Traffic Psychology в системе подготовки преподавателей автошкол и водителей автотранспортных средств: программа дополнительного профессионального образования

983

Аннотация

В представленном материале предлагается к рассмотрению программа дополнительного профессионального образования, призванная обеспечить повышение квалификации специалистов, работающих в области психологии дорожного движения и транспортной психологии. Настоящая программа состоит из двух разделов, в которых последовательно рассматриваются вопросы, касающиеся обзора прикладных исследований в области Traffic Psychology в современной зарубежной психологии; обзора некоторых зарубежных программ психологической подготовки водителей различных категорий; уделено внимание социально-психологическим аспектам дорожного трафика (взаимодействию участников дорожно-транспортной среды мегаполиса), а также индивидуально-психологическим характеристикам субъектов-участников дорожного движения и изучению этих характеристик с целью обеспечения безопасности и профилактики безаварийного вождения.

Общая информация

Ключевые слова: психология дорожного движения, транспортная психология, дорожно-транспортная среда мегаполиса, дорожный трафик, индивидуально-психологические особенности личности, субъект дорожного движения

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кочетова Т.В. Traffic Psychology в системе подготовки преподавателей автошкол и водителей автотранспортных средств: программа дополнительного профессионального образования // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 1. С. 93–102.

Полный текст

С момента выхода нашей первой статьи по проблематике Traffic Psychology в журнале «Социальная психология и общество» в начале 2011 г. [3] можно констатировать рост устойчивого интереса к данной теме. Безусловно, этот интерес к данной предметной области психологических исследований и выход статьи напрямую отражают определенную тенденцию современного общества, связанную с рядом проблем, особенно остро стоящих в крупных мегаполисах, формирующих специфическую дорожно-транспортную среду. Эта тенденция диктует требующие своевременного разрешения задачи обеспечения безопасности субъектов дорожного движения как в городской среде, так и на автомагистралях. Например, можно говорить об изменении правил получения водительских удостоверений и изменении требований к квалификации специалистов, осуществляющих подготовку водителей в автошколах, введенных в начале 2014 г. Отдельного внимания в данном контексте заслуживает обязательная психологическая подготовка водителей автотранспортных средств в городе, где трафик движения представляет собой сложную переменную, зависящую от ряда факторов внешней (городской) среды. Эта подготовка, в свою очередь, должна включать формирование представлений о социальном взаимодействии, способах и приемах предотвращения конфликтов субъектов-участников дорожного трафика, развитие общей психологической культуры вождения и формирования адекватной социально-психологической установки, обеспечивающей безаварийный стиль поведения на дороге. На этом фоне представляется особенно важными разработка и апробация программ, направленных на повышение квалификации специалистов, осуществляющих подготовку водителей в автошколах[I].

Программа дополнительного
профессионального образования
«Психология дорожного
движения в системе подготовки
преподавателей автошкол
и водителей автотранспортных
средств»

Автор и составитель программы: Т.В. Кочетова — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления Московского городского психолого-педагогического университета. Общее количество часов — 36.

Аннотация программы

Изменения, происходящие в условиях реформирования системы автошкол (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 980 «Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»), открыли широкие перспективы в сфере обучения водителей различных категорий и одновременно поставили вопрос о формировании у специалистов, обеспечивающих подготовку водителей, профессиональных компетенций в области «психологии дорожного трафика », который является следствием различного рода социальных проблем в современных мегаполисах. Этим объясняется актуальность настоящей программы и своевременность ее появления.

В новых документах, направленных на подготовку водителей автотранспортных средств, уделяется должное внимание вопросам, связанным с безопасностью дорожного движения, способам саморегуляции психических состояний водителей, способствующим преодолению стресса, характеристикам психических процессов, обеспечивающих восприятие водителем дорожной ситуации. Однако вопросам, связанным с социально-психологическими аспектами взаимодействия водителей в специфической дорожно-транспортной среде мегаполиса — дорожном трафике — внимания уделено значительно меньше. С целью ликвидации возможных «пробелов» в данной предметной области преподавателям автошкол необходима специально ориентированная профессиональная подготовка.

Настоящая программа может также стать весьма интересной и полезной для обучающихся вождению в автошколах. В рамках программы предусмотрено рассмотрение различных аспектов социального взаимодействия на дороге, что позволит прогнозировать поведение субъектов — участников дорожно-транспортной среды мегаполиса.

1. Пояснительная записка

Цель: сформировать представление о предметной области и проблематике психологии дорожного движения в трафике (Traffic Psychology) как научно­прикладной дисциплины; познакомить с достижениями современной психологии дорожного трафика; сформировать у слушателей профессиональные компетенции, позволяющие им успешно решать задачи обучения в сфере подготовки водителей автотранспортных средств.

Задачи:

•  сформировать у слушателей научно­обоснованные представления об основных психологических феноменах и процессах, имеющих место в дорожном трафике;

•  сформировать у слушателей представление о социально-психологических аспектах поведения участников дорожного трафика;

•   ознакомить слушателей с возможными направлениями социально-психологической работы в сфере подготовки водителей транспортных средств различных категорий, показать специфику психодиагностических процедур, позволяющих прогнозировать поведение субъекта-участника дорожного трафика в условиях дорожно-транспортной среды мегаполиса.

1.1. Требования к результатам
освоения содержания программы,
включая перечень осваиваемых
профессиональных компетенций

Предлагаемая дисциплина позволяет, с одной стороны, обеспечить подготовку водителей транспортных средств, с другой, — ознакомиться со спецификой психологических феноменов в условиях дорожного движения. В результате ознакомления с дисциплиной слушатели смогут овладеть следующими профессиональными компетенциями:

•   способностью анализировать теоретический материал в области психологии дорожного трафика для решения прикладных задач подготовки водителей автотранспортных средств;

• способностью и готовностью к составлению программ психологической подготовки водителей автотранспортных средств;

•  способностью к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять психологическую подготовку водителей автотранспортных средств.

1.2.      Требования к квалификации
обучающегося

Данная программа рассчитана на специалистов-практиков, работающих в сфере подготовки водителей автотранспортных средств, а также психологов, работающих в сфере транспортной психологии и ориентированных на повышение эффективности своей деятельности.

1.3.      Описание форм и методов
обучения

При реализации данной программы обучения используются образовательные технологии, наиболее полно отражающие специфику дисциплины, а именно — активные методы обучения, в число которых входят проблемные лекции, проблемные ситуации, проблемные дискуссии.

1.4.       Трудоемкость (в часах, включающих аудиторную
и самостоятельную работу)

Программа рассчитана на 36 часов, состоит из 2 разделов, каждый из которых включает 3 темы.

 

2. Учебно-тематический план программы

 

3. Основное содержание
программы

3.1.         Содержание разделов по темам
в соответствии с учебно-
тематическим планом, включая
программу самостоятельной работы
по каждой теме

Тема 1. Психология дорожного трафика как самостоятельное направление прикладных психологических исследований.

Предметная область исследования психологии дорожного трафика (Traffic Psychology). Психология дорожного движения в трафике и транспортная психология как отдельные (независимые), самостоятельные направления современных психологических исследований прикладного характера.

Характеристика основных «исследовательских линий» психологии дорожного движения в современной зарубежной психологии: процесс восприятия информации за рулем и влияние на это восприятие разнообразных помех из внешней среды; установки водителя по отношению к другим участникам дорожного движения; общее психическое состояние водителя и уровень его подготовки; взаимодействие с представителями правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность движения и др. Исследовательская линия «Транспорт и среда» («Transport and Environment»): ее характеристика.

История возникновения и развития психологии дорожного движения в трафике в современной зарубежной психологии. Возможности и перспективы развития психологии дорожного движения в России.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1.

1.   Выделите и проанализируйте основные тенденции в развитии психологии дорожного движения. Определите, как эти тенденции могут отражаться на развитии психологии дорожного движения в трафике (на примере современной России).

2.    Составьте и опишите социально­психологический портрет водителя современного мегаполиса. Какие «типы» водителей можно выделить?

3.    Определите роль и задачи психологического знания в современной транспортной сфере.

4.   Охарактеризуйте специфику психологии дорожного трафика в практической подготовке водителей транспортных средств в условиях современного мегаполиса.

Тема 2. Автомобиль как объект управления.

Понятия «среда автомобиля», ее описание и характеристики. Специфика автомобильной среды. Обзор психологических исследований, затрагивающих проблематику проектирования «среды автотранспортного средства». Характеристика зарубежных исследований в рамках научно-исследовательской парадигмы «Среда и транспорт».

Характеристика зарубежных экспериментальных исследований процесса управления скоростным режимом автомобиля.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2.

1.    Раскройте содержание понятия «среда автомобиля».

2.    В чем заключается специфика современного подхода к проектированию среды автомобиля?

3.   Дайте содержательную характеристику различным «сценариям» управления скоростным режимом автомобиля в условиях современного мегаполиса. Перечислите факторы, влияющие на управление скоростным режимом автотранспортного средства.

Тема 3. Дорожно-транспортная среда как фактор, обусловливающий специфику поведения водителя в дорожном трафике.

Понятие «дорожно-транспортная среда», ее описание и характеристика. Специфика дорожно-транспортной среды, ее основные субъекты — участники дорожного движения. Особенности формирования и развития «дорожно-транспортной среды» современного мегаполиса: проблемы и перспективы.

Характеристика зарубежных исследований дорожно-транспортной среды как фактора, влияющего на формирование поведения водителя в условиях современного мегаполиса. «Безопасная городская среда» как фактор, влияющий на безопасность дорожного движения в условиях современного мегаполиса: характеристика основных зарубежных исследований «дизайна городской среды» и его влияния на формирование «сценариев вождения».

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3.

1.    Раскройте содержание понятия «дорожно-транспортная среда».

2.    Выделите основные признаки дорожно-транспортной среды современного мегаполиса.

3.  В чем заключается специфика проектирования дорожно-транспортной среды, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения?

4.    Составьте перечень требований, обеспечивающих безопасность современной дорожно-транспортной среды. Проранжируйте их и обоснуйте свое мнение.

Тема 4. Психические процессы и индивидуально-психологические особенности, влияющие на управление транспортным средством.

Краткая характеристика психических процессов (внимание, память, мышление), влияющих на управление транспортным средством. Современные зарубежные исследования роли данных психических процессов в формировании поведения водителя в условиях дорожно­транспортной среды.

Индивидуально-психологические особенности водителя как предикторы поведения за рулем. Современные зарубежные исследования индивидуально-психологических особенностей водителей, краткая характеристика. Специфика диагностики индивидуально-психологических особенностей, обусловливающих поведение водителя. Возможности и перспективы исследований в данном направлении в современной отечественной психологии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4.

1.    Перечислите психические процессы и их свойства, охарактеризуйте их влияние на формирование поведения за рулем.

2.   Перечислите основные индивидуально-психологические свойства, обусловливающие специфику стиля поведения водителя за рулем.

3.  В чем заключается специфика психологической диагностики индивидуально-психологических особенностей водителя транспортного средства?

4.   Составьте перечень профессиональных компетенций специалиста, проводящего психологическую диагностику водителя автотранспортного средства.

Тема 5. Социально-психологические факторы, влияющие на управление транспортным средством.

Современные представления о социально-психологической установке и роль установок водителя в формировании стиля и «сценария» вождения. Агрессивный, неуверенный, уверенный стили вождения, их характеристика.

Современные представления о психологии межличностных и межгруппо­вых взаимоотношений, специфика взаимоотношений субъектов дорожно-транспортной среды, социально-психологические аспекты взаимодействия участников дорожного трафика, конфликтные отношения в условиях дорожно-транспортной среды.

Специфика диагностики социально­психологических факторов, обусловливающих поведение водителя. Возможности и перспективы исследований в данном направлении в отечественной психологии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 5.

1.   Как могут быть использованы теоретические представления о межличностных и межгрупповых взаимоотношениях при характеристике типов взаимоотношений участников дорожно-транспортной среды?

2.    Раскройте сущность понятия «социально-психологическая установка». Какую роль она выполняет в поведении водителя за рулем?

3.   Какие социально-психологические аспекты дорожно-транспортной среды современного мегаполиса Вы считаете наиболее важными, обусловливающими стиль поведение водителя? Обоснуйте свой ответ.

4.    В чем заключается специфика социально-психологического исследования особенностей участников дорожно­транспортной среды?

Тема 6. Психологическая подготовка водителей автотранспортного средства.

Обзор зарубежного опыта психологической подготовки водителей автотранспортных средств. Перспективы формирования психологической культуры водителей в условиях дорожного трафика. Краткая характеристика направлений исследований:

—  внешние стимулы и их воздействие на водителя;

— взаимодействие субъектов городского трафика (восприятие друг друга водителями разных профессиональных и социальных категорий);

— соотношение ролевых установок в схеме «я-водитель — я-пешеход»;

— этнокультурные особенности водителя, влияние технической подготовки и практического опыта вождения (в определенной этнокультурной среде);

— особенности установок, связанных с субъективным восприятием транспортного средства собственником и т. д.

Повышение качества профессиональной подготовки водителей (реальная оценка и учет индивидуально-психологических, характерологических и психофизиологических особенностей кандидатов, осуществляющих подготовку в автошколах). Проблема подбора и аттестации кадров в организациях, которые занимаются пассажирскими перевозками.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 6.

1.    Как Вы оцениваете перспективы психологической подготовки современных водителей?

2.    В чем состоит специфика психологического знания при подготовке водителей дорожно-транспортных средств?

3.    Какие аспекты психологической экспертизы водителей Вы считаете наиболее важными? Обоснуйте свой ответ.

4.  Составьте примерную программу, включающую «психологическую компоненту» подготовки водителей.

3.2. Рекомендуемая литература /
Recommended Bibliography

Литература

  1. Кондратьев М.Ю., Кочетова Т.В. «Traffic psychology»: от прикладных исследова­ний к методологии комплексного изучения современной дорожно-транспортной среды // Сборник материалов международной научно-практической конференции, 28—30 июня 2012 г. 2 изд. исправ. и доп. СПб., 2012.
  2. Кочетова Т.В. К вопросу о перспективах развития TRAFFIC PSYCHOLOGY в России // Социальная психология и общество. 2014. № 4.
  3. Кочетова Т.В. «Traffic Psychology»: от фрагментарных исследований к комплекс­ным решениям прикладных задач транспортных проблем // Социальная психоло­гия и общество. 2011. № 2.

Информация об авторах

Кочетова Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент , доцент кафедры психологии управления, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0746-680X, e-mail: kochetovatv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2141
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 983
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0