Параметры личностной зрелости студентов помогающих проофессий

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Внимание авторов сосредоточено на значимости личностной зрелости в профессиональном психологическом портрете специалистов помогающих профессий. Зрелость понимается как интегральное личностное образование, характеризующееся социально-психологической адекватностью, развитой субъектностью и самодостаточностью. Изучены проявления зрелости будущих специалистов социогуманитарной сферы: социальных работников, психологов, конфликтологов. Показаны уровневые и структурные особенности параметров зрелости, установлены их различия у студентов разных форм и направлений обучения.

Общая информация

Ключевые слова: личностная зрелость, помогающие профессии, студенты, субъектность личности, самоотношение, социальные способности

Тип материала: научная статья

Опубликована

Для цитаты: Щукина, М.А., Яковлева, И.В., Тютюнник, Е.И., Крайнюков, С.В. (2018). Параметры личностной зрелости студентов помогающих проофессий. Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 30(2), 7–19. URL: https://psyjournals.ru/journals/scientific_notes/archive/2018_n2/Shchukina_Yakovleva_Tyutyunnik_K (дата обращения: 05.12.2025)

Фрагмент статьи

В современной психологии профессионального развития подчеркивается необходимость его анализа в единстве с развитием личности, одним из критериев которого является личностная зрелость. Существенное значение степень зрелости личности приобретает в управленческой, педагогической, медицинской деятельности, т. е. в профессиях типа «человек — человек», где личностное развитие вносит вклад в особенности процесса профессионализации.

Литература

  1. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта-Наука, 2001. 168 с.
  2. Гильбух Ю. З. Тест-опросник личностной зрелости. Киев: НПЦ Психодиагностика и дифференцированное обучение, 1994. 14 с.
  3. Гусева А. П. Профессиональное развитие взрослых в связи с характеристиками зрелости личности (на примере социально ориентированных профессий): автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2018. 26 с.
  4. Дерманова И. Б., Манукян В. Р. Личностная зрелость: к определению психологического содержания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Социология. 2010. № 4. С. 68–73.
  5. Джанерьян С. Т., Рашупкина Ю. В. Особенности личностной зрелости городской учащейся молодежи // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Сер.: Общественные науки. 2015. № 1. С. 86–94.
  6. Дидык Н. М. Личностная зрелость как акме личности психолога-профессионала [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/3236‑osobistisna-zrilist-jak-akme-osobistosti-psihologaprofesionala.html (дата обращения: 15.04.2017).
  7. Карвасарский Б. Д. Гиссенский личностный опросник (использование в психодиагностике для решения дифференциально-диагностических и психотерапевтических задач): метод. пособие. СПб.: ПНИИ им. В. М. Бехтерева, 1993. 22 с.
  8. Паттурина Н. П. Проблема зрелости в современной психологии//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 7, № 17. С. 113–126.
  9. Проблемы общей акмеологии / под ред. А. А. Реана, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: СПбГУ, 2000. 156 с.
  10. Русалов В. М. Психологическая зрелость: единая и множественная характеристика?//Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 5. С. 83–97.
  11. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С. Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. 671 с.
  12. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.
  13. Щукина М. А. Психология саморазвития личности: монография. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. 348 с.
  14. Якобсон П. М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142–149.

Информация об авторах

Мария Алексеевна Щукина, доктор психологических наук, и.о. заведующего, профессор, кафедра психологии, Институт медицинского образования ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России, профессор кафедры общей и консультативной психологии, СПбГАОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы", Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0834-3548, e-mail: corr5@mail.ru

Ирина Васильевна Яковлева, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей, возрастной и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, e-mail: iriak@mail.ru

Евгения Иванова Тютюнник, доцент кафедры общей, возрастной и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, e-mail: evtutunnik@gmail.com

Сергей Владимирович Крайнюков, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии факультета прикладной психологии, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4173-8568, e-mail: sv_krayn@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1064
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 6

 Скачиваний PDF

За все время: 1003
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 5

 Всего

За все время: 2067
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 11