Социальная психология и общество
2016. Том 7. № 2. С. 82–92
doi:10.17759/sps.2016070206
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Взаимосвязь ценностей и инновативных установок у представителей разных поколений россиян*
Аннотация
Общая информация
* Статья подготовлена в результате проведения исследования (№15-01-0060) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2015-2016 гг. и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.
Ключевые слова: ценности индивидуального уровня, культурные ценности, инновации, инновативные установки
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070206
Для цитаты: Федотова В.А. Взаимосвязь ценностей и инновативных установок у представителей разных поколений россиян // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 82–92. DOI: 10.17759/sps.2016070206
Полный текст
Ценности являются одним из важнейших факторов, определяющих человеческое поведение, в том числе креативное поведение. Представленная в статье работа основана на предположении о том, что общая предрасположенность к новаторству и нововведениям может быть обусловлена индивидуальными ценностями. В качестве респондентов в исследовании выступили 380 человек — представители молодого (до 25 лет) и взрослого (старше 45 лет) поколений россиян. В результате эмпирического исследования выявлено, что ценности «Скромность», «Конформность-Правила», «Безопасность» «Традиция», регулирующие межличностные отношения в коллективистских культурах, могут мешать принятию инноваций представителями старшего поколения россиян, а ценности «Самостоятельность мысли», «Стимуляция», «Достижение», «Власть: доминирование», «Власть: ресурсы» стимулируют принятие и внедрение инноваций у российской молодежи.
Введение
Идентификация культурных и индивидуальных ценностей является одной из важных проблем в российской и зарубежной психологии. Как отмечают ученые, нередко при изучении креативного поведения и инновационных установок, упускается из вида анализ культурного контекста [1; 6]. На сегодняшний день существуют исследования, свидетельствующие о наличии связи между склонностью к инновациям и ценностями культуры, но до сих пор связь эта недостаточно изучена в российском социуме. На данный момент на российских выборках были проведены буквально единицы исследований, изучающих связь между ценностями культуры и отношением к инновациям [1—5]. В зарубежной социальной психологии исследований подобного характера заметно больше [9—14]. Актуальность работы, представленной в настоящей статье, обусловлена тем, что в ней не просто констатировано наличие межпоколенных различий в инновативных установках, но и проведено более глубокое изучение данной проблемы за счет рассмотрения связей установок с ценностными ориентациями. Исследуемые закономерности позволяют дать более полное описание психологических механизмов поведения индивида. Специфичным является выбор сравниваемых групп респондентов, представляющих собой две категории россиян: молодое поколение (в возрасте до 25) и взрослое поколение россиян (после 45). Выбор возрастных ограничений обусловлен тем, что именно этот межпоколенный разрыв позволяет проследить динамику изменения ценностных ориентаций россиян. Молодежь — особая социальная группа, постоянно находящаяся в фокусе исследований психологов, социологов, социальных психологов является индикатором происходящих перемен, определяющим в целом потенциал развития общества. Неизбежная переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании именно этой социальной группы. Исследование ценностных ориентаций молодого поколения дает возможность выяснить его инновационный потенциал и степень адаптации к новым социальным условиям. Будущее состояние общества во многом зависит от того, какой ценностный фундамент сформирован у современной молодежи.
Программа эмпирического исследования
В качестве гипотез нами были выдвинуты следующие предположения:
1. Существуют межпоколенные различия в приоритетных ценностях: молодежь предпочитает ценности, выражающие интересы индивида (Самостоятельность мысли, Самостоятельность поступков, Гедонизм, Самоутверждение, Стимуляция, Универсализм, Достижение, Власть), а взрослое поколение — выражающие интересы группы (Безопасность, Конформность, Традиция, Универсализм, Благожелательность: забота), а также ценность «Скромность».
2. Существуют межпоколенные различия в установках по отношению к инновациям: установки представителей российской молодежи более позитивны, чем установки старшего поколения. «Креативность» и «Риск ради успеха», «Общий Индекс инновативности» личности выше у российской молодежи, чем у взрослого поколения россиян.
3. Ценности «Самостоятельность поступков», «Самостоятельность мысли», «Стимуляция», «Универсализм», «Гедонизм», «Достижение» и «Власть — доминирование» связаны с позитивным отношением к инновациям. Эти ценности стимулируют принятие инноваций у молодого поколения россиян.
4. Ценности «Скромность» «Кон- формность-правила», «Безопасность» и «Традиция» негативно связаны с позитивным отношением к инновациям. Эти ценности лежат в основе межличностного поведения в коллективистских культурах и могут мешать принятию инноваций у взрослого поколения россиян.
Методический инструментарий включает две методики: (1) методика измерения индивидуальных ценностей PVQ-R [7] и (2) методика «Самооценки инновативных качеств личности» [5].
Выборка. В качестве респондентов в данном исследовании выступили 380 человек — представители молодого (до 25 лет; n = 203) и взрослого поколений (старше 45 лет; n = 177) россиян.
Результаты исследования
Обратимся к результатам, полученным по первой методике и отражающим индивидуальные ценности респондентов. Проведенный первичный анализ ответов респондентов позволил выявить минимальное, максимальное и среднее значения, а также стандартное отклонение по каждой переменной (см. табл. 1)
Таблица 1
Межпоколенные различия ценностей индивидуального уровня
Шкала |
Взрослые |
Молодежь |
||||
Статистические значения Ценности |
Минимальное— Максимальное |
Среднее значение |
Стандартное отклонение. |
Минимальное— Максимальное |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Сaмoстоятельность: поступки |
3,4—6 |
5** |
0,63 |
3,3—6 |
4,8** |
0,59 |
Самoстоятельность: мысли |
2,7—5,7 |
4,3*** |
0,69 |
3—5,7 |
4 8*** |
0,64 |
Стимуляция |
2,3—5,7 |
3.9*** |
0,79 |
3—6 |
4.5*** |
0,61 |
Гедонизм |
3—5,7 |
4,4*** |
0,63 |
3—6 |
4,8*** |
0,50 |
Достижение |
2,7—6 |
44*** |
0,75 |
3—6 |
4 9*** |
0,60 |
Власть: ресурсы |
2—6 |
4 |
0,89 |
2,7—6 |
4,7 |
0,89 |
Власть: доминирование |
2,3—5,3 |
3.9*** |
0,84 |
2,7—6 |
4,6*** |
0,88 |
Репутация |
3—6 |
4,9** |
0,59 |
3—6 |
4,7** |
0,66 |
Безопасность: общественная |
3,7—6 |
5 |
0,59 |
2,7—6 |
4,5 |
0,81 |
Безопасность: личная |
3—6 |
5*** |
0,69 |
3,3—6 |
5.2*** |
0,61 |
Конформизм: правила |
2,3—5,3 |
4*** |
0,84 |
2,3—5,7 |
4 2*** |
0,65 |
Конформизм: межличностный |
3—6 |
4,8 |
0,75 |
1—6 |
4,2 |
0,84 |
Традиция |
1,7—5,3 |
4,2* |
0,78 |
1,3—6 |
3.9*** |
0,78 |
Скромность |
3—6 |
5** |
0,60 |
3,7—6 |
4,8** |
0,48 |
Благожелательность: чувство долга |
2,7—5,7 |
4,8** |
0,56 |
2,7—6 |
4,9** |
0,70 |
Благожелательность: забота |
3,3—6 |
5,4** |
0,53 |
2,7—6 |
5,3** |
0,56 |
Универсализм: забота о других |
2—5,3 |
4 |
0,64 |
1—5,7 |
3,5 |
0,08 |
Универсализм: забота о природе |
2,7—5,7 |
4,4 |
0,71 |
2,3—6 |
4,2 |
0,92 |
Универсализм: толерантность |
2,7—5,3 |
3,9** |
0,64 |
2—5,7 |
4,1** |
0,76 |
Примечание. *** — различия по t-критерию Стьюдента достоверны на уровне р<0,001; ** — различия по t-критерию Стьюдента достоверны на уровне р<0,01; * — различия по t-критерию Стьюдента достоверны на уровне р<0,05
Как видим, показатели по ценности «Самостоятельность: поступки» выше у взрослых, а по ценности «Самостоятельность: мысли» — у представителей российской молодежи. Также были получены различия в ценностях «Гедонизм», «Власть: доминирование» и «Достижение», при этом значимость этих ценностей выше для молодежи. Таким образом, с одной стороны, представители российской молодежи стремятся к приятному времяпрепровождению; для них важно наслаждаться удовольствиями, которые дает жизнь, использовать любую возможность повеселиться, а с другой, — они имеют амбициозные цели в жизни и стремятся быть успешными. Далее, показатели по блокам ценностей «Безопасность: личная» и «Конформизм: правила» выше у молодых респондентов, соответственно, для них более важно чувствовать себя защищенными, быть в безопасности, они стремятся беречь свое здоровье, вести активный образ жизни. Значимость ценностей «Благожелательность: чувство долга» и «Универсализм: толерантность» также выше у представителей молодежи, что свидетельствует о том, что для них важно, чтобы знакомые и родные люди были полностью в них уверены и могли положиться на них и рассчитывать на помощь. У молодежи также больше выражена ценность «Стимуляция» — стремление к новизне и глубоким переживаниям. Для взрослых респондентов важнее поддерживать традиционные ценности и взгляды на мир, следовать семейным или религиозным обычаям и чтить традиции культуры. Они скромны в своем поведении и высказываниях, стараются не хвастаться, не вести себя высокомерно, не стремятся к публичному вниманию или одобрению.
Затем мы выявили межпоколенные различия в инновативных установках. Первичный анализ ответов респондентов позволил определить среднее значения и стандартное отклонение по каждой переменной (см. табл. 2). Для проверки значимости различий переменных также был использован t-критерий Стьюдента.
Таблица 2
Межпоколенные различия в инновативных установках
Шкала |
Взрослые |
Молодежь |
||||
Статистические значения Ценности |
Минимальное— Максимальное |
Среднее значение |
Стандартное отклонение. |
Минимальное— Максимальное |
Среднее значение |
Стандартное отклонение. |
Креативность |
1,5—5 |
3,4 |
0,72 |
1,5—5,2 |
3,9 |
0,74 |
Риск ради успеха |
2—5 |
3,4*** |
0,65 |
2,5—5 |
3,9*** |
0,59 |
Ориентация на будущее |
2—5 |
3,3*** |
0,63 |
2,7—5 |
3,9*** |
0,62 |
Общий индекс инновативности личности |
2,1—5 |
3,2*** |
0,70 |
2,7—4,9 |
3,9*** |
0,56 |
Примечание. *** — различия достоверны на уровне р<0,001; ** — различия достоверны на уровне р<0,01; * — различия достоверны на уровне р<0,05
Исходя из полученных данных, можно заключить, что между группами молодых и взрослых респондентов имеют место значимые различия по следующим инновативным установкам: «Риск ради успеха», «Ориентация на будущее», «Общий индекс инновативности личности». При этом значимость данных показателей выше у молодых респондентов, которые комфортно чувствуют себя в нестабильной среде, готовы идти на риск ради достижения успехов, готовы вкладывать деньги в инновации. В отличие от представителей взрослого поколения, молодежь придерживается позиции, что изменения — это путь к успеху, сегодняшние потери не обязательно негативны для общества, а возможности даются только тем, кто их сам активно ищет и проявляет инициативу. Общий индекс инноватив- ности выше у молодежи, соответственно, молодые респонденты больше склонны к принятию и внедрению инноваций.
На следующем этапе мы выявили взаимосвязи между ценностями и инновативными установками у представителей взрослого поколения россиян. Для этого был выбран коэффициент корреляции Спирмена, поскольку не все шкалы в исследовании являются нормально распределенными.
Таблица 3
Взаимосвязь ценностей с отношением к инновациям: результаты корреляционного анализа (взрослое поколение)
Инновативные установки Ценности |
Креативность |
Риск ради успеха |
Ориентация на будущее |
Общий индекс инновативности личности |
Самостоятельность: поступки |
0,174* |
0,213** |
|
0,158* |
Самостоятельность: мысли |
0,400** |
0,605** |
0,521** |
0,433** |
Стимуляция; |
0,611** |
0,573** |
0,546** |
0,574** |
Гедонизм |
0,465** |
0,558** |
0,404** |
0,511** |
Достижение |
0,610** |
0,548** |
0,541** |
0,687** |
Власть: ресурсы |
0,456** |
0,492** |
0,395** |
0,448** |
Власть: доминирование |
0,616** |
0,649** |
0,536** |
0,603** |
Безопасность: общественная |
0,221** |
0,211** |
|
0,186** |
Безопасность: личная |
-0,150* |
-0,125* |
|
|
Конформизм: правила |
|
0,296** |
|
|
Скромность |
0,223** |
0,164* |
|
0,175** |
Благожелательность: чувство долга |
0,229** |
|
|
0,247** |
Универсализм: забота о природе |
0,170* |
0,155* |
0,279** |
0,246** |
Универсализм: толерантность |
0,495** |
0,299** |
0,423** |
0,524** |
Самостоятельность в выборе действий, исследовательской активности, независимости в принятии решений, стремление к власти и доминированию, новизне и глубоким переживаниям стимулируют развитие креативности у взрослых респондентов. Независимость в планировании действий, самостоятельность в принятии решений, стремление к новшествам, потребность в достижениях и доминировании над другими людьми и ресурсами, но в то же время терпимость к самым разным группам связаны с позитивным отношением к инновациям и стимулируют принятие различных новшеств и нововведений. Ценности «Скромность», «Конформность-правила», «Безопасность» «Традиция» негативно связаны с позитивным отношением к инновациям. Эти ценности лежат в основе межличностного поведения в коллективистских культурах и могут мешать принятию инноваций у взрослого поколения россиян. «Безопасность: личная» негативно связана с «Креативностью» и «Риском ради успеха», что свидетельствует о том, что эта ценность мешает принятию инноваций у взрослых респондентов. А «Безопасность общественная», напротив, стимулирует принятие инноваций.
На завершающем этапе исследования мы рассмотрели взаимосвязи между ценностями и инновативными установками у представителей молодого поколения россиян.
Самостоятельность в выборе действий и поступков, независимость, амбициозность, потребность быть успешным, потребность в достижениях и доминировании над другими людьми и ресурсами стимулируют принятие инноваций у молодого поколения россиян. Ценности «Безопасность: общественная», «Конформизм: межличностный», «Универсализм: забота о других» негативно коррелируют со всеми установками по отношению к инновациям.
Таблица 4
Взаимосвязь ценностей с отношением к инновациям: результаты корреляционного анализа (молодежь)
Инновативные установки Ценности |
Креативность |
Риск ради успеха |
Ориентация на будущее |
Общий индекс инновативности личности |
Самостоятельность: поступки |
0,321** |
0,159* |
|
0,229** |
Самостоятельность: мысли |
0,281** |
0,461** |
0,600** |
0,508** |
Стимуляция |
0,435** |
0,555** |
0,620** |
0,616** |
Гедонизм |
0,207** |
|
0,196** |
0,206** |
Достижение |
0,353** |
0,349** |
0,231** |
0,364** |
Власть: ресурсы |
0,484** |
0,441** |
0,433** |
0,529** |
Власть: доминирование |
0,397** |
0,522** |
0,543** |
0,560** |
Репутация |
0,205** |
-0,178* |
-0,211** |
|
Безопасность: общественная |
-0,158* |
-0,159* |
-0,245** |
-0,216** |
Безопасность: личная |
0,383** |
|
|
0,231** |
Конформизм: правила |
0,156* |
0,147* |
0,277** |
0,223** |
Конформизм: межличностный |
-0,250** |
-0,426** |
-0,294** |
-0,369** |
Скромность |
0,283** |
|
0,248** |
0,229** |
Благожелательность: чувство долга |
|
-0,272** |
|
|
Благожелательность: забота |
0,419** |
|
|
0,217** |
Универсализм: забота о других |
-0,318** |
-0,420** |
-0,172* |
-0,352** |
Универсализм: забота о природе |
|
-0,267** |
|
-0,151* |
Универсализм: толерантность |
|
|
0,247** |
|
Следовательно, подтверждается гипотеза о наличии позитивной взаимосвязи между ценностями «Самостоятельность мысли», «Стимуляция», «Достижение», «Власть: доминирование» с положительным отношением к инновациям. В то же время полученные данные опровергли гипотезу о наличии позитивной связи ценности «Универсализм» с вышеперечисленными инновативными установками. Как оказалось, ценность «Универсализм: забота о других» препятствуют принятию инноваций. Ценности «Гедонизм» и «Самостоятельность поступков» влияют на позитивное отношение к инновациям.
Были получены и другие интересные результаты, а именно, такие ценности, как «Власть: ресурсы», а также «Власть: доминирование» стимулирует принятие инноваций. «Конформизм: межличностный» и «Репутация», напротив, препятствует внедрению инноваций. Стремление сохранять положительную репутацию, совершать только социально одобряемые действия, постоянно действовать в интересах окружающих негативно сказывается на процессах принятия и внедрения инноваций у молодежи.
Выводы
1. У молодежи более выражены ценности «Самостоятельность мысли», «Стимуляция», «Универсализм» и именно «Универсализм: толерантность». У взрослых превалируют ценности, выражающие интересы группы: «Традиция», «Благожелательность: забота» и ценностная ориентация «Скромность». Наблюдаются значимые различия по шкале «Безопасность: личная». Но по показателю «Безопасность: общественная» различий нет. Для обоих поколений важно чувствовать себя в безопасности и знать, что страна сможет защитить от любых угроз.
2. Инновативные установки представителей российской молодежи более позитивны, чем у старшего поколения. Значимость таких показателей, как «Риск ради успеха», «Ориентация на будущее», «Общий индекс инновативности личности» выше у молодежи.
3. Ценности «Скромность», «Кон- формность-правила», «Безопасность» «Традиция» лежат в основе межличностного поведения в коллективистских культурах и могут мешать принятию инноваций представителями взрослого поколения россиян. Ценность «Безопасность: личная» мешает принятию инноваций у взрослых респондентов. А ценность «Безопасность общественная», подразумевающая, что для индивида важен порядок в обществе, уверенность, что страна сильная и сможет защитить в случае угрозы, напротив, стимулирует принятие инноваций у взрослых.
4. Ценности «Самостоятельность мысли», «Стимуляция», «Достижение», «Власть: доминирование», «Власть: ресурсы» стимулируют принятие и внедрение инноваций у молодежи. «Универсализм: забота о других» и «Конформизм: межличностный», наоборот, препятствуют принятию инноваций. «Гедонизм» и «Самостоятельность поступков» положительно взаимосвязаны с креативностью и общим индексом инновативности.
5. Были выявлены различия во взаимосвязи между ценностями и инновативными установками у представителей разных поколений россиян. А именно, ценность «Безопасность: общественная» у взрослых респондентов положительно взаимосвязана с позитивным отношением к инновациям, а у молодой группы респондентов отрицательно. Ценность «Безопасность: личная», наоборот, у молодежи препятствует принятию инноваций, а у взрослой группы респондентов положительно сказывается на инновативных установках.
Заключение
Данная работа была основана на предположении о том, что общая предрасположенность к новаторству и нововведениям может быть обусловлена индивидуальными ценностями. Ценности — это не статичное образование, они со временем меняются, и важен период, в который они были сформированы. Проведенное эмпирическое исследование выявило существенные межпоколенные различия в ценностях и инновативных установках, а также характере их взаимосвязи у современных россиян. Использование полученных данных и выводов может способствовать улучшению взаимопонимания и адаптации людей разных возрастов в компаниях и корпорациях. Результаты исследования могут быть полезны в работе управленцев, например, при разработке системы мотивации и для профилактики конфликтов, если в состав рабочего коллектива компании входит и молодежь, и люди старшего возраста. Кроме того, заранее представляя различия в ценностях и инновативных установках, легче сформировать определенные процедуры адаптации и обучения персонала.
Литература
- Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям: межкультурные различия // Психологический журнал. 2009. № 6. С. 81—92.
- Лебедева Н.М., Бушина Е.В. Взаимосвязь индивидуальных ценностей, показате- лей социального капитала и отношения к инновациям // Вестник Государственного университет управления. № 1. 2013. С. 288—295.
- Лебедева Н.М., Гизатулина А.С. Ценности культуры и отношение к инновациям в международной компании // Идентичность и организация в меняющемся мире: сборник научных статей / Под общ. ред. Н. Иванова, В.А. Штроо, Н. Лебедева. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2009. С. 15—38.
- Лебедева Н.М., Григорян Л.К. Медиативная роль имплицитных теорий иннова- тивности во влиянии ценностей на отношение к инновациям // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и обще- ства / Под. ред. Е.Г. Ясин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ. 2014. С. 492— 502.
- Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 527 с.
- Черкасова Л.Л. Взаимосвязь креативного поведения личности, отношения к ин- новациям и ценностей Ш. Шварца // Альманах современной науки и образования. 2012. № 12. С. 134—139.
- Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С. Уточненная теория базовых индивидуаль- ных ценностей: применение в России. Психология, Журнал Высшей Школы Эконо- мики. Том 9. № 2. 2012. С. 24—43.
- Ясин Е.Г., Лебедева Н.М. Культура и инновации: к постановке проблемы // Фор- сайт. 2009. № 2. С. 16—26.
- Herbig P., Dunphy S. Culture and Innovation // Cross Cultural Management: An In- ternational Journal. 1998. № 5 (4). P. 13—21. doi:10.1108/13527609810796844
- Herbig P., Jacobs L. Culture as an Explanatory Variable for the Japanese Innova- tive Processes // Cross Cultural Management: An International Journal. 1998. № 5 (3). P. 5—30. doi:10.1108/13527609810796808
- Herbig P., Kramer H. The Effect of Information Overload on the Innovation Choice Process: Innovation Overload // Journal of Consumer Marketing. 1994. № 11 (2). Р. 35— 46. doi :10.1108/07363769410058920
- Jones G., Herbert J. National Culture and Innovation: Implications for Locating Glob- al Operations // Management International Review. 2000. № 40 (1). Р. 11—39.
- Venkataraman S., McMillan I., McGrath R. Progress in Research on Corporate Ven- turing // State of the Art in Entrepreneurship. New York: Kent. 1992. Vol. 21. № 5. P. 931—952.
- Westwood R., David R. The Multicultural Muse: Culture, Creativity and Inno- vation // International Journal of Cross Cultural Management. 2003. № 3. Р. 235. doi:10.1177/14705958030032006
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2480
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1345
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1