Конференция памяти М.Ю. Кондратьева: преемственность и инновации

313

Аннотация

Статья представляет собой краткий отчет о прошедшей в мае 2019 года IV Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики». Описаны основные мероприятия и результаты конференции. Обозначены перспективные направления современной социальной психологии.

Общая информация

Ключевые слова: конференция, тренинг, студенты, консультирование, социальная психология, социальные сети, высшее образование, интернет

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: материалы конференции

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100214

Для цитаты: Крушельницкая О.Б. Конференция памяти М.Ю. Кондратьева: преемственность и инновации // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 184–188. DOI: 10.17759/sps.2019100214

Полный текст

13—14 мая 2019 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете (ФГБОУ ВО МГППУ) состоялась IV Ежегодная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики», организованная факультетом социальной психологии. Форум привлек внимание широкой аудитории исследователей, ученых и практиков сферы образования, а также коммерческой и социальной сфер. Специалисты, студенты и аспиранты представили результаты научных и прикладных исследований, обсудили актуальные проблемы межгруппового и межличностного взаимодействия в современном обществе.

С каждым годом конференция приобретает новые черты, растет и масштаб этого научного форума: в этом году она объединила свыше двухсот исследователей из городов России, Украины, Бе­ларуси и дальнего зарубежья. Большинство участников представили результаты своих работ в докладах и на страницах сборника материалов конференции, опубликованого к ее началу на официальном сайте ФГБОУ ВО МГППУ [1].

 

С приветственным словом к участникам конференции на пленарном заседании обратилась декан факультета социальной психологии, профессор Т.Ю. Маринова. Ученый, лидер — вот главное, что характеризует М.Ю. Кон­дратьева, первого декана факультета социальной психологии МГППУ. После выступления Т.Ю. Мариновой состоялся премьерный показ документального фильма о жизни и деятельности Михаила Юрьевича.

Пленарный доклад зав. кафедрой социальной психологии ФГБОУ ВО РГГУ, доктора психологических наук, профессора Т.П. Скрипкиной был посвящен анализу психологических причин преступности несовершеннолетних (напомним, что исследование взаимоотношений и личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей было одним из направлений научной работы М.Ю. Кондратьева). Выполненные Т.П. Скрипкиной и ее учениками исследования показали, что важным возрастным новообразованием старших подростков является становление доверия к себе, которое формируется в условиях доверия со стороны близких взрослых (прежде всего — родителей). Отсутствие или недостаточность доверия, делегиру­емого близкими взрослыми, может приводить к негативным последствиям, в том числе — к совершению подростком антисоциальных поступков. Несовершеннолетним преступникам, отбывающим наказание в колонии, свойственно снижение меры доверия к себе и к ближайшему социальному окружению. Кроме того, проявляемые ими агрессия и жестокость являются компенсаторными механизмами повышения ценности собственной личности.

«Памяти друга, с которым мы все начинали» — такой эпиграф выбрали для своего доклада профессор МГППУ, доктор биологических наук А.Н. Камнев и директор коррекционно-развивающего центра «Логодар», кандидат педагогических наук С.А. Макарова. Они рассказали участникам конференции о программе детских оздоровительных лагерей «Отдых и учеба с радостью», которая около двадцати лет назад начала активно развиваться при поддержке факультета социальной психологии, возглавляемого М.Ю. Кондратьевым. Программа адресована детям и молодежи, в том числе лицам с ограниченными возможностями социализации (дети из отдаленных сельских районов; адаптирующиеся к новым социальным условиям юные мигранты; дети с ограниченными возможностями развития или восстанавливающиеся после тяжелой болезни и т.д.).

Традиционно на конференциях памяти М.Ю. Кондратьева выступают его ученики. На этот раз воспоминаниями о личности и профессиональной деятельности своего учителя поделились сотрудники кафедры теоретических основ социальной психологии О.Б. Крушельницкая и М.Н. Расходчикова.

«Круглый стол» на тему «Читая Кондратьева...» позволил его участникам обсудить актуальные направления развития научного наследия Михаила Юрьевича (ведущая — зав. кафедрой психологии управления, профессор А.В. По­година). Наибольшее внимание было уделено поднятому М.Ю. Кондратьевым на страницах журнала «Скепсис» и до сих пор активно обсуждаемому вопросу о целесообразности внедрения религиозно ориентированных учебных дисциплин в школьное и вузовское образование. Суть отношения М.Ю. Кондратьева к психологии религий и психологической практике, ограниченной религиозными рамками, изложили А.В. Погодина и кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления МГППУ Т.В. Кочетова.

Дискуссии продолжились в рамках обсуждения докладов, сделанных 13 и 14 мая по направлениям работы конференции: «Актуальные проблемы современной социальной психологии», «Современное состояние и тенденции развития организационной психологии», «Современные технологии в психологии и образовании», «Психологический тренинг и консультирование в социальной сфере», «Практическая этнопсихология» и «Социальная психология дорожного трафика».

Т.В. Кочетова рассказала о том, в чем М.Ю. Кондратьев видел перспективы психологии дорожного движения как нового исследовательского направления.

В скайп-докладе независимого психолога-консультанта, кандидата психологических наук Л.В. Полежаевой из украинского города Днепр были представлены результаты исследования описанного М.Ю. Кондратьевым эффекта «нисходящей слепоты» применительно к его проявлению в современных учебных, лечебных учреждениях, а также частных и государственных производственных компаниях. При этом «слепота» рассматривается как симптом мутации социальной роли — то есть изменения ее сути при внешнем сохранении формы.

Аспирантка факультета социальной психологии А.Б. Экслер рассказала о результатах выполненного ею совместно с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры теоретических основ социальной психологии В.А. Орловым исследования лидерства в школьных классах с различной учебной мотивацией. На основе полученных данных выявлены специфические особенности структуры лидерства в классах с различной учебной мотивацией.

Большой интерес у слушателей вызвал доклад М.Л. Дидуха, профессора кафедры психологии Николаевского национального университета имени В.О. Сухомлинского (г. Киев, Украина). Он рассказал об исследовании репрезентации базовых архетипов в этническом коллективном бессознательном, обуславливающих особенности восприятия и проживания процесса индивидуации как на идивидуальном, так и на коллективном уровнях.

Представленный в докладе студентки факультета дистанционного обучения МГППУ Н.В. Жуковой анализ новейших мировых достижений в изучении влияния интернета на детей (работа выполнена совместно с зав. кафедрой психологии и педагогики факультета дистанционного обучения МГППУ, кандидатом педагогических наук Б.Б. Айсмонтасом) показал, что безопасность виртуального пространства может быть обеспечена лишь при условии контролируемого соблюдения его участниками правил информационной «кибергигиены» и кибер­безопасности использования цифровых технологий. Следует отметить, что ряд работ, выполненных в свое время под руководством М.Ю. Кондратьева, также был посвящен исследованию характерных черт цифрового поколения. В частности, исследовались особенности отношений межличностной значимости в реальных контактных и в разной степени виртуальных группах.

Тема влияния интернета на детей и подростков была продолжена в докладах зав. кафедрой практической психологии ФГБОУ ВО ВГПУ (г. Воронеж) Т.Л. Худяковой («Взаимосвязь уровня Интернет-аддикции с ценностными и смысложизненными ориентациями старшеклассников») и политолога, секретаря-координатора Кавказского геополитического клуба Я.А. Амелиной («Деструктивное влияние социальных сетей на молодежь и несовершеннолетних: обзор тенденций»).

Состоявшийся 14 мая «круглый стол» на тему «Человек в киберпространстве» (ведущий — Т.Ю. Маринова) высветил сразу несколько перспективных направлений психолого-педагогической работы в этой области. О противоречиях социального восприятия интернет- деятельности рассказала аспирантка факультета социальной психологии МГППУ О.В. Зарецкая. Было продолжено обсуждение поднятой Я.А. Аме­линой темы деструктивного влияния социальных сетей на подростков и молодежь, а также его профилактики и преодоления. Студенты факультета социальной психологии МГППУ представили свои разработки по темам «Мем как социально-психологическое явление» (Д.О. Бессонов), «Зависимость от социальных сетей и коммуникативные способности активных пользователей интернета» (Д.С. Бахтина и В.Р. Си­ничкина). Дискуссия «круглого стола» в очередной раз доказала важность участия молодежи в поиске и креативном решении актуальных психологических проблем современного общества.

В рамках конференции прошли мастер-классы, на которых были продемонстрированы социально-психологические технологии повышения эффективности деятельности личности и группы. Так, выпускник факультета социальной психологии МГППУ и ученица М.Ю. Кондратьева, психотерапевт, руководитель танцевально-двигательной мастерской «ТэмоС» Г.С. Романова провела вызвавший большой интерес участников мастер-класс «Гармонизация личности и межличностного взаимодействия средствами танцевально­двигательной терапии».

На мастер-классе преподавателя кафедры организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе Вологодского института права и экономики ФСИН России Н.А. Макух можно было ознакомиться с особенностями применения социально-психологических методов коррекции отношения к семье у осужденных женщин.

Новую технологию применения медиации в практике повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса продемонстрировала на мастер-классе аспирантка кафедры социальной психологии факультета психологии ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» Н.Б. Тарабарова.

Таким образом, IV Ежегодная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» не только позволила увидеть, как развиваются в наши дни идеи М.Ю. Кондра­тьева, но и стала средством активного обмена опытом специалистов, которые используют и разрабатывают новые социально-психологические методы решения общественно значимых проблем, развивают и обогащают современную социальную психологию.

Литература

  1. Социальная психология: вопросы теории и практики [Электронный ресурс] // Материалы IV Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (г. Москва, 13—14 мая 2019 г.) М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 296 с. URL: https://mgppu.ru/events/798 (дата обращения: 24.05.2019).

Информация об авторах

Крушельницкая Ольга Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0762-6925, e-mail: social2003@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 940
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 313
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5