Актуализация профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»

62

Аннотация

Профессиональный стандарт «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 680н и применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года. Актуализация профессионального стандарта в 2022 году вызвана изменениями в законодательстве Российской Федерации в сфере опеки и попечительства, в общероссийских классификаторах видов экономической деятельности, занятий, специальностей по образованию, а также результатами анализа применения профессионального стандарта. Актуализация и реализация профессионального стандарта отвечают задачам кадрового обеспечения в рамках совершенствования деятельности органов опеки и попечительства. Внесены изменения в группы занятий, конкретизированы требования к образованию для специалистов, уточнены требования к опыту практической работы, внесены изменения в состав и наименование обобщенных трудовых функций с перераспределением входящих в них трудовых функций. С учетом внедрения информационных технологий изменены формулировки трудовых функций. В трудовых функциях: обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних; защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства; выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, произведена корректировка формулировок при описании трудовых действий, а также требований к необходимым умениям и знаниям. Во всем тексте профессионального стандарта вся терминология приведена в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере опеки и попечительства.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, специалист, органы опеки и попечительства

Рубрика издания: Безопасность и право

Тип материала: документ

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2022030107

Для цитаты: Актуализация профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. С. 89–117. DOI: 10.17759/ssc.2022030107

Полный текст

Проект

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от ___ ______ 2022 г. _____

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Регистрационный номер

Содержание

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функцио­нальная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция «Обеспечение и защита прав и законных инте­ресов несовершеннолетних»

3.2. Обобщенная трудовая функция «Защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства»

3.3. Обобщенная трудовая функция «Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

3.4. Обобщенная трудовая функция «Защита прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта

I. Общие сведения

Содействие обеспечению и защите прав и законных интересов, социальных и иных государственных гарантий детям и иным лицам

(наименование вида профессиональной деятельности)

Код

Отнесение к видам экономической деятельности:

87.90

Деятельность организаций, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, таких как приюты для сирот, детские дома, интернаты и общежития для детей, временные приюты для бездомных

88.99

Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки

(код ОКВЭД2)

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

 

код

 

наименование

уровень квалификации

 

наименование

 

код

уровень (подуровень) квалификации

 

 

 

A

 

 

Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних

 

 

 

6

Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками

 

A/01.6

 

6

Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних

A/02.6

6

Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних

A/03.6

6

 

 

B

Защита прав и

законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства

 

 

6

Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства

B/01.6

6

Принятие мер по защите прав ребенка, нуждающегося в помощи государства

 

B/02.6

 

6

 

 

 

 

 

C

 

 

 

Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

 

 

 

6

Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

C/01.6

6

Ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны или попечители

C/02.6

6

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации

 

C/03.6

 

6

Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

C/04.6

 

6

 

 

 

 

D

 

 

 

Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

 

 

6

Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

D/01.6

 

6

Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, помещенных под надзор в организации

 

D/02.6

 

6

Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

D/03.6

 

6

 

I.       Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1.  Обобщенная трудовая функция:

 

Наименование

Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних

Код

A

Уровень квалификации

6

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование по профилю профессиональной деятельности или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам переподготовки по профилю профессиональной деятельности

Требования к опыту практической работы

 

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не до- пускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации3

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет

Дополнительные характеристики

 

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

 

 

 

ОКСО

5.40.03.01

Юриспруденция

5.40.04.02

5.37.03.02

Конфликтология

5.37.04.02

5.37.04.01

Психология

5.39.03.02

Социальная работа

5.39.04.02


3 Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (редакция от 31 июля 2020 г.) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607;

2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 52, ст. 7002; 2011, № 49, ст. 7031; 2013, № 27, ст. 3477;

№ 48, ст. 6165; № 52, ст. 6986; 2014, № 30, ст. 4217; № 49, ст. 6918; 2015, № 1 (ч. 1) ст. 42, № 29 (ч. I), ст. 4356).

 


 

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

 

ОКСО4

5.39.03.03

Организация работы с молодежью

5.39.04.03

6.44.00.00

Образование и педагогические науки

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершенно- летних граждан и их законных представителей

Ведение служебной переписки, в том числе запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях

Проведение обследования условий жизни несовершеннолетних и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание

Выяснение мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством

Составление актов обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, а также основанного на них заключения при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав

Разрешение внесудебного конфликта или урегулирование судебных споров с привлечением службы медиации

Определение видов помощи, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей

Подготовка материалов для обязывания родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка с его близкими родственниками

Подготовка материалов для предъявления в суд иска об устранении препят- ствий к общению с ребенком его близких родственников

Подготовка актов органов опеки и попечительства, предусмотренных федеральными и региональными нормативами, связанных с обеспечением и защитой прав ребенка

Подбор и назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации


4 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.


 

Участие в судебном заседании в качестве представителя истца (заявителя) или для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика в случаях, предусмотренных законодательством

Подготовка ходатайств о проведении экспертиз, назначаемых судом

Защита прав и законных интересов ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка в целях участия в его воспитании

Защита прав и законных интересов детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию, в части своих полномочий

Участие в принудительном исполнении решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), в части своих полномочий совместно со службой судебных приставов-исполнителей

Сбор первичной статистической и аналитической информации и ее обработка

Внесение сведений в государственные информационные системы, за исключением государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Осуществлять первичную статистическую обработку получаемой информации и последствий принимаемых решений

Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп

Разрешать конфликты, содействовать их разрешению

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Описывать конкретные практические случаи

Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением

Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие)

Выполнять административные регламенты предоставления услуг

Вести электронный документооборот (далее — ЭДО), составлять запросы, отчеты и другие документы

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Основы возрастной и социальной психологии

Технологии разрешения конфликтов (восстановительной медиации)

Права и обязанности участников судебного процесса

Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической ин- формации

 

Необходимые знания

Основы психологии делового общения

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации с разными категориями граждан

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних

Код

A/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

                 

 

Трудовые действия

Прием документов на выдачу разрешения на изменение имени и фамилии ребенка, их рассмотрение и принятие решения

Прием документов на выдачу указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистра- ции его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; на выдачу согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установ- ленных законодательством; для объявления несовершеннолетнего полно- стью дееспособным (эмансипированным)

Рассмотрение и принятие решения об указании относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; согласии на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством; объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным)

Подготовка и выдача решения относительно указания имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством; объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным)

Подготовка материалов и предъявление в суд требования о признании бра- ка недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста

Участие в рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста

Прием документов и выдача согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей)

 

 

Прием документов для принятия решения о проведении психиатрического освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет, в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя, их рассмотрение и принятие решения

Прием документов для выдачи согласия на заключение трудовых договоров с лицами, достигшими возраста 14 лет и получающими общее образование, для выполнения в свободное от получения образования время легко- го труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы, их рассмотрение и принятие решения

Прием документов для выдачи разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, их рассмотрение и принятие решения

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Выполнять административные регламенты предоставления услуг

Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп

Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно- информационного характера и работать с ними

Использовать государственный язык Российской Федерации при изложении своих мыслей, как в устной форме, так и в письменной форме

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие)

Вести ЭДО и составлять запросы, отчеты и другие документы

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Основы психологии делового общения

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации с разными категориями граждан

Основы возрастной и социальной психологии

Права и обязанности участников судебного процесса

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.1.3. Трудовая функция

Наименование

Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних

Код

A/03.6

Уровень (подуро- вень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Прием документов и подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних

Прием документов и выдача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений

Прием документов и выдача предварительного разрешения (согласия) на передачу в собственность несовершеннолетним жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние

Прием документов и выдача разрешения на раздел имущества несовершеннолетних и на расходование денежных средств несовершеннолетнего

Прием документов об определении управляющего имуществом подопечного, их рассмотрение и заключение договора о доверительном управлении недвижимым и ценным движимым имуществом несовершеннолетнего

Представление интересов несовершеннолетнего при оформлении его имущественных прав в установленных законодательством случаях

Подготовка материалов и предъявление иска в суд о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд родителей

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Выполнять административные регламенты предоставления услуг

Составлять проекты актов органа опеки и попечительства по защите имущественных прав несовершеннолетних

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Общаться с разными категориями граждан, детьми разных возрастных групп

Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением

Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно- информационного характера и работать с ними

 

 

Использовать государственный язык Российской Федерации при изложении своих мыслей, как в устной форме, так и в письменной форме

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие)

Вести ЭДО и составлять запросы, отчеты и другие документы

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав детей

Основы возрастной и социальной психологии

Основы психологии делового общения

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации

Права и обязанности участников судебного процесса

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.2.  Обобщенная трудовая функция:

Наименование

Защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства

Код

В

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

 

Требования

к образованию и обучению

Высшее образование по профилю профессиональной деятельности или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам переподготовки по профилю профессиональной деятельности

Требования к опыту практической работы

Не менее 1 года в области социального обслуживания граждан

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не до- пускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по ре- абилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет

 

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

 

 

 

 

ОКСО

5.40.03.01

Юриспруденция

5.40.04.02

5.37.03.02

Конфликтология

5.37.04.02

5.37.04.01

Психология

5.39.03.02

Социальная работа

5.39.04.02

5.39.03.03

Организация работы с молодежью

5.39.04.03

6.44.00.00

Образование и педагогические науки

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства

Код

B/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Прием сведений о детях, нуждающихся в помощи государства, у располагающих этими сведениями граждан, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, медицинских и других организаций

Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершенно- летних граждан и их законных представителей

Проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, и принятия мер по защите прав и интересов детей, содействию оказания помощи семье

Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи

Подготовка акта о выявлении ребенка, нуждающегося в помощи государства, в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации

Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства

Осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном законодательством

 

 

Подготовка материалов для предъявления в суд иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка

Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних; признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей

Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп

Сотрудничать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие)

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в про- цессе делового общения и соблюдать правила этикета

Выполнять административные регламенты предоставления услуг

Вести ЭДО и составлять акты проверок, запросов и другие документы

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные нормативные акты в сфере защиты прав детей

Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия

Психология девиантного поведения (алкоголизация, наркомания, конфликт с законом, жестокость, агрессия и другие)

Педагогика и психология детско-родительских отношений

Психология травмы. Теория привязанности

Формы и способы выявления мнения ребенка любого возраста

Основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения

Основы возрастной и социальной психологии

Основы психологии делового общения

Права и обязанности участников судебного процесса

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция

Наименование

Принятие мер по защите прав ребенка, нуждающегося в помощи государства

Код

B/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Составление и утверждение планов по защите прав ребенка, в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации

Прием документов для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, пред- усмотренных законодательством, их рассмотрение

Прием документов для назначения ребенку опекуна или попечителя по за- явлению родителей, их рассмотрение

Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем ребенка либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Составление акта обследования гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем ребенка либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Заключение соглашения с законными представителями ребенка и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении ребенку опекуна или попечителя по заявлению родителей

Подготовка и заключение договоров социального патроната в случаях и по- рядке, предусмотренных законодательством субъектов Российской Феде- рации, подготовка рекомендаций к принятию решений об их расторжении

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Составлять планы по защите прав несовершеннолетнего

Сотрудничать с органами власти, составлять запросы

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты, соблюдать этику делового общения

Составлять договоры и проекты актов органа опеки и попечительства о на- значении несовершеннолетнему гражданину опекуна или попечителя

Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп

 

 

Выяснять мнение ребенка

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие)

Вести электронный документооборот и составлять запросы

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые доку- менты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства

Формы и способы выявления мнения ребенка

Основы возрастной и социальной психологии

Основы психологии делового общения

Инфраструктура системы социальной защиты

Основы работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.3.  Обобщенная трудовая функция:

Наименование

Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

С

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

 

Требования

к образованию и обучению

Высшее образование по профилю профессиональной деятельности или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам переподготовки по профилю профессиональной деятельности

Требования к опыту практической работы

Не менее 1 года в области социального обслуживания граждан

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям)

 

 

за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — про- граммы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет

 

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2635

Специалисты в области организации и ведения социальной работы

 

 

 

 

ОКСО

5.40.03.01

Юриспруденция

5.40.04.02

5.37.03.02

Конфликтология

5.37.04.02

5.37.04.01

Психология

5.39.03.02

Социальная работа

5.39.04.02

5.39.03.03

Организация работы с молодежью

5.39.04.03

6.44.00.00

Образование и педагогические науки

3.3.1. Трудовая функция

Наименование

Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

С/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Прием сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, у располагающих этими сведениями граждан, дошкольных образовательных и обще- образовательных организаций, медицинских и других организаций

Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершенно- летних граждан

Проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, и принятие мер по защите прав и интересов детей

Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи

Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны

 

 

Подготовка заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов

Ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей

Направление информации первичного учета и о прекращении учета о ребенке, оставшемся без попечения родителей, региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Прием документов для назначения ребенку временного опекуна или попечителя

Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать временным опекуном или попечителем ребенка

Составление акта обследования гражданина, выразившего желание стать временным опекуном или попечителем ребенка

Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении ребенку временного опекуна или попечителя; о временном пребывании в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка

Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп

Выяснять мнение ребенка

Сотрудничать с органами исполнительной власти, организациями

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие)

Вести документацию на различных носителях, составлять запросы в раз- личные органы исполнительной власти, организации

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые доку- менты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

Основы возрастной и социальной психологии

Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения, сбора, обработки и анализа статистических данных

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

 

 

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.3.2. Трудовая функция

Наименование

Ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны или попечители

Код

C/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Информирование граждан о возможности стать усыновителями, опекуна- ми или попечителями, порядке усыновления, установления опеки и попечительства и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (производная информация) через официальный сайт органа опеки и попечительства, интернет-ресурсы и средства массовой информации

Подготовка и внесение сведений в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях

Прием заявления и документов от граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями

Подготовка и направление запросов необходимых сведений о гражданах, выразивших желание принять в свою семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в уполномоченные органы

Осуществление подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями

Отбор организаций для осуществления полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями, и контроля за деятельностью организаций по осуществлению полномочия

Подготовка направления на психологическое обследование граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью

Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать усыновителями, опекунами или попечителями

Составление акта обследования гражданина, выразившего желание стать усыновителями, опекунами или попечителями

 

 

Подготовка заключения органа опеки и попечительства о возможности или невозможности гражданина стать усыновителем, опекуном или попечителем

Внесение сведений в журнал учета граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями

Направление документированной информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и передача информации о прекращении учета сведений о гражданине органом опеки и попечительства для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей

Предоставление гражданину информации о ребенке, нуждающимся в усыновлении, установлении над ним опеки или попечительства, и выдача направления для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения)

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Консультировать граждан по вопросам усыновления, установления опеки и попечительства

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Сотрудничать с органами исполнительной власти, некоммерческими организациями, судебными органами по вопросу усыновления, установления опеки или попечительства

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие)

Вести электронный документооборот и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов

Понимать медицинские диагнозы и их последствия для развития ребенка, основания для отнесения детей к группам здоровья

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот

Основы возрастной и социальной психологии

Основы педагогики воспитания

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.3.3. Трудовая функция

Наименование

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации

Код

C/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Исполнение обязанностей опекуна или попечителя до устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование личного дела несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей

Планирование мероприятий по защите прав ребенка, оставшегося без по- печения родителей

Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя

Подготовка документов и заключение договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, договора о патронатной семье (патронатном воспитании)

Подготовка заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка

Участие в рассмотрении судом дел об усыновлении детей российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства

Подготовка документов к назначению выплат и пособий при передаче ребенка на воспитание в семью и на содержание ребенка, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Подготовка документов к направлению в налоговые органы по месту на- хождения органов опеки и попечительства сведений об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о после- дующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации

Подготовка материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных

Подготовка акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Получение согласия законного представителя ребенка на усыновление (удочерение), согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление и на назначение опекуна или попечителя

 

 

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания

Составлять планы по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей

Выяснять мнение ребенка

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Сотрудничать с органами исполнительной власти, организациями

Составлять договоры в сфере устройства ребенка

Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп

Понимать медицинские диагнозы и их последствия для развития ребенка, основания для отнесения детей к группам здоровья, влияние наследственных и генетических факторов

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие)

Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые доку- менты в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Требования к организации условий проживания и воспитания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основы психологии депривации, привязанности

Особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации

Основы возрастной психологии и социальной психологии

Основы педагогики, воспитания

Требования к ведению личного дела подопечного

Основы разрешения конфликтов

Права и обязанности участников судебного процесса

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

 

3.3.4. Трудовая функция

 

Наименование

Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

C/04.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Ведение учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, установленных законодательством

Подготовка материалов для выдачи справок, содержащих реквизиты доку- ментов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя)

Подготовка материалов для заключения договоров о сопровождении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и в случаях, установленных законодательством

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Вести учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе электронный

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Основы возрастной психологии и социальной психологии

Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации

Организовывать проведение мониторинга

Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые доку- менты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

Социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период

Основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации)

Психология девиантного и делинквентного поведения

 

 

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.4.  Обобщенная трудовая функция:

Наименование

Защита прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

D

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование по профилю профессиональной деятельности или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам переподготовки по профилю профессиональной деятельности

Требования к опыту практической работы

Не менее 1 года в области социального обслуживания граждан

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не до- пускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2446

Специалисты в сфере социальных проблем

ЕКС

 

ОКСО

5.40.03.01

Юриспруденция

5.40.04.02

5.37.03.02

Конфликтология

5.37.04.02

 

 

3.4.1. Трудовая функция

 

Наименование

Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Код

D/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Ведение личного дела несовершеннолетнего подопечного и обеспечение конфиденциальности при хранении личных дел подопечных

Подготовка материалов для обязания опекунов или попечителей, приемных родителей не препятствовать общению с несовершеннолетним подопечным его близких родственников

Подготовка материалов в суд с иском об устранении опекунами или попечителями, приемными родителями препятствий к общению с несовершеннолетним подопечным его близких родственников

Подготовка материалов для выдачи согласия родителю, родительские права которого ограничены судом, на контакты с ребенком

Представление законных интересов несовершеннолетних детей в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных

Подготовка акта органа опеки и попечительства об утверждении индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пересмотр плана не реже одного раза в полгода

Организация исполнения функций опекуна или попечителя по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет

Подготовка материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных

 

 

Подготовка материалов для выдачи согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования

Подготовка материалов для принятия решения об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленных законодательством

Подготовка материалов для выдачи разрешения на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без по- печения родителей

Прием заявления и документов от граждан, выразивших желание временно принять ребенка из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и случаях, установленных законодательством, подготовка и направление запросов необходимых сведений в уполномоченные органы

Проведение и составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание временно принять ребенка из организации для де- тейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка заключения органа опеки и попечительства

Выдача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации

Прием документов и выдача предварительного согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в случае наличия у подопечных, не являющихся собственниками жилого помещения, права пользования указанным жилым помещением

Прием документов и выдача предварительного согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства)

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Формировать личное дело подопечного, вести и хранить его

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета

Представлять интересы несовершеннолетнего

Основы возрастной психологии и социальной психологии

 

 

Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп

Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами

Выяснять мнение ребенка

Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Требования к ведению личного дела подопечного

Основы возрастной и социальной психологии

Основы разрешения конфликтов

Права и обязанности участников судебного процесса

Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

 

3.4.2. Трудовая функция

Наименование

Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, помещенных под надзор в организации

Код

D/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Проведение плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов (попечителей)

Составление акта обследования условий жизни несовершенно- летних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранно- сти их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством

Осуществление контрольного обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка

 

 

Составление отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка

Подготовка материалов для принятия решения об отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленных законодательством

Подготовка заявления в суд с требованием об отмене усыновления ребенка в случаях и порядке, установленных законодательством

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Проверять соблюдение прав и законных интересов детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания

Выяснять мнение ребенка

Понимать медицинские диагнозы и их последствия для развития ребенка, основания для отнесения детей к группам здоровья

Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, детский труд и другие

Права и обязанности участников судебного процесса

Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей

Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

Требования к проведению проверок и оформлению их результатов

Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисления выплат материальной помощи и другое)

Основы возрастной и социальной психологии

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

3.4.3. Трудовая функция

Наименование

Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, помещенных под надзор в организации

Код

D/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Оказание методической, консультативной, правовой помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных

Оказание содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи

Подготовка материалов для заключения и расторжения договоров о сопровождении семей в порядке и в случаях, установленных законодательством

Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации

Необходимые умения

Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты

Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений

Консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению

Сотрудничать с различными специалистами, образовательными, медицинскими, социальными и иными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание

Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в про- цессе делового общения и соблюдать правила этикета

Вести электронный документооборот и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовые акты

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации, международные правовые доку- менты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства

Принципы организации профессионального сопровождения семей

Инфраструктура помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями

Основы педагогики и психологии воспитания

Основы медиации

 

 

Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисления выплат материальной помощи и других)

Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаков и последствий жестокого обращения и насилия и другие)

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Другие характеристики

Соблюдение профессиональной этики

II.    Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта

4.1.  Ответственная организация-разработчик:

ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, город Москва Генеральный директор — Платыгин Дмитрий Николаевич

4.2.  Наименования организаций-разработчиков

1.

СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва

2.

ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Министерстве просвещения Российской Федерации, город Москва

3.

ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»

4.

ГБУ Ресурсный центр по опеке и попечительству «Содействие» ДТСЗН города Москвы

5.

Управление организации деятельности по опеке и попечительству Министерства социальной защиты Российской Федерации, город Москва

6.

Управление территориальных структур подразделения по опеке и попечительству Министер- ства социальной защиты по городу Люберцы

7.

ГБУ РС Я Ресурсный центр Победа, город Якутск

8.

БУ «Ресурсный центр развития социального обслуживания», город Сургут

9.

ООО Центр «Родник», город Москва

Метрики

Просмотров

Всего: 243
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 62
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5