Социальная психология и общество
2017. Том 8. № 4. С. 72–90
doi:10.17759/sps.2017080406
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Поведенческие и ЭЭГ-реакции младших школьников на вербальные стимулы с различной эмоциональной окраской и условием собственного или навязанного выбора
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: вербальные стимулы, ЭЭГ-реакции, поведенческие реакции, эмоции, собственный выбор, навязанный выбор, младшие школьники
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080406
Финансирование. Часть этой работы, связанная с разработкой методов проведения эксперимента, поддержана Российским фондом фундаментальных исследований, грант № 17-06-00055. Другая часть исследования, связанная с коллекцией ЭЭГ-данных, выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-00003).
Для цитаты: Аюшеева Т.А., Сапрыгин А.Е., Савостьянов А.Н., Степанова В.В. Поведенческие и ЭЭГ-реакции младших школьников на вербальные стимулы с различной эмоциональной окраской и условием собственного или навязанного выбора // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 4. С. 72–90. DOI: 10.17759/sps.2017080406
Фрагмент статьи
Способность точно воспринимать чужие эмоции, в том числе и запечатленные в речи, а также управлять собственными — ключ к успешному социальному взаимодействию. Необходимые для этого навыки у человека зарождаются в раннем детстве, когда происходит интенсивное формирование эмоциональной сферы.
Литература
-
Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. C. 3—22.
-
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288с.
-
Асмолов А.Г.. Личность как предмет психологического исследования: учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 1984. 105 с.
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
-
Бочаров А.В., Князев Г.Г., Слободской-Плюснин Я.Ю. Связанные с агрессивностью и полом различия в осцилляторных ответах на эмоциональные лицевые стимулы // Бюллетень СО РАМН. 2010. Вып. 30(4). С. 143—148.
-
Выготский Л.С. Психология. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. 108 с.
-
Дмитриева Е.С., Андерсон М.Н., Гельман В.Я. Сравнительное исследование зрительного и слухового восприятия эмоций детьми младшего школьного возраста // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 1. С. 38—52. doi:10.17759/ exppsy.2016090104
-
Зайцев С.В. Влияние отметки на поведение младших школьников в ситуации выбора учебного задания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. №. 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n2/41667.shtml (дата обращения: 06.02.2017).
-
Зайцев С.В., Добрякова О.И. Особенности изменения индивидуальных предпочтений младших школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/1/Zajcev_Dobrjakova.phtml (дата обращения: 06.02.2017).
-
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1977. 224 с.
-
Савостьянов А.Н., Богомаз С.А., Пальчунов Д.Е. ЭЭГ-реакции в условиях распознавания предложений с различным отношением с личности испытуемого // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Вып. 5(3). С. 48—55.
-
Сергиенко Е.А. Модель психического как ментальный механизм становления субъектности // Субъект, личность, психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 113—146.
-
Скробкина О.В. Проблемы устной и письменной речи детей с аутизмом и особенности логопедической работы в Центре психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков // Детский аутизм: исследования и практика / Под ред. В.Н. Касаткина. 2008. С. 236—252.
-
Степанова В.В., Толстых Н.Н. Междисциплинарные связи социальной, возрастной и педагогической психологии: ресурсы развития // Социальная психология и общество. 2016. Вып. 7.(1). С. 23—44.
-
Степанова В.В., Толстых Н.Н. Путь к слову // Мир психологии. 2014. Вып. 2 (78). С. 110—120.
-
Таможников С.С., Левин Е.А., Степанова В.В. Межиндивидуальные различия в поведенческих стратегиях школьников младшего возраста в условиях распознавания звуковых стимулов и парадигмы «стоп-сигнал» // Бюллетень СО РАМН. 2014. Вып. 34(5). С. 27—36.
-
Филюкова А.С. Индивидуальные траектории как средство формирования у детей умения осуществлять выбор деятельности // Вектор науки. 2012. Вып. 4(11). С. 304—306.
-
Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. Вып. 4. С. 77—90.
-
Шумакова Н.В. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2012. Вып. 4. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2012/n4/57551.shtml (дата обращения: 05.02.2017).
-
Щукина М.А. Психология саморазвития личности: проблемы, подходы, гипотезы. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2009. 152 с.
-
Aftanas L.I., Varlamov A.A., Reva N.V. Disruption of early event-related theta synchronization of human EEG in alexithymics viewing affective pictures // Neuroscience Letters. 2003. Vol. 340(1). Р. 57—60. doi:10.1016/S0304-3940(03)00070-3
-
Baron-Cohen S., Leslie A.L., Frith U. Does the autistic child have a “theory of mind”? // Cognition. 1985. Vol. 21(1). Р. 37—46.
-
Basar E. Brain Functions and Oscillations [electronic resource]: Integrative Brain Function. Neurophysiology and Cognitive Processes. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 1999. 476 p. doi: 10.1007/978-3-642-59893-7
-
Bastiaansen, M., & Hagoort, P. Oscillatory neuronal dynamics during language comprehension // Progress in Brain Research. 2016. Vol. 159. Р. 179—196. doi:10.1016/ S0079-6123(06)59012-0
-
Delorme A., Makeig S. EEGLAB: an open source toolbox for analysis of single-trial EEG dynamics including independent component analysis // Journal of Neuroscience Methods. 2004. Vol. 134. Р. 9—21. doi:10.1016/j.jneumeth.2003.10.009
-
Klimesch W. EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: Are view and analysis // Brain Research Reviews. 1999. Vol. 29. Р. 169— 195. doi:10.1016/S0165-0173(98)00056-3
-
Knyazev G.G., Slobodskaya H.R., Aftanas L.I. EEG correlates of emotional problems and conduct disorder in schoolchildren // Human Physiology. 2002. Vol. 28(3). Р. 263— 268.
-
Knyazev G.G., Bocharov A.V., Levin E.A., Savostyanov A.N., Slobodskoj-Plusnin J.Y. Anxiety and oscillatory responses to emotional facial expressions // Brain Res. 2008. Vol. 1227. Р. 174—188.
-
Razumnikova O.M., Volf N.V. Information processing specialization during interference between global and local aspects of visual hierarchical stimuli in men and women // Human Physiology. 2011. Vol. 37(2). P. 137—142. doi:10.1134/S0362119711020186
-
Tsai A.C., Savostyanov A.N., Wu A. Recognizing syntactic errors in Chinese and English sentences: Brain electrical activity in Asperger’s syndrome // Research in Autism Spectrum Disorders. 2013. Vol. 7(7). P. 889—905. doi:10.1016/j.rasd.2013.02.001
-
Tseng Y.L., Yang H.H., Savostyanov A.N. Voluntary attention in Asperger’s syndrome: Brain electrical oscillation and phase-synchronization during facial emotion recognition // Research in Autism Spectrum Disorders. 2015. Vol. 13—14. P. 32—51. doi:10.1016/j. rasd.2015.01.003
-
Yang H.H., Savostyanov A.N, Tsai A.C. Face recognition in Asperger syndrome: A study on EEG spectral power changes // Neuroscience Letters. 2011. Vol. 492. P. 84— 88. doi:10.1016/j.neulet.2011.01.061
Информация об авторах
Метрики
Просмотров HTML-версии за весь период: 2006
Просмотров HTML-версии в прошлом месяце: 11
Просмотров HTML-версии в текущем месяце: 12
Скачиваний PDF-версии за весь период: 726
Скачиваний PDF-версии в прошлом месяце: 0
Скачиваний PDF-версии в текущем месяце: 1