Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии
2010. № 1. С. 21–50
ISSN: 2191-6667
Представления Л. С. Выготского о письменной речи
Аннотация
Цель данной статьи состоит в разработке понятия письменной речи, основанного на подробном анализе работ Л. С. Выготского. Выделены две значимые сферы, связанные с раскрытием этой темы Л. С. Выготским: изучение письма в аспекте развития и понятие «письменной речи» в контексте внутренней речи и речи вслух. Были изучены ранние идеи Л. С. Выготского в отношении онтогенеза письменной речи. Исследованы отношения между понятиями письменной речи и внутренней речи и речи вслух, как их определял Л. С. Выготский. Письмо выступает одновременно как когнитивный и коммуникативный процесс. Авторы объединяют эти лини размышлений и предлагают возможные способы дальнейшего развития представлений о письменной речи в рамках концепции Л. С. Выготского.
Общая информация
Ключевые слова: абстракция, обобщение, внутренняя речь, речь вслух, значение и его контекст, онтогенез, письменная речь, устная речь, язык, высшие психические функции, когнитивные навыки, предикат, психологические системы, монолог, обучение письму, функции речи, мотивация говорения, символ, фонетический символ, обучение как социальная деятельность
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Зурд-Бухле С., Карстен А., Сурд-Бушель С. Представления Л. С. Выготского о письменной речи [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2010. № 1. С. 21–50. URL: https://psyjournals.ru/journals/tatigkeitstheorie/archive/2010_n1/34990 (дата обращения: 16.11.2024)
Литература
- Bachtin, Michail (1978/2004): Das Problem der sprachlichen Gattungen In: Konrad Ehlich und Katharina Meng (Hrsg.): Die Aktualität des Verdräng-ten. Heidelberg: Synchron. S. 447-484.
- Bazerman, Charles (Hrsg.) (2008): Handbook of Research on Writing. History, Society, School, Individual, Text. New York und London: Lawrence Erlbaum Associates.
- Flower, Linda & Hayes John R. (1981): A cognitive process theory of writing. College Composition and Communication 1.1. S. 120-160.
- Gillen, Julia (2000): Versions of Vygotsky. British Journal of Educational Studies, 48, 2. S. 183-198.
- Glick, Joseph (1997): Prologue. In: Lev S. Vygotsky (1997): The Collected Works of L. S. Vygotsky, Volume 4. The History of the Development of Higher Mental Functions. Hrsg. von Robert W. Rieber. New York und London: Plenum Press. S. v-xvi.
- Günther, Hartmut (1998): Die Sprache des Kindes und die Schrift des Erwach-senen. In: Ludowika Huber, Gerd Kegel und Angelika Speck-Hamdan (Hrsg.): Einblicke in den Schriftspracherwerb. Braunschweig: Westermann. S. 21-30.
- Hayes, John R. (1996): A New Framework for Understanding Cognition and Affect in Writing. In: C. Michael Levy und Sarah Ransdell (Hrsg.): The science of writing: Theories, methods, individual differences, and applications. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. S. 1-27.
- Jakubinskij, Lev (1923/2004): Über die dialogische Rede. In: Konrad Ehlich und Katharina Meng (Hrsg.): Die Aktualität des Verdrängten. Heidelberg: Synchron. S. 383-433.
- John-Steiner, Vera; Cole, Michael; Souberman, Ellen; Scribner, Sylvia (1978): Editor’s Preface. In: Lev S. Vygotsky (1978): Mind in Society. Hrsg. von Michael Cole et al. Cambridge: Harvard University Press. S. ix-xi.
- Keiler, Peter (2002): Lev Vygotskij – ein Leben für die Psychologie. Weinheim: Beltz.
- Lompscher, Joachim & Rückriem, Georg (2002): Editorial. In: Lev S. Vygotskij (2002): Denken und Sprechen. Hrsg. von Joachim Lompscher und Georg Rückriem. Weinheim: Beltz. S. 7-35.
- MacArthur, Charles A.; Graham, Steve; Fitzgerald, Jill (Hrsg.) (2006): Handbook of Writing Research. New York und London: The Guilford Press.
- Ninio, Anat; Bruner, Jerome (1978): The achievements and antecedents of la-belling. Journal of Child
language 5. S. 1-15. - Schneuwly, Bernard (2008): Vygotski, l’école et l’écritire. Cahier N 118, Cahiers de la Section des Sciences de l’Education. Université de Genève.
- Schorch, G. (1982): Schreibenlernen und Schriftspracherwerb. Bd. Heilbrunn: Klinkhardt.
- Sjölin, Amelie (1996): Schrift als Geste: Wort und Gestalt in Kinderarbeiten. Neuried: Ars Una.
- Sperling, Melanie; Freedman, Sarah W. (2002): Research on writing. In: Richardson, Virginia (Hrsg.): Handbook of Research on Teaching. Washington, DC: American Educational Research Association. S. 370-389.
- van der Veer, René & Valsiner, Jaan (1994): Introduction. In: René van der Veer und Jaan Valsiner (Hrsg.): The Vygotsky Reader. Oxford und Cambridge: Blackwell. S. 1-9.
- Vygodskaja, Gita L. & Lifanova, Tamara M. (2000): Lev Semjonovič Vygotskij: Leben – Tätigkeit –Persönlichkeit. Hrsg. von Joachim Lompscher und Georg Rückriem. Hamburg: Verlag Dr. Kovač.
- Vygotskij, Lev S. (1934/2002): Denken und Sprechen. Hrsg. von Joachim Lompscher und Georg
Rückriem. Weinheim: Beltz. - Vygotsky, Lev S. (1978): Mind In Society. The Development of Higher Psychological Functions. Hrsg. von Michael Cole et al. Cambridge: Harvard Uni-versity Press.
- Vygotsky, Lev S. (1935/1997): The Collected Works of L. S. Vygotsky, Volume 4. The History of the Development of Higher Mental Functions. Hrsg. von Robert W. Rieber. New York und London: Plenum Press.
- Wieler, Petra (1997): Vorlesen in der Familie. Fallstudien zur literarisch-kulturellen Sozialisation von Vierjährigen. Weilheim: Juventa.
- Wygotski, Lev S. (1969): Denken und Sprechen. Frankfurt am Main: S. Fischer (Lizenz-Ausgabe der Akademie-Verlag-Version von 1964).
- Wygotski, Lev S. (1983): Die Besonderheit der Schriftsprache. In: Günther Schorch (Hrsg.): Schreibenlernen und Schriftspracherwerb. Bad Heilbrunn: Klinkhardt. S. 13-16.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2381
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 1224
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2