Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире

6833

Аннотация

В настоящей статье раскрываются методология, методы и результаты эмпирических исследований (2010—2018 гг.) социальной ситуации развития представителей цифрового поколения. Цифровое детство и цифровая социализация как социально-психологические феномены концептуализуются в парадигматике культурно-исторического подхода. Рассматриваются современные методы анализа цифровой реальности: метааналитические и лонгитюдные подходы, работающие с большими массивами данных, экспериментальные дизайны на небольших выборках, анализ социальных сетей и ряд других. Предлагается авторская интегративная концепция для изучения феноменологии цифрового детства и социализации (особенностей когнитивного и личностного развития, взаимоотношений с окружающим миром, социальных и культурных практик). В заключение делается вывод о необходимости трансдисциплинарного объединения различных методологических стратегий, соответствующих требованиям стремительно изменяющегося мира и новой социальной ситуации развития детей и подростков.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, цифровые технологии, цифровое детство, цифровая социализация, цифровая личность

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090308

Для цитаты: Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI: 10.17759/sps.2018090308

Фрагмент статьи

Мир находится на пороге четвертой индустриальной революции, которая фундаментально изменит все культурные практики человека. Третья революция — цифровая, начавшаяся в 1960-х гг. прошлого века, — относительно мягко подготовила к таким трансформациям человечество на значительной части земной суши.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.
  2. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Орудие и знак в развитии ребенка / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 5—91.
  3. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Педология подростка: Проблема возраста / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. С. 224— 269.
  4. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррекции): Дис. … д-ра психол. наук. М.: МГУ, 2002. 379 с.
  5. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
  6. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5—10. doi:10.17759/ jmfp.2016050201
  7. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд развития интернет, 2013. 144 с.
  8. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  9. Digital Childhoods: Technologies and Children’s Everyday Lives / Danby S.J., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. (eds.). Springer, 2018. Vol. 22. 287 p. doi:10.1007/978-981-10-6484-5.
  10. Johnson G., Puplampu K. A conceptual framework for understanding the effect of the Internet on child development: The ecological techno-subsystem // Canadian Journal of Learning and Technology. 2008. Vol. 34. P. 19—28.
  11. Johnson G.M. Internet use and child development: Validation of the ecological techno-subsystem // Journal of Educational Technology & Society. 2010.Vol. 13. № 1. P. 176—185.
  12. Making human beings human: Bioecological perspectives on human development / Bronfenbrenner U. (ed.) Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2004. 336 p.
  13. Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. №. 9. P. 1022—1038.
  14. Stornaiuolo A. Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents’ Interactions on Social Network Sites //Human Development. 2017. Vol. 60. №. 5. P. 233—238. doi:10.1159/000480341.
  15. The Palgrave handbook of childhood studies / Qvortrup J., Corsaro W.A., Honig M.S., Valentine G. (eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2009. 452 p. doi:10.1007/978-0- 230-27468-6.

Информация об авторах

Солдатова Галина Уртанбековна, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), заведующий кафедрой социальной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»); директор Фонда Развития Интернет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6690-7882, e-mail: soldatova.galina@gmail.com