи интегрируются различные технологии. Например, постпенитенциарные технологии помощи детям, подросткам и их родителям либо законным представителям (включая тех взрослых из ближайшего окружения ребенка, которые освобождаются из мест лишения свободы) направлены на помощь в социальной адаптации и интеграции в социум. Такого рода интегрированные технологии могут быть разработаны и использованы в деятельности специалистов образовательной организации, когда программа помощи мультикомпонентна, т. е. учитываются индивидуальные и средовые аспекты работы с несовершеннолетними и семьями. Следует отметить, что профилактика как направление деятельности как раз и подразумевает больше мультикомпонентный характер, чем фокусировку на какой-то одной узкой проблеме. Если, например, речь идет о буллинге, то работа включает в себя и работу с учениками, и работу с педагогом, и просвещение родителей. Технологии работы в интернет-пространстве. В условиях изменения социальной ситуации развития детей и подростков, которая трансформируется в том числе благодаря распространению Интернета и цифровых технологий, новой областью научных исследований и практических разработок являются технологии работы в виртуальной реальности и социальных сетях. Среди них можно выделить технологию онлайн-стритворк, направленную на работу с риском, гейтикипер-тренинг в контексте работы с суицидонаправленным онлайн поведением, разработку технологий онлайн-консультирования, интернет-площадок и платформ для организации психологической, консультативной и иной помощи в интернет-пространстве, развитие групп помощи в социальных сетях. Отметим, что в профессиональном стандарте «Психолог в социальной сфере» выделена отдельная профессиональная функция, связанная с работой психолога в сети Интернет [2]. Вместе с тем и психологи образования также стоят перед необходимостью освоения данных компетенций. Однако эта область практических разработок в нашей стране находится только в самом начале своего становления, когда происходит накопление и обобщение результатов исследований и эффективности работы в онлайн, а также разработка образовательных программ для специалистов. Еще одним обязательным этапом в организации психопрофилактики является межведомственное взаимодействие специалистов. Еще раз подчеркнем принципы, в соответствии с которыми данное взаимодействие будет наиболее эффективным. Во-первых, речь идет о преемственности. Клиент не должен бесцельно проходить одни и те же методики и программы. Особенно это часто встречается при психодиагностическом обследовании и приводит к тому, что порой клиент наизусть знает вопросы и желательные ответы на них. Кроме того, почти полностью игнорируется траектория движения клиента по разным организациям, соответственно, психологи порой с удивлением узнают, что с клиентом уже проводилась какая-либо работа. Особенно в юридически значимых ситуациях важно понимание правового контекста, ведь клиент может перейти в другую организацию (например, из обычной школы в закрытую) и психологическая помощь не может быть эффективной без учета этого. Во-вторых, очень важен принцип вариативности психологической помощи. Каждая организация имеет свою специфику, соответственно, психологические службы разных ведомств и организаций могут предложить свои программы (углубленной психодиагностики, развивающей или психокоррекционной помощи). Разные субъекты профилактики могут оказывать психологическую помощь не только самому несовершеннолетнему, но и его окружению. Так, например, различные центры могут взять на себя работу с родителями, что не совсем в функциях образовательных организаций. В-третьих, — принцип координации. Даже при высокой вариативности психологической помощи важно, чтобы действительно было взаимодействие специалистов, что вполне возможно реализовывать в форме консилиума, который может взять на себя роль координационного совета, функциями которого будут планирование профилактической программы, контроль за ее реализацией, а также необходимая коррекция (изменение тех пунктов программы, которые показывают свою неэффективность, а также привлечение необходимых специалистов, как психологического профиля, так и смежников). В соответствии с этими принципами, психологи системы профилактики, в частности образовательных учреждений, должны иметь что-то вроде карты межведомственного взаимодействия, где определены специалисты, которых можно вовлечь в совместную работу или к которым можно направить своих клиентов. При этом важно оценить достаточность этих контактов в контексте того контингента клиентов, с которыми работает психолог: например, с точки зрения их обеспеченности (некоторые не могут себе позволить платить за услуги специалистов, а некоторые предпочитают именно коммерческие отношения) или удаленности от их места проживания (может ли клиент выделить на это время или у него нет возможностей покинуть свое место проживания). Учесть необходимо и вопросы анонимности, так как существует ряд проблем, которые клиенты (или заказчики) не решают вследствие страха перед оглаской (например в случае обращения к психиатру или наркологу). Говоря о программах профилактики девиантного поведения, нам хотелось бы отметить, что можно выделить два типа таких программ. 1.         Программы профилактики как комплексная система деятельности в процессе решения проблем, связанных с отклоняющимся поведением, эффект которых рассчитан не на конкретного несовершеннолетнего или семью, а на определенную категорию, выделенную по какому-то признаку (например, программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних). Этот тип программ методически описывает систему работы специалистов, занимающихся профилактикой того или иного вида отклоняющегося поведения в конкретной образовательной организации. 2.         Профилактические программы в отличие от программ профилактики представляют собой адресную помощь, направленную на системное изменение конкретной ситуации и поведения данного ребенка или семьи, с учетом факторов риска и ресурсов развития. Этот тип программ разрабатывается как раз в рамках работы консилиума непосредственно для каждого клиента. Можно выделить ряд общих требований, которые предъявляются на этапе разработки программы профилактики. Соблюдение этих требований позволит специалистам обосновывать те или иные действия в рамках практической работы с детьми и подростками. Во-первых, такая программа должна иметь название и указание на авторство. Во-вторых, она должна быть обоснована, т. е. отвечать актуальной ситуации и практическим запросам. В-третьих, в программе необходимо сформулировать цель и задачи, при этом важно, чтобы цель определялась как образ конечного результата, ресурс, который будет сформирован у клиента (ребенка, подростка, семьи). Также цель не должна иметь отрицательную формулировку. В-четвертых, желательно, чтобы в программе была описана теоретическая модель того или тех феноменов, которые являются мишенями воздействия. Этот раздел имеет принципиальное значение для формулирования задач программы. В-пятых, должно быть указание на целевую группу или целевые группы, являющиеся ключевыми клиентами программы. В-шестых, важно определить длительность программы, ее объем в часах, количество и продолжительность занятий, их формы, а также принципы комплектования групп (количество человек, возраст, пол и т. п.), если программа подразумевает различные групповые форматы работы. В-седьмых, важно на этапе разработки программы продумать, какая методическая и материально-техническая база нужна для ее реализации и воплощения (например, бланки методик, оборудование и т. п.). В-восьмых, структурируются этапы и блоки программы, что обычно делается в форме тематического плана. Далее должны быть представлены методические рекомендации по реализации программы; описание занятий, включающее в себя формулирование тем и целей занятий, методов, которые планируется использовать в ходе занятий, оборудования, которое необходимо на тех или иных занятиях (в том числе бланки диагностических методик, дидактический и раздаточный материал и т. п.); планы занятий и описание хода занятия (описание игр и упражнений, которые планируется использовать, текст лекции или сообщения, если они планируются и т. п.). В отдельном разделе программы желательно описать, каким образом будет оцениваться эффективность программы на основе доказательного подхода (например, через экспертные оценки, анализ отзывов клиентов, результаты мониторинга и т. д.). В конце программы приводится список использованной литературы. Таким образом, профилактическая деятельность психолога — сложноорганизуемая деятельность, в которую включены специалисты различных направлений и ведомств. Как показывает проведенный нами анализ, такая деятельность не может быть сведена к одному или нескольким отдельным мероприятиям, а должна осуществляться системно и с использованием всех ресурсов среды и самого человека. На наш взгляд, очень важна методическая поддержка психологов, осуществляющих данную деятельность, в первую очередь, через создание площадки для обмена технологиями, методами и опытом в целом. И от формального подхода необходимо переходить к содержательному насыщению среды, чтобы любая неожиданность стала возможностью для развития, а не травмирующим фактором.

Литература

  1. Алехина С.В., Битянова М.Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4. С. 66—73. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2009/n4/27746.shtml (дата обращения: 20.03.2020).
  2. Богданович Н.В. Анализ основных профессиональных стандартов, предполагающих работу психологов в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 1—12. doi:10.17759/psylaw.2016060201. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2016/n2/81663.shtml (дата обращения: 20.03.2020)
  3. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Межведомственное взаимодействие как основа профилактики девиантного поведения несовершеннолетних // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов / Под общ. ред. Д.В. Сочивко. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 678—686. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37275660_61566750.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
  4. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика как направление деятельности психологов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2018. С. 137—138. — URL: http://psyjournals.ru/files/96133/kochenovskie_chteniya_2018.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
  5. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Психологические технологии как основа подготовки специалистов в области юридической психологии // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения — 2018) Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. Ю.А. Шаранова, В.А. Шаповала; сост. М.А. Кутырёв. 2018. С. 53—57. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37197422_91574532.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
  6. Делибалт В.В., Богданович Н.В. Спектр технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением в контексте юридически значимых ситуаций // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: сб. тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. 2016. С. 122—124. URL: https://psyjournals.ru/files/83497/sbornik_modern_psy_and_law.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
  7. Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося поведения. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М: МГППУ, 2018 г. URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (дата обращения: 20.03.2020).
  8. Пимонов В.А., Делибалт В.В., Дворянчиков Н.В., Малкин Д.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 95—109. doi:10.17759/psylaw.2018080107. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2018/n1/91730.shtml (дата обращения: 20.03.2020).

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Делибалт Варвара Васильевна, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-3188, e-mail: delibaltvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3095
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 71

Скачиваний

Всего: 894
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8