Пандемия коронавируса (COVID-19): отложенные последствия для системы профилактики социального сиротства

209

Аннотация

В статье представлен экспертный анализ влияния ограничений, введенных для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в России, на положение семей с детьми и детей, а также отложенных последствий для системы социального сиротства в России. В основу экспертной оценки положены результаты социологических опросов представителей сферы защиты детства, их мнение о влиянии пандемии на благополучие семей с детьми и детей в 9 регионах, анализ отдельных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соотносятся данные о различии оценки ситуации специалистами и представителями некоммерческого сектора. Сделаны выводы об усилении «медицинского подхода» в оценке благополучия ребенка в ущерб социальным и личностным потребностям, отсутствии гибкости в организации работы субъектов системы профилактики сиротства в период ограничительных мер, а также об объективных ограничениях дистанционного формата оказания социальных услуг и недоступности таких услуг для отдельных категорий семей. Исследования выполнены по заказу Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Общая информация

Ключевые слова: COVID-19, профилактика социального сиротства, благополучие семей, благополучие детей, благополучие детей и подростков, уязвимые группы , уязвимые группы детей

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020104

Для цитаты: Семья Г.В., Гарифулина Э.Ш., Фреик Н.В. Пандемия коронавируса (COVID-19): отложенные последствия для системы профилактики социального сиротства [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 47–59. DOI: 10.17759/ssc.2021020104

Литература

  1. Битюцкая Е.В. Смысл угрозы и угроза смыслу: моделирование восприятия ситуации пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 4. С. 21—39. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/smysl-ugrozy-i-ugroza-smyslu-modelirovanie-vospriyatiya-situatsii-pandemii-covid-19 (дата обращения: 12.06.2021).
  2. Гаязова Л.А., Вихристюк О.В. Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 118—129. DOI:10.17759/bppe.2020170211
  3. Елисеева Н.Д. Семья как социальный капитал личности в эпоху пандемии [Электронный ресурс] // Человеческий капитал. 2020. № 10(142). C. 132—144. DOI:10.25629/HC.2020.10.10
  4. Защита наиболее уязвимых детей от воздействия Коронавируса: призыв к действию [Электронный ресурс] // ЮНИСЕФ для каждого ребенка. Бишкек: ЮНИСЕФ, 2020. URL: https://www.unicef.org/ kyrgyzstan/ru/Новостные-заметки/защита-наиболее-уязвимых-детей-от-воздействия-коронавируса- призыв-к-действию (дата обращения: 08.06.2021).
  5. Кириллова Т.В., Коршунова А.А. Проблемы организации образовательного процесса с применением дистанционных технологий обучения в условиях пандемии // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 180—182.
  6. Луковцева З.В. Пандемия COVID-19 как социальный стрессор: факторы психолого- психиатрического риска (по материалам зарубежных исследований) // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 4. С. 13—25. DOI:10.17759/sps.2020110402
  7. Меры поддержки граждан в период COVID-19 [Электронный ресурс] // Минтруд России. 2020, апрель. URL: https://mintrud.gov.ru/social/social/1217. (дата обращения: 08.06.2021).
  8. Мусхаджиева Т.А., Дубаева Е.Ч. Социально-психологический аспект реагирования человека в чрезвычайной ситуации COVID-19 // Гуманитарные науки. 2020. № 4(52). С. 145—149. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-aspekt-reagirovaniya-cheloveka-v-chrezvychaynoy- situatsii-covid-19 (дата обращения: 08.06.2021).
  9. О новой коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). URL: https://www. rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/punkt.php.2020 (дата обращения: 18.06.2021).
  10. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 41—50. DOI:10.17759/pse.2020250604
  11. Похилько А.Д., Шабашова Н.М. Изменения общественного сознания под влиянием современной пандемии [Электронный ресурс] // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-obschestvennogo-soznaniya-pod-vliyaniem-sovremennoy-pandemii (дата обращения: 08.07.2021).
  12. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д.И. Сапрыкина, А.А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.
  13. Рубцов В.В., Алехина С.В., Вихристюк О.В., Войтас С.А., Забродин Ю.М., Зарецкий В.К., Леонова О.И., Марголис А.А., Саитгалиева Г.Г., Семья Г.В., Холмогорова А.Б., Шариков С.В. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 2. С. 8—34. DOI:10.17759/bppe.2020170201
  14. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № 103-рик по России в целом и субъектам Российской Федерации «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за 2020 год [Электронный ресурс] // Форма федерального статистического наблюдения № 103-РИК. 2021, март. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/17bc199 63749a7f29e59d09c0c7e6faa/ (дата обращения: 14.06.2021).
  15. Семья Г.В., Лашкул М.В. Возможные модели органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан как результат реформирования и совершенствования деятельности системы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15. № 20. С. 160— 180.
  16. Скотникова И.Г., Егорова П.И., Огаркова Ю.Л., Жиганов Л.С. Психологические особенности переживания неопределенности при эпидемии COVID-19 // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 13. № 2(18). С. 245—268.
  17. Averting a lost COVID generation. A six-point plan to respond, recover and reimagine a post-pandemic world for every child [Электронный ресурс] // United Nations Children’s Fund (UNICEF). New York: UNICEF, 2020. P. 19. URL: https://www.unicef.org/reports/averting-lost-generation-covid19-world- childrens-day-2020-brief (дата обращения: 08.06.2021).
  18. COVID-19 pandemic responses. Lessons learnt from management and adaptation to ensure that children are treated as rights holders during the pandemic and beyond [Электронный ресурс] // Building a Europe for and with children, CDENF summary report. Strasbourg: Council of Europe, 2020. P. 15. URL: https://rm.coe. int/final-summary-report-covid-19-pandemic-responses/16809f8032 (дата обращения: 18.06.2021).
  19. Dong L., Wenjun L., Marcus R., Jie Z., Fuhai Z. The Mental Health Impacts of COVID-19 on Pediatric Patients Following Recovery // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. № 628707. P. 1—5. DOI:10.3389/ fpsyg.2021.628707
  20. Engzell P., Frey A., Verhagen M.D. Learning loss due to school closures during the COVID-19 pandemic. [Электронный ресурс] // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2021. Vol. 118, no. 17. DOI:10.1073/pnas.2022376118
  21. Holmes E.A. et al. Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: A call for action for mental health science // Lancet Psychiatry. 2020. No. 7(6). P. 547—560. DOI:10.1016/S2215-0366(20)30168-1

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Гарифулина Эльвира Шамильевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), программный директор, Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» (БФ «Абсолют-Помощь»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4306-3899, e-mail: egarifulina@timchenkofoundation.org

Фреик Наталия Викторовна, независимый исследователь, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4695-5131, e-mail: nfreik@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 516
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 209
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1