Современные тенденции развития высшей школы

1489

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению различных тенденций, характерных современному состоянию развития высшей школы в Российской Федерации. Наиболее детально рассмотрены два аспекта влияния на практику деятельности вузов — формирование глобального рынка образовательных услуг и повышающаяся конкуренция с одной стороны, и парадигмальная трансформация содержания, принципов и методов обучения с другой стороны. Определены аспекты тех преобразований, которые необходимо осуществлять образовательным организациям для соответствия требованиям инновационного развития.

Общая информация

Ключевые слова: высшая школа, высшее учебное заведение, рынок образовательных услуг, академическая мобильность, интернационализация высшего образования

Рубрика издания: Исследования в области образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Платонова Н.М., Платонов М.Ю. Современные тенденции развития высшей школы // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С. 81–86.

Фрагмент статьи

Формирование глобального рынка образовательных  услуг  происходит  наиболее  интенсивно в течение последних трех десятилетий [7, с. 59]. Либерализация экономики в сочетании со стремительно развивающимся техническим прогрессом (прежде всего в сфере коммуникаций) способствовали  созданию  единого  рыночного  пространства, в рамках которого перемещаются не только товары и финансовые потоки, но и услуги, в том числе относящаяся теперь к ним сфера высшего образования.

Литература

  1. Беляев В. Жабрев Г. Болонский процесс — попытка конкуренции // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 33–41.
  2. Высшее   образование   в   России.   Аналитический   доклад.   Коллектив   авторов   под    руководством проф.   В. Л. Глазычева. 2004 [Электронный ресурс] // Сайт В. Л. Глазычева. Режим доступа. http://www.glazychev.ru/projects/obrdocl/2004_obrdocl.htm. Дата обращения: 09.01. 2013.
  3. Карасева Л. А., Охрименко А. А. Общее и особенное в развитии рынка услуг высшего образования в России // Экономика образования. 2006. № 5. С. 4–15.
  4. Конкурентный потенциал вуза в условиях рынка образовательных услуг: теория и практика отечественного опыта. Материалы научно-практической конференции (24–26 мая 2002 г.) Армавир: АФЭФ, 2002.
  5. Международная мобильность студентов и глобальный рынок университетского образования: (обзор) / [обзор подгот. И. Г. Животовской] // Экономика образования. 2005. № 4. С. 97–113.
  6. Мэлоун С. А. Корпоративный учебный центр: создание и управление / пер. с англ. Т. О. Ежов; науч. ред. А. В. Со- рокоумов. Минск: Гревцов Паблишер, 2008.
  7. Найт Дж. Последствия международной торговли образовательными услугами // Экономика образования. 2006. № 5 (36). С. 59–62.
  8. Платонова Ю. Ю. Характеристики маркетинговой среды организации, предоставляющей социальные услуги // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2013. № 2 (20). С. 55–60.
  9. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2006. 608 с.
  10. Рынок зарубежных образовательных услуг: динамика развития и перспективы [Электронный ресурс] // Информационный портал «Росбизнесконсалтинг». Режим доступа http://www.rbc.ru/reviews/education/ 111005/1.shtml. Дата обращения: 25.08.2013.
  11. Сагинова О. В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования // Экономика образования. 2005. № 1. С. 38–48.
  12. Силкина Н. В., Силкин Р. С. Тенденции развития и проблемы реформирования высшего образования // Экономика образования. 2006. № 2. С. 18–24.
  13. Сорокина Н. Д. Управление новациями в вузах (социологический анализ): научная монография / Н. Д. Сорокина. М.: «Конон+» РООИ «Реабилитации», 2009. 255 с.
  14. Старостина Т. В. Вузы на рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.isras.ru/ files/File/Socis/2003–04/Starostina.pdf. Дата обращения: 12.11.2013 .
  15. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад / Руководитель авторского коллектива В. М. Филиппов. М.: Логос, 2005. 540 с.

Информация об авторах

Платонова Наталья Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы, Санкт-Петербургский государственный институт психологии, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: info@gipsr.ru

Платонов Михаил Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и информационных технологий Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, e-mail: 519@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2481
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1489
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0