Анализ основных профессиональных стандартов, предполагающих работу психологов в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях

739

Аннотация

В данной статье проведен анализ профессиональных стандартов с точки зрения сферы работы психолога с клиентами, находящимися в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях. Критериями анализа выбраны: отражение проблематики в целях профессиональной деятельности, выбор оснований для выделения профессиональных действий, направленность на определенное ведомство, выбор определенного направления деятельности психолога (профилактика, сопровождение, реабилитация). Показано, что все пять анализируемых стандартов предполагают такие ситуации, однако лишь три из них («Педагог-психолог», «Психолог в социальной сфере», «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере») раскрывают деятельность психолога, а оставшиеся («Специалист органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» и «Специалист по работе с семьей») носят скорее организаторский характер. Сделан вывод о соответствии программ подготовки специалистов, разработанных кафедрой юридической психологии и права МГППУ, требованиям профессиональных стандартов, предложены дополнения в эти программы.

Общая информация

Ключевые слова: сопровождение, профилактика , подготовка специалистов, реабилитация, профессиональный стандарт, межведомственное взаимодействие

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060201

Для цитаты: Богданович Н.В. Анализ основных профессиональных стандартов, предполагающих работу психологов в трудных жизненных и юридически значимых ситуациях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 1–12. DOI: 10.17759/psylaw.2016060201

Фрагмент статьи

На современном этапе реформирования высшего образования все большее значение имеет разработка и внедрение профессиональных стандартов, которые представляют собой «…многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям специалистов в разных сферах профессиональной деятельности, изложенный в виде структурированных характеристик деятельности (трудовых функций)».

<...>

Полный текст

На современном этапе реформирования высшего образования все большее значение имеет разработка и внедрение профессиональных стандартов, которые представляют собой «…многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям специалистов в разных сферах профессиональной деятельности, изложенный в виде структурированных характеристик деятельности (трудовых функций)» [4].

Важность данных документов возрастает еще в связи с тем, что с 1 июля 2016 г. применение профстандартов работодателями станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ установлены такие требования (см.: Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ).

Таким образом, становится важным вопрос о том, какие новые требования выдвигают профессиональные стандарты к подготовке психологов, в частности, в сфере работы с клиентами, находящимися в юридически значимых ситуациях.

Были проанализированы следующие утвержденные стандарты: 01.002 – Педагог-психолог (психолог в сфере образования); 03.007 – Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере; 03.008 Психолог в социальной сфере; 03.009 – Специалист по работе с семьей; 03.006 – Специалист органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних [3].

Для анализа были выбраны следующие критерии: отражение проблематики юридической психологии в целях профессиональной деятельности в каждом стандарте; выбор оснований для выделения профессиональных действий, что важно для дальнейшей разработки структуры образовательной программы; направленность на определенное ведомство (или межведомственных характер стандартов), что позволяет определить круг работодателей, которых необходимо включить в разработку программ; выбор определенного направления деятельности психолога и соответствие этого направления модели специалиста, реализуемой выпускающей кафедрой.

Отражение проблематики в целях профессиональной деятельности

В этих стандартах целью профессиональной деятельности предполагается психологическая помощь несовершеннолетним, в том числе попавшим в юридически значимую ситуацию: «…несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» («Педагог-психолог»); «…лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам;... находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы» («Психолог в социальной сфере»); «…детям и подросткам, не имеющим постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); ставшим жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, условно осужденным или находящимся в пенитенциарной системе» («Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»).

Немного в другом русле звучат цели в стандарте «Специалист органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»: «…предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей».

В стандарте «Специалист по работе с семьей» цель ставится так: «Оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей», что уточняется в наименовании вида профессиональной деятельности как «…предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении», однако психологов среди перечисляемых квалификаций нет (есть только социальный работник и социальный педагог).

Во всех стандартах упоминаются категории клиентов, находящихся в трудной жизненной ситуации (стандарты «Психолог в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей», «Педагог-психолог» (упоминается в тексте стандарта), «Специалист органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (уточнено в обобщенных трудовых функциях)). В стандарте «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» трудная жизненная ситуация впрямую не отмечена, однако упоминаются многие типы таких ситуаций. Анализ стандартов позволил выделить следующие виды проблем клиентов (табл. 1): 1) социальная дезадаптация; 2) конфликт с законом (правонарушения); 3) положение жертв, свидетелей; 4) нахождение в рамках пенитенциарной системы; 5) аддикции; 6) бродяжничество.

Таблица 1

Выбор оснований для выделения профессиональных действий

Если в стандарте «Педагог-психолог» профессиональные действия определены как различные деятельности (психолого-педагогическое сопровождение, экспертиза, психологическая диагностика, коррекция, консультирование, просвещение, профилактика), то в стандарте «Психолог в социальной сфере» акцент сделан на организационных моментах: подготовка межведомственных команд, организация мониторинга, оказание психологической помощи по клиентским группам (социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию; социально уязвимым слоям населения; работникам органов и организаций социальной сферы; замещающим семьям). Отдельно выделяется функция просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы и разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения, что можно обозначить как психологическую профилактику. Стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» составлен, скорее, по клиентским группам: реабилитация несовершеннолетних, трудоспособных клиентов, пожилых людей с тяжелыми хроническими заболеваниями, консультирование специалистов учреждений социальной сферы. Немного обособлена трудовая функция по организации и управлению реабилитационным случаем. В профессиональном стандарте «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» трудовые функции ограничиваются «обеспечением и защитой прав», «выявлением и учетом», «подготовкой материалов», «содействием оказанию помощи». В стандарте «Специалист по работе с семьей» выделяются две функции: «Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации с целью оказания им помощи» и «Организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности». Как видим, в данных стандартах функции носят скорей мониторинговый, документоведческий характер, чем психологический.

Направленность стандартов на определенное ведомство

Несмотря на замечание Т.И. Шульги, что профессиональные стандарты носят «межотраслевой характер» [5], можно заметить их яркую ведомственную направленность. Так, стандарт «Педагог-психолог» уже в самом названии имеет направленность на сферу образования. Стандарт «Психолог в социальной сфере» явно ориентирован на сферу социальной защиты, хотя в цели прописаны как помощь социально-незащищенным слоям населения, так и работа в рамках МВД, ФСИН, системы здравоохранения (помощь аддиктам и лицам с ограниченными возможностями здоровья).

Выбор определенного направления деятельности психолога

В стандарте «Педагог-психолог» воплощается такое направление деятельности, как сопровождение. Об этом свидетельствует как цель (см. выше), так и то, что психолог сосредоточивается на оказании помощи педагогу в его деятельности (см. трудовую функцию 3.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ). Также в этом стандарте раскрываются такие виды деятельности, как психологическая экспертиза, консультирование, коррекционно-развивающая работа, диагностика, просвещение, психопрофилактика. Последняя понимается как профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях. Рассмотрим, какие трудовые действия входят в последнюю функцию. Это выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся, разработка рекомендаций (педагогам, учащимся), планирование и реализация превентивных мероприятий, просвещение (разъяснение необходимости применения сберегающих здоровье технологий).

В данном стандарте выделяются два вида обобщенных трудовых функций, и один из них прямо посвящен оказанию психолого-педагогической помощи несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Но в данной деятельности предполагается меньше видов деятельности: нет экспертизы и сопровождения (наверное, поэтому этого термина и нет в названии).

В профессиональном стандарте «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» акцент сделан на помощи людям с ограниченными возможностями. Трудовая функция «социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов» включает в себя следующие виды деятельности:

психодиагностика («Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего», «Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого для реабилитанта окружения»);

  • консилиум («Составление прогноза социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости – корректировка прогноза», «Разработка социально-психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями», «Доведение до сведения реабилитанта и (или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально-психологического и социально-педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая»);
  • консультирование реабилитанта, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций, семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов.

Работа идет также по организации реабилитационной среды (больше разработано для инвалидов). Специалистом осуществляется выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечение реабилитанту доступа к этим программам. За данными действиями видна некая запланированная пассивность клиента.

Зато оценка эффективности реабилитационного процесса представлена четырьмя действиями: «Мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации»; «Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации»; «Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта»; «Документирование хода социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и составление отчета по их результатам для целей аудита и передача их в соответствующие инстанции».

В сравнении с выделенными нами действиями в рамках реабилитации – 1) создание замещающей среды; 2) взаимодействие специалистов и межведомственное взаимодействие; 3) активная позиция клиента в достижении цели реабилитации; 4) оценка эффективности реабилитационного процесса – мы видим, что в стандарте лишь частично реализуется данная модель [3].

Если рассматривать стандарт «Психолог в социальной сфере», то можно заметить, что основным направлением деятельности в нем является профилактика как направление деятельности психолога, целью которого является создание ресурсных условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам [1].

В ходе данной деятельности необходимо [2]:

1) работать на создание профилактической среды;

2) проводить мониторинг рисков и ресурсов;

3) выделять группы риска и проводить коррекционную работу с ней;

4) разработать профилактические программы, направленные на работу как с клиентами, так и с их окружением;

5) организовать межведомственное взаимодействие.

Сравним выделенные действия с этим стандартом.

В стандарте задана профессиональная функция «Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения». Как видим, эта функция соответствует второму пункту – разработка программы мониторинга, его проведение, анализ полученных результатов, выработка рекомендаций, оценка эффективности. Интересно, что за психологом закрепляется действие – «подготовка сообщений и публикаций для средств массовой информации (далее – СМИ) по результатам мониторинга» [3], а в умениях упоминаются интернет-форумы и информационные сети.

Все же необходимо отметить и разницу. Несмотря на употребление терминов «психологическая безопасность», «комфортность», большей частью акцент делается на «психологические риски», «факторы социальной и психологической напряженности», «минимизацию негативных явлений».

Однако есть и элементы первого пункта – создание профилактической среды. Так, психолог должен выделить психологические критерии «…соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей» [3].

Дальнейшие профессиональные функции разбиты по клиентским группам. Однако большей частью в них упоминаются различные виды деятельности (табл. 2).

Таблица 2

Соотнесение видов деятельности в соответствии с клиентской группой

Виды деятельности

Социальные группы и отдельные лица

Представители социально уязвимых слоев населения

Работники органов и организаций социальной сферы

Замещающие семьи

Психодиагностика

-

да

-

да

Консилиум

да

да

-

-

Консультирование

да

да

да

да

Развивающая работа

да

да

да

да

Просвещение

да

да

да

да

Сопровождение

да

да

-

да

Психологическая поддержка

да

да

да

-

Диспетчерская деятельность

да

да

-

-

Психологическая помощь

да

да

да

да

Таким образом, можно увидеть, что со всеми клиентами предполагается проводить консультирование, развивающую работу, просвещение. Причем последнему посвящено целое трудовое действие – «организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы».

Видимо, психодиагностика подразумевалась, но указана только для клиентов из социально уязвимых слоев населения и замещающих семей. Можно предположить, что консилиум и диспетчерская деятельность – это возможность оказания комплексной помощи при участии смежных специалистов и психологов других ведомств.

Особый интерес представляет такой вид деятельности психолога, как психологическая поддержка. В данном стандарте он упоминается в следующем контексте: «…привлечение социального окружения клиентов к их психологической поддержке и создание специальных страничек, блогов и групп в социальной сети», «…разработка программ по использованию ресурсов социальных сетей в целях психологической поддержки клиентов», «…содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов»; «…взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем». Таким образом, психологическая поддержка понимается как работа с окружением клиента как в реальной, так и в виртуальной среде (см. пункт 4 выше).

Есть смысловая неопределенность в понятии «психологическая помощь». Оно встречается в следующих контекстах: «…разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников»; «…..разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам», «…оказание индивидуальной психологической помощи клиентам», «…создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам», «…составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи». Можно сделать обобщение, что при использовании этого понятия часто делается акцент на организационные моменты деятельности психолога.

Что касается выделения работы группы риска и проведения с ней психокоррекции, то, с одной стороны, мы уже могли заметить, что в данном стандарте выделяются следующие категории клиентов: социально уязвимые слои населения (маргиналы, мигранты и беженцы) и замещающие семьи. Для них предусмотрено сопровождение, хотя, по нашему мнению, это, скорее, не собственно сопровождение, а уделение особого внимания этим типам клиентов. Но существует еще одно профессиональное взаимодействие: «разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения». И именно в этом взаимодействии появляются действия по разработке и реализации психокоррекционных программ.

Межведомственное взаимодействие именно в данном стандарте стало не просто предписанным правилом, а профессиональным действием – «Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)». Таким образом, психолог должен выделить основные проблемы, по которым необходимо такое взаимодействие, внести свои предложения по комплектации команды специалистов, принять участие в разработке программ. За психологом также закрепляется психологическая подготовка специалистов (среди необходимых умений – оказание психологической помощи организациям) и обучение (правда, разница между этими понятиями не уточнена), а также консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам. Интересно также, что психолог обязан осуществлять психологическую оценку эффективности деятельности специалистов межведомственной команды.

Таким образом, во всех профессиональных стандартах признается важность работы с клиентами, находящимися в юридически значимых ситуациях. В разных стандартах выбраны разные основания для выделения профессиональных действий (по видам деятельности, по организационным этапам, по клиентским группам и т. д.). Сделан вывод о ведомственной направленности стандартов при декларации межведомственного взаимодействия. Каждому стандарту соответствует свое направление деятельности психолога: «Педагог-психолог» – сопровождение; «Психолог в социальной сфере» – профилактика; «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» – частично реализуется реабилитация (акцент на медицинской модели). Остальные стандарты скорее направлены на организационную деятельность и лишь частично предполагают собственно работу психолога.

Однако именно стандарт «Психолог в социальной сфере» наиболее соответствует концепции психологической профилактики, разработанной сотрудниками кафедры юридической психологии и права МГППУ. Анализ данного стандарта показал, что образовательные программы требуют доработки в части развития компетенций психологической поддержки с акцентом на использовании интернет-технологий.

Литература

  1. Богданович Н.В. Компетентностный подход в процессе подготовки специалистов по педагогике и психологии девиантного поведения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru 2014. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/73523.shtml (дата обращения: 21.02.2016).
  2. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Специфика основных направлений деятельности психологов в системе профилактики правонарушений и защиты интересов детей // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: сб. материалов конференции / Под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубовик, А.А. Шведовской. Москва: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 84–85.
  3. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярёв А.В. К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/2/2909.phtml (дата обращения: 21.02.2016).
  4. Профессиональные стандарты [Электронный ресурс] URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157436http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157436 (дата обращения: 21.02.2016).
  5. Шульга Т.И. Направления кадровой политики специалистов социальной сферы (К проблеме разработки профессиональных стандартов) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №3. URL:http://psyedu.ru/journal/2013/3/Shulga.phtml (дата обращения: 21.02.2016).

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4012
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 739
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1