Введение
Согласно В.Н. Мясищеву, «… поведение человека зависит от психологических особенностей его самоотношения, которое определяет целостность личности, упорядочивает внутренние ценности, представления об окружающем мире и самом себе» [Мясищев, 1995].
Попадая в условия следственного изолятора, у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления происходит осмысление своих действий, формируется отношение к ситуации заключения; они могут осознавать или отрицать вину в совершенном, выбрать, как относиться к совершенному преступлению, к своему Я. Изменения в образе жизни и сознании несовершеннолетнего оказывают влияние на все его сферы личности, а главное — на его самоотношение. В связи с этим своевременное диагностическое исследование особенностей самоотношения личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления будут способствовать развитию его позитивных характеристик.
За последние несколько лет в исследованиях отечественных ученых (Е.Г. Дозорцева, К.В. Сыроквашина [Сыроквашина, 2020], М.Г. Дебольский [Дебольский, 2020], Р.В. Чиркина, В.В. Делибалт, А.В. Воронина [Чиркина, 2018], Д.В. Каширский, О.В. Старосельцева [Каширский, 2021], А.В. Котенева, С.Н. Лихачева, А.В. Кокурин [Котенева, 2018], Ю.Е. Дьячкова [Дьячкова, 2018], А.В. Вилкова, С.А. Фадеева [Вилкова, 2020], Е.В. Шестакова [Шестакова, 2020], Т.М. Зайко, Г.А. Пантюхина [Зайко, 2021], О.Е. Макаркина [Макаркина, 2020], О.Е. Хмелевская, М.В. Яворская [Хмелевская, 2020] и др.) рассмотрены психологические особенности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных. А.В. Дегтярёв, Д.И. Дегтярёва [Дегтярев, 2018], Л.В. Ковтуненко [Ковтуненко, 2013] изучали особенности самоотношения в юношеском возрасте. А.А. Смольяков, О.В. Гаврилова [Смольяков, 2020] выявили психологические особенности личности несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления. А.В. Барсуков [Барсуков, 2011] рассматривал самоотношение несовершеннолетних с девиантным поведением. И.К. Саясова [Саясова, 1991], А.А. Кокуев [Кокуев, 2003], О.А. Падун [Падун, 2005], Е.В. Васкэ [Васкэ, 2020] кратко охарактеризовали особенности самоотношения несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
Цель исследования — диагностика психологических особенностей самоотношения у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления.
Гипотезами исследования выступили следующие предположения.
1. Структура компонентов самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления является тесно организованной и взаимосвязанной и характеризуется неадекватностью самооценки (в сторону завышения или занижения), трудностями самоконтроля над телесными влечениями, агрессивностью, эгоизмом, склонностью к депрессии, зависимостью, эмоциональной незрелостью, демонстративностью, внутренней конфликтностью, криминальной зараженностью, коммуникативными трудностями.
2. Формирование структуры самоотношения у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления происходит вокруг психологических особенностей их самооценки, самоконтроля, агрессивности и коммуникативных умений.
Структура и методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось нами на базе следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в г. Москве, Московской, Рязанской, Курской и Тверской областях. В исследовании приняли участие 100 несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, находящихся в условиях следственного изолятора. Возрастной диапазон выборки составил 14–17 лет. Несовершеннолетние состояли на момент обследования в статусе подозреваемых, обвиняемых и осужденных по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.
Реализация экспериментального исследования проводилась в 3 этапа.
1. Подбор психодиагностического инструментария, формирование выборки из числа несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления и правопослушных.
2. Проведение психодиагностического исследования самоотношения данных категорий несовершеннолетних с целью сравнения их психологических особенностей с помощью целенаправленного наблюдения, психодиагностической структурированной беседы и проективной методики «Автопортрет». Проективная методика «Автопортрет» служит для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней. Выбор данной методики связан, во-первых, с особенностями несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, во-вторых — с условиями следственного изолятора.
Проективная методика «Автопортрет» имеет много адаптаций, однако мы в своем исследовании использовали адаптацию и интерпритацию Е.С. Романовой, О.Ф. Потемкиной (1991) [Романова, 1991]. Для нас значимым было выявить, как несовершеннолетние формируют то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов и ценностей; поэтому в нашем исследовании данная методика была адаптирована и дополнена уточняющими вопросами, необходимыми для наиболее полной диагностики особенностей самоотношения.
3. Математическая обработка полученных психодиагностических данных проводилась на основе сравнительного анализа показателей с помощью методов математической статистики с использованием t-критерий Стьюдента, предназначенного для определения статистической значимости различий средних величин. Для доказательства статистически значимых различий результатов диагностики до и после проведения психологической программы использовался U-критерий Манна — Уитни. Для выявления внутренних взаимосвязей психологических особенностей самоотношения был проведен корреляционный анализ. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерных программ STATISTICA 10.0 и Psychometriс Expert 9.1.0.
Результаты исследования
Для понимания специфических особенностей психологической характеристики структуры самоотношения личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления было проведено психологическое исследование несовершеннолетних, находящихся в условиях следственного изолятора (14–17 лет).
Средние значения основных показателей по проективной методике «Автопортрет» в исследуемых группах представлены на рис. 1.
Наиболее типичными характеристиками представлений о себе у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления являются: инфантилизм (0,60), эгоизм (0,55), демонстративность (0,54) и агрессивность (0,51). Также среди характерных и важных личностных признаков данной группы можно отметить: трудности общения (0,47), завышенная самооценка (0,47), высокие социальные притязания (0,46), внутренний конфликт (0,45), потребность в защитном контроле (0,44), чувствительность к критике (0,42), зависимость (0,42). Отдельно нужно подчеркнуть, что показатель «криминальной зараженности» у данных несовершеннолетних имеет определенную выраженность (0,21).
В целом, можно отметить, что отношение к себе у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления демонстрирует признаки психологического неблагополучия и потенциальной внутренней конфликтности. Так, личностная незрелость, агрессивность, коммуникативные трудности и эгоцентризм сопровождаются у несовершеннолетних завышенными социальными притязаниями, одновременно выраженными зависимостью от других и потребностью в защитном контроле.

Рис. 1. Средние значения показателей проективной
методики «Автопортрет»
на выборке несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых,
осужденных за насильственные преступления
Для выявления внутренних взаимосвязей психологических особенностей самоотношения был проведен корреляционный анализ с применением рангового коэффициента корреляции Спирмена. На рис. 2 отражены взаимосвязи между компонентами самоотношения, полученные на выборке несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления.
Как видно из рисунка, все компоненты самоотношения довольно сильно связаны друг с другом. Ядерными характеристиками, наиболее тесно включенными в общую структуру, выступают: адекватная самооценка, ниже среднего уровень самоконтроля, агрессивность, трудности общения. Корреляционный вес данных черт равен 9. Обратимся к анализу некоторых наиболее интересных нам взаимосвязей данных характеристик.
Адекватная самооценка положительно коррелирует с адекватным самоконтролем (rs=0,37; p<0,001), социальной адекватностью (rs=0,23; p<0,01), демонстративностью (rs=0,19; p<0,05). Отрицательными корреляциями адекватность самооценки связана с высокими социальными притязаниями (rs=-0,19; p<0,05), сниженным самоконтролем (rs=-0,22; p<0,05), тревожностью (rs=-0,19; p<0,05) и депрессией (rs=-0,22; p<0,05). Сочетание адекватной самооценки и демонстративности отражает, на наш взгляд, специфические особенности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, а именно — их обостренную потребность во внимании и одобрении.

Рис. 2. Структурограмма компонентов самоотношения в
группе несовершеннолетних
подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления:
1 — адекватная самооценка; 2 — завышенная самооценка; 3 —
низкая самооценка;
4 — социальная адекватность; 5 — высокие социальные притязания; 6 — социальная
неадекватность; 7 — адекватный самоконтроль; 8 — потребность в защитном
контроле;
9 — ниже среднего уровень самоконтроля; 10 — отсутствие самоконтроля; 11 —
чувствительность к критике; 12 — тревожность; 13 — агрессивность; 14 — эгоизм;
15 — депрессия; 16 — зависимость; 17 — инфантилизм; 18 — демонстративность; 19
— внутренний конфликт; 20 — трудности общения; 21 — криминальная
зараженность.
положительные корреляции на уровне значимости p<0,05
положительные корреляции на уровне значимости p<0,01
положительные корреляции на уровне значимости p<0,001
отрицательные корреляции на уровне значимости p<0,05
отрицательные корреляции на уровне значимости p<0,01
отрицательные корреляции на уровне значимости p<0,001
Сниженный уровень самоконтроля у подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления положительно коррелирует с чувствительностью к критике (rs=0,27; p<0,01), эгоизмом (rs=0,27; p<0,01), зависимостью (rs=0,23; p<0,01). Отрицательно низкий самоконтроль связан с потребностью в защитном контроле (rs=-0,42; p<0,001), внутренней конфликтностью (rs=-0,19; p<0,05) и трудностями общения (rs=-0,17; p<0,05). Это говорит о том, что сниженная саморегуляция, сопровождающаяся выраженным эгоизмом и зависимостью от других, позволяет несовершеннолетним, подозреваемым, обвиняемым, осужденным за насильственные преступления, снижать степень внутренней конфликтности и выстраивать желаемые отношения, сохраняя при этом чувствительность к критике. По всей вероятности, зависимость от других выполняет некоторую адаптационную и ориентировочную функцию, позволяя подстраивать свое поведение под требуемые параметры, встраиваться в тот или иной социум, получая желаемое одобрение и принятие.
Агрессивность подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления связана положительными корреляциями с демонстративностью (rs=0,29; p<0,001), завышенной самооценкой (rs=0,25; p<0,01), криминальной зараженностью (rs=0,28; p<0,01), отсутствием самоконтроля (rs=0,21; p<0,05) и чувствительностью к критике (rs=0,22; p<0,05). Отрицательной корреляцией агрессивность связана с низкой самооценкой (rs=-0,32; p<0,001), тревожностью (rs=-0,31; p<0,001), трудностями общения (rs=-0,28; p<0,01) и депрессией (rs=-0,17; p<0,01). В данном случае нарушение адекватности самооценки в сторону ее завышения влечет за собой усиление демонстративности, агрессивности и криминальной зараженности. Другими словами, агрессивность несовершеннолетних носит скорее не компенсаторный, а «инициативный» характер, так как основана на переоценке своих сил, самодовольстве, желании привлечь к себе внимание. Типичными проявлениями такого рода агрессии может быть провокационное поведение и демонстративная жестокость (при свидетелях), беспричинная агрессия в сторону случайного лица и т. п.
Трудности общения у подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления положительно коррелируют с депрессией (rs=0,19; p<0,05), инфантилизмом (rs=0,17; p<0,05) и внутренним конфликтом (rs=0,21; p<0,05). То есть коммуникативные трудности переживаются, прежде всего, теми, кто находится в депрессивном состоянии, отличается внутренней конфликтностью или незрелостью. Отрицательно трудности общения коррелируют с чувствительностью к критике (rs=-0,34; p<0,001), зависимостью (rs=-0,34; p<0,001), агрессивностью (rs=-0,28; p<0,01), демонстративностью (rs= -0,27; p<0,01), сниженным самоконтролем (rs= -0,17; p<0,05) и социальной адекватностью (rs=-0,20; p<0,05). Чем более агрессивными, демонстративными, зависимыми и социально неадекватными являются несовершеннолетние, тем менее они ощущают свои коммуникативные трудности.
В целом можно отметить, что структура компонентов самоотношения в группе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления является довольно тесно организованной и взаимосвязанной. При этом ее формирование происходит вокруг особенностей самооценки, самоконтроля, агрессивности и коммуникативных умений.
Заключение
Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Структура компонентов самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления является тесно организованной и взаимосвязанной и характеризуется неадекватностью самооценки (в сторону завышения или занижения), трудностями самоконтроля над телесными влечениями, агрессивностью, эгоизмом, склонностью к депрессии, зависимостью, эмоциональной незрелостью, демонстративностью, внутренней конфликтностью, криминальной зараженностью, коммуникативными трудностями.
2. Формирование структуры самоотношения несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, происходит вокруг особенностей самооценки, самоконтроля, агрессивности и коммуникативных умений.
3. Знание психологических особенностей самоотношения несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, позволит оптимизировать эффективное психологическое сопровождение данной категории лиц в условиях следственного изолятора и местах лишения свободы.