Социально-психологический ресурс совершенствования образовательного пространства

688

Аннотация

В статье дается информация об основных результатах II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социальная психология в образовательном пространстве», состоявшейся в октябре 2017 г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Представлены современные тенденции развития социальной психологии образования, выделены актуальные направления исследований в данной предметной области. Автор подчеркивает, что развитие профессиональных связей различных специалистов — школьных психологов, учителей, руководителей образовательных учреждений, научных работников и преподавателей вузов, готовящих педагогов и психологов, — необходимое условие эффективного совершенствования современного образовательного пространства.

Общая информация

Ключевые слова: конференция, образовательное пространство, социальная психология образования, психология дошкольника, школьники, студенты, педагоги , семья, школа

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: материалы конференции

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080411

Для цитаты: Крушельницкая О.Б. Социально-психологический ресурс совершенствования образовательного пространства // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 4. С. 165–172. DOI: 10.17759/sps.2017080411

Полный текст

24—25 октября 2017 г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальная психология в образователь-

ном пространстве». В программный комитет конференции, под председательством ректора МГППУ В.В. Рубцова, вошли известные ученые с большим опытом психолого-педагогический работы из России (Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Симферополь) и Зарубежья (Италия, Казахстан, Латвия, Молдова, США, Финляндия). Основным организатором конференции стал факультет социальной психологии МГППУ.

Актуальность конференции обусловлена возрастающим запросом системы российского образования на социально­психологические средства решения задач, стоящих перед образовательными учреждениями. Результаты многочисленных исследований, в том числе представленных на первой конференции «Социальная психология в образовательном пространстве» (2013 г., МГППУ), показали, что назрела необходимость в консолидации опыта специалистов по таким наиболее востребованным направлениями в данной предметной области, как поиск новых социально-психологических технологий в работе психолога образования, социализация личности в образовательном процессе, проблемы межличностных и межгрупповых отношений учащихся, вопросы организационной психологии, социально-психологические аспекты педагогической деятельности, поиск путей повышения эффективности взаимодействия семьи и школы, а также другие социально-психологические проблемы обучения и воспитания.

На конференции широко представлена география России. Это Москва, Санкт-Петербург, Армавир, Владивосток, Владимир, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Курск, Магадан, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Симферополь, Смоленск, Тольятти, Тула, Уссурийск. В конференции приняли участие также коллеги из зарубежных стран: Азербайджана, Белоруссии, Великобритании, Италии, Латвии, Молдовы, США, Украины, Финляндии.

Необходимо отметить и широкую профессиональную представленность участников конференции: психологи различных специализаций, педагоги, руководители образовательных учреждений, аспиранты, студенты психологических и педагогических вузов (всего около 300 человек).

Столь высокий интерес к конференции, безусловно, свидетельствует об актуальности обсуждаемой темы, о необходимости консолидации опыта ученых и практиков с целью дальнейшего совершенствования образовательного пространства средствами социальной психологии.

Опубликованный сборник научных материалов конференции содержит 165 статей (Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24—25 октября 2017 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 472 с.). В сборнике представлены результаты исследований и практических разработок, направленных на повышение эффективности обучения и воспитания учащихся с помощью социально-психологических средств оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса.

На конференции были обсуждены актуальные психолого-педагогические проблемы взаимодействия субъектов образовательного пространства — такие, как основы эффективности обучения и воспитания, просоциального личностного развития обучающихся, а также психологические средства гармонизации межличностных и межгрупповых отношений в различных сферах современного образовательного пространства, в том числе вопросы диагностики, профилактики и коррекции групповых и личностно развивающих процессов. Рассмотрены проблемы повышения мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности, оптимизации профессиональной деятельности педагогов и руководителей современных образовательных учреждений. Большое внимание на конференции было уделено профессиональному опыту отечественных и зарубежных специалистов — психологов, педагогов, руководителей образовательных учреждений, а также молодых ученых. Рассмотрены современные социально-психологические технологии в работе психолога образования, вопросы социализации личности и развития ученических групп. Представлены современные возможности оптимизации взаимодействия семьи и школы. Значительное внимание было уделено социально-психологическим аспектам педагогической деятельности и управления образованием. Сборник опубликован на сайте ФГБОУ ВО МГППУ на странице http://mgppu.ru/page/6120, а также размещен в РИНЦ: https:// elibrary.ru/item.asp?id=30272090.

Открывая 24 октября пленарное заседание конференции, к ее участникам с приветствием обратилась проректор по научной работе МГППУ Е.Н. Задорина. Она отметила высокую актуальность и значимость мероприятия для развития современной психолого-педагогической практики, теории и практики социальной психологии образования, а также пожелала участникам плодотворной работы на конференции и дальнейшего сотрудничества.

В докладе кандидата психологических наук, доцента О.Б. Крушельницкой «Актуальные проблемы социальной психологии образования» было подчеркнуто, что задача социальной психологии образования на данном этапе ее развития — совершенствование средств психологической помощи детям и молодежи, которые помогли бы противостоять деструктивным тенденциям, формировать просоциаль- ные ценности, помогать всестороннему личностному развитию, сделать подрастающее поколение более защищенным в новых сложных условиях жизни.

Большой интерес у слушателей вызвал доклад профессор-адъюнкта Хельсинкского университета, доктора педагогических наук Е.Ю. Протасовой «Консультирование родителей в ситуации многоязычия: мировой опыт и новые практики», в котором был представлен опыт международного проекта «Development of parent Involvement Models for Bilingual Pre-and Primary School» (PIM; Interreg Central Baltic), реализованного в 2015— 2017 гг. в Латвии, Финляндии и Эстонии. Рассказывалось о вопросах, обсуждавшихся на консультациях с родителями, о формах вовлечения родителей в деятельность детского сада, школы и о полученных прямых и косвенных результатах такого взаимодействия. Зарубежный опыт психолого-педагогической работы с детьми вызвал продолжительную дискуссию участников конференции.

В докладе «Какие аспиранты достигают успеха? О социальном капитале психологических научных школ» доктор политических наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Н.К. Ради­на (Нижний Новогород), проанализировала современную ситуацию подготовки аспирантов и развития научных психологических исследований. Были отмечены недостатки сложившейся практики подготовки кадров высшей научной квалификации и намечены пути совершенствования подготовки аспирантов.

На конференции было представлено 9 стендовых докладов, демонстрирующих авторские достижения по различным направлениям социальной психологии образования. Опыт организации проектной деятельности как ресурса социальной адаптации воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был наглядно представлен в стендовом докладе педагога-психолога ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» Е.Г. Коблик. В докладе Н.П. Рад­чиковой, А.П. Лобанова и А.В. Вороновой был осуществлен анализ общих компетенций в структуре академических достижений студентов Белорусского государственного педагогического университета. А.В. Королева (Москва, Зеленоград) в докладе «Развитие успешной социализации дошкольника через технологию моральных дилемм» рассказала об эффективной технологии развития социальных жизненных навыков ребенка. Коллеги из Одинцовского филиала МГИМО Е.В. Молчанова и Д.А. Лосев познакомили участников конференции с результатами исследования структуры ценностных ориентаций студентов в условиях реорганизации вуза. Живой интерес вызвал представленный на постер-сессии доклад «Конформизм как фактор моды (на примере людей, увлекающихся игрой Pokemon Go)» (А.Ю. Болтова, А.А. Александрова, Москва). Работа коллеги из СПбГУ Л.В. Марарицы «Роль нетворкинг-стратегии личности в формировании социального капитала» была отмечена участниками конференции как обладающая высокой актуальностью и исследовательской глубиной.

Заседание «круглого стола» по теме «Современные дети в условиях информационного пространства» было посвящено обсуждению двух основных вопросов: во-первых, возможностей информационного интернет-пространства для гармоничного развития личности ребенка, а во-вторых — рисков влияния 168

интернета на физическое и психологическое здоровье ребенка. В первой части «круглого стола» обсуждались возможности когнитивного, морально-нравственного и духовного развития детей средствами интернет-коммуникации, а также использования интернета для гармонизации семейных отношений. Во второй части заседания рассматривались новые риски и угрозы, спровоцированные влиянием интернета, проблемы защиты детей от влияния деструктивной пропаганды в социальных сетях, пути оптимизации информационной компетентности школьников, социально-психологические и психофизиологические аспекты интернет-зависимости в детском возрасте. Наибольший интерес у участников «круглого стола» вызвали выступления Н.В. Жуковой, О.В. Зарец­кой, кандидата биологических наук, доцента Т.Ю. Мариновой (Москва).

24 октября также были проведены два мастер-класса: «Анализ данных из виртуальных социальных сетей для социально-психологических исследований» (ведущие — кандидат психологических наук Л.В. Марарица и С.М. Титов) и «Евротренинг как образовательная технология» (ведущие — кандидат психологических наук, доцент О.Е. Хухлаев, кандидат психологических наук, доцент М.Ю. Чибисова). Участники мастер-классов получили возможность не только познакомиться с новейшими научными достижениями, но и освоить навыки их практического применения.

Программа конференции 25 октября началась с заседаний секций, работа которых прошла в дружественной и заинтересованной обстановке. На каждой секции были представлены доклады специалистов из разных городов России и зарубежных государств, что позволило участникам взаимно обогатиться ценным опытом.

Наиболее продолжительные дискуссии в рамках секции «Социально-психологические технологии в работе психолога образования» (ведущий —кандидат психологических наук, доцент О.Е. Хухлаев) вызвали доклады, посвященные различным аспектам практической психолого-педагогической работы: «Экспресс-тренинг уверенного поведения для старшеклассников» (Н.В. Лукьянченко, Красноярск), «Психологическое сопровождение студенческого самоуправления» (Н.Е. Каверина, Дмитров), «Применение технологий экспериментальных исследований имплицитных аттитюдов при обучении психологов» (И.Д. Плотка, Рига), «Контекстный подход к проблеме социокультурной адаптации первоклассников к школе» (Л.А. Ры­бакова, Нижний Тагил). По результатам обсуждения этих и других тем участники секции пришли к заключению о необходимости активного внедрения социально­психологических технологий в практику школьного и вузовского образования.

На секции «Социализация личности в образовательном процессе» (ведущие — доктор психологических наук, профессор Н.Н. Толстых; доктор психологических наук, профессор Е.П. Белинская; кандидат психологических наук, доцент Н.С. Денисенкова) в центре внимания оказались проблемы оценки идентификации личностных ценностей студентов и ценностей учебной группы (А.В. Капцов, Самара), повышения успешности педагогов и обучающихся в развивающей среде образовательной организации (Н.В. Горячева, Т.И. Шульга, Москва), исследования негативной креативности в образовании (Н.В. Мешкова, Москва), влияния психической травмы в младенческом возрасте на проявления ПТСР у взрослого человека (К.А. Серебрякова, Москва), а также особенности подготовки социальных психологов в вузах современной Молдовы (И.И. Кауненко, Кишинёв).

Работа секции «Ученические группы в образовательном пространстве» (ведущие — доктор психологических наук, доцент М.Е. Сачкова и кандидат психологических наук, доцент О.Б. Крушель- ницкая) была посвящена вопросам взаимосвязи межличностных отношений и эффективности образовательного процесса у членов школьных, студенческих и виртуальных ученических групп. Значительное внимание было также уделено особенностям взаимоотношений педагога и обучающихся как фактора результативности их совместной деятельности. С докладами выступили доктор психологических наук, доцент М.Е. Сачкова, И.Н. Тимошина, А.А. Соловьева (Москва), Л.В. Полежаева (Днепр). Обсуждались новые подходы к исследованию групп в образовательных организациях, проблемы взаимоотношений в системе «педагог—учащийся» в современной образовательной организации, особенности статусной позиции в ученической группе и ее связь с представлениями о статусе в обществе, а также социально­психологические феномены в виртуальных ученических группах.

Сложившаяся на секции «Организационная психология в контексте современного образования» (ведущие — доктор психологических наук, профессор А.Н. Занковский и кандидат психологических наук, доцент А.В. Погодина) творческая атмосфера также способствовала обмену мнениями участников конференции. Наиболее продолжительная дискуссия развернулась по результатам выступления А.Ю. Бухариной (Москва) с докладом о сильных сторонах женской модели управления. Большую заинтересованность вызвал доклад кандидата психологических наук, доцента Е.Б. Пе­трушихиной «Стиль руководства как фактор организационного гражданства педагогов». В докладе были представлены результаты исследования влияния стиля руководства образовательным учреждением на выраженность «организационного гражданства» педагогов — явления, ранее не изученного применительно к российской управленческой практике. На основе результатов исследования в докладе были сформулированы практические рекомендации по созданию организационной среды школы, стимулирующей конструктивное трудовое поведение педагогов.

Заседание секции «Социально-психологические аспекты педагогической деятельности» (ведущие — кандидат педагогических наук, доцент М.А. Егорова; кандидат биологических наук, доцент Т.Ю. Маринова; кандидат психологических наук, доцент В.А. Орлов) началось с доклада профессора А. Портеры из Университета Вероны, представившего современную модель развития межкультурных компетенций в образовании и консультировании. В его модели обозначены условия, необходимые для развития межкультурных компетенций не только в детском, но и в любом возрасте. Докладчику было задано много вопросов о том, как построена работа в этом направлении в Италии, какими компе­тенциями должен обладать специалист, чтобы эффективно сотрудничать с российскими и другими зарубежными коллегами, и т. д. Большую заинтересованность вызвали и другие представленные на секции доклады, в частности, сообщение О.В. Худяковой об особенностях взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом дошкольной организации (на опыте специалистов ДОУ Нижнего Тагила) и выступление Е.А. Шарендо (Рязань) о проблемах решения социальных задач в образовательном пространстве. Участники секции пришли к единодушному мнению о необходимости расширения учебной программы преподавания психологии в педагогических высших и средних специальных учебных заведениях.

Как показали дискуссии, развернувшиеся по тематике секции «Семья и школа: взаимопонимание и взаимодействие» (ведущие — доктор психологических наук, профессор Л.Б. Шнейдер и кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Счастная), ресурсы сотрудничества школы и родителей учеников для повышения эффективности всестороннего личностного развития детей далеко не исчерпаны. Так, например, в докладе А.А. Нестеровой (Москва) был поднят вопрос о семейных факторах риска проявления буллинга в школьной среде. Т.Г. Климова поделилась опытом работы педагогов с семьей в московской школе, где достижение результата общими усилиями педагогов, родителей и самих детей считается одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса. С.В. Пазухина и С.А. Фи­липпова (Тула) рассказали о новейших разработках в области взаимодействия семьи и школы в вопросах защиты детей от вредной информации. Участники секции сошлись во мнении о том, что изучение социально-психологических механизмов влияния психотравмирую­щей информации является актуальной проблемой, решение которой возможно только в процессе развития сотрудничества школьных психологов и педагогов с родителями учащихся.

После завершения работы секций в рамках конференции состоялся телемост «Умение учителя выстраивать отношения с учащимися в XXI веке» с доктором психологических наук, практическим психологом-консультантом школы графства Фэирфакс в США Т.В. Коттл. Участники виртуальной встречи обсуждали специфику психологической работы в школе, расспрашивали коллегу из США об особенностях психологического сопровождения образовательного процесса в ее школе, о трудностях в работе школьного психолога и путях их решения. Основное внимание участников телемоста было уделено актуальной проблеме выстраивания гармоничного взаимодействия школьного психолога с другими субъектами образовательного процесса, и прежде всего — с педагогами.

По окончании телемоста состоялись еще два мастер-класса: «Качественные методы диагностики организационной культуры» (ведущий — кандидат психологических наук, доцент А.В. Погодина) и «Использование метода расстановок в консультативной работе с руководителями образовательных учреждений» (ведущий — кандидат психологических наук К.А. Серебрякова). Участниками мастер-классов стали школьные психологи, педагоги общеобразовательных и специализированных школ, воспитатели ДОУ, преподаватели российских и зарубежных вузов, психологи-консультанты и научные работники. Участники мастер-классов осваивали диагностические средства и технологии решения проблем взаимодействия администрации учебного учреждения с педагогами и родителями обучающихся, учителя — с учениками и их родителями, педагога-психолога — со всеми субъектами образовательного процесса.

По мнению участников, работа конференции прошла на высоком научном уровне, содержательно и плодотворно. Дискуссии участников были сконцентрированы вокруг актуальных проблем современного образовательного пространства. Мастер-классы позволили их участникам приобщиться к ценному опыту практического применения новейших средств профессиональной деятельности.

Итоги конференции показали, что в процессе вузовской подготовки психологов и педагогов необходимо уделять особое внимание совершенствованию их социально-психологических компетенций. Учитывая сложности изменяющегося мира, раннее приобщение детей к информационным технологиям и пользованию ресурсами интернета, необходимо изучать новые социально-психологические условия адаптации школьников к начальному и последующим этапам обучения. Резолюция конференции включала следующие основные положения:

•   необходимость использования материалов конференции в системе начального, школьного, вузовского образования, а также в сфере повышения квалификации психологов и педагогов;

•   целесообразность дальнейшего развития профессионального сотрудничества специалистов в данной предметной области;

•   интенсификация социально-психологических исследований проблем современного образования;

•   внедрение новых социально-психологических технологий в деятельность психологов образовательных учреждений.

Также было решено провести III Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Социальная психология в образовательном пространстве» в ФГБОУ ВО МГППУ осенью 2019 года.

 

Информация об авторах

Крушельницкая Ольга Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0762-6925, e-mail: social2003@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1942
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 688
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0