Динамика гетерохронности развития когнитивных стилей в подростковом возрасте

544

Аннотация

В статье представлены экспериментальные исследования когнитивных стилей, которые характеризуются как структурные характеристики когнитивной сферы, как способность в получении и переработке информации, индивидуально-своеобразные, но биполярные измерения, при которых когнитивный стиль описывается за счет обращения к двум крайним формам интеллектуального поведения: ригидность / гибкость, полизависимость / полинезависимость и др. Расширено представление о когнитивном стиле, как относительно устойчивой характеристике субъекта, которая может проявляться на разных уровнях интеллектуального развития подростка. Показано, что такой феномен, как гетерохронность от младшего к старшему периоду подросткового возраста имеет динамичность и изменчивость когнитивных стилей. Обозначена перспективность исследований гетерохронности развития когнитивных стилей.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивные стили, полизависимость, диапазон эквивалентности, широта категории, познавательный контроль, нереалистический опыт, контроль, сглаживание, заострение, импульсивность, рефлективность, концептуализация, когнитивная сложность

Рубрика издания: Педагогика и психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Остапенко Г.С., Зобков А.В. Динамика гетерохронности развития когнитивных стилей в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2016. № 2. С. 59–66. URL: https://psyjournals.ru/journals/science_and_education/archive/2016_n2/ostapenko_zobkov (дата обращения: 18.05.2024)

Фрагмент статьи

Разными авторами использовались различные методы исследования, методы шкалирования когнитивных стилей А.К. Байметов, В.А. Колга, Е.Т. Соколова, Дж. Каган, Г. Клейн, Р. Гарднер, Г. уиткин и др. [2, 6].Наиболее часто в теории и практике рассматривается около 10-15 когнитивных стилей, которые характеризуются различными подходами в понимании терминологии и, вероятно, коррелируют друг с другом. Различные стили учебной деятельности, выпол- няющие приспособительную, компенсаторную функцию, отмечаются М.К. Акимовой, В.Т. Козловой, А.К. Байметовым, [3, 9].

Литература

  1. Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / под. ред. В. Колга, Таллин, 1986.
  2. Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дисс. … канд. психол. наук. Л.: ЛГу, 1976.
  3. Козлова И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1975. С. 128-148.
  4. Остапенко Г.С., Фетискин Н.П. Результаты экспериментального изучения интегративности гетерохронного развития когнитивной сферы в подростковом онтогенезе / Международный Научный Институт "Educatio", 2015. С. 96-100.
  5. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во МГу, 1976.
  6. Witkin H. A., Dyk R. В., Faterson H. F, Goodenough D. R., Karp S. A. Psychological differentiation. Potomak, 1974.
  7. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.:Питер, 2004. 384 с.
  8. Холодная М. А.Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 3. С. 84-89.
  9. Dommedika – Современная медицина [сайт]. URL: http://dommedika.com/phisiology/327.html (дата обращения: 1.05.2016)
  10. Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. М.: Прайм Еврознак, 2007.

Информация об авторах

Остапенко Галина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии, заместитель декана по учебной работе психолого+педагогического факультета Воронежского государственного пе+ дагогического университета, Россия

Зобков Александр Валерьевич, профессор кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, e-mail: av.zobkov@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1219
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 544
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2