Введение
В перечне «Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года» практически в каждом разделе стоит задача обучения специалистов в сфере защиты прав детей [Распоряжение Правительства Российской, 2022]. По инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Министерства просвещения Российской Федерации было организовано совместное обучение специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (далее — ООиП) и аппаратов региональных уполномоченных по правам ребенка (далее — УПР), цель которых — защита прав и законных интересов детей.
Постоянно появляющиеся новые вызовы требуют регулярного совершенствования существующих и новых компетенций специалистов. Их совместное обучение является залогом командной работы в регионе, которая обеспечивает согласованные цели, увязанные друг с другом формы работы, единые критерии оценки эффективности решения проблем.
В рамках разрабатываемой Концепции совершенствования деятельности ООиП [Материалы парламентских слушаний, 2022] ставится задача комплексного развития кадров, в центре которой стоит периодическое повышение квалификации специалистов как составной части непрерывного образова ния. Регулярное прохождение курсов является залогом роста как уровня профессионализма, так и личностного развития. Специалисты в сфере защиты прав детей имеют разное образование, опыт работы и возраст, поэтому разработка программ повышения квалификации должна строиться на современных подходах к обучению взрослых с учетом принципов непрерывного образования («обучение в течение всей жизни») как психолого-педагогического основания построения комплексной системы образования специалистов в новых условиях [Григорьева, 2022; Громкова, 2005].
Метод и характеристика выборки исследования
В статье рассматриваются результаты разработки и апробации модульной программы совместного обучения специалистов ООиП и аппарата региональных УПР «Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий», в рамках которой прошли обучение 840 специалистов. В табл. 1 приведены данные о возрасте и стаже работы двух групп специалистов.
Высшее образование имеют 84,3% слушателей, несколько высших — 14,7%, среднее профессиональное образование — 1%, в том числе высшее образование по направлениям подготовки «Юриспруденция» — 54,4%, «Педагогика» — 16,5%, «Государственное и муниципальное управление» — 11%.
При отборе слушателей на курсы повышения квалификации они заполняли анкету, содержащую вопросы о демографических данных, уровне образования и направлении подготовки, образовательных потребностях, наличии опыта повышения квалификации у специалистов, оценке пройденных курсов и участия в совместных мероприятиях обеих групп слушателей.
Таблица 1
Данные о возрасте и стаже работы специалистоЯв сферы защиты прав детей
|
Параметры возраста и стажа в годах |
Доля специалистов ООиП, принявших участие в ПК (%) |
Доля специалистов аппарата УПР, принявших участие в ПК (%) |
|
Возраст (в годах) |
||
|
От 56 до 65 лет |
9,70% |
4,65% |
|
От 41 до 55 лет |
50,50% |
47,67% |
|
От 31 до 40 лет |
33,00% |
39,53% |
|
От 24 до 30 лет |
4,90% |
5,81% |
|
От 18 до 23 лет |
1,90% |
2,33% |
|
Стаж работы (в годах) |
||
|
Более 5 лет |
59,20% |
70,60% |
|
От 3 до 5 лет |
7,80% |
11,76% |
|
От 1 года до 3 лет |
18,40% |
5,88% |
|
Менее 1 года |
14,60% |
11,76% |
После завершения образования слушатели выступили экспертами по оценке содержания программы и условий обучения, ответив на вопросы специальной анкеты: соответствие программы профессиональному стандарту специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, оценка дополнительных модулей для разных категорий специалистов и учебно-методических комплексов, режим проведения занятий, предложения по дополнительным темам для включения в программу. Для оценки использовалась шкала от 1 до 10.
Теоретические подходы к обучению взрослых
Основные теории в области непрерывного обучения взрослых связаны с именем С.Г. Вершловского, который утверждал, что педагог, обучающий взрослых, должен знать и учитывать: возраст, образование взрослых, запросы и мотивы взрослого как обучающегося, его психологические особенности, андрагогическую модель обучения, андрагогическое сопровождение, андрагогическую подготовку, андрагогическую компетентность, саморазвитие, самообразование, самореализацию [Вершловский, 2010].
К особенностям обучения взрослых авторы относят: a) наличие собственного опыта, в том числе негативного; б) желание учиться практически применимым знаниям, навыкам для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретных целей; в) предпочтение учиться только у профессионалов и в комфортной атмосфере; г) учет интересов организации, командировавшей человека на обучение, и личных интересов [Андреева, 2015; Добрынин, 2019; Змеев, 2002; Игнатьева, 2021; Коршунов, 2019; Мандель, 2017; Радаев, 2019].
В исследованиях определены особенности обучения взрослых, которые нужно учитывать педагогам: «… осознанное отношение к процессу своего обучения; потребность в самостоятельности; потребность в осмысленности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию; … практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков; наличие жизненного опыта — важного источника знаний; влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов» [Лебедева, 2014; Никулина, 2015].
Перед составителями программ для обучения взрослых всегда встает вопрос — как учить новому и переучивать взрослых людей? Многочисленные исследования показывают, что необходимо учитывать индивидуальность слушателей, условия их труда, позитивные и негативные установки, жизненные и профессиональные цели, социальные ограничения (мало свободного времени на учебу), уровень мотивации, интерес к обучению [Вершловский, 2010; Григорьева, 2022; Громкова, 2005; Мандель, 2017; Материалы парламентских слушаний, 2022]. Очень важно, чтобы обучающиеся были высоко мотивированы на обучение, в полной мере осознавали причины необходимости обучения, знали, где можно будет применить полученные знания для улучшения своей профессиональной деятельности, и были готовы задать вопрос преподавателю или предложить кейс из своей практики [Технологии образования взрослых, 2008].
В психологических исследованиях непрерывного образования обсуждается проблема потенциала человека как ресурса изменения личности, ее раскрытия: «потенциал человека — способность индивида к самовыражению, самоактуализации и самореализации…» [Личностный потенциал: структура, 2011]. При этом подчеркивается, что потенциал человека реализуется в защите ценностей. Учитывая целевую группу в данной статье, подчеркивается ценность семейного устройства детей-сирот, в том числе возврат в кровную семью, доминирующая с 2006 года, которая сегодня смещается в сторону первоначального сохранения кровной семьи для ребенка и минимизации возвратов детей из замещающих семей [Шульга, 2020].
Проблема потенциальных возможностей человека находится в фокусе внимания психологов и в связи с резким ростом изменений во всех сферах жизни общества. Ре шение многих проблем зависит от динамических аспектов личности — ее готовности к изменениям и устойчивости [Коршунов, 2019; Фрумин, 2018]. В сфере защиты прав детей разработана Концепция совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, которая подразумевает существенные изменения в полномочиях и деятельности специалистов ООиП [Материалы парламентских слушаний, 2022].
Преподавателям важно учитывать возрастные особенности обучения взрослых [Распоряжение Правительства Российской, 2022]. Одной из особенностей является доказанный факт, что успешно обучаться можно в любом возрасте [Игнатьева, 2021; Кобзарь, 2015; Непрерывное образование в, 2021]. В разные периоды жизни на первый план выступают различные функции памяти, типы внимания, изменения мотивации, поэтому специалист вырабатывает индивидуальные способы работы с различной информацией. Очень важно, чтобы человек владел знаниями о своих особенностях как субъекта обучения и сформированной устойчивой мотивацией к обучению [Андреева, 2015; Змеев, 2002; Игнатьева, 2021; Коршунов, 2019; Billett, 2010; Shulga, 2021].
Возникает вопрос, связанный с возрастом обучающихся, — могут ли они усваивать новые знания, так как с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (например, сложно осваивать цифровые технологии из-за снижения зрения и ухудшения памяти и мышления, мелкой моторики). В ходе фундаментального лонгитюдного исследования под руководством Б.Г. Ананьева (1977) осуществлялся анализ динамики психических функций у людей в возрасте от 18 до 60 лет, который показал, что функциональный уровень развития интеллекта остается достаточно высоким на всех возрастных этапах. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о высоком потенциале обучаемости взрослого и его готовности получать, сохранять и перерабатывать информацию для решения различного рода задач [Игнатьева, 2021].
Е.Г. Кобзарь утверждает, что, «как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергией человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике» [Кобзарь, 2015].
К социально-психологическим особенностям обучения взрослых относят наличие внутреннего психологического барьера — некомфортность или боязнь оказаться в роли обучаемого, в то время как в жизни они могут быть начальниками, методистами и учить других [Григорьева, 2022; Громкова, 2005; Змеев, 2002].
К особенностям обучения специалиста может быть отнесена и зона его ближайшего развития, то есть понимание того, что человек может делать самостоятельно, и того, с чем он пока еще не справляется (или справляется с помощью кого-то извне), но что планирует освоить [Андреева, 2015; Кобзарь, 2015]. Это относится прежде всего к специалистам двух групп: со стажем работы 3 года и со стажем менее 1 года.
Наиболее эффективными в обучении взрослых являются активные методы (по зарубежным источникам): «лекция — 5%, чтение — 10%, использование видео- и аудиоматериалов — 20%, демонстрация — 30%, дискуссионные группы — 50%, практические действия — 70%, обучение других, немедленное применение знаний — 90%» [Мальцев, 2016]. Т.В. Шадрина и Л.Н. Лесохина выделили два основных метода взаимодействия аудитории и педагога: «Ориентирующие методы: беседа, диспут, совет, консультация, “исповедь”, рассказ о себе и т.д. и стимулирующие методы: организация деятельности…, помощь, участие, настрой общественного мнения, взаимовыручка, взаимопомощь и др.» [Центры образования взрослых, 1991]. С.И. Змеев выделял пять основных методов, дающих наибольший результат при обучении взрослых, — кейс-метод, метод проектов, метод программированного обучения, проблемный метод и метод проектов [Змеев, 2002]. Обсуждение результатов. Особенности разработки программ повышения квалификации для специалистов в сфере защиты прав и интересов детей
Специалисты ООиП как государственные гражданские или муниципальные служащие обязаны поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей [Указ Президента Российской, 2020; Федеральный закон от, 2007]. При этом характерной особенностью является единство требований к профессиональному развитию специалистов сферы защиты прав детей, вне зависимости от того, кем они являются [Указ Президента Российской, 2020; Федеральный закон от, 2007].
Профессиональное развитие специалистов ООиП должно осуществляться на системной основе и включать в себя в том числе дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется посредством реализации образовательными организациями дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) [Указ Президента Российской, 2019; Федеральный закон от, 2004].
В соответствии с требованиями федерального закона [Федеральный закон от, 2018] для УПР является обязательным наличие высшего образования и опыта работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыта правозащитной деятельности. В рамках осуществления своих полномочий УПР касаются достаточно широкого круга вопросов, что требует от них владения профессиональными компетенциями в области права, педагогики, психологии, социальной работы, медиации, образования и др.
Анализ образовательных потребностей каждой группы слушателей курсов ПК показал, что они имеют схожие профессиональные интересы. Вместе с тем при разработке программ существуют определенные сложности выбора тем для совместной программы повышения квалификации, которые связаны с:
- различиями в полномочиях специалистов ООиП (целевая группа — дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, воспитывающихся родителями (усыновителями)) и аппарата УПР (все вопросы защиты прав детей и их интересов), а следовательно, и разным опытом работы;
- ограниченным объемом часов программы при большом количестве образовательных потребностей (традиционно — 72 часа, включая самостоятельную работу);
- большим количеством полномочий (федеральным законодательством предусмотрено более 60 полномочий для специалистов ООиП);
- дополнительными полномочиями в сфере защиты прав и законных интересов детей, порядок осуществления которых определяется законами субъектов Российской Федерации (около 40 полномочий). Как правило, возлагаемые на ООиП полномочия в субъектах Российской Федерации нередко не свойственны для них, например, заключение договоров/соглашений/контрактов по строительству/приобретению жилья для выпускников; выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, организация и проведение профилактической работы с ними [Семья, 2020].
Апробация модульной программы совместной подготовки специалистов ООиП и аппаратов региональных уполномоченных по правам ребенка (программа повышения квалификации)
Разработанная программа «Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий» (далее — Программа) реализовыва лась в форме онлайн-курса посредством вебинаров и состояла из обязательных (базовых) и дополнительных (вариативных) модулей.
Базовые модули (54 часа) являются обязательными для всех категорий слушателей. По завершению обязательной части предусмотрено итоговое тестирование.
Обучение начинается со знакомства слушателей с полномочиями органов опеки и попечительства и уполномоченного по правам ребенка и их ролью в реализации государственной политики в области защиты прав и интересов детей, что способствует формированию эффективного взаимодействия обоих институтов защиты прав детей. Правовой модуль содержит не только анализ существующих нормативных правовых актов, но и пояснения по подготовленным законопроектам с целью подготовки специалистов к изменениям в их деятельности. Расширению профессионального кругозора для многих слушателей способствует тема «Международное сотрудничество в области защиты прав детей. Международные конвенции, в которых принимает участие Российская Федерация».
Обязательным является психолого-педагогический модуль, представленный главными темами «Психология травмы» и «Психология сиротства».
Достаточно новой для всех специалистов является тема «Реализация права ребенка быть услышанным: как выяснить мнение ребенка и формы участия детей в вопросах, затрагивающих их интересы». Для обеспечения эффективного взаимодействия специалистов в программу включены темы «Работа в межведомственных и мультидисциплинарных командах» и «Профилактика профессиональной деформации». Ряд тем курса направлен на формирование профессиональных компетенций в области медиации, защиты имущественных и неимущественных прав детей, ведения государственного банка данных, участия специалистов в судах, семейного устройства детей-сирот, защиты прав выпускников и пр.
Дополнительные модули (объем — 18 часов) слушатели выбирают в соответствии со своей категорией, но могут факультативно посещать все занятия по своему усмотрению в соответствии с имеющимися профессиональными запросами.
Таблица 2
Дополнительные модули к единой образовательной программе повышения квалификации
|
Дополнительный образовательный модуль для уполномоченных по правам ребенка |
— Социальные риски детства: девиантное, делинквентное, аддиктивное поведение (понятие социализации личности, социальной ситуации развития); — Информационная безопасность детей: риски и возможности информационной среды; — Влияние семейного неблагополучия на развитие ребенка. Родительский алкоголизм; — Дети с РАС (расстройство аутистического спектра) (по заказу аппарата УПР) |
|
Дополнительный образовательный модуль для руководителей ООиП |
— Теория изменений. Проведение стратегических сессий как основы планирования. Доказательный подход в сфере защиты детства; — Организация деятельности уполномоченных организаций по подготовке кандидатов в замещающие родители, критерии эффективности подготовки. Организация сопровождения замещающих семей, уровни и критерии эффективности сопровождения; — Цифровизация деятельности органов опеки и попечительства; — Опыт регионов по цифровизации деятельности органов опеки и попечительства |
|
Дополнительный образовательный модуль для сотрудников ООиП |
— Система взаимодействия с некоммерческими организациями: границы ответственности; — Клинико-психологические аспекты постстрессовых расстройств у подростков; — Документооборот специалиста органа опеки и попечительства |
|
Дополнительный образовательный модуль для специалистов ООиП с опытом работы менее года |
— Полномочия ООиП и их реализация на практике; — Мониторинг оценки результативности моделей органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан в субъектах Российской Федерации; — Типичные нарушения законодательства в деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних; — Технологии взаимодействия специалиста ООиП с неблагополучной семьей (коммуникативные навыки) |
«Сегодня практически л юбая проблема, возникающая в трудовой и повседневной жизни человека, может быть решена с помощью целенаправленного получения новых знаний и обучения. Социологические обследования различных групп населения показывают, что осознанное обучение новым навыкам составляет основу для самореализации, личностного роста, физического здоровья» [Фрумин, 2018].
Согласно европейской программе 2016 г. New Skills Agenda for Europe, меняется содержание непрерывного образования взрослых. С этой целью разрабатываются модульные программы курсов повышения квалификации [Коршунов, 2019; Billett, 2010].
Для слушателей курсов были доступны учебно-методические материалы:
- презентации к тексту лекции или практической работе (занятию) — представляют краткое содержание вебинара;
- тексты лекций составлены по плану проведения вебинара — содержат ключевые позиции вебинара, раскрывают или дополняют информацию в части дополнительных источников;
- запись видеолекции или видеокейсов с разбором практических заданий (записи доступны в течение 1-2 дней после проведения вебинара по ссылке на канале YouTube);
- задания для самостоятельной работы, самопроверки и подготовки слушателей к контрольному тестированию (тестовые задания).
Задания для самостоятельной работы включали: анализ научных статей на профессиональные темы из разных журналов, просмотр видеоматериалов с дальнейшим обсуждением с преподавателями, составление региональной программы развития специалистов в сфере защиты прав детей, знакомство с результатами федеральных мониторингов и сравнение с региональными данными, подготовка кейсов для разбора их на занятиях, самотестирование. Все занятия были интерактивными, включая такую форму, как проведение так называемых «батлов» между специалистами ООиП и аппаратов УПР (например, кто больше увидит нарушений прав ребенка в музыкальном ролике о жизни брошенного ребенка в детском доме).
Для успешного завершения курса необходимо прослушать видеолекции базового курса Программы (в прямом эфире или в записи) и ознакомиться с учебно-методическими материалами, предложенными в личном кабинете слушателя, пройти итоговое тестирование.
По завершению обучения 165 специалистов выступили в качестве экспертов по оценке содержания курсов и условиям их проведения. Отвечая на вопрос «Насколько полезным был для вас курс в целом?», 72,8% слушателей выбрали максимальное значение в 10 баллов, а еще 17,3% слушателей выбрали значение в 9 баллов. Само содержание курса полностью соответствовало профессиональному стандарту специалиста органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (100% положительных ответов), а дополнительные модули расширяли тематику занятий для специалистов аппарата уполномоченных по правам ребенка.
Актуальность курса была также оценена достаточно высоко (74,0% — 10 баллов, 15% — 9 баллов).
Высокую оценку получили записанные и иные методические материалы (узконаправленные темы) — 75,6% слушателей выбрали 10 баллов, а 11,0% — 9 баллов.
Эксперты отметили возможность в процессе обучения слушателями задавать вопросы преподавателям. Такая практика высоко оценивалась слушателями курса («Курс достаточно полный, на те вопросы, которые я задавала, получила компетентные ответы в полной мере»; «Ответы получила. За период обучения повзрослела профессионально!»). Отдельные темы были записаны заранее, и слушатели могли ознакомиться с ними до начала вебинаров. Это позволяло заранее подготовить вопросы к выступлению лектора.
Эксперты высоко оценили доступность в записи проведенных вебинаров. Такой формат позволял вовлечь в обучающий процесс тех, кто не мог слушать вебинары в реальном времени из-за занятости на работе или разницы во времени (вебинары начинались в 9:00 по московскому времени, в это время на Камчатке уже было 18:00). Также слушателям предлагались текстовые материалы для самостоятельного изучения, презентации, кейсы, что позволило сделать курс максимально информативным и полезным.
Оценивая программу в целом, один из слушателей написал: «Из “внешних” преимуществ: возможность послушать лекции в записи, возможность распечатать текст лекции и посмотреть презентации. Очень интересные кейсы, практические задания. Из “внутренних”/содержательных преимуществ: четкая структура подачи материала, логичность, полнота, глубокое знание каждым лектором своей темы, возможность услышать опыт коллег, понимание того, что “ты — не один”, что вопросы опеки изучаются глубоко и методично!».
На вопрос о дополнительных темах, которые слушатели предложили бы в программу повышения квалификации, помимо вопросов, связанных с углубленным изучением ряда тем по полномочиям и функциям специалистов, они указали, что их интересует:
— организация собственной работы: «Распределение рабочего времени специалиста опеки и попечительства. Мы всегда жалуемся на то, что не хватает времени, так как идет прием граждан, судебные процессы, выездные мероприятия и т.п. Функций очень много, штатных работников не хватает. И я думаю, что мы не умеем распределять свое рабочее время. А этому тоже надо научиться» (тайм-менеджмент);
- сохранение психического здоровья: «Сохранение психики в условиях стремительно меняющегося мира и переизбытка информации, двойственности посланий со стороны управленческого аппарата»;
- оказание помощи несовершеннолетним вне собственных полномочий: «Навыки обучения и заработка в новых условиях, профориентация и устройство на работу детей с 18-20 лет в реальный сектор экономики, как научить их зарабатывать, на что жить»;
- системное понимание общих вопросов защиты прав детей: «Кто чем должен заниматься в сфере профилактики социального сиротства, какая это система, кто и
- как координирует, какие программы регионы по СОП делают, как их исполняют, что в этих программах делает опека, если ее включают».
По информации специалистов ООиП, повышение квалификации и переподготовка осуществляются за счет работодателя, за счет субвенций, выделяемых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, а также за счет грантовой поддержки программы организаторов курсов или бесплатно.
Выводы и заключение
Проведенная апробация программы в форме повышения квалификации показала, что в современных условиях она должна строиться на современных подходах к обучению взрослых с учетом принципов непрерывного образования («обучение в течение всей жизни») в новых условиях.
Преподаватели должны учитывать ряд особенностей обучения взрослых: a) наличие собственного опыта, в том числе негативного; б) желание учиться практически применимым знаниям, навыкам для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретных целей; в) предпочтение учиться только у профессионалов и в комфортной атмосфере; г) учет интересов организации, командировавшей человека на обучение, и личных интересов.
В психологических исследованиях показывается, что возрастных ограничений для обучения взрослых от 18 до 60 лет не выявлено. При этом подчеркивается, что потенциал человека реализуется в защите ценностей. Поэтому в процессе обучения была поставлена задача донесения до специалистов ООиП и УПР важности ценности семейного устройства детей-сирот, в том числе возврат в кровную семью, доминирующей с 2006 года, которая сегодня смещается в сторону первоначального сохранения кровной семьи для ребенка и минимизации возвратов детей из замещающих семей.
Профессиональное развитие специалистов ООиП и УПР важно осуществлять на системной основе и включать дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется посредством реализации курсов повышения квалификации, в региональную комплексную программу повышения профессионализма специалистов в области защиты прав детей.
Вместе с тем слушатели назвали проблемы профессионального развития: отсутствие регламентированных сроков прохождения обучения, а также отсутствие соответствующего финансирования и предложили установить на федеральном уровне обязательность прохождения повышения квалификации в определенные сроки, что позволит осуществлять бюджетное планирование на эти цели, а также обеспечит возможность обновления профессиональных знаний и навыков большей численности специалистов ООиП.
По мнению преимущественного большинства специалистов всех целевых групп, очень важно проводить обучающие мероприятия специалистов УПР и специалистов ООиП совместно. В рамках предложенной программы специалисты практически впервые узнали о полномочиях специалистов обоих институтов защиты прав ребенка.
В перспективе следует перейти на обучение региональных команд, работающих на одной территории, выявить проблемы взаимодействия разных категорий специалистов и в связи с этим уточнить содержание программы с фокусом на программные формы обучения, кейс-стади и тренинги.