Психологические особенности самоотношения несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления

245

Аннотация

В статье рассмотрены психологические особенности самоотношения несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, находящихся в условиях следственного изолятора. С помощью проективной методики «Автопортрет», наблюдения, психодиагностической структурированной беседы выявлены психологические особенности самоотношения несовершеннолетних. Установлено, что в структуре компонентов самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления является тесно организованной и взаимосвязанной и характеризуется неадекватностью самооценки (в сторону завышения или занижения), трудностями самоконтроля над телесными влечениями, агрессивностью, эгоизмом, склонностью к депрессии, зависимостью, эмоциональной незрелостью, демонстративностью, внутренней конфликтностью, криминальной зараженностью, коммуникативными трудностями.

Общая информация

Ключевые слова: cамоотношение, психологические особенности, несовершеннолетние , подозреваемые, обвиняемые, осужденные , тяжкие преступления, условия следственного изолятора, проективная методика «Автопортрет»

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120108

Получена: 09.10.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Вэтра А.В., Ганишина И.С., Марьин М.И. Психологические особенности самоотношения несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 1. С. 91–102. DOI: 10.17759/psylaw.2022120108

Полный текст

Введение

Согласно В.Н. Мясищеву, «… поведение человека зависит от психологических особенностей его самоотношения, которое определяет целостность личности, упорядочивает внутренние ценности, представления об окружающем мире и самом себе» [13].

Попадая в условия следственного изолятора, у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления происходит осмысление своих действий, формируется отношение к ситуации заключения; они могут осознавать или отрицать вину в совершенном, выбрать, как относиться к совершенному преступлению, к своему Я. Изменения в образе жизни и сознании несовершеннолетнего оказывают влияние на все его сферы личности, а главное — на его самоотношение. В связи с этим своевременное диагностическое исследование особенностей самоотношения личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления будут способствовать развитию его позитивных характеристик.

За последние несколько лет в исследованиях отечественных ученых (Е.Г. Дозорцева, К.В. Сыроквашина [18], М.Г. Дебольский [4], Р.В. Чиркина, В.В. Делибалт, А.В. Воронина [20], Д.В. Каширский, О.В. Старосельцева [8], А.В. Котенева, С.Н. Лихачева, А.В. Кокурин [11], Ю.Е. Дьячкова [6], А.В. Вилкова, С.А. Фадеева [3], Е.В. Шестакова [21], Т.М. Зайко, Г.А. Пантюхина [7], О.Е. Макаркина [12], О.Е. Хмелевская, М.В. Яворская [19] и др.) рассмотрены психологические особенности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных. А.В. Дегтярёв, Д.И. Дегтярёва [5], Л.В. Ковтуненко [9] изучали особенности самоотношения в юношеском возрасте. А.А. Смольяков, О.В. Гаврилова [17] выявили психологические особенности личности несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления. А.В. Барсуков [1] рассматривал самоотношение несовершеннолетних с девиантным поведением. И.К. Саясова [16], А.А. Кокуев [10], О.А. Падун [14], Е.В. Васкэ [2] кратко охарактеризовали особенности самоотношения несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

Цель исследования — диагностика психологических особенностей самоотношения у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления.

Гипотезами исследования выступили следующие предположения.

1. Структура компонентов самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления является тесно организованной и взаимосвязанной и характеризуется неадекватностью самооценки (в сторону завышения или занижения), трудностями самоконтроля над телесными влечениями, агрессивностью, эгоизмом, склонностью к депрессии, зависимостью, эмоциональной незрелостью, демонстративностью, внутренней конфликтностью, криминальной зараженностью, коммуникативными трудностями.

2. Формирование структуры самоотношения у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления происходит вокруг психологических особенностей их самооценки, самоконтроля, агрессивности и коммуникативных умений.

Структура и методы исследования

Экспериментальное исследование проводилось нами на базе следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в г. Москве, Московской, Рязанской, Курской и Тверской областях. В исследовании приняли участие 100 несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, находящихся в условиях следственного изолятора. Возрастной диапазон выборки составил 14–17 лет. Несовершеннолетние состояли на момент обследования в статусе подозреваемых, обвиняемых и осужденных по тяжким и особо тяжким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Реализация экспериментального исследования проводилась в 3 этапа.

1. Подбор психодиагностического инструментария, формирование выборки из числа несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления и правопослушных.

2. Проведение психодиагностического исследования самоотношения данных категорий несовершеннолетних с целью сравнения их психологических особенностей с помощью целенаправленного наблюдения, психодиагностической структурированной беседы и проективной методики «Автопортрет». Проективная методика «Автопортрет» служит для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней. Выбор данной методики связан, во-первых, с особенностями несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, во-вторых — с условиями следственного изолятора.

Проективная методика «Автопортрет» имеет много адаптаций, однако мы в своем исследовании использовали адаптацию и интерпритацию Е.С. Романовой, О.Ф. Потемкиной (1991) [15]. Для нас значимым было выявить, как несовершеннолетние формируют то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов и ценностей; поэтому в нашем исследовании данная методика была адаптирована и дополнена уточняющими вопросами, необходимыми для наиболее полной диагностики особенностей самоотношения.

3. Математическая обработка полученных психодиагностических данных проводилась на основе сравнительного анализа показателей с помощью методов математической статистики с использованием t-критерий Стьюдента, предназначенного для определения статистической значимости различий средних величин. Для доказательства статистически значимых различий результатов диагностики до и после проведения психологической программы использовался U-критерий Манна — Уитни. Для выявления внутренних взаимосвязей психологических особенностей самоотношения был проведен корреляционный анализ. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерных программ STATISTICA 10.0 и Psychometriс Expert 9.1.0.

Результаты исследования

Для понимания специфических особенностей психологической характеристики структуры самоотношения личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления было проведено психологическое исследование несовершеннолетних, находящихся в условиях следственного изолятора (14–17 лет).

Средние значения основных показателей по проективной методике «Автопортрет» в исследуемых группах представлены на рис. 1.

Наиболее типичными характеристиками представлений о себе у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления являются: инфантилизм (0,60), эгоизм (0,55), демонстративность (0,54) и агрессивность (0,51). Также среди характерных и важных личностных признаков данной группы можно отметить: трудности общения (0,47), завышенная самооценка (0,47), высокие социальные притязания (0,46), внутренний конфликт (0,45), потребность в защитном контроле (0,44), чувствительность к критике (0,42), зависимость (0,42). Отдельно нужно подчеркнуть, что показатель «криминальной зараженности» у данных несовершеннолетних имеет определенную выраженность (0,21).

В целом, можно отметить, что отношение к себе у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления демонстрирует признаки психологического неблагополучия и потенциальной внутренней конфликтности. Так, личностная незрелость, агрессивность, коммуникативные трудности и эгоцентризм сопровождаются у несовершеннолетних завышенными социальными притязаниями, одновременно выраженными зависимостью от других и потребностью в защитном контроле.

Рис. 1. Средние значения показателей проективной методики «Автопортрет»
на выборке несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых,
осужденных за насильственные преступления

Для выявления внутренних взаимосвязей психологических особенностей самоотношения был проведен корреляционный анализ с применением рангового коэффициента корреляции Спирмена. На рис. 2 отражены взаимосвязи между компонентами самоотношения, полученные на выборке несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления.

Как видно из рисунка, все компоненты самоотношения довольно сильно связаны друг с другом. Ядерными характеристиками, наиболее тесно включенными в общую структуру, выступают: адекватная самооценка, ниже среднего уровень самоконтроля, агрессивность, трудности общения. Корреляционный вес данных черт равен 9. Обратимся к анализу некоторых наиболее интересных нам взаимосвязей данных характеристик.

Адекватная самооценка положительно коррелирует с адекватным самоконтролем (rs=0,37; p<0,001), социальной адекватностью (rs=0,23; p<0,01), демонстративностью (rs=0,19; p<0,05). Отрицательными корреляциями адекватность самооценки связана с высокими социальными притязаниями (rs=-0,19; p<0,05), сниженным самоконтролем (rs=-0,22; p<0,05), тревожностью (rs=-0,19; p<0,05) и депрессией (rs=-0,22; p<0,05). Сочетание адекватной самооценки и демонстративности отражает, на наш взгляд, специфические особенности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, а именно — их обостренную потребность во внимании и одобрении.

Рис. 2. Структурограмма компонентов самоотношения в группе несовершеннолетних
подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления:

1 — адекватная самооценка; 2 — завышенная самооценка; 3 — низкая самооценка;
4 — социальная адекватность; 5 — высокие социальные притязания; 6 — социальная неадекватность; 7 — адекватный самоконтроль; 8 — потребность в защитном контроле;
9 — ниже среднего уровень самоконтроля; 10 — отсутствие самоконтроля; 11 — чувствительность к критике; 12 — тревожность; 13 — агрессивность; 14 — эгоизм; 15 — депрессия; 16 — зависимость; 17 — инфантилизм; 18 — демонстративность; 19 — внутренний конфликт; 20 — трудности общения; 21 — криминальная зараженность.

положительные корреляции на уровне значимости p<0,05

положительные корреляции на уровне значимости p<0,01

положительные корреляции на уровне значимости p<0,001

отрицательные корреляции на уровне значимости p<0,05

отрицательные корреляции на уровне значимости p<0,01

отрицательные корреляции на уровне значимости p<0,001

Сниженный уровень самоконтроля у подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления положительно коррелирует с чувствительностью к критике (rs=0,27; p<0,01), эгоизмом (rs=0,27; p<0,01), зависимостью (rs=0,23; p<0,01). Отрицательно низкий самоконтроль связан с потребностью в защитном контроле (rs=-0,42; p<0,001), внутренней конфликтностью (rs=-0,19; p<0,05) и трудностями общения (rs=-0,17; p<0,05). Это говорит о том, что сниженная саморегуляция, сопровождающаяся выраженным эгоизмом и зависимостью от других, позволяет несовершеннолетним, подозреваемым, обвиняемым, осужденным за насильственные преступления, снижать степень внутренней конфликтности и выстраивать желаемые отношения, сохраняя при этом чувствительность к критике. По всей вероятности, зависимость от других выполняет некоторую адаптационную и ориентировочную функцию, позволяя подстраивать свое поведение под требуемые параметры, встраиваться в тот или иной социум, получая желаемое одобрение и принятие.

Агрессивность подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления связана положительными корреляциями с демонстративностью (rs=0,29; p<0,001), завышенной самооценкой (rs=0,25; p<0,01), криминальной зараженностью (rs=0,28; p<0,01), отсутствием самоконтроля (rs=0,21; p<0,05) и чувствительностью к критике (rs=0,22; p<0,05). Отрицательной корреляцией агрессивность связана с низкой самооценкой (rs=-0,32; p<0,001), тревожностью (rs=-0,31; p<0,001), трудностями общения (rs=-0,28; p<0,01) и депрессией (rs=-0,17; p<0,01). В данном случае нарушение адекватности самооценки в сторону ее завышения влечет за собой усиление демонстративности, агрессивности и криминальной зараженности. Другими словами, агрессивность несовершеннолетних носит скорее не компенсаторный, а «инициативный» характер, так как основана на переоценке своих сил, самодовольстве, желании привлечь к себе внимание. Типичными проявлениями такого рода агрессии может быть провокационное поведение и демонстративная жестокость (при свидетелях), беспричинная агрессия в сторону случайного лица и т. п.

Трудности общения у подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления положительно коррелируют с депрессией (rs=0,19; p<0,05), инфантилизмом (rs=0,17; p<0,05) и внутренним конфликтом (rs=0,21; p<0,05). То есть коммуникативные трудности переживаются, прежде всего, теми, кто находится в депрессивном состоянии, отличается внутренней конфликтностью или незрелостью. Отрицательно трудности общения коррелируют с чувствительностью к критике (rs=-0,34; p<0,001), зависимостью (rs=-0,34; p<0,001), агрессивностью (rs=-0,28; p<0,01), демонстративностью (rs= -0,27; p<0,01), сниженным самоконтролем (rs= -0,17; p<0,05) и социальной адекватностью (rs=-0,20; p<0,05). Чем более агрессивными, демонстративными, зависимыми и социально неадекватными являются несовершеннолетние, тем менее они ощущают свои коммуникативные трудности.

В целом можно отметить, что структура компонентов самоотношения в группе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления является довольно тесно организованной и взаимосвязанной. При этом ее формирование происходит вокруг особенностей самооценки, самоконтроля, агрессивности и коммуникативных умений.

Заключение

Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

1. Структура компонентов самоотношения несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления является тесно организованной и взаимосвязанной и характеризуется неадекватностью самооценки (в сторону завышения или занижения), трудностями самоконтроля над телесными влечениями, агрессивностью, эгоизмом, склонностью к депрессии, зависимостью, эмоциональной незрелостью, демонстративностью, внутренней конфликтностью, криминальной зараженностью, коммуникативными трудностями.

2. Формирование структуры самоотношения несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, происходит вокруг особенностей самооценки, самоконтроля, агрессивности и коммуникативных умений.

3. Знание психологических особенностей самоотношения несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых, осужденных за насильственные преступления, позволит оптимизировать эффективное психологическое сопровождение данной категории лиц в условиях следственного изолятора и местах лишения свободы.

Литература

  1. Барсуков А.В. Влияние типов семейного воспитания на формирование самоотношения у подростков с асоциальным поведением: Дисс. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 203 с.
  2. Васкэ Е.В. Несовершеннолетние правонарушители: типология, методы психологического взаимодействия и коррекции: науч.-практ. пособие. Нижний Новгород, 2020. 204 с.
  3. Вилкова А.В., Фадеева С.А. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: о влиянии воспитательной системы на характер и динамику правонарушений [Электронный ресурс] // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2020. № 2. С. 21—23. doi:10.18572/2072-4438-2020-2-21-23
  4. Дебольский М.Г., Мельникова Д.В., Месниченко А.С. Выявление психических состояний несовершеннолетних обвиняемых и осужденных как предпосылка профилактики их деструктивного поведения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 35—50. doi:10.17759/psylaw.2020100204
  5. Дегтярев А.В., Дегтярева Д.И. Связь психологических границ личности с эмоциональным интеллектом и самоотношением в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 44—62. doi:10.17759/psylaw.2018080104
  6. Дьячкова Ю.Е. Социально-психологическая адаптация личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, с различным отношением к криминальной субкультуре [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 2. С. 113—124. doi:10.17759/psylaw.2018080209
  7. Зайко Т.М., Пантюхина Г.А. Психолого-социологический аспект личности несовершеннолетнего преступника [Электронный ресурс] // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1 (193). С. 139—143. doi:10.47643/1815-1337_2021_1_141
  8. Каширский Д.В., Старосельцева О.В. Ценности, самоидентификация и личностная мотивация обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 1. С. 121—134. DOI:10.17759/psylaw.2021110110
  9. Ковтуненко Л.В. Личность несовершеннолетнего осужденного: уголовно-правовая, социально-педагогическая, психологическая характеристики. Воронеж: Научная книга, 2013. 169 с.
  10. Кокуев А.А. Особенности доверия к себе и другим у несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в виде лишения свободы: Дисс. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 218 с.
  11. Котенева А.В., Лихачева С.Н., Кокурин А.В. Социально-психологические особенности лидеров несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 3. С. 206—225. doi:10.17759/psylaw.2018080315
  12. Макаркина О.Е. О роли самооценки в диагностике резервов исправления несовершеннолетних осужденных // Право и образование. 2020. № 10. С. 89—95.
  13. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  14. Падун О.А. Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно-насильственных преступлений: Дисс. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 163 с.
  15. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы по психологической диагностике. М.: Дидакт, 1991. 256 с.
  16. Саясова И.К. Социально-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей // Трудные судьбы подростков. Кто виноват? М.: Юрид. лит., 1991. С. 163—166.
  17. Смольяков А.А., Гаврилова О.В. Изучение нравственно-психологических признаков личности несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления, как одна из составляющих профилактики преступности несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2020. Том 5. № 2 (10). С. 221—226. URL: http://www.uzkui.ru/gallery/2_(10)_2020_compressed.pdf (дата обращения: 09.10.2021).
  18. Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Антисоциальное расстройство личности у подростков и юношей: методология и диагностика // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 1. С. 49—62. doi:10.17759/cpp.2020280104
  19. Хмелевская О.Е., Яворская М.В. Некоторые аспекты самосознания подростков с делинквентным поведением [Электронный ресурс] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 6 (184). С. 475—482. doi:10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p475-482
  20. Чиркина Р.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дегтярев А.В., Дебольский М.Г., Воронина А.В. К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 77—94. doi:10.17759/psylaw.2018080106
  21. Шестакова Е.В. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего, находящегося в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей [Электронный ресурс] // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Том 11. № 2 (40). С. 226—232. doi:10.37973/KUI.2020.12.52.013

Информация об авторах

Вэтра Александра Викторовна, кандидат психологических наук, старший психолог отдела кадров и работы с личным составом, Управление по охране ГНЦ им. В.П. Сербского УФСИН России по г. Москве (ФКУ УО ГНЦ им. В.П. Сербского УФСИН России по г. Москве), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2959-8141, e-mail: s_vetra@mail.ru

Ганишина Ирина Сергеевна, доктор психологических наук, доцент, начальник, кафедра юридической психологии и педагогики, факультет психологии и пробации, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФГКОУ ВО «Академия ФСИН России»), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5137-4035, e-mail: irinaganishina@yandex.ru

Марьин Михаил Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1142-8857, e-mail: marin_misha@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 699
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 245
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1