Социальные науки и детство
2022. Том 3. № 1. С. 7–22
doi:10.17759/ssc.2022030101
ISSN: 2713-0584 (online)
Обучение взрослых: разработка программ повышения квалификации для специалистов органов опеки и попечительства и аппаратов уполномоченных по правам ребенка
Аннотация
В статье рассматривается проблема обучения взрослых, обусловленная изменениями в разных формах профессионального обучения в современных условиях. В настоящее время в программе «Десятилетие детства» ставится задача комплексного развития кадров, в центре которой стоит периодическое повышение квалификации специалистов как составной части непрерывного образования. Регулярное прохождение курсов совместного обучения специалистов, тесно связанных с защитой детства, является залогом роста как уровня профессионализма, так и их личностного развития. Специалисты в сфере защиты прав детей имеют разное образование, опыт работы и возраст, поэтому разработка программ повышения квалификации должна строиться на современных подходах к обучению взрослых с учетом принципов непрерывного образования («обучение в течение всей жизни») как психолого-педагогического основания построения комплексной системы образования специалистов в новых условиях. Раскрываются подходы к обучению взрослых, основанные на идеях основателя отечественной андрагогики С.Г. Вершловского и продолжателей его идей. Основной акцент сделан на описании результатов разработки и апробации модульной программы совместного обучения специалистов ООиП и аппарата региональных УПР «Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий». Анализ образовательных потребностей каждой группы слушателей курсов повышения квалификации показал, что они имеют схожие профессиональные интересы. Вместе с тем существуют определенные сложности выбора тем занятий для совместной программы повышения квалификации. В рамках проведенного мониторинга в числе проблем организации дополнительного профессионального образования специалистов органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выявлено, что одной из проблем является отсутствие регламентированных сроков прохождения обучения муниципальными служащими и соответствующего финансирования.
Общая информация
Ключевые слова: обучение взрослых, андрагогика, органы опеки и попечительства, уполномоченный по правам ребенка, повышение квалификации, непрерывное образование
Рубрика издания: Педагогика и психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2022030101
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 08.04.2022 № 073-00110-22-02 «Научно-методическое обеспечение разработки и апробация единой программы повышения квалификации специалистов в сфере защиты прав детей, опеки и попечительства (включая руководителей органов опеки и попечительства, аппараты УПР в субъектах Российской Федерации (с апробацией на не менее 700 чел. из всех субъектов Российской Федерации)».
Получена: 14.11.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Семья Г.В., Карнаух И.С., Шульга Т.И. Обучение взрослых: разработка программ повышения квалификации для специалистов органов опеки и попечительства и аппаратов уполномоченных по правам ребенка [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. С. 7–22. DOI: 10.17759/ssc.2022030101
Полный текст
Введение
В перечне «Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года» практически в каждом разделе стоит задача обучения специалистов в сфере защиты прав детей [19]. По инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Министерства просвещения Российской Федерации было организовано совместное обучение специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (далее — ООиП) и аппаратов региональных уполномоченных по правам ребенка (далее — УПР), цель которых — защита прав и законных интересов детей.
Постоянно появляющиеся новые вызовы требуют регулярного совершенствования существующих и новых компетенций специалистов. Их совместное обучение является залогом командной работы в регионе, которая обеспечивает согласованные цели, увязанные друг с другом формы работы, единые критерии оценки эффективности решения проблем.
В рамках разрабатываемой Концепции совершенствования деятельности ООиП [15] ставится задача комплексного развития кадров, в центре которой стоит периодическое повышение квалификации специалистов как составной части непрерывного образова ния. Регулярное прохождение курсов является залогом роста как уровня профессионализма, так и личностного развития. Специалисты в сфере защиты прав детей имеют разное образование, опыт работы и возраст, поэтому разработка программ повышения квалификации должна строиться на современных подходах к обучению взрослых с учетом принципов непрерывного образования («обучение в течение всей жизни») как психолого-педагогического основания построения комплексной системы образования специалистов в новых условиях [3; 4].
Метод и характеристика выборки исследования
В статье рассматриваются результаты разработки и апробации модульной программы совместного обучения специалистов ООиП и аппарата региональных УПР «Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий», в рамках которой прошли обучение 840 специалистов. В табл. 1 приведены данные о возрасте и стаже работы двух групп специалистов.
Высшее образование имеют 84,3% слушателей, несколько высших — 14,7%, среднее профессиональное образование — 1%, в том числе высшее образование по направлениям подготовки «Юриспруденция» — 54,4%, «Педагогика» — 16,5%, «Государственное и муниципальное управление» — 11%.
При отборе слушателей на курсы повышения квалификации они заполняли анкету, содержащую вопросы о демографических данных, уровне образования и направлении подготовки, образовательных потребностях, наличии опыта повышения квалификации у специалистов, оценке пройденных курсов и участия в совместных мероприятиях обеих групп слушателей.
Таблица 1
Данные о возрасте и стаже работы специалистоЯв сферы защиты прав детей
Параметры возраста и стажа в годах |
Доля специалистов ООиП, принявших участие в ПК (%) |
Доля специалистов аппарата УПР, принявших участие в ПК (%) |
Возраст (в годах) |
||
От 56 до 65 лет |
9,70% |
4,65% |
От 41 до 55 лет |
50,50% |
47,67% |
От 31 до 40 лет |
33,00% |
39,53% |
От 24 до 30 лет |
4,90% |
5,81% |
От 18 до 23 лет |
1,90% |
2,33% |
Стаж работы (в годах) |
||
Более 5 лет |
59,20% |
70,60% |
От 3 до 5 лет |
7,80% |
11,76% |
От 1 года до 3 лет |
18,40% |
5,88% |
Менее 1 года |
14,60% |
11,76% |
После завершения образования слушатели выступили экспертами по оценке содержания программы и условий обучения, ответив на вопросы специальной анкеты: соответствие программы профессиональному стандарту специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, оценка дополнительных модулей для разных категорий специалистов и учебно-методических комплексов, режим проведения занятий, предложения по дополнительным темам для включения в программу. Для оценки использовалась шкала от 1 до 10.
Теоретические подходы к обучению взрослых
Основные теории в области непрерывного обучения взрослых связаны с именем С.Г. Вершловского, который утверждал, что педагог, обучающий взрослых, должен знать и учитывать: возраст, образование взрослых, запросы и мотивы взрослого как обучающегося, его психологические особенности, андрагогическую модель обучения, андрагогическое сопровождение, андрагогическую подготовку, андрагогическую компетентность, саморазвитие, самообразование, самореализацию [2].
К особенностям обучения взрослых авторы относят: a) наличие собственного опыта, в том числе негативного; б) желание учиться практически применимым знаниям, навыкам для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретных целей; в) предпочтение учиться только у профессионалов и в комфортной атмосфере; г) учет интересов организации, командировавшей человека на обучение, и личных интересов [1; 5; 6; 7; 10; 14; 18].
В исследованиях определены особенности обучения взрослых, которые нужно учитывать педагогам: «… осознанное отношение к процессу своего обучения; потребность в самостоятельности; потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию; … практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков; наличие жизненного опыта — важного источника знаний; влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов» [11; 17].
Перед составителями программ для обучения взрослых всегда встает вопрос — как учить новому и переучивать взрослых людей? Многочисленные исследования показывают, что необходимо учитывать индивидуальность слушателей, условия их труда, позитивные и негативные установки, жизненные и профессиональные цели, социальные ограничения (мало свободного времени на учебу), уровень мотивации, интерес к обучению [2; 3; 4; 14; 15]. Очень важно, чтобы обучающиеся были высоко мотивированы на обучение, в полной мере осознавали причины необходимости обучения, знали, где можно будет применить полученные знания для улучшения своей профессиональной деятельности, и были готовы задать вопрос преподавателю или предложить кейс из своей практики [22].
В психологических исследованиях непрерывного образования обсуждается проблема потенциала человека как ресурса изменения личности, ее раскрытия: «потенциал человека — способность индивида к самовыражению, самоактуализации и самореализации…» [12]. При этом подчеркивается, что потенциал человека реализуется в защите ценностей. Учитывая целевую группу в данной статье, подчеркивается ценность семейного устройства детей-сирот, в том числе возврат в кровную семью, доминирующая с 2006 года, которая сегодня смещается в сторону первоначального сохранения кровной семьи для ребенка и минимизации возвратов детей из замещающих семей [30].
Проблема потенциальных возможностей человека находится в фокусе внимания психологов и в связи с резким ростом изменений во всех сферах жизни общества. Ре шение многих проблем зависит от динамических аспектов личности — ее готовности к изменениям и устойчивости [10; 28]. В сфере защиты прав детей разработана Концепция совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, которая подразумевает существенные изменения в полномочиях и деятельности специалистов ООиП [15].
Преподавателям важно учитывать возрастные особенности обучения взрослых [19]. Одной из особенностей является доказанный факт, что успешно обучаться можно в любом возрасте [7; 9; 16]. В разные периоды жизни на первый план выступают различные функции памяти, типы внимания, изменения мотивации, поэтому специалист вырабатывает индивидуальные способы работы с различной информацией. Очень важно, чтобы человек владел знаниями о своих особенностях как субъекта обучения и сформированной устойчивой мотивацией к обучению [1; 6; 7; 10; 31; 32].
Возникает вопрос, связанный с возрастом обучающихся, — могут ли они усваивать новые знания, так как с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (например, сложно осваивать цифровые технологии из-за снижения зрения и ухудшения памяти и мышления, мелкой моторики). В ходе фундаментального лонгитюдного исследования под руководством Б.Г. Ананьева (1977) осуществлялся анализ динамики психических функций у людей в возрасте от 18 до 60 лет, который показал, что функциональный уровень развития интеллекта остается достаточно высоким на всех возрастных этапах. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о высоком потенциале обучаемости взрослого и его готовности получать, сохранять и перерабатывать информацию для решения различного рода задач [7].
Е.Г. Кобзарь утверждает, что, «как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергией человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике» [9].
К социально-психологическим особенностям обучения взрослых относят наличие внутреннего психологического барьера — некомфортность или боязнь оказаться в роли обучаемого, в то время как в жизни они могут быть начальниками, методистами и учить других [3; 4; 6].
К особенностям обучения специалиста может быть отнесена и зона его ближайшего развития, то есть понимание того, что человек может делать самостоятельно, и того, с чем он пока еще не справляется (или справляется с помощью кого-то извне), но что планирует освоить [1; 9]. Это относится прежде всего к специалистам двух групп: со стажем работы 3 года и со стажем менее 1 года.
Наиболее эффективными в обучении взрослых являются активные методы (по зарубежным источникам): «лекция — 5%, чтение — 10%, использование видео- и аудиоматериалов — 20%, демонстрация — 30%, дискуссионные группы — 50%, практические действия — 70%, обучение других, немедленное применение знаний — 90%» [13]. Т.В. Шадрина и Л.Н. Лесохина выделили два основных метода взаимодействия аудитории и педагога: «Ориентирующие методы: беседа, диспут, совет, консультация, “исповедь”, рассказ о себе и т.д. и стимулирующие методы: организация деятельности…, помощь, участие, настрой общественного мнения, взаимовыручка, взаимопомощь и др.» [29]. С.И. Змеев выделял пять основных методов, дающих наибольший результат при обучении взрослых, — кейс-метод, метод проектов, метод программированного обучения, проблемный метод и метод проектов [6]. Обсуждение результатов. Особенности разработки программ повышения квалификации для специалистов в сфере защиты прав и интересов детей
Специалисты ООиП как государственные гражданские или муниципальные служащие обязаны поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей [24; 25]. При этом характерной особенностью является единство требований к профессиональному развитию специалистов сферы защиты прав детей, вне зависимости от того, кем они являются [24; 25].
Профессиональное развитие специалистов ООиП должно осуществляться на системной основе и включать в себя в том числе дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется посредством реализации образовательными организациями дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) [23; 27].
В соответствии с требованиями федерального закона [26] для УПР является обязательным наличие высшего образования и опыта работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыта правозащитной деятельности. В рамках осуществления своих полномочий УПР касаются достаточно широкого круга вопросов, что требует от них владения профессиональными компетенциями в области права, педагогики, психологии, социальной работы, медиации, образования и др.
Анализ образовательных потребностей каждой группы слушателей курсов ПК показал, что они имеют схожие профессиональные интересы. Вместе с тем при разработке программ существуют определенные сложности выбора тем для совместной программы повышения квалификации, которые связаны с:
- различиями в полномочиях специалистов ООиП (целевая группа — дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, воспитывающихся родителями (усыновителями)) и аппарата УПР (все вопросы защиты прав детей и их интересов), а следовательно, и разным опытом работы;
- ограниченным объемом часов программы при большом количестве образовательных потребностей (традиционно — 72 часа, включая самостоятельную работу);
- большим количеством полномочий (федеральным законодательством предусмотрено более 60 полномочий для специалистов ООиП);
- дополнительными полномочиями в сфере защиты прав и законных интересов детей, порядок осуществления которых определяется законами субъектов Российской Федерации (около 40 полномочий). Как правило, возлагаемые на ООиП полномочия в субъектах Российской Федерации нередко не свойственны для них, например, заключение договоров/соглашений/контрактов по строительству/приобретению жилья для выпускников; выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, организация и проведение профилактической работы с ними [20].
Апробация модульной программы совместной подготовки специалистов ООиП и аппаратов региональных уполномоченных по правам ребенка (программа повышения квалификации)
Разработанная программа «Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий» (далее — Программа) реализовыва лась в форме онлайн-курса посредством вебинаров и состояла из обязательных (базовых) и дополнительных (вариативных) модулей.
Базовые модули (54 часа) являются обязательными для всех категорий слушателей. По завершению обязательной части предусмотрено итоговое тестирование.
Обучение начинается со знакомства слушателей с полномочиями органов опеки и попечительства и уполномоченного по правам ребенка и их ролью в реализации государственной политики в области защиты прав и интересов детей, что способствует формированию эффективного взаимодействия обоих институтов защиты прав детей. Правовой модуль содержит не только анализ существующих нормативных правовых актов, но и пояснения по подготовленным законопроектам с целью подготовки специалистов к изменениям в их деятельности. Расширению профессионального кругозора для многих слушателей способствует тема «Международное сотрудничество в области защиты прав детей. Международные конвенции, в которых принимает участие Российская Федерация».
Обязательным является психолого-педагогический модуль, представленный главными темами «Психология травмы» и «Психология сиротства».
Достаточно новой для всех специалистов является тема «Реализация права ребенка быть услышанным: как выяснить мнение ребенка и формы участия детей в вопросах, затрагивающих их интересы». Для обеспечения эффективного взаимодействия специалистов в программу включены темы «Работа в межведомственных и мультидисциплинарных командах» и «Профилактика профессиональной деформации». Ряд тем курса направлен на формирование профессиональных компетенций в области медиации, защиты имущественных и неимущественных прав детей, ведения государственного банка данных, участия специалистов в судах, семейного устройства детей-сирот, защиты прав выпускников и пр.
Дополнительные модули (объем — 18 часов) слушатели выбирают в соответствии со своей категорией, но могут факультативно посещать все занятия по своему усмотрению в соответствии с имеющимися профессиональными запросами.
Таблица 2
Дополнительные модули к единой образовательной программе повышения квалификации
Дополнительный образовательный модуль для уполномоченных по правам ребенка |
— Социальные риски детства: девиантное, делинквентное, аддиктивное поведение (понятие социализации личности, социальной ситуации развития); — Информационная безопасность детей: риски и возможности информационной среды; — Влияние семейного неблагополучия на развитие ребенка. Родительский алкоголизм; — Дети с РАС (расстройство аутистического спектра) (по заказу аппарата УПР) |
Дополнительный образовательный модуль для руководителей ООиП |
— Теория изменений. Проведение стратегических сессий как основы планирования. Доказательный подход в сфере защиты детства; — Организация деятельности уполномоченных организаций по подготовке кандидатов в замещающие родители, критерии эффективности подготовки. Организация сопровождения замещающих семей, уровни и критерии эффективности сопровождения; — Цифровизация деятельности органов опеки и попечительства; — Опыт регионов по цифровизации деятельности органов опеки и попечительства |
Дополнительный образовательный модуль для сотрудников ООиП |
— Система взаимодействия с некоммерческими организациями: границы ответственности; — Клинико-психологические аспекты постстрессовых расстройств у подростков; — Документооборот специалиста органа опеки и попечительства |
Дополнительный образовательный модуль для специалистов ООиП с опытом работы менее года |
— Полномочия ООиП и их реализация на практике; — Мониторинг оценки результативности моделей органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской Федерации; — Типичные нарушения законодательства в деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних; — Технологии взаимодействия специалиста ООиП с неблагополучной семьей (коммуникативные навыки) |
«Сегодня практически л юбая проблема, возникающая в трудовой и повседневной жизни человека, может быть решена с помощью целенаправленного получения новых знаний и обучения. Социологические обследования различных групп населения показывают, что осознанное обучение новым навыкам составляет основу для самореализации, личностного роста, физического здоровья» [28].
Согласно европейской программе 2016 г. New Skills Agenda for Europe, меняется содержание непрерывного образования взрослых. С этой целью разрабатываются модульные программы курсов повышения квалификации [10; 31].
Для слушателей курсов были доступны учебно-методические материалы:
- презентации к тексту лекции или практической работе (занятию) — представляют краткое содержание вебинара;
- тексты лекций составлены по плану проведения вебинара — содержат ключевые позиции вебинара, раскрывают или дополняют информацию в части дополнительных источников;
- запись видеолекции или видеокейсов с разбором практических заданий (записи доступны в течение 1-2 дней после проведения вебинара по ссылке на канале YouTube);
- задания для самостоятельной работы, самопроверки и подготовки слушателей к контрольному тестированию (тестовые задания).
Задания для самостоятельной работы включали: анализ научных статей на профессиональные темы из разных журналов, просмотр видеоматериалов с дальнейшим обсуждением с преподавателями, составление региональной программы развития специалистов в сфере защиты прав детей, знакомство с результатами федеральных мониторингов и сравнение с региональными данными, подготовка кейсов для разбора их на занятиях, самотестирование. Все занятия были интерактивными, включая такую форму, как проведение так называемых «батлов» между специалистами ООиП и аппаратов УПР (например, кто больше увидит нарушений прав ребенка в музыкальном ролике о жизни брошенного ребенка в детском доме).
Для успешного завершения курса необходимо прослушать видеолекции базового курса Программы (в прямом эфире или в записи) и ознакомиться с учебно-методическими материалами, предложенными в личном кабинете слушателя, пройти итоговое тестирование.
По завершению обучения 165 специалистов выступили в качестве экспертов по оценке содержания курсов и условиям их проведения. Отвечая на вопрос «Насколько полезным был для вас курс в целом?», 72,8% слушателей выбрали максимальное значение в 10 баллов, а еще 17,3% слушателей выбрали значение в 9 баллов. Само содержание курса полностью соответствовало профессиональному стандарту специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (100% положительных ответов), а дополнительные модули расширяли тематику занятий для специалистов аппарата уполномоченных по правам ребенка.
Актуальность курса была также оценена достаточно высоко (74,0% — 10 баллов, 15% — 9 баллов).
Высокую оценку получили записанные и иные методические материалы (узконаправленные темы) — 75,6% слушателей выбрали 10 баллов, а 11,0% — 9 баллов.
Эксперты отметили возможность в процессе обучения слушателями задавать вопросы преподавателям. Такая практика высоко оценивалась слушателями курса («Курс достаточно полный, на те вопросы, которые я задавала, получила компетентные ответы в полной мере»; «Ответы получила. За период обучения повзрослела профессионально!»). Отдельные темы были записаны заранее, и слушатели могли ознакомиться с ними до начала вебинаров. Это позволяло заранее подготовить вопросы к выступлению лектора.
Эксперты высоко оценили доступность в записи проведенных вебинаров. Такой формат позволял вовлечь в обучающий процесс тех, кто не мог слушать вебинары в реальном времени из-за занятости на работе или разницы во времени (вебинары начинались в 9:00 по московскому времени, в это время на Камчатке уже было 18:00). Также слушателям предлагались текстовые материалы для самостоятельного изучения, презентации, кейсы, что позволило сделать курс максимально информативным и полезным.
Оценивая программу в целом, один из слушателей написал: «Из “внешних” преимуществ: возможность послушать лекции в записи, возможность распечатать текст лекции и посмотреть презентации. Очень интересные кейсы, практические задания. Из “внутренних”/содержательных преимуществ: четкая структура подачи материала, логичность, полнота, глубокое знание каждым лектором своей темы, возможность услышать опыт коллег, понимание того, что “ты — не один”, что вопросы опеки изучаются глубоко и методично!».
На вопрос о дополнительных темах, которые слушатели предложили бы в программу повышения квалификации, помимо вопросов, связанных с углубленным изучением ряда тем по полномочиям и функциям специалистов, они указали, что их интересует:
— организация собственной работы: «Распределение рабочего времени специалиста опеки и попечительства. Мы всегда жалуемся на то, что не хватает времени, так как идет прием граждан, судебные процессы, выездные мероприятия и т.п. Функций очень много, штатных работников не хватает. И я думаю, что мы не умеем распределять свое рабочее время. А этому тоже надо научиться» (тайм-менеджмент);
- сохранение психического здоровья: «Сохранение психики в условиях стремительно меняющегося мира и переизбытка информации, двойственности посланий со стороны управленческого аппарата»;
- оказание помощи несовершеннолетним вне собственных полномочий: «Навыки обучения и заработка в новых условиях, профориентация и устройство на работу детей с 18-20 лет в реальный сектор экономики, как научить их зарабатывать, на что жить»;
- системное понимание общих вопросов защиты прав детей: «Кто чем должен заниматься в сфере профилактики социального сиротства, какая это система, кто и
- как координирует, какие программы регионы по СОП делают, как их исполняют, что в этих программах делает опека, если ее включают».
По информации специалистов ООиП, повышение квалификации и переподготовка осуществляются за счет работодателя, за счет субвенций, выделяемых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, а также за счет грантовой поддержки программы организаторов курсов или бесплатно.
Выводы и заключение
Проведенная апробация программы в форме повышения квалификации показала, что в современных условиях она должна строиться на современных подходах к обучению взрослых с учетом принципов непрерывного образования («обучение в течение всей жизни») в новых условиях.
Преподаватели должны учитывать ряд особенностей обучения взрослых: a) наличие собственного опыта, в том числе негативного; б) желание учиться практически применимым знаниям, навыкам для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретных целей; в) предпочтение учиться только у профессионалов и в комфортной атмосфере; г) учет интересов организации, командировавшей человека на обучение, и личных интересов.
В психологических исследованиях показывается, что возрастных ограничений для обучения взрослых от 18 до 60 лет не выявлено. При этом подчеркивается, что потенциал человека реализуется в защите ценностей. Поэтому в процессе обучения была поставлена задача донесения до специалистов ООиП и УПР важности ценности семейного устройства детей-сирот, в том числе возврат в кровную семью, доминирующей с 2006 года, которая сегодня смещается в сторону первоначального сохранения кровной семьи для ребенка и минимизации возвратов детей из замещающих семей.
Профессиональное развитие специалистов ООиП и УПР важно осуществлять на системной основе и включать дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется посредством реализации курсов повышения квалификации, в региональную комплексную программу повышения профессионализма специалистов в области защиты прав детей.
Вместе с тем слушатели назвали проблемы профессионального развития: отсутствие регламентированных сроков прохождения обучения, а также отсутствие соответствующего финансирования и предложили установить на федеральном уровне обязательность прохождения повышения квалификации в определенные сроки, что позволит осуществлять бюджетное планирование на эти цели, а также обеспечит возможность обновления профессиональных знаний и навыков большей численности специалистов ООиП.
По мнению преимущественного большинства специалистов всех целевых групп, очень важно проводить обучающие мероприятия специалистов УПР и специалистов ООиП совместно. В рамках предложенной программы специалисты практически впервые узнали о полномочиях специалистов обоих институтов защиты прав ребенка.
В перспективе следует перейти на обучение региональных команд, работающих на одной территории, выявить проблемы взаимодействия разных категорий специалистов и в связи с этим уточнить содержание программы с фокусом на программные формы обучения, кейс-стади и тренинги.
Литература
- Андреева Н.Ю. Психологические особенности обучения взрослых с учетом различных учебных стилей / Образовательные технологии: наука и практика. 2015. № 27. С. 36—41.
- Вершловский С.Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Академический вестник Института образования РАО «Человек и образование». 2010. № 1(22). С. 16—21.
- Григорьева Е.А. Андрагогическое позиционирование профессионального развития педагога [Электронный ресурс] // Приморский краевой институт развития образования. 2022. URL: https:// pkiro.ru/ (по запросу). (дата обращения: 10.01.2022).
- Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 495 с.
- Добрынин В.В., Борисова О.Н. Современная молодежь и новые образовательные технологии высшей школы // Социально-гуманитарные технологии. 2019. № 4(12). С. 65—74.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 126 с.
- Игнатьева Г.А. Андрагогика Семена Григорьевича Вершловского — социально-педагогическое открытие для образования взрослых ХХI века // Непрерывное образование. 2021. № 1(35). С. 4—8.
- Институт статистики ЮНЕСКО: Международная стандартная классификация образования [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. 2022. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
- Кобзарь Е.Г. Технология автономного обучения слушателей краткосрочных курсов основам межкультурного иноязычного общения (на материале немецкого языка): дисс. ... канд. пед. наук. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015. 203 с.
- Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.Н. Век живи — век учись: непрерывное образование в России. М.: Издательство Высшей школы экономики, 2019. 297 с. DOI:10.17323/978-5-7598- 1779-6
- Лебедева Н.В. Психология обучения взрослых: особенности и содержание // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2014. № 3. С. 65—72.
- Личностный потенциал: структура и диагностика. / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.
- Мальцев К. Ценный кадр: Как построить эффективную систему обучения в компании. М.: Издательство «Альпина Паблишер», 2016. 112 с.
- Мандель Б.Р. Андрагогика: история и современность, теория и практика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 412 с.
- Материалы парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в период весенней сессии 2022 года // Издание Государственной Думы. 2022. URL: http://duma.gov.ru/media/files/udAu4Cbt1utQbLx2a82EEpgjiOeEHXeM.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
- Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, 21-22 апреля 2021 года). М.: ГАОУ ВО МГПУ, ООО «АПриор», 2021. 564 с.
- Никулина Н.Ю. Особенности профессионального обучения взрослых [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 1(81). С. 464—466. URL: https://moluch.ru/archive/81/14760/ (дата обращения: 26.11.2022).
- Радаев В.В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. 224 с. DOI:10.17323/978-5-7598-1985-1
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 22-р Об утверждении Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400150053/ (дата обращения: 09.11.2022).
- Семья Г.В., Лашкул М.В. Возможные модели органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан как результат реформирования и совершенствования деятельности системы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15. № 20. С. 160—180.
- Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Э. Чудновского. М., Обнинск: ИГ- СОЦИН, 2008. 532 с.
- Технологии образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под общ. ред. О.В. Агаповой, С.Г. Вершловского, Н.А. Тоскиной. СПб.: КАРО, 2008. 176 с.
- Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. 2019. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72079524/ (дата обращения: 09.11.2022).
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Гарант. 2020. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения: 09.11.2022).
- Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. 2007. URL: https://base.garant.ru/12152272/ (дата обращения: 09.11.2022).
- Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. 2018. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72039444/ (дата обращения: 09.11.2022).
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. 2004. URL: https://base.garant.ru/12136354/ (дата обращения: 09.11.2022).
- Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Современная аналитика образования. НИУ ВШЭ. 2018. № 2(19). С. 5—15.
- Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохиной, Т.В. Шадриной. М.: Педагогика, 1991. С. 137.
- Шульга Т.И. Психологическое сопровождение семьи: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2020. 141 с.
- Billett S. Promoting and supporting lifelong employability for Singapore’s workers aged 45 and over. Singapore: Institute for Adult Learning, 2010. 272 p.
- Shulga T.I., Li Y.J., Krokhina J.A., Semenov S.V., Ryazanova E.L., Baranova E.A. Digital technologies’ impacts on student social adaptation during Coronavirus pandemic // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2021. № 13(4). P. 740—748. DOI:10.18844/wjet.v13i4.6261
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 343
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 82
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0