Беглость переработки речевого стимула и интенсивность переживания веселья и гордости

574

Аннотация

Доминирующее объяснение большей симпатии к знакомым объектам по сравнению с новыми (эффекта симпатии к знакомому) предполагает, что позитивное переживание возникает благодаря сокращению усилий на переработку информации о знакомом объекте (беглости переработки). В статье описываются результаты двух экспериментов, в которых проверяется гипотеза о том, будет ли бóльшая беглость переработки информации о стимулах сопровождаться большей интенсивностью симпатии и других позитивных переживаний — гордости и веселья. В первом эксперименте участники (n = 98) должны были опознать 10 пословиц, часть из которых они узнавали сходу (высокая беглость переработки), а над некоторыми надолго задумывались (низкая беглость). Необходимо было выбрать те из них, угадыванием которых участники бы похвастались перед друзьями, а также ранжировать их зашифрованные формулировки — от наиболее понравившейся до наименее. Во втором исследовании участники (n = 55) попарно сравнивали забавные цитаты из школьных сочинений, которые предварительно были разделены на группы по сложности (чем проще, тем выше беглость переработки по критерию количества времени, затрачиваемого на выполнение задания по результатам пилотажа (n = 15). Необходимо было указать, какая из цитат забавнее, и выделить те, которые вообще не вызвали никакого позитивного отклика у участников. Все результаты свидетельствуют в пользу контр-гипотезы исследования: именно более низкая беглость переработки стимулов связана с большей интенсивностью переживания гордости и веселья, несмотря на то, что связь симпатии и беглости переработки подтвердилась в первом эксперименте. Вывод: беглость переработки информации связана с переживанием симпатии к стимулам, но не других позитивных эмоций

Общая информация

Ключевые слова: эффект симпатии к знакомому, беглость переработки информации, эмоции, позитивный аффект, юмор, гордость

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080407

Для цитаты: Кравченко Ю.Е. Беглость переработки речевого стимула и интенсивность переживания веселья и гордости // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 4. С. 91–106. DOI: 10.17759/sps.2017080407

Фрагмент статьи

Предметом обсуждения в данной статье являются положительные эмоции. Большинство эмоциональных эпизодов в жизни человека происходят в социальных либо в квазисоциальных ситуациях (т. е. связанных с действиями третьих лиц). Особенно справедливо это наблюдение в отношении положительных эмоций. Если некоторые люди могут любить неодушевленные объекты наравне с одушевленными, то симпатизировать можно только живым существам, гордость предполагает доказательство своего превосходства над конкурентом, точно так же как веселье и юмор в большинстве случаев предполагают наличие собеседника.

Литература

  1. ван Дейк Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. С. 153—211.
  2. Кравченко Ю.Е. Подавление эмоционального поведения и субъективное переживание // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 28—38.
  3. Шмелев А.Г., Болдырева В.С. Психосемантика юмора и диагностика мотивов // Мотивация личности / Ред. А.А. Бодалев. М.: Педагогика, 1982. С. 108—120.
  4. Alter A.L., Oppenheimer D.M. Uniting the Tribes of Fluency to Form a Metacognitive Nation // Personality and Social Psychology Review. 2009. Vol. 13 (3). Р. 219—235. DOI: 10.1177/1088868309341564
  5. Bornstein R.F., D’Agostino P.R. Stimulus recognition and the mere exposure effect // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 63 (4). Р. 545—552. doi: http:// dx.doi.org/10.1037/0022-3514.63.4.545
  6. Doss M.K., Bluestone M.R., Gallo D.A. Two mechanisms of constructive recollection: Perceptual recombination and conceptual fluency // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2016. Vol. 42. (11). Р. 1747—1758. doi: http://dx.doi. org/10.1037/xlm0000273
  7. Hupbach A., Melzer A., Hardt O. The mere exposure effect is sensitive to color information: Evidence for color effects in a perceptual implicit memory test // Experimental Psychology. 2006. Vol. 53 (3). Р. 233—245. doi: https://doi.org/10.1027/1618- 3169.53.3.233
  8. Marie A., Gabrieli J.D.E., Vaidya C., Brown, B., Pratto F., Zajonc R.B., Shaw R.J. The mere exposure effect in patients with schizophrenia // Schizophrenia Bulletin. 2001. Vol. 27 (2). Р. 297—303. doi: https://doi.org/10.1093/oxfordjournals.schbul.a006875
  9. Newel B., Bright J. The subliminal mere exposure effect does not generalize to structurally related stimuli // Canadian Journal of Experimental Psychology. 2003. Vol. 57 (1). Р. 61—68.
  10. Phaf R.H., Rotteveel M. Affective modulation of recognition bias // Emotion. 2005. Vol. 5 (3). Р. 309—318. doi: https://doi.org/10.1037/1528-3542.5.3.309
  11. Pickett S.M., Barbaro N., Mello D. The relationship between subjective sleep disturbance, sleep quality, and emotion regulation difficulties in a sample of college students reporting trauma exposure // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2016. Vol. 8 (1). Р. 25—33. doi: https://doi.org/10.1037/tra0000064
  12. Westerman D.L., Lanska M., Olds J.M. The Effect of Processing Fluency on Impressions of Familiarity and Liking // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2015. Vol. 41 (2). Р. 426—438. doi: https://doi.org/10.1037/a0038356
  13. Willems S., Salmon E., Van der Linden M. Implicit/explicit memory dissociation in Alzheimer’s disease: The consequence of inappropriate processing? // Neuropsychology. 2008. Vol. 22 (6). Р. 710—717. doi: https://doi.org/10.1037/a0012986
  14. Williams S.M. Implications for normals of reports on the “mere exposure” effect in amnesics // Neuropsychology. 1990. Vol. 4 (1). Р. 43—48. doi: http://dx.doi. org/10.1037/0894-4105.4.1.43
  15. Winkielman P., Cacioppo J.T. Mind at ease puts a smile on the face: Psychophysiological evidence that processing facilitation leads to positive affect. Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81. Р. 989—1000. doi: https://doi.org/10.1037/0022- 3514.81.6.989
  16. Winkielman P., Schwarz N., Fazendeiro T.A., Reber R. The hedonic marking of processing fluency: Implications for evaluative judgment // J. Musch, K.C. Klauer (Eds.). The psychology of evaluation: Affective processes in cognition and emotion. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2003. Р. 195—226.
  17. Zajonc R.B. Feeling and thinking. Preferences need no inferences // American рsychologist. 1980. Vol. 35. Р. 151—175. doi: https://doi.org/10.1037/0003-066X.35.

Информация об авторах

Кравченко Юнна Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3351-123X, e-mail: asunaro@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1894
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 574
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0