Социальные науки и детство
2022. Том 3. № 1. С. 89–117
doi:10.17759/ssc.2022030107
ISSN: 2713-0584 (online)
Актуализация профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»
Аннотация
Профессиональный стандарт «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 680н и применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года. Актуализация профессионального стандарта в 2022 году вызвана изменениями в законодательстве Российской Федерации в сфере опеки и попечительства, в общероссийских классификаторах видов экономической деятельности, занятий, специальностей по образованию, а также результатами анализа применения профессионального стандарта. Актуализация и реализация профессионального стандарта отвечают задачам кадрового обеспечения в рамках совершенствования деятельности органов опеки и попечительства. Внесены изменения в группы занятий, конкретизированы требования к образованию для специалистов, уточнены требования к опыту практической работы, внесены изменения в состав и наименование обобщенных трудовых функций с перераспределением входящих в них трудовых функций. С учетом внедрения информационных технологий изменены формулировки трудовых функций. В трудовых функциях: обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних; защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства; выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, произведена корректировка формулировок при описании трудовых действий, а также требований к необходимым умениям и знаниям. Во всем тексте профессионального стандарта вся терминология приведена в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере опеки и попечительства.
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, специалист, органы опеки и попечительства
Рубрика издания: Безопасность и право
Тип материала: документ
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2022030107
Для цитаты: Актуализация профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. С. 89–117. DOI: 10.17759/ssc.2022030107
Полный текст
Проект
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от ___ ______ 2022 г. _____
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
Регистрационный номер |
Содержание
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция «Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних»
3.2. Обобщенная трудовая функция «Защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства»
3.3. Обобщенная трудовая функция «Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
3.4. Обобщенная трудовая функция «Защита прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта
I. Общие сведения
Содействие обеспечению и защите прав и законных интересов, социальных и иных государственных гарантий детям и иным лицам |
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Отнесение к видам экономической деятельности:
87.90 |
Деятельность организаций, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, таких как приюты для сирот, детские дома, интернаты и общежития для детей, временные приюты для бездомных |
88.99 |
Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
(код ОКВЭД2) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних |
6 |
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками |
A/01.6 |
6 |
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних |
A/02.6 |
6 |
|||
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних |
A/03.6 |
6 |
|||
B |
Защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства |
6 |
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства |
B/01.6 |
6 |
Принятие мер по защите прав ребенка, нуждающегося в помощи государства |
B/02.6 |
6 |
|||
C |
Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
6 |
Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
C/01.6 |
6 |
Ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны или попечители |
C/02.6 |
6 |
|||
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации |
C/03.6 |
6 |
|||
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
C/04.6 |
6 |
|||
D |
Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
6 |
Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
D/01.6 |
6 |
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, помещенных под надзор в организации |
D/02.6 |
6 |
|||
Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
D/03.6 |
6 |
I. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция:
Наименование |
Обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам переподготовки по профилю профессиональной деятельности |
Требования к опыту практической работы |
|
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не до- пускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации3 |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2635 |
Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
ОКСО |
5.40.03.01 |
Юриспруденция |
5.40.04.02 |
||
5.37.03.02 |
Конфликтология |
|
5.37.04.02 |
||
5.37.04.01 |
Психология |
|
5.39.03.02 |
Социальная работа |
|
5.39.04.02 |
3 Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (редакция от 31 июля 2020 г.) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607;
2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 52, ст. 7002; 2011, № 49, ст. 7031; 2013, № 27, ст. 3477;
№ 48, ст. 6165; № 52, ст. 6986; 2014, № 30, ст. 4217; № 49, ст. 6918; 2015, № 1 (ч. 1) ст. 42, № 29 (ч. I), ст. 4356).
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКСО4 |
5.39.03.03 |
Организация работы с молодежью |
5.39.04.03 |
||
6.44.00.00 |
Образование и педагогические науки |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершенно- летних граждан и их законных представителей |
Ведение служебной переписки, в том числе запрос необходимых сведений, информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях |
|
Проведение обследования условий жизни несовершеннолетних и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание |
|
Выяснение мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством |
|
Составление актов обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, а также основанного на них заключения при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей и осуществлением родительских прав |
|
Разрешение внесудебного конфликта или урегулирование судебных споров с привлечением службы медиации |
|
Определение видов помощи, которые необходимо оказать ребенку и семье для восстановления нарушенных детско-родительских отношений, социальных связей и привязанностей |
|
Подготовка материалов для обязывания родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка с его близкими родственниками |
|
Подготовка материалов для предъявления в суд иска об устранении препят- ствий к общению с ребенком его близких родственников |
|
Подготовка актов органов опеки и попечительства, предусмотренных федеральными и региональными нормативами, связанных с обеспечением и защитой прав ребенка |
|
Подбор и назначение представителя для защиты прав и законных интересов детей в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации |
4 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
|
Участие в судебном заседании в качестве представителя истца (заявителя) или для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика в случаях, предусмотренных законодательством |
Подготовка ходатайств о проведении экспертиз, назначаемых судом |
|
Защита прав и законных интересов ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка в целях участия в его воспитании |
|
Защита прав и законных интересов детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, детскую проституцию и порнографию, в части своих полномочий |
|
Участие в принудительном исполнении решений судов, в том числе связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), в части своих полномочий совместно со службой судебных приставов-исполнителей |
|
Сбор первичной статистической и аналитической информации и ее обработка |
|
Внесение сведений в государственные информационные системы, за исключением государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Осуществлять первичную статистическую обработку получаемой информации и последствий принимаемых решений |
|
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп |
|
Разрешать конфликты, содействовать их разрешению |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Описывать конкретные практические случаи |
|
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением |
|
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие) |
|
Выполнять административные регламенты предоставления услуг |
|
Вести электронный документооборот (далее — ЭДО), составлять запросы, отчеты и другие документы |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Технологии разрешения конфликтов (восстановительной медиации) |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Основы знаний в области сбора, обработки и анализа статистической ин- формации |
Необходимые знания |
Основы психологии делового общения |
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации с разными категориями граждан |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
||
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||
Трудовые действия |
Прием документов на выдачу разрешения на изменение имени и фамилии ребенка, их рассмотрение и принятие решения |
Прием документов на выдачу указания относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистра- ции его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; на выдачу согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установ- ленных законодательством; для объявления несовершеннолетнего полно- стью дееспособным (эмансипированным) |
|
Рассмотрение и принятие решения об указании относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; согласии на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством; объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) |
|
Подготовка и выдача решения относительно указания имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями; согласия на установление отцовства в порядке и в случаях, установленных законодательством; объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) |
|
Подготовка материалов и предъявление в суд требования о признании бра- ка недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста |
|
Участие в рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста |
|
Прием документов и выдача согласия на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей) |
|
Прием документов для принятия решения о проведении психиатрического освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет, в случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя, их рассмотрение и принятие решения |
Прием документов для выдачи согласия на заключение трудовых договоров с лицами, достигшими возраста 14 лет и получающими общее образование, для выполнения в свободное от получения образования время легко- го труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы, их рассмотрение и принятие решения |
|
Прием документов для выдачи разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, их рассмотрение и принятие решения |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Выполнять административные регламенты предоставления услуг |
|
Общаться с разными категориями граждан, с детьми разных возрастных групп |
|
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно- информационного характера и работать с ними |
|
Использовать государственный язык Российской Федерации при изложении своих мыслей, как в устной форме, так и в письменной форме |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие) |
|
Вести ЭДО и составлять запросы, отчеты и другие документы |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Основы психологии делового общения |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации с разными категориями граждан |
|
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуро- вень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Прием документов и подготовка материалов для дачи предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних |
Прием документов и выдача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений |
|
Прием документов и выдача предварительного разрешения (согласия) на передачу в собственность несовершеннолетним жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние |
|
Прием документов и выдача разрешения на раздел имущества несовершеннолетних и на расходование денежных средств несовершеннолетнего |
|
Прием документов об определении управляющего имуществом подопечного, их рассмотрение и заключение договора о доверительном управлении недвижимым и ценным движимым имуществом несовершеннолетнего |
|
Представление интересов несовершеннолетнего при оформлении его имущественных прав в установленных законодательством случаях |
|
Подготовка материалов и предъявление иска в суд о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд родителей |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Выполнять административные регламенты предоставления услуг |
|
Составлять проекты актов органа опеки и попечительства по защите имущественных прав несовершеннолетних |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Общаться с разными категориями граждан, детьми разных возрастных групп |
|
Планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением |
|
Составлять служебные документы аналитического, делового и справочно- информационного характера и работать с ними |
3.2. Обобщенная трудовая функция:
Наименование |
Защита прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства |
Код |
В |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам переподготовки по профилю профессиональной деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее 1 года в области социального обслуживания граждан |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не до- пускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по ре- абилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2635 |
Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
ОКСО |
5.40.03.01 |
Юриспруденция |
5.40.04.02 |
||
5.37.03.02 |
Конфликтология |
|
5.37.04.02 |
||
5.37.04.01 |
Психология |
|
5.39.03.02 |
Социальная работа |
|
5.39.04.02 |
||
5.39.03.03 |
Организация работы с молодежью |
|
5.39.04.03 |
||
6.44.00.00 |
Образование и педагогические науки |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Прием сведений о детях, нуждающихся в помощи государства, у располагающих этими сведениями граждан, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, медицинских и других организаций |
Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершенно- летних граждан и их законных представителей |
|
Проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, и принятия мер по защите прав и интересов детей, содействию оказания помощи семье |
|
Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи |
|
Подготовка акта о выявлении ребенка, нуждающегося в помощи государства, в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации |
|
Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства |
|
Осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном законодательством |
|
Подготовка материалов для предъявления в суд иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах |
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка |
|
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних; признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей |
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп |
|
Сотрудничать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие) |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в про- цессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Выполнять административные регламенты предоставления услуг |
|
Вести ЭДО и составлять акты проверок, запросов и другие документы |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные нормативные акты в сфере защиты прав детей |
Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия |
|
Психология девиантного поведения (алкоголизация, наркомания, конфликт с законом, жестокость, агрессия и другие) |
|
Педагогика и психология детско-родительских отношений |
|
Психология травмы. Теория привязанности |
|
Формы и способы выявления мнения ребенка любого возраста |
|
Основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения |
|
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Основы психологии делового общения |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Принятие мер по защите прав ребенка, нуждающегося в помощи государства |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Составление и утверждение планов по защите прав ребенка, в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации |
Прием документов для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, пред- усмотренных законодательством, их рассмотрение |
|
Прием документов для назначения ребенку опекуна или попечителя по за- явлению родителей, их рассмотрение |
|
Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем ребенка либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах |
|
Составление акта обследования гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем ребенка либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах |
|
Заключение соглашения с законными представителями ребенка и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении ребенку опекуна или попечителя по заявлению родителей |
|
Подготовка и заключение договоров социального патроната в случаях и по- рядке, предусмотренных законодательством субъектов Российской Феде- рации, подготовка рекомендаций к принятию решений об их расторжении |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Составлять планы по защите прав несовершеннолетнего |
|
Сотрудничать с органами власти, составлять запросы |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты, соблюдать этику делового общения |
|
Составлять договоры и проекты актов органа опеки и попечительства о на- значении несовершеннолетнему гражданину опекуна или попечителя |
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп |
|
Выяснять мнение ребенка |
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие) |
|
Вести электронный документооборот и составлять запросы |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые доку- менты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства |
|
Формы и способы выявления мнения ребенка |
|
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Основы психологии делового общения |
|
Инфраструктура системы социальной защиты |
|
Основы работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3. Обобщенная трудовая функция:
Наименование |
Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
С |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам переподготовки по профилю профессиональной деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее 1 года в области социального обслуживания граждан |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) |
|
за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — про- граммы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2635 |
Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
ОКСО |
5.40.03.01 |
Юриспруденция |
5.40.04.02 |
||
5.37.03.02 |
Конфликтология |
|
5.37.04.02 |
||
5.37.04.01 |
Психология |
|
5.39.03.02 |
Социальная работа |
|
5.39.04.02 |
||
5.39.03.03 |
Организация работы с молодежью |
|
5.39.04.03 |
||
6.44.00.00 |
Образование и педагогические науки |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
С/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Прием сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, у располагающих этими сведениями граждан, дошкольных образовательных и обще- образовательных организаций, медицинских и других организаций |
Ведение приема и консультирование граждан, в том числе несовершенно- летних граждан |
|
Проведение обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, и принятие мер по защите прав и интересов детей |
|
Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи |
|
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны |
|
Подготовка заявления о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов |
Ведение журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Направление информации первичного учета и о прекращении учета о ребенке, оставшемся без попечения родителей, региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
|
Прием документов для назначения ребенку временного опекуна или попечителя |
|
Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать временным опекуном или попечителем ребенка |
|
Составление акта обследования гражданина, выразившего желание стать временным опекуном или попечителем ребенка |
|
Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении ребенку временного опекуна или попечителя; о временном пребывании в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка |
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп |
|
Выяснять мнение ребенка |
|
Сотрудничать с органами исполнительной власти, организациями |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие) |
|
Вести документацию на различных носителях, составлять запросы в раз- личные органы исполнительной власти, организации |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые доку- менты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
|
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения, сбора, обработки и анализа статистических данных |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны или попечители |
Код |
C/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Информирование граждан о возможности стать усыновителями, опекуна- ми или попечителями, порядке усыновления, установления опеки и попечительства и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (производная информация) через официальный сайт органа опеки и попечительства, интернет-ресурсы и средства массовой информации |
Подготовка и внесение сведений в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывших усыновителях |
|
Прием заявления и документов от граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями |
|
Подготовка и направление запросов необходимых сведений о гражданах, выразивших желание принять в свою семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в уполномоченные органы |
|
Осуществление подготовки граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями |
|
Отбор организаций для осуществления полномочия органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями, и контроля за деятельностью организаций по осуществлению полномочия |
|
Подготовка направления на психологическое обследование граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями, с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью |
|
Проведение обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать усыновителями, опекунами или попечителями |
|
Составление акта обследования гражданина, выразившего желание стать усыновителями, опекунами или попечителями |
|
Подготовка заключения органа опеки и попечительства о возможности или невозможности гражданина стать усыновителем, опекуном или попечителем |
Внесение сведений в журнал учета граждан, выразивших желание стать усыновителями, опекунами или попечителями |
|
Направление документированной информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и передача информации о прекращении учета сведений о гражданине органом опеки и попечительства для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
|
Предоставление гражданину информации о ребенке, нуждающимся в усыновлении, установлении над ним опеки или попечительства, и выдача направления для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения) |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Консультировать граждан по вопросам усыновления, установления опеки и попечительства |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Сотрудничать с органами исполнительной власти, некоммерческими организациями, судебными органами по вопросу усыновления, установления опеки или попечительства |
|
Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и другие) |
|
Вести электронный документооборот и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов |
|
Понимать медицинские диагнозы и их последствия для развития ребенка, основания для отнесения детей к группам здоровья |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, международные правовые документы в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе знание форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот |
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Основы педагогики воспитания |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.3.3. Трудовая функция
Наименование |
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации |
Код |
C/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Исполнение обязанностей опекуна или попечителя до устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Формирование личного дела несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей |
|
Планирование мероприятий по защите прав ребенка, оставшегося без по- печения родителей |
|
Подготовка акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя |
|
Подготовка документов и заключение договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, договора о патронатной семье (патронатном воспитании) |
|
Подготовка заключения об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка |
|
Участие в рассмотрении судом дел об усыновлении детей российскими и иностранными гражданами или лицами без гражданства |
|
Подготовка документов к назначению выплат и пособий при передаче ребенка на воспитание в семью и на содержание ребенка, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации |
|
Подготовка документов к направлению в налоговые органы по месту на- хождения органов опеки и попечительства сведений об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о после- дующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации |
|
Подготовка материалов для выдачи разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных |
|
Подготовка акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзор в организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Получение согласия законного представителя ребенка на усыновление (удочерение), согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление и на назначение опекуна или попечителя |
3.3.4. Трудовая функция
Наименование |
Содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
C/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Ведение учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, установленных законодательством |
Подготовка материалов для выдачи справок, содержащих реквизиты доку- ментов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя) |
|
Подготовка материалов для заключения договоров о сопровождении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и в случаях, установленных законодательством |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Вести учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе электронный |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Основы возрастной психологии и социальной психологии |
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Осуществлять сбор, обработку и анализ статистической информации |
|
Организовывать проведение мониторинга |
|
Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые доку- менты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
Социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период |
|
Основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации) |
|
Психология девиантного и делинквентного поведения |
|
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.4. Обобщенная трудовая функция:
Наименование |
Защита прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
D |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по программам переподготовки по профилю профессиональной деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее 1 года в области социального обслуживания граждан |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не до- пускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2446 |
Специалисты в сфере социальных проблем |
ЕКС |
— |
— |
ОКСО |
5.40.03.01 |
Юриспруденция |
5.40.04.02 |
||
5.37.03.02 |
Конфликтология |
|
5.37.04.02 |
3.4.1. Трудовая функция
Наименование |
Защита личных неимущественных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Код |
D/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Ведение личного дела несовершеннолетнего подопечного и обеспечение конфиденциальности при хранении личных дел подопечных |
Подготовка материалов для обязания опекунов или попечителей, приемных родителей не препятствовать общению с несовершеннолетним подопечным его близких родственников |
|
Подготовка материалов в суд с иском об устранении опекунами или попечителями, приемными родителями препятствий к общению с несовершеннолетним подопечным его близких родственников |
|
Подготовка материалов для выдачи согласия родителю, родительские права которого ограничены судом, на контакты с ребенком |
|
Представление законных интересов несовершеннолетних детей в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных, либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных |
|
Подготовка акта органа опеки и попечительства об утверждении индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, помещенного под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пересмотр плана не реже одного раза в полгода |
|
Организация исполнения функций опекуна или попечителя по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет |
|
Подготовка материалов для дачи законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных |
|
Подготовка материалов для выдачи согласия на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования |
Подготовка материалов для принятия решения об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленных законодательством |
|
Подготовка материалов для выдачи разрешения на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без по- печения родителей |
|
Прием заявления и документов от граждан, выразивших желание временно принять ребенка из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и случаях, установленных законодательством, подготовка и направление запросов необходимых сведений в уполномоченные органы |
|
Проведение и составление акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание временно принять ребенка из организации для де- тейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка заключения органа опеки и попечительства |
|
Выдача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам (попечителям) или приемным родителям ребенка (детей) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации |
|
Прием документов и выдача предварительного согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в случае наличия у подопечных, не являющихся собственниками жилого помещения, права пользования указанным жилым помещением |
|
Прием документов и выдача предварительного согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства) |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Формировать личное дело подопечного, вести и хранить его |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в процессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Представлять интересы несовершеннолетнего |
|
Основы возрастной психологии и социальной психологии |
|
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп |
Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации, особенности общения с инвалидами |
|
Выяснять мнение ребенка |
|
Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Требования к ведению личного дела подопечного |
|
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Основы разрешения конфликтов |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.4.2. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, помещенных под надзор в организации |
Код |
D/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов (попечителей) |
Составление акта обследования условий жизни несовершенно- летних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранно- сти их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством |
|
Осуществление контрольного обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка |
|
Составление отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка |
Подготовка материалов для принятия решения об отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленных законодательством |
|
Подготовка заявления в суд с требованием об отмене усыновления ребенка в случаях и порядке, установленных законодательством |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Проверять соблюдение прав и законных интересов детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания |
|
Выяснять мнение ребенка |
|
Понимать медицинские диагнозы и их последствия для развития ребенка, основания для отнесения детей к группам здоровья |
|
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, в том числе вовлечения детей в порнографию, проституцию, детский труд и другие |
|
Права и обязанности участников судебного процесса |
|
Вести ЭДО и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовых актов |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые документы в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей |
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа |
|
Требования к проведению проверок и оформлению их результатов |
|
Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисления выплат материальной помощи и другое) |
|
Основы возрастной и социальной психологии |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.4.3. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан, помещенных под надзор в организации |
Код |
D/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Оказание методической, консультативной, правовой помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных |
Оказание содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи |
|
Подготовка материалов для заключения и расторжения договоров о сопровождении семей в порядке и в случаях, установленных законодательством |
|
Ведение служебной переписки и документации на различных носителях информации |
|
Необходимые умения |
Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений |
|
Консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
Выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению |
|
Сотрудничать с различными специалистами, образовательными, медицинскими, социальными и иными организациями для организации профессионального сопровождения семей, принявших ребенка (детей) на воспитание |
|
Вести деловые переговоры, устанавливать межличностные контакты в про- цессе делового общения и соблюдать правила этикета |
|
Вести электронный документооборот и составлять запросы, проекты распорядительных документов и правовые акты |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации, международные правовые доку- менты в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства |
|
Принципы организации профессионального сопровождения семей |
|
Инфраструктура помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями |
|
Основы педагогики и психологии воспитания |
|
Основы медиации |
|
Экономические знания (в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисления выплат материальной помощи и других) |
Медицинские знания (понимание медицинских диагнозов и их последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаков и последствий жестокого обращения и насилия и другие) |
|
Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности |
|
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
II. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик:
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, город Москва Генеральный директор — Платыгин Дмитрий Николаевич
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. |
СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва |
2. |
ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Министерстве просвещения Российской Федерации, город Москва |
3. |
ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет» |
4. |
ГБУ Ресурсный центр по опеке и попечительству «Содействие» ДТСЗН города Москвы |
5. |
Управление организации деятельности по опеке и попечительству Министерства социальной защиты Российской Федерации, город Москва |
6. |
Управление территориальных структур подразделения по опеке и попечительству Министер- ства социальной защиты по городу Люберцы |
7. |
ГБУ РС Я Ресурсный центр Победа, город Якутск |
8. |
БУ «Ресурсный центр развития социального обслуживания», город Сургут |
9. |
ООО Центр «Родник», город Москва |
Метрики
Просмотров
Всего: 243
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 62
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5