Особенности социально-психологической готовности замещающих родителей к преодолению трудностей в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста

272

Аннотация

В статье описывается эмпирическое исследование социально-психологической готовности замещающих родителей к приему ребенка в семью. Рассматриваются мотивационно-личностный, когнитивный и деятельностный компоненты, которые образуют собой структуру социально-психологической готовности к приемному родительству. Анализ полученных данных позволяет правильно организовать процесс сопровождения замещающей семьи.

Общая информация

Ключевые слова: дети-сироты, замещающая семья, вторичное сиротство, социально-психологическая готовность

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2021020105

Для цитаты: Волчанская В.О., Меркуль И.А. Особенности социально-психологической готовности замещающих родителей к преодолению трудностей в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2021. Том 2. № 1. С. 60–72. DOI: 10.17759/ssc.2021020105

Литература

  1. Андриянова Е.А., Новокрещенова И.Г., Аранович И.Ю. Готовность к роли матери: медико- социологический анализ факторов формирования [Электронный ресурс] // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2011. № 4. С. 5—12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gotovnost-k-roli-materi-mediko-sotsiologicheskiy-analiz-faktorov-formirovaniya (дата обращения: 22.04.2021).
  2. Волчанская В.О. Социально-психологические характеристики замещающей семьи. [Электронный ресурс] // «Международный журнал медицины и психологии». 2020. № 4. С. 15—20. URL: http:// ijmp.ru/archives/10390 (дата обращения: 9.04.2021).
  3. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. М.: Издательство Перо, 2015. 180 с.
  4. Киселева Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях [Электронный ресурс] // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально- гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 134—138. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema- adaptatsii-priemnyh-detey-i-roditeley-v-zameschayuschih-semyah (дата обращения: 21.04.2021).
  5. Куликовская М.П. Структура социально-психологической готовности родителей к приему ребенка в замещающую семью [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. 2017. № 8(19). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(19).pdf (дата обращения: 21.04.2021).
  6. Куликовская М.П. Исследование компонентов социально-психологической готовности родителей к приему ребенка в замещающую семью [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. 2017. № 8(19). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(19).pdf (дата обращения: 21.04.2021).
  7. Лёвушкин А.Н., Данилова И.С. «Вторичное сиротство» и меры реагирования органов государственной власти на отказ приемных родителей от ребенка [Электронный ресурс] // Власть. 2014. № 8. С. 159—163. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnoe-sirotstvo-i- mery-reagirovaniya-organov-gosudarstvennoy-vlasti-na-otkaz-priemnyh-roditeley-ot-rebenka (дата обращения: 11.04.2021).
  8. Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2. С. 1—13. DOI:10.17759/psyedu.2015070201 (дата обращения: 15.03.2021).
  9. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. C. 41—50. DOI:10.17759/pse.2020250604
  10. Ослон В.Н. Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 82—92. DOI:10.17759/ pse.2017220309
  11. Палиева Н.А., Савченко В.В., Соломатина Г.Н. Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью [Электронный ресурс] // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 1. С. 132—137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-prinyatiya-priemnogo-rebenka-v- zameschayuschuyu-semyu (дата обращения: 15.04.2021).
  12. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 67—82. DOI:10.17759/ pse.2016210105
  13. Семья Г.В. Сопоставительный анализ результатов адаптации детей-сирот при национальном и международном усыновлении [Электронный ресурс] // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. Сборник статей. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2013. С. 185—199. URL: http://psyjournals.ru/childdeprivation/issue/69215.shtml (дата обращения: 15.04.2021).
  14. Соломатина Г.Н., Слюсарева Е.С. Комплексное сопровождение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие. Ставрополь: Издательство СГПИ, 2012. 318 с.
  15. Стандарт предоставления услуги «Сопровождение семей, принявших на воспитание детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в городе Москве. Методические рекомендации по технологиям сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и рекомендации по их внедрению / Под научной редакцией Г.В. Семья. М.: ООО «Исследовательский проект», ООО «Вариант», 2014. 108 с.
  16. Шпакова В.В. Социально-психологические характеристики приемных родителей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 314. С. 184—186. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-priemnyh-roditeley-vzyavshih-na-vospitanie-detey- ostavshihsya-bez-popecheniya/viewer (дата обращения: 15.04.2021).
  17. Шульга Т.И. Особенности сопровождения замещающих семей с детьми разного возраста [Электронный ресурс] // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. Сборник статей. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2013. С. 91—96. URL: https:// psyjournals.ru/childdeprivation/issue/69107_full.shtml (дата обращения: 16.04.2021).
  18. Bergeron J.Jr., Pennington R. Supporting Children and Families When Adoption Dissolution Occurs [Электронный ресурс] // Adoption Advocate. 2013. № 62. URL: https://www.adoptioncouncil.org/ images/stories/NCFA_ADOPTION_ADVOCATE_NO62.pdf (дата обращения: 15.04.2021).
  19. Collinge S.E. Adoption disruption: the experience of five young women. Doctoral dissertation [Электронный ресурс] // The University of Leeds. UK Leeds: West Yorkshire. 2013. Retrieved from http://etheses.whiterose.ac.uk/5252/1/d%20clin%20.pdf (дата обращения: 18.04.2021).
  20. Rodrigo M.J., Padrón I., de Vega M., Ferstl E.C. Adolescents’ risky decision-making activates neural networks related to social cognition and cognitive control processes [Электронный ресурс] // Frontiers in Human Neuroscience. 2014. № 8. P. 60—84. URL: http://journal.frontiersin.org/Journal/10.3389/ fnhum.2014.00060/full (дата обращения: 18.04.2021).
  21. Steinberg L. A social neuroscience perspective on adolescent risk-taking [Электронный ресурс] // Developmental Review. 2008. № 28. P. 78—106. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.dr.2007.08.002 (дата обращения: 16.04.2021).

Информация об авторах

Волчанская Виктория Олеговна, кандидат психологических наук, директор, АНО «Центр содействия детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Два крыла», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-2713, e-mail: vmerkul@mail.ru

Меркуль Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3808-6076, e-mail: merkulia@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 674
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 272
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1