Речь — упразднение (диалектическое отрицание) некоторых абстракций

811

Аннотация

Создается впечатление, что современной наукой накоплено достаточно знаний о человеческой речи и связанных с ней психических процессах, к примеру, о мышлении. Кажется, что основной проблемой остается систематизация этого множества знаний. Однако при более глубоком анализе обсуждаемых в смежных науках – лингвистике, психологии, философии – проблем и связанной с ними аргументации мы не находим описания речи, разделяемого всеми ими. Это происходит из-за различий между науками на парадигмальном уровне. В некоторой степени их сближают похожие типы редукции в попытках объяснения центральной понятия – речи. Таким образом, некоторые базовые проблемы являются не решаемыми на данном этапе. В статье показано, что «речевая координация» является фундаментальным понятием и может рассматриваться как отправная точка для дальнейших исследований высших психических функций.

Общая информация

Ключевые слова: Брунер, субъектность, деятельность , культура, абстракция, функциональный подход, способность действовать , направленность деятельности, философия языка, социальная жизнь, понятия, Дэвидсон, Фейербах, Гибсон, Соссюр, Выготский Л.С., потребности, язык, мышление, лингвистика, Леонтьев А.Н., восприятие

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мессинг Ю. Речь — упразднение (диалектическое отрицание) некоторых абстракций [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2010. № 1. С. 51–66. URL: https://psyjournals.ru/journals/tatigkeitstheorie/archive/2010_n1/35002 (дата обращения: 14.12.2024)

Литература

  1. Bruner, J. (1983): Child's Talk: Learning to use Language. Dt. Ausgabe: Wie das Kind sprechen lernt. Huber, Bern 2002.
  2. Davidson, D. (1980): Essays on Actions and Events. Dt. Ausgabe: Handlung und Ereignis. Suhrkamp, Frankfurt am Main 1990.
  3. Davidson, D. (1984): Inquiries into Truth and Interpretation. Oxford University Press. Dt. Ausgabe: Wahrheit und Interpretation. Suhrkamp, Frankfurt am Main 1999.
  4. Davidson, D. (1986): Eine hübsche Unordnung von Epitaphen. In: Davidson, D., Wahrheit, Sprache und Geschichte. (S. 151-180) Frankfurt am Main 2008: Suhrkamp.
  5. Davidson, D. (1991): Subjektiv, Intersubjektiv, Objektiv. In: Merkur Heft 11, 45. Jahrgang (S. 999-1014). Etwas verändert erschien dieser Aufsatz als: „Drei Spielarten des Wissens“ in: Davidson, D. 2004: Subjektiv, Intersubjektiv, Objektiv. Suhrkamp, Frankfurt am Main.
  6. Davidson, D. (2001): Bedingungen für Gedanken. In: Davidson, D. Probleme der Rationalität. (S. 233-256) Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  7. Davidson, D. (2005): Durch die Sprache sehen. In: Davidson, D., Wahrheit, Sprache und Geschichte. (S. 206-228) Frankfurt am Main 2008: Suhrkamp.
  8. Gibson, J. J. (1966): The Senses Considered as Perceptual Systems. Dt. Ausgabe: Die Sinne und der Prozess der Wahrnehmung, Bern : Huber 1973.
  9. Gibson, J. J. (1979): The Ecological Approach to Visual Perception. Dt. Ausgabe: Wahrnehmung und Umwelt. Der ökologische Ansatz in der visuellen Wahrnehmung. München: Urban und Schwarzenberg, 1982.
  10. Gibson, J. J. (1982): Notes on Affordances. In E.S. Reed & R. Jones (Eds.) 1982: Reasons for Realism. Lawrence Erlbaum, Hillsdale, NJ (p. 401-418)
  11. Gleß, A. / Messing, J. (in Vorbereitung): Wenn ich andere Menschen nicht verstehe... Erfahrungen mit einem autistischen Jungen.
  12. Hörmann, H. (1976): Meinen und Verstehen. Grundzüge einer psychologischen Semantik. Frankfurt am Main: Suhrkamp.
  13. Holzkamp, K. (1983): Grundlegung der Psychologie. Frankfurt/New York: Campus.
  14. Holzkamp, K. (1993): Lernen. Subjektwissenschaftliche Grundlegung. Frankfurt/New York: Campus.
  15. Holzkamp, K. (1996): Psychologie: Selbstverständigung über Handlungsbegründungen alltäglicher Lebensführung. Forum Kritische Psychologie Nr. 36. Argument-Verlag, Berlin.
  16. Leontjew, A. N. (1964): Probleme der Entwicklung des Psychischen. Volk und Wissen, Berlin.
  17. Leontjew, A.N. (1981): Psychologie des Abbilds. In: Forum Kritische Psychologie Nr 9. Argument-Verlag, Berlin. 1981. S. 5-19.
  18. Kleist, H. von (1805): Über die allmähliche Verfertigung der Gedanken beim Reden. In: Heinrich von Kleist. Werke in einem Band. Hanser, München. 1966. Auch unter http://gutenberg.spiegel.de/?id=5&xid=1467&kapitel=1#gb_found
  19. Messing, J. (1999): Allgemeine Theorie des menschlichen Bewusstseins. Weidler, Berlin.
  20. Messing, J. (2004): Die Aufgabe des Begriffes. In: Rauterberg/Scholz (Hrsg.) Die Dinge haben Namen. Zum Verhältnis von Sprache und Sache im Sachunterricht. Schneider, Hohengehren. S. 43-57.
  21. Messing, J. / Werani, A. (in Vorbereitung): Sprechend koordinieren.
  22. Spitz, R. (1976): Vom Dialog. Studien über den Ursprung der menschlichen Kommunikation und ihrer Rolle in der Persönlichkeitsbildung. Klett, Stuttgart.
  23. Spitz, R. (1978): Nein und Ja. Die Ursprünge der menschlichen Kommunikation. Klett Stuttgart
  24. Vygotskij, L.S. (1934): Myslenje i rjetsch, Moskva 1956. Dt. Ausgabe: Denken und Sprechen. Beltz, Weinheim 2002.
  25. Werani, A. (in Vorbereitung): Inneres Sprechen - Weiterentwicklung eines theoretischen Konzeptes auf empirischer Grundlage. Habilitationsschrift, LMU München.

Информация об авторах

Мессинг Юрген, факультет прикладных гуманитарных наук, психологии и реабилитологии, Высшая школа медицинских сестер (FB Angewandte Humanwissenschaften: Rehabilitationspsychologie gfp-Fachschulen für Pflegeberufe Berlin), Берлин, Германия, e-mail: messing@messing.in-berlin.de

Метрики

Просмотров

Всего: 1596
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 811
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0