Осмысленность в индивидуальном и групповом психологическом консультировании

835

Аннотация

Осмысленность и осознанность отличают специфику направлений психологического консультирования. Осмысленность позволяет расширить границы возможностей достижения положительных эффектов в практике консультирования клиентов, ориентированных на развитие собственной личности и межличностных отношений, в том числе и профессиональных. Контекст социального и индивидуального бытия личности в связи с ретроспективой жизненного опыта и перспективой жизненных планов создает сложный многомерный континуум осмысленного отношения человека к самому себе, своему месту в социуме и роли социума в жизни человека.

Общая информация

Ключевые слова: смысл, осмысленность , осмысление (осмысливание), осознанность, осознание, психологическое консультирование, психотерапия, коучинг

Рубрика издания: Исследования в области практической психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чернов Д.Ю. Осмысленность в индивидуальном и групповом психологическом консультировании // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С. 30–40.

Фрагмент статьи

В обыденной жизни, в профессиональной деятельности, даже в важнейших ситуациях сложного выбора, трудного преодоления или тяжелого страдания многие люди в той или иной степени склонны отстранятся от ответственности, действовать интуитивно, спонтанно, без должного внимания к причинам, сопутствующим обстоятельствам и последствиям, что закономерно приводит к совершению непоправимых ошибок, проявлению непростительной слабости и глубочайшему переживанию горя.

Литература

  1. Безмолитвенный А. С. Тефлоновая семья // Авторский портал Bezmolit.tv [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bezmolit.tv/articles/for-people/teflon-family. Дата обращения: 15.05.2014.
  2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Собр. соч. в 6 т. Т. 3 / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. С. 133–163.
  3. Голви Т. У. Работа как внутренняя игра: фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 252 с.
  4. Делягин М. Оглупление масс: Почему мы разучились мыслить // Московский комсомолец [Электронный ресурс].
  5. Режим доступа: http://www.mk.ru/specprojects/free-theme/article/2014/03/04/993598-ogluplenie-mass.html. Дата об- ращения: 15.05.2014.
  6. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
  7. Евдокимова Е. Г. Осмысление студентами субъектного отношения к педагогической деятельности как фактор становления гуманистической направленности педагога: Автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 1994. 24 с.
  8. Киселева К. Интервью с Элен Лангер «Чем мы внимательнее, тем больше у нас возможностей» // Psychologies. ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psychologies.ru/people/Guest/_article/jelen-langer/. Дата об- ращения: 15.05.2014.
  9. Короленко Ц. П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Изд-во НовГУ, 1990. 286 с.
  10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
  11. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 2005. 384с.
  12. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект- Пресс, 2001. 318 с.
  13. Левин К. Теория поля в социальных науках. М.: Речь, Сенсор, 2000. 368 с.
  14. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 2007. 512 с.
  15. Морено Я. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2004. 320 с.
  16. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. 201 с.
  17. Пазухина С. В. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя: учебное пособие. СПб.: Речь, 2007. 224 с.
  18. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Изд-во политической литературы, 1982. 256 с.
  19. Платонов Ю. П. Основы социальной психологии. СПб.: Речь, 2004. 624 с.
  20. Платонов Ю. П. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2006. 348 с.
  21. Психология менеджмента: Учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2004. 639 с.
  22. Сокурова А. С. «Текстология» А. А. Богданова и осмысление концептуальных основ педагогики и системы об- разования: Автореферат дис.… канд. пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 1998. 24 с.
  23. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности: Новый стиль менеджмента. Развитие людей. Высокая эффектив- ность. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. 168 с.
  24. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: Автореферат дис. … канд. пси- хол. наук: 19.00.01. М., 2005. 24 с.
  25. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  26. Фрейд З. Введение в психоанализ // Психоаналитические этюды. Минск: Попурри, 1997. 606 с.
  27. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. М..: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 272 с.
  28. Чернов Д. Ю. Дефицит осмысленности в молодежной среде // Ученые записки Санкт-Петербургского государ- ственного института психологии и социальной работы. 2011. Вып. 2, т. 16. С. 123–126.
  29. Чернов Д. Ю. Осмысленность как самостоятельное понятие и его место в системе наук о человеке // Ученые за- писки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2010. Вып. 2, т. 14. С. 52–56.
  30. Чернов Д. Ю. Осмысленность профессиональной и личностной позиции как основа формирования психического здоровья педагога // Материалы заочной всероссийской научно-практической конференции «Здоровье педагога: Проблемы и пути решения». Омск: Омский гос.университет; Омская гос.мед.академия, 2010 [Электронный ре- сурс]. Режим доступа: http://sites.google.com/site/zdoroviepedagoga/1-sekcia/cernov. Ддата обращения: 15.05.2014.
  31. Crumbaugh J. C., Maholick L. T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankls concept of noogenic neurosis // Journal of Clinical Psychology: 1964. Vol. 20. C. 50–59.
  32. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychology. 2000. Vol. 55. C. 25–42.
  33. Zeki S. Inner vision: An exploration of art and the brain. Oxford [etc.]: Oxford univ. press, 1999. 254 c.

Информация об авторах

Чернов Денис Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной социальной психологии и конфликтологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, e-mail: deninblack@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1281
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 835
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0